Технологическая карта воспитательного мероприятия «Герои Великой Отечественной войны. Кулебачане — Герои Советского Союза»
Технологическая карта воспитательного мероприятия «Герои Великой Отечественной войны»
Название проекта: Кулебачане – Герои Советского Союза
Разработчики: группа учащихся 5 класса (10 человек)
Место проведения: МБОУ школа № 10 городского округа г.Кулебаки
Время разработки: 21.02.20 – 17.03.20
Опыт использования: классный коллектив 5 класса
Проблемная ситуация: Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства, что является одной из актуальных задач педагога.
Воспитание патриотических чувств необходимо развивать на всех этапах развития ребёнка, потому что мы имеем развивающуюся и формирующуюся личность ребенка.
Реализуя воспитательно-образовательную программу, мы должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому необходимо продолжать формировать гражданственность с понятных детям вещей.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши земляки. Именно поэтому мы сочли необходимым для детей узнать подвиг кулебачан в годы Великой Отечественной Войны, которым присвоено высокое звание Героев Советского Союза.
Цель: является воспитание патриотизма, гуманности у учащихся через изучение биографий кулебачан-героев Великой Отечественной войны.
Задачи:
Изучить литературу о кулебачанах-Героях Советского Союза.
Найти и просмотреть фото и видеоматиариалы о кулебачанах-Героях Советского Союза.
Найти информацию о кулебачанах-героях в электронном архиве «Мемориал»
Посетить Кулебакский краеведческий музей и ознакомится с материалами, посвящёнными героям-кулебачанам.
Изучить СМИ («Кулебакский металлист», «Кировец»), в которых имеется информация о героях-кулебачанах.
Проанализировать собранный материал.
Создать презентацию: «Кулебачане – Герои Советского Союза»
Форма организации: групповая
Ведущий вид деятельности: поисковый, исследовательский, творческий
Сфера применения результатов: культурологический
Использование технологии:
Под презентацией подразумевается передача или представление аудитории новой для нее информации, т.е. презентация — это демонстрационные материалы для публичного выступления. Компьютерная презентация - это файл, в который собраны материалы выступления, подготовленные в виде компьютерных слайдов.
К достоинствам слайдовой презентации можно отнести:
последовательность изложения, что позволяет легко удержать внимание аудитории;
мультимедийные эффекты, т.к. слайд презентации — это не просто изображение, в нем могут быть элементы анимации, аудио, видеофрагменты;
транспортабельность, файл презентации можно легко переслать по электронной почте или опубликовать в сети Internet.
Использование презентаций на уроках повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь детей, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учеников.
Проект будет реализован с группой заинтересованных учащихся, среди которых будет распределены следующие виды деятельности:
выбор литературы и материалов СМИ;
поиск информации о кулебачанах-героях в электронном архиве «Мемориал»;
изучение биографий кулебачан-героев;
поиск фотографий и видеоматериалов о кулебачанах-героях;
создание презентации.
Продукт проектной деятельности: презентация «Кулебачане – Герои Советского Союза»
Способ предъявления результата: тематическая лекция с элементами проектной деятельности
Предмет области: История России
Характер координации: скрытый
Время работы: среднесрочный
Предметная цель: познакомиться с биографиями кулебачан Героев Советского Союза.
Предметные задачи:
Образовательные: учащиеся должны знать:
Факты:
а) даты: 1941-1945; 1 марта 1940; 14 октября 1944; 4 февраля 1944; 26 июня 1944; 24 марта 1945; 24 марта 1946.
б) личности: Таня Савичева, Валя Котик, Зина Портнова и т.д.
Теорию:
в) понятия: Герой Советского Союза.
г) причинно-следственные связи:
1. Стремление А. Гитлера к мировому господству немецкой нации, завоеванию фашистской Германией природных ресурсов СССР, необходимых ей для продолжения войны против Англии и США стало причиной Великой Отечественной войны.
2. Всемирно-историческая победа советского народа над германским нацизмом оказала огромное воздействие на весь дальнейший ход мировой истории, на решение коренных социальных проблем современности.
д) выводы:
Свыше 11 тысяч кулебачан ушедших на фронт Великой Отечественной войны удостоены правительственных наград, а 7 человек – высокого звания Героя Советского Союза.
Воспитательные: учащиеся должны понимать ценность:
Интерес к истории;
Ценность уважительного отношения к другим;
Требовательное отношение к себе;
Добросовестное отношение к труду.
Развивающие: учащиеся должны уметь:
Выявлять причины
Восстанавливать хронологическую последовательность событий Великой Отечественной войны
Оценивать подвиги кулебачан в Великой Отечественной войне.
Режим работы: внеурочная
Техническое оснащение: мультимедийный проектор, ноутбук, экранно-звуковые пособия
Учебно-методическое оснащение:
Сластенин, В.А.. Педагогика: Учеб.пособие для пед. ВУЗов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
Информационное оснащение:
Абаев-Любичев Н.К. Краткий биографический словарь. Герои Советского Союза / Н.К. Абаев-Любичев. – М.: Военное издательство, 1988. - Т.2. - С.125.
Воронин С.А. Война и тыл. 65-летию Великой Победы посвящается / С.А. Воронин, О.И. Самсонова, С.А. Сердечная, Н.Ф. Чернышева. – М.: АэроГраф, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruspolymet.ru/uploads/War%20and%20rear.pdf
Гусев Ю.Д., Харламов В.А. Воспоминания Муравьева Николая Дмитриевича, Голубевой Валентины Васильевны, Голубева Александра Николаевича / Ю.Д. Гусев, В.А. Харламов. - Н.Новгород: Барс 21 век, 2002. – 127с.
Жагала В. М. Расчищая путь пехоте / В.М. Жагала. - М.: Воениздат, 1985. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://militera.lib.ru/memo/russian/zhagala_vm/index.html
Загребин Н.А. Награждение земляков / Н.А. Загребин // Кулебакский металлист. - 1946. - 22 ноября. - С. 2.
Захаров Н.Н. Письма земляков из Действующей Армии /Н.Н. Захаров // Кулебакский металлист. – 1942. - 23 января. - С.4.
Лукьянова Л.А. Память огненных лет, Кулебачане в Великой Отечественной войне / Л.А. Лукьянова, О.В. Клюшина. – Кулебаки: Арзамасская типография, 2005. – К.1. – 300с.
Лысов В.И., Абрамов И.Г. и др. Книга памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов / В.И. Лысов, И.Г. Абрамов. - Н. Новгород: Нижполиграф, 1995. – Т.9. – 450с.
Обобщенный электронный банк данных Мемориал. – Режим доступа: http://www.obd-memorial.ru/html/index.html
Хесин С. Подвиг И.Пигина / С. Хесин // Кировец. – 1945. – 7 июня. – С.1.
Царевская-Дякина Т.В., Воякина Н.Н. Украинские националистические организации в годы второй мировой войны / Т.В. Царевская-Дякина, Н.Н. Воякина. - М.: РОССПЭН, 2012. – Т.2. – 870с.
Электронный банк документов Подвиг народа. Режим доступа: http://podvignaroda.mil.ru
Кадровое оснащение:
Беседы с учителем информатики
Ход внеклассного мероприятия
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы, приёмы, ФОПД | Умения | УУД, результаты обучения |
Организационный этап (2-3 мин.) УВЗ: психологически подготовить учеников, обеспечить условия для работы | – Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть на нашем мероприятии. Для начала давайте улыбнемся друг другу, чтобы наше мероприятие прошло на позитивной нотке. | Приветствие учителя. | Приемы: словесный | | УУД: регулятивные |
Вводный этап (5 мин) УВЗ: вовлечь учащихся в данное мероприятие посредством создания определённого эмоционального настроя. | Просмотр видеоролика «Победе посвящается» Звучит мелодия из песни Марка Бернеса «Журавли» Дорогие ребята, в этом году наша страна будет праздновать 73 годовщину Великой Победы советского народа над фашизмом. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. На фронт Великой Отечественной ушли и наши земляки, 8895 человек не вернулись, свыше 11 тысяч кулебачан отмечены боевыми наградами Родины, а семи из них присвоено высокое звание Героев Советского Союза. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память героев нашей страны, нашего города, которые подарили нам мирное небо над головой. | Учащиеся смотрят видеоролик, встают на минуту молчания. Ученик читает стихотворение: Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил … Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах, Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну. Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену, Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов, Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов. Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается… | Метод: объяснительно- иллюстративный Приёмы: наглядный, словесный ФОПД: фронтальная | Образные | УУД: регулятивные Результаты: предметные |
Основной этап мероприятия (30 мин) УВЗ: расширить представления школьников о Великой Отечественной войне, о биографиях кулебачан – героев Советского Союза УВМ 1 Подготовка к изучению темы. УВМ 2 Рассказ о родственниках – героях ВОВ. УВМ 3 Определение сущности понятия «подвиг». УВМ 4 Знакомство с наградами Великой Отечественной войны УВМ 5 Презентация проекта «Кулебачане – Герои Советского Союза» УВМ 6 Обсуждение проекта | - Нам выпало огромное счастье жить без войны. Но мы не должны забывать, какой ценой оно было завоевано, и как легко его разрушить, ведь в мире, то и дело вспыхивают военные конфликты. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Ребята, а есть ли в ваших семьях прабабушки или прадедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне, или были детьми в то время? - Спасибо ребята, каждый из них совершил подвиг, участвуя в военных действия, помогая фронту. А как вы понимаете слово «подвиг»? - Все верно, подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. В Великую Отечественную войну защиту нашей страны встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. А как награждают тех, кто совершил подвиг? - Все верно, давайте познакомимся с наградами ВОВ: В СССР было более 35 наград за подвиги на фронтах в Великой Отечественной войне. Мы рассмотрим некоторые из них - В мае 1942 года был принят орден Отечественной Войны 1-й и 2-й степени. Орденский знак сияет золотыми лучами, которые исходят от пятиконечной звезды, а сама звезда лежит на кавалерийской шашке и винтовке - 29 июля 1942 года был принят орден Суворова 1-й, 2-й и 3-й степени. «Победа – враг войны», - говорил полководец Александр Суворов, он всегда учил своих солдат, что нельзя никогда складывать оружие, даже перед сильным врагом, и всегда нужно быть готовыми к боям и походам. В годы войны орден Суворова стал высшей наградой для советских полководцев. - 29 июля 1942 года был принят и еще один из орденов, которым отмечались заслуги советских полководцев – орден Кутузова 1-й, 2-й и 3-й степени. - Орденом Славы солдат и сержантов награждали за проявленное мужество в боях с врагом. Награждались орденом не только отдельные солдаты, но и целые подразделения. - Высшей наградой являлось звание – Герой Советского Союза. Звания удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время. - Наши земляки также были удостоены всех выше перечисленных наград, в том числе и звания Героя Советского Союза. О них нам расскажут группа учащихся вашего класса. - Спасибо большое, ребята! - Ребята, вам понравилось? У вас есть вопросы к вашим одноклассникам? | Учащиеся рассказывают о своих прабабушках и прадедушках, участвовавших в ВОВ. Предполагаемые ответы: - преодоление себя; - спасение человека; - героический поступок во благо Родины. - Таких людей награждают медалями, орденами, званиями. Учащиеся слушают и смотрят слайды презентации Учащиеся выступают со своим проектом: - Главная площадь нашего города – площадь Победы. Сюда кулебачане приходят в особо торжественные дни. Здесь убеленные сединой бывшие фронтовики и их близкие молча стоят у обелиска и Вечного огня, у мраморных плит с именами погибших на фронтах Великой Отечественной, у Стены Героев Советского Союза. …В старом парке средь берез и кленов, Где щебечут птицы в вышине, Где блуждают шорохи влюбленных, Есть аллея павшим на войне. Каждый май сюда, под сень гранита, Ходят двое, чтоб в который раз Здесь напомнить: нет, не позабыта Кровь, что ради жизни пролилась… Баранцева С., Лодыгина А. – Ежков Иван Степанович; Вольнов А. – Козырев Сергей Федорович; Царев Р. – Корнилов Борис Александрович; Докторова А., Михайлюк В. – Муравьев Алексей Тимофеевич; Купцов И. – Петров Иван Иванович; Наумкина Д., Рябкова Д. – Пигин Иван Федорович; Самылина А. – Щербаков Алексей Васильевич. Герой Советского Союза, | Метод: репродуктивный Приёмы: словесный ФОПД: фронтальная, индивидуальная Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный Приёмы: словесный ФОПД: фронтальная Метод: объяснительно-иллюстративный Приёмы: словесный, конкретизация, ФОПД: фронтальная. Метод: проблемный Приемы: практический ФОПД: групповая Метод: репродуктивный Приёмы: словесный, наглядный. ФОПД: фронтальная. | Образные (умение рассказывать, описывать), логические (конкретизация, абстрагирование). | УУД: регулятивные (целеполагание); познавательные (овладение способами работы с информацией), коммуникативные (взаимодействие с учителем, одноклассниками), личностные (самоопределение, смыслообразование). Результаты: предметные (расширение исторических знаний); метапредметные (правильно выполнять поставленную учебную задачу, организовывать сотрудничество) и личностные (формирование активной гражданско-патриотической позиции). |
Этап рефлексии (5 мин) УВЗ: способствовать осознанию чувства к происходящему в жизни страны, ответственности за будущее Родины. | - Ребята, продолжите фразы: - Мне было интересно… - Я узнал… - Я сделал вывод… | Ученики высказывают мнения: - от нас зависит будущее страны, - нужно быть патриотами, - помнить подвиги наших предков, - уважать и ценить ветеранов, - действовать на благо Родины. | Метод: репродуктивный Приёмы: словесный, обобщение. ФОПД: фронтальная. | Логические | УУД: личностные Результаты: личностные |
Заключительный этап (5 мин.) | Во все времена Выставление оценок учащимся, выполнившим проект. Вручение грамот. | Слушают учителя. | Метод: репродуктивный Приёмы: словесный ФОПД: фронтальная. | | УУД: личностные Результаты: личностные |