Проект «Человеку друг огонь, только ты его не тронь!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № 4 «Звездочка»
АВТОР ПРОЕКТА: МЕШКОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: среднесрочный
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 4-5 лет
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей, стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травм опасных ситуаций.
Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.
Данный проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь. Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА
1. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М. : Скрипторий 2003, 2007.
2. Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2009.
3. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Образовательные:
- углублять и систематизировать знания о полезных и опасных сторонах огня, огнеопасных предметах, о причинах возникновения пожаров, объяснять, чем опасен огонь, подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей;
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- познакомить с правилами поведения при пожаре и со средствами пожаротушения;
- систематизировать знания детей об электрических приборах, используемых в быту (назначения, правила пользования);
- уточнить знания детей о профессии пожарного;
- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки коммуникативного общения;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах;
- воспитывать чувства благодарности пожарным, которые помогают нам в трудных ситуациях;
- воспитывать любовь к природе, культуру поведения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
- становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
- формированность устойчивых навыков самосохранения и навыков осознанного безопасного поведения;
- создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;
- создание предметно – развивающей среды (подбор иллюстраций, атрибутов к сюжетно-ролевым играм (создание одежды для пожарного, создание средств пожаротушения и т.д.));
- оформление подборки наглядного материала, художественной литературы для детей;
- координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и воспитателями;
- изменение отношения родителей к данной проблеме:
- развитие творческих способностей детей;
- активное принятие участия в конкурсе семейных рисунков.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
- составление паспорта проекта;
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
- подбор детской художественной литературы для чтения детям;
- подбор презентации для просмотра;
- изготовление дидактических игр;
- подбор материала для проведения опытов и экспериментов;
- подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
- доведение до сведения родителей воспитанников цели и содержания проекта;
- привлечение родителей к оказанию помощи в создании развивающей среды (подбор иллюстраций, атрибутов к сюжетно-ролевым играм (создание одежды для пожарного, создание средств пожаротушения и т.д.)).
Основной этап
Работа с родителями
- проведение семейной спортивно - развлекательной программы «Пожарные спешат на помощь»;
- проведение конкурса семейного рисунка;
- помещение консультаций в родительском уголке по пожарной безопасности.
Работа с детьми
- проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;
- проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, эстафет, спортивного развлечения;
- чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, рассказов, сказок, прослушивание аудиосказки, загадывание загадок по теме);
- рассматривание картин, просмотр презентации, рисование рисунков, конструирование из строительного материала, изготовление аппликации;
- знакомство с уголком пожарной безопасности;
- проведение опытов, экспериментов;
- проведение конкурса семейного рисунка;
- решение проблемных ситуаций;
- обыгрывание игровых ситуаций.
Оснащение предметно - развивающее среды
- внесение наглядного материала, художественной литературы для детей, материала для продуктивной деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Завершающий этап. Подведение итогов
- дети адекватно реагируют на звук пожарной сигнализации;
- дети четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть; умеют правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части (правильно называют свой домашний адрес);
- дети знают средства подручные пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань) и умеют ими пользоваться;
- дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение;
- родители стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с детьми, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов;
- проведенные мероприятия показали, что дети усвоили весь материал, правильно отвечают на поставленные вопросы, осознанно выполняют правила пожарной безопасности.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
[Таблица не отображается. Чтобы просмотреть таблицу, скачайте файл урока в начале страницы]
РИСКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РИСКОВ
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Но активная совместная деятельность всех участников проекта поможет сформировать у детей навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Продуктом реализации данного проекта явилось:
- семейная спортивно - развлекательная программа «Пожарные спешат на помощь»;
- тематическое развлечение «Минутки безопасности с обезьянкой Чи-Ча»;
- конкурс семейных рисунков по пожарной безопасности.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволил на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.
Елена Лыскина
Нагорная Светлана Петровна