Статья на тему «Обучение аргументации на уроках иностранного языка»
Обучение аргументации на уроках иностранного языка.
Одним из важнейших компонентов обучения иностранному языку является обучение построению аргументированного высказывания. В данном случае сложность состоит как в подборе аргументации, так и в ее языковом оформлении. При этом первичной будет именно смысловая составляющая, а вторичным – ее языковое отображение.
Данная проблема особенно актуальна при обучении учащихся7-11 классов написанию личного письма, эссе, подготовке к устному высказыванию на ВПР и ГИА, поскольку во время экзамена учащимся в ограниченный период времени необходимо подобрать аргументы и контраргументы по заданной теме, что невозможно сделать без наличия определенной практики. Поэтому учащихся следует обучать не только умению правильно подбирать аргументы, но и делать это в ограниченный период времени.
При обучении построению аргументации следует разграничить понятия примера и аргумента. Аргумент – логический довод, который используется для обоснования точки зрения, пример – частный случай, иллюстрирующий этот довод. Одной из наиболее распространенных ошибок учащихся является приведение примера, иллюстрирующего аргумент, при опущении самого аргумента, т. е. в логической цепочке положение – аргумент – пример отсутствует среднее звено.
Обучение аргументации начинается с обоснования собственного мнения о чем-либо. Например, при выполнении задания 2 устной части ВПР по английскому языку в 7 классе учащиеся должны отметить, нравится ли им выбранное изображение, и почему. Это самый простой способ аргументации, опирающийся на личные предпочтения учащихся; в данном случае аргументация будет строиться, исходя из личных предпочтений учащегося.
Тем не менее, в учебном процессе часто встречаются ситуации, когда тезис или тема, требующие аргументации, не встречает у учащихся личного отклика, т. е. аргументация должна быть не эмоциональной, а логической. Для тренировки подбора аргументов следует создавать на уроке как можно больше разнообразных речевых ситуаций, которые позволят охватить широкий круг тем. Кроме того, для обучения целесообразно выбирать спорные тезисы, вопросы, на которые нет однозначного ответа. Многообразие возможных вариантов предоставит учащимся больше возможностей для практики в подборе аргументов.
Для обучения аргументации можно использовать следующие задания.
На основе прочитанного текста.
а) подобрать заголовок к тексту;
б) предугадать содержание текста по названию;
в) дать характеристику герою текста (основываясь на его поступках);
г) поставить себя на место героя текста, объяснить, как можно было бы поступить на его месте и почему;
д) предположить, что произойдет в дальнейшем (основываясь на содержании прочитанного текста).
2. На основе монолога/диалога/полилога.
а) охарактеризовать деятельность известной личности, попытаться логически обосновать мотивы его/ее поступков на основании известных фактов;
б) составление диалога по спорному утверждению (участники должны защищать противоположные точки зрения);
в) дебаты (могут быть подготовленными и неподготовленными. В первом случае участники заранее делятся на группы и подбирают аргументы, во втором деление на группы и подбор аргументов происходит во время занятия);
3. На основе письменной речи.
а) написание личного письма;
б) написание эссе.
Помимо умения аргументировать определенные тезисы, необходимо познакомить учащихся с понятием валидности информации, т. е. учащиеся должны подбирать аргументы и примеры с учетом надежности источника информации, что в современном мире представляет определенную сложность, поскольку основным источником информации является всемирная сеть Интернет, информация в которой не всегда соответствует истине. Аргументы могут быть эмпирическими, т. е. основанными на собственном жизненном опыте; опираться на мнение экспертов (в этом случае оно должно быть взято из авторитетного источника); быть основанными на здравом смысле, законах природы или статистике (статистические данные также должны быть взяты из надежного источника).
На более поздних этапах обучения целесообразно ограничивать время, отведенное на подбор аргументов. Во-первых, умение быстро подобрать соответствующий ситуации аргумент необходимо в любой ситуации устного общения; во-вторых, во время проверочных и экзаменационных работ время, отведенное на выполнение работы, ограничено, следовательно, необходимо уметь составлять аргументы не только качественно, но и быстро.
Помимо обучения собственно аргументации, учащиеся должны овладеть языковыми средствами логической связи, наличие которых в устных и письменных высказываниях также проверяется во время Всероссийских проверочных работ, а также государственной итоговой аттестации. Правильное использование средств логической связи делают текст более осмысленным, придает ему целостность и завершенность.
Источники:
http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61400
http://elib.kspu.ru/document/47070