Пояснительная записка к презентации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БУНЬКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ПРОЕКТ
«Дружба – это счастье»
Авторы проекта: Букреев Максим, Деденёв Сергей,
Злоказов Владимир, Молодкин Сергей,
Привалова Евгения, Ракова Виктория,
Рева Татьяна, Устинов Александр,
учащиеся 4 класса
С.Буньково
ВВЕДЕНИЕ
Проблема дружбы между людьми является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы об особенностях дружбы, о её возникновении и развитии продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в разные времена ценности и образы человеческих взаимоотношений изменялись.
Раньше настоящая дружба почиталась как одна из человеческих ценностей, её воспевали поэты. К дружбе относились более бережно, ради неё были готовы на большие жертвы. В раннем средневековье восхвалялась героическая рыцарская дружба. В начале Нового времени дружеские чувства понимались как деловые отношения. В 18 – 19 веках - нежная лирическая дружба, главной ценностью которой являлась откровенность и искренность. В 20 веке заговорили об оскудении дружбы под влиянием развития общества и научного прогресса. Сегодня дружба ни к чему не обязывает. Детей больше привлекает телевизор или компьютер, чем общение с друзьями. Может быть, нам уже вовсе не нужны ни друзья, ни дружба?
Мы считаем, что выбранная нами тема проекта «Дружба – это счастье» актуальна.
Объект: дружба одноклассников.
Предмет: характеристики дружбы одноклассников.
Цель: составление правил дружбы.
Задачи исследования:
1)Изучить информацию о роли дружбы среди одноклассников;
2)Исследовать мнение одноклассников о дружбе;
3) Составление правил дружбы, чтобы дружба была настоящим счастьем для друзей.
Гипотеза исследования: исходя из того, что дружба является одной из человеческих ценностей и может сделать человека счастливым, то необходимо придерживаться правил дружбы, чтобы дружба была настоящим счастьем для друзей.
Методы:
1.Изучение литературы, интернет – ресурсов
2.Сочинение «Дружба в моей жизни»;
·анкета «Я и мой друг»;
3.Обработка собранной информации.
4.Творческая работа: составление правил дружбы.
Работа над проектом.
Мотивационный этап. Постановка проблемы.
Среди учащихся нашего 4 класса был проведён опрос. Мы решили узнать, что мы знаем о дружбе. Все ученики нашего класса ответили на следующие вопросы:
- Что такое дружба?
- В чём и как проявляется дружба?
- Нужна ли дружба в наше время?
- Есть ли у вас настоящий верный друг?
- Каким должен быть друг?
- Какие правила дружбы вы знаете?
Результаты опроса показали, что дети нашего класса имеют в школе друзей, хотя не все понимают, в чём и как проявляется дружба, не могут назвать качества настоящего друга. Именно поэтому возникла необходимость проведения данного проекта.
Подготовительный этап (распределение заданий, определение задач).
На этом этапе были определены цели и задачи проекта. Мы получили и выполнили разные задания.
Задания:
Найти объяснение в толковых словарях слова «Дружба»
Найти детские песни о дружбе и представить их.
Найти книги с рассказами и стихами о дружбе
Найти в книгах и изучить пословицы о дружбе, найти им толкование .
Информационный этап.
На данном этапе мы собирали материал, работали с художественной литературой и другими источниками. Вот что мы узнали:
По словарю Даля, дружба – это взаимная привязанность двух или более людей; тесная связь их, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви, уважении и взаимных выгодах.
Дружба – это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. С.И. Ожегов
Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях,общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Википедия
Дружба – это разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Философская энциклопедия
Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность,... любовь». Энциклопедия «Кругосвет»
Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Википедия
Друг – 1. Близкий приятель, лицо, связанное с кем-нибудь дружбой. 2. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь (книжн.). Толковый словарь Ушакова
Друг — это другое Я. Философская энциклопедия
Дружба, что же это такое? Этим вопросом не одно поколение задаются люди. На эту тему написано много художественной литературы и снято фильмов.
В книге «Волшебник Изумрудного города» рассказывается о том, какие подвиги можно совершить ради друзей. И как друзья помогают стать лучше: Лев стал смелым, Страшила - умным, Дровосек – получил любящее сердце. Девочка Элли заботилась о своих друзьях, помогала им. Вот что она сказала своим друзьям: «Я только слабая, маленькая девочка, но я любила вас и всегда старалась помочь вам, мои милые друзья!» На что друзья ей ответили: «Ты научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете- ДРУЖБЕ!»
В таких мультфильмах как «Чебурашка и крокодил Гена», «Кот Леопольд», «Кошкин дом», «Винни Пух и его друзья», «Незнайка и его друзья», «Бременские музыканты», «Снежная королева», рассказывается о том, как важно быть дружными, помогать друг другу, уметь прощать ошибки. Такие мультфильмы показывают, что если действовать дружно, можно многого добиться.
В русских народных сказках всегда в любой беде помогают друзья (кот – петуху, волк – Ивану царевичу).
Много пословиц о дружбе: Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Сам погибай, а друзей выручай; Без беды друга не узнаешь; Верный друг лучше сотни слуг; Дружно за мир стоять, войне не бывать.
Высказывание великих людей : «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого» Л.Н.Толстой; «Дружба- это непрекращающееся путешествие, наполненное открытиями и открытостью» Чарльз Мичли.
Вольтер: «Глаза дружбы редко ошибаются».
Практический этап.
На практическом этапе мы участвовали в коллективном обсуждении и оценивали результаты своей работы по следующим критериям:
качество выполнения работы по теме;
самостоятельность работы над проектом;
артистизм и выразительность выступления;
убедительность презентации.
Мы просмотрели альбом нашего класса, вспомнили, сколько разных дел выполнили вместе: ходили в поход, вместе бывали в библиотеке и участвовали в разных мероприятиях, у нас не было драк в классе, мы дружно отмечали дни рождения.
После обсуждения мы выделили правила дружбы:
1. Помогай другу в беде. Умей с другом разделить радость.
2. Не смейся над недостатками.
3.Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
4. Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.
5. Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
6. Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
7. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
Заключительный этап.
Работая над проектом «Дружба – это счастье» мы сделали следующие выводы:
1. В современном мире настоящая дружба, явление достаточно редкое. Но если она есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя.
2. Дружба не может быть односторонней, иначе никакая это уже не дружба. Все общее, все вместе! Всегда и всюду!
3. Друг всегда видит кто я на самом деле. И при этом не перестает быть моим другом.
4. У меня есть друг - значит я счастливый человек. Значит я не один. И он тоже. А вместе ‒ море по колено, вместе мы решим любые проблемы, и не будут страшны нам никакие трудности и невзгоды. Ведь мы же друзья!
Таким образом, мы доказали, что дружба нужна людям. И иметь настоящего друга, значит иметь настоящее счастье.
Литература
Хрестоматия по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»: сборник различных литературных источриков для использования на уроках комплексного учебного курса ОРКСЭ/ авт.-сост. Н.А.Охохонина.-Тюмень: ТОГИРРО,2012.
Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. «Духовно-нравственная культура народов России. Светская этика» для 4-го и 5-го классов общеобразовательных учреждений.:Изд-во Баласс, 2012
Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN 978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,2010-174с.
Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресур].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru.