Проект к уроку литературы в 9 классе «Гервасий Псальмов — крестьянин, учитель, поэт»

0
0
Материал опубликован 26 December 2018

Пояснительная записка к презентации

материалы к изучению
DOCX / 24.73 Кб


Презентация "Гервасий Псальмов"
PPTX / 6.81 Мб

Объединение «Волшебная кладовая »

Проектная работа

Знакомство с творчеством

поэта – земляка Гервасия Псальмова

 

Паспорт проекта

Тема: Гервасий Псальмов – крестьянин, учитель, поэт…

2) Руководитель проекта: Носенкова М.В., учитель русского языка и литературы, руководитель объединения внеурочной деятельности «Волшебная кладовая».

3) Консультанты проекта: Дзевгуть А.В. – учитель информатики, Дзевгуть Л.А. – учитель истории православной культуры земли Смоленской.

4) Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа по проекту: литература Смоленщины.

5) Возраст учащихся: 14-15 лет (9 класс).

6) Состав проектной группы: 4 учащихся 9 класса.

7) Тип проекта: практико-ориентированный, социально-просветительский, среднесрочный, групповой.

8) Цель проекта:

Презентация творчества поэта для учащихся и педагогов.

9) Задачи проекта:

1.Спланировать ситуации, в которых активизируется познавательная и творческая деятельность девятиклассников в области предмета «Литература Смоленщины».

2.Смоделировать позитивную мотивацию к изучению жизни и творчества поэта.

3.Организовать подбор текстов стихов, изучать темы в поэзии Псальмов.

4.Сформировать издательскую группу учащихся, способствовать инициативе детей в выборе форм деятельности; создать условия для успешной индивидуальной работы и работы в группе.

5.Организовать творческую мастерскую по созданию мультимедиапрезентации.

6.Формировать проектные навыки учащихся.

10) Требования к результатам проекта:

Результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов учащихся, их волевой сферы, интеллектуальных и творческих способностей.

11) Необходимое оборудование:

Мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; компьютерное оборудование; сканер, оборудование компьютерной сети.

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор на русском языке, текстовый редактор, редакторы для обработки изображений, редактор подготовки презентаций.

12) Предполагаемые проектные продукты:

-мультимедийная презентация для представления проекта;

-реклама для представления книги Псальмова в школе;

- сценарий литературной гостиной по произведениям Псальмова.


 

13) Аннотация проекта:

Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму

Как известно, только в активной деятельности, о которой говорится в китайской пословице, происходит эффективное обучение школьника. Организовать активную деятельность учащихся помогает учебный проект. Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, ее главные цели - установить истины, развить умение работать с информацией, формировать исследовательский и творческий стиль мышления, организовывать субъективно новые для учащихся способы деятельности.

Идея проекта «Гервасий Псальмов – крестьянин, учитель, поэт…» сформировалась, исходя из следующих потребностей учителя:

-необходимость поиска наиболее эффективных форм работы при изучении творчества земляков;

- нравственное воспитание учащихся на жизненных примерах;

-обязательное обучение школьников проектной технологии на занятиях внеурочной деятельности.

Было принято решение осваивать тему по предмету через технологию проектирования.

Этапы работы над проектом, содержание занятий.

 

Этапы работы над проектом

Тема занятия

Содержание занятия,

используемые методики

Результат работы

1.Постановка проблемы учителем, выдвижение гипотез - путей решения проблемы.

Занятие 2.

«Как познакомить школьный коллектив с творчеством Псальмова?»

Введение в проблему.

Составление списка гипотез и идей.

1) Может ли поэзия поэта-самоучки 19 века быть интересной современному читателю (дискуссия оппонентов «за» и оппонентов «против».

3) «Мозговой штурм» на тему «Как заинтересовать земляков творчеством и жизнеописанием Псальмова?»

4) Создание копилки идей.

Решили:

1) Провести опрос школьников «Что вы знаете об истории села и людях, живших в нем раньш?» Провести творческие эксперименты. Записать выводы.

2) Подготовить к защите собственную идею « Как заинтересовать земляков творчеством и жизнеописанием Псальмова ?»

3) Определить свою роль в проекте («Что я хочу сделать? Кем я буду в группе?)

2. Формирование творческой группы.

Распределение ролей.

Планирование деятельности по реализации проекта.

Занятие 2.

Творческий Совет единомышлен-

ников.

Утверждение списка проектной группы.

Определение направлений работы и формы проектного продукта.

1)Круглый стол

участников проекта (обсуждение и защита предлагаемых идей).

2) Игра «Шапка вопросов».

3) Выставка книг и материалов по творчеству Псальмова (консультация).

4) Предварительное определение формы творческого проекта (книга, презентация, видеоролик)

5) Определение задач на следующее занятие.

Решили:

1) Подготовить помещение для творческой мастерской, подготовить материалы и технические средства.

2) Работать над собственной идеей (собирать информацию,

делать наброски,

эскизы, черновики творческих работ).

3.

Структурирование информации.

Выбор формы проектного продукта.

Занятие 3

Заседание Творческого совета.

Утверждение формы и обсуждение содержания рукописной книги.

Утверждение названия.

1) Представление разработанных идей, черновиков работ, эскизов.

2) Утверждение формы и названия просветительского творческого продукта (мультимедиапрезентация и литературная гостиная)

3) Составление плана работы, списка неотложных дел.

Решили:

1) Пригласить

для мастер-класса учителя информатики

2) Получить индивидуальные консультации учителя ИЗО, ИПК

3) Продолжать поиск информации, разработку собственной идеи.

4.Изготовление проектного продукта.

Занятие 4.

Мастер-класс по созданию мультимедийной презентации

Консультации учителя ИПК.

1) Мастер-класс учителя информатики

2) Утверждение кандидатуры режиссера литературной гостиной, утверждение обязанностей членов группы.

Обсуждение оформления литературной гостиной, материалов, подборка литературных материалов

Разработка новых идей.

4) Выполнение заданий из списка неотложных дел.

Решили:

1) Подготовить личные страницы для афиши.

2) Провести совместную оценку работы.

3) Подготовить идею дизайна афиши

5. Изготовление проектного продукта.

Занятие 5.

Консультация учителя ИЗО

Создание афиши.

Решили:

Выбрать стихи для гостиной

Подготовить текст ведущего.

7.Изготовление проектного продукта.

Занятия 6-7.

Работа над форматом материалов.

1) Утверждение проекта презентации

2)Утверждение готовой афиши

3)Утверждение сценария литературной гостиной

4) Подготовка рекламы книги в школьной газете, на доске объявлений.

Решили:

Определить дату мероприятия.

Дать рекламу мероприятия на доске объявлений села и в школьной газете.

8. Защита проекта

   

Решили:

1) Провести чаепитие, наградить участников, обсудить проект.

9. Оценка проекта.

Занятие 9.

Обсуждение результатов проекта.

Самоанализ деятельности.

1) Пресс-конференция участников проекта.

Анкетирование.

Награждение активных участников.

2) Фотосессия. Чаепитие. Обсуждение результатов.

 

3)Обсуждение прогнозов на будущие проекты.

 
 

 

Оценка результатов проекта.

Анкеты для учащихся

(отчет о работе учащихся в проекте)

Как ты организовал свою деятельность во время проекта?

В каких видах работ участвовал? Почему?

Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?

Достаточно ли тебе было времени, отведенного для работы?

Какой вид работы ты выбрал и почему?

Каким образом использовался тобой компьютер?

Чему ты научился в результате работы по проекту?

Что нового ты узнал о себе и о товарищах в группе?

Что в работе понравилось, а что нет?

Анкеты для учащихся

(характер общения участников групп)

Насколько быстро сформировалась творческая группа?

Кто и как распределял обязанности в группе?

Кто и как принимал решения о дальнейших действиях?

Были ли разногласия при подготовке заданий?

Как удалось справиться с этими разногласиями?

Каким навыкам работы в группе ты научился?


 

Активность каждого участника проекта в соответствии

с его индивидуальными возможностями

Шифр ответов

I

II

III

IV

V

VI

Ответ

«да»

(количество учащихся)

8

7

6

4

10

3


 

Расшифровка ответов:

Я не сразу определился, какого рода задание я буду выполнять в проекте

Я сомневался (ась) в выборе задания

Я выполнял(а) задание, предложенное учителем

Я выполнял(а) задание по просьбе ребят в моей группе

Я точно знаю, какого рода задание я буду выполнять в следующем подобном проекте

Я не определился, какие виды заданий я могу и хочу выполнять в следующем проекте

Предварительный просмотр презентации

Презентация на тему: Г.Е.Псальмов - христианин, крестьянин, учитель и поэт. Авторы: Логаев Максим (8 кл.) Михайловская Ксения (8 кл.) МКОУ Васильевская ООШ Сафоновского района 2015 год.

Г.Е.Псальмов - христианин, крестьянин, учитель и поэт. (12.10.1848г – 02.10.1900г.)

Гервасий Ефремович Псальмов родился 12 октября 1848 года в д. Дроновка в бедной крестьянской семье, поэтому работать мальчик начал очень рано. Вот как пишет поэт о себе: Гервасий Ефремович Псальмов родился 12 октября 1848 года в д. Дроновка в бедной крестьянской семье, поэтому работать мальчик начал очень рано. Вот как пишет поэт о себе: «Едва имея десять лет, Работал я уже на поле, В душе мечтатель и поэт…»

Зарабатывать на жизнь Псальмову приходилось тяжёлым крестьянским трудом. Отдушиной для него было самообразование и сочинение стихов. «… всё лето занятый работой, Усталый за день трудовой И угнетаемый заботой, Тащуся с поля я домой Вздохнуть и укрепиться малость… И вот волнение - писать! Но… вдруг зовут… Какая жалость! Бросаю всё, иду опять…»

Что помогало ему вытерпеть все тяготы жизни? Только его беззаветная вера в Бога: «..Да не бойся труда! Так предписано, знать, В вечной книге Творца: Он велел добывать Хлеб- то в поте лица».

Господа Гервасий полюбил с самого детства. Это заметил местный священник Константин Солнцев, который и стал для бедного мальчика настоящим солнцем, осветившим всю его дальнейшую жизнь. Да и фамилию - «Псальмов» дал мальчику именно он за особую любовь к церковному пению и сочинительству духовных стихов, кантов и песен.

С 11 лет Гервасий обучался в сельском народном училище, которое закончил с отличием в 1863 году. Но продолжать учёбу средств не было, и он по книгам занялся самообразованием.

Очень быстро своим образованием юноша сравнялся с окончившими среднее учебное заведение, и даже выучил 4 языка!

Благодаря образованию Псальмов стал учителем Васильевского народного училища и даже получил похвальный лист «за обучение крестьянских мальчиков грамоте и особое усердие к церкви Божией», подписанный епископом Смоленским Антонием. Но эта деятельность не стала главной в его жизни, т.к. не обеспечивала средств к существованию.

«Все лето я тружусь на поле, А в зиму обучаю в школе Священной грамоте детей Деревни маленькой моей…» Ни почета, ни денег, сельские учителя, чьим энтузиазмом движется просвещение в глубинке, не имели: «Бог лишь видит, сколько муки Скромные жрецы науки Терпят где-нибудь в глуши, Веря в дело от души…»

Как верил и сам Псальмов, и эта вера помогала ему продолжать дело образования сельских детей и воспитания взрослых прихожан. В стихотворении «Ученикам начальной школы» Псальмов подробно описал один день в школе:

«Дети, встаньте. С умиленьем Все поклон земной, И молитву пред ученьем Пойте все за мной…» «Царю Небесный, Дух Святой! Податель жизни и спасенья, Сам посети нас, Вездесущий, Источник блага и любви, Спасенье дай и в день грядущий К ученью нас благослови». «…Смирно. Требую вниманья На один часок; Будет мира о созданьи Первый вам урок:

О всемощной силе Бога, О его любви… (Да держи, брат, ухо строго, Все слова лови). И про Троицу Святую Буду толковать. А затем вам продиктую, Что и как писать. И прочтём из Часослова Два иль три листа, Из Евангелья Святого Про житьё Христа. …И затем сказать вам нужно, Как на свете жить. Вы должны: со всяким дружно, Как Царю служить.

…Ну и с Богом, выходите, Милые мои, Что здесь слышали, несите Вы в дома свои. И читать, молиться Богу Вы своих родных Приучайте понемногу И любите их.

Он успевал быть и регентом церковного хора, создал детский хор, сам сочинял для него музыку, а также писал иконы, переводил стихи европейских поэтов…

Из книги И.И. Орловского «Краткая география Смоленской губернии»: «Из уроженцев с. Васильевского замечателен крестьянин Г. Е. Псальмов, бывший 17 лет учителем. Это выдающийся самоучка-педагог, поэт, живописец, резчик, столяр, маляр, позолотчик, чертежник и кровельщик, певец и регент хора. По развитию и знаниям стоял выше окончивших курс средней школы и пользовался дружбою Рачинского…»

Но, несмотря на свою занятость, находил он время для любимого дела – сочинения стихов, даже не веря порой в то, что кто-то увидит результаты его трудов.

А был ли Псальмов счастлив в остальной жизни? Вот как он сам пишет об этом: «Я доволен, не надо мне лишнего. И в убогой лачужке моей, Осеняемый милостью Вышнего, Я счастливее всех богачей…» И по-прежнему продолжал добывать свой хлеб в поте лица в поле.

Именно эта работа и подорвала его здоровье. Псальмов писал: «Мне нужен покой и труд умеренный, а не воловий… Тогда я бы написал что-либо порядочное и отдохнул бы душой; да и то горе, что нет возможности: без хлеба будешь… Именно эта работа и подорвала его здоровье. Псальмов писал: «Мне нужен покой и труд умеренный, а не воловий… Тогда я бы написал что-либо порядочное и отдохнул бы душой; да и то горе, что нет возможности: без хлеба будешь… Помочь некому: нет родных, кроме…милого друга-жены, да и та слабенькая и работать в поле не может». Даже детей у них не было.

Покровский храм с.Васильевское с обозначением могилы Псальмова (рисунок) А через два месяца Псальмова не стало. Пророчество его сбывалось: …Но под гнетом судьбины жестокой Он, любя, шел дорогою крестной. Смолкли песни его. Одиноко Спит в могиле Певец неизвестный».

«Спаситель мой! «Спаситель мой! Тебе со страхом Смиренно в руки отдаю Себя, и жизнь, и смерть мою» Бог справедлив. И вот более чем через 100 лет имя этого замечательного человека снова выплыло из небытия. Сбылась мечта поэта, и труды его не канули в вечность.

Нашлась единственная книга стихов, изданная уже после его смерти. Отыскалось место, где находится его могила. Книга его избранных стихов переиздана спустя ровно 100 лет в хорошем качестве. А в селе Васильевском будет установлен памятник поэту Гервасию Псальмову.

Специалистами изучается его творчество, не похожее ни на кого. Там и природа, и лирика, и грусть, и размышления о роли поэта, и назидание потомкам. Специалистами изучается его творчество, не похожее ни на кого. Там и природа, и лирика, и грусть, и размышления о роли поэта, и назидание потомкам.

А значит, не зря прожита жизнь этого разносторонне развитого человека, Гервасия Ефремовича Псальмова – крестьянина, учителя, поэта и доброго христианина, с честью пронёсшего по жизни свой тяжкий крест. А значит, не зря прожита жизнь этого разносторонне развитого человека, Гервасия Ефремовича Псальмова – крестьянина, учителя, поэта и доброго христианина, с честью пронёсшего по жизни свой тяжкий крест.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.