Проект к уроку литературы в 9 классе «Гервасий Псальмов — крестьянин, учитель, поэт»
Пояснительная записка к презентации
DOCX / 24.73 Кб
Презентация "Гервасий Псальмов"
PPTX / 6.81 Мб
Объединение «Волшебная кладовая »
Проектная работа
Знакомство с творчеством
поэта – земляка Гервасия Псальмова
Паспорт проекта
Тема: Гервасий Псальмов – крестьянин, учитель, поэт…
2) Руководитель проекта: Носенкова М.В., учитель русского языка и литературы, руководитель объединения внеурочной деятельности «Волшебная кладовая».
3) Консультанты проекта: Дзевгуть А.В. – учитель информатики, Дзевгуть Л.А. – учитель истории православной культуры земли Смоленской.
4) Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа по проекту: литература Смоленщины.
5) Возраст учащихся: 14-15 лет (9 класс).
6) Состав проектной группы: 4 учащихся 9 класса.
7) Тип проекта: практико-ориентированный, социально-просветительский, среднесрочный, групповой.
8) Цель проекта:
Презентация творчества поэта для учащихся и педагогов.
9) Задачи проекта:
1.Спланировать ситуации, в которых активизируется познавательная и творческая деятельность девятиклассников в области предмета «Литература Смоленщины».
2.Смоделировать позитивную мотивацию к изучению жизни и творчества поэта.
3.Организовать подбор текстов стихов, изучать темы в поэзии Псальмов.
4.Сформировать издательскую группу учащихся, способствовать инициативе детей в выборе форм деятельности; создать условия для успешной индивидуальной работы и работы в группе.
5.Организовать творческую мастерскую по созданию мультимедиапрезентации.
6.Формировать проектные навыки учащихся.
10) Требования к результатам проекта:
Результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов учащихся, их волевой сферы, интеллектуальных и творческих способностей.
11) Необходимое оборудование:
Мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; компьютерное оборудование; сканер, оборудование компьютерной сети.
Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор на русском языке, текстовый редактор, редакторы для обработки изображений, редактор подготовки презентаций.
12) Предполагаемые проектные продукты:
-мультимедийная презентация для представления проекта;
-реклама для представления книги Псальмова в школе;
- сценарий литературной гостиной по произведениям Псальмова.
13) Аннотация проекта:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму
Как известно, только в активной деятельности, о которой говорится в китайской пословице, происходит эффективное обучение школьника. Организовать активную деятельность учащихся помогает учебный проект. Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, ее главные цели - установить истины, развить умение работать с информацией, формировать исследовательский и творческий стиль мышления, организовывать субъективно новые для учащихся способы деятельности.
Идея проекта «Гервасий Псальмов – крестьянин, учитель, поэт…» сформировалась, исходя из следующих потребностей учителя:
-необходимость поиска наиболее эффективных форм работы при изучении творчества земляков;
- нравственное воспитание учащихся на жизненных примерах;
-обязательное обучение школьников проектной технологии на занятиях внеурочной деятельности.
Было принято решение осваивать тему по предмету через технологию проектирования.
Этапы работы над проектом, содержание занятий.
Этапы работы над проектом |
Тема занятия |
Содержание занятия, используемые методики |
Результат работы |
1.Постановка проблемы учителем, выдвижение гипотез - путей решения проблемы. |
Занятие 2. «Как познакомить школьный коллектив с творчеством Псальмова?» |
Введение в проблему. Составление списка гипотез и идей. 1) Может ли поэзия поэта-самоучки 19 века быть интересной современному читателю (дискуссия оппонентов «за» и оппонентов «против». 3) «Мозговой штурм» на тему «Как заинтересовать земляков творчеством и жизнеописанием Псальмова?» 4) Создание копилки идей. |
Решили: 1) Провести опрос школьников «Что вы знаете об истории села и людях, живших в нем раньш?» Провести творческие эксперименты. Записать выводы. 2) Подготовить к защите собственную идею « Как заинтересовать земляков творчеством и жизнеописанием Псальмова ?» 3) Определить свою роль в проекте («Что я хочу сделать? Кем я буду в группе?) |
2. Формирование творческой группы. Распределение ролей. Планирование деятельности по реализации проекта. |
Занятие 2. Творческий Совет единомышлен- ников. |
Утверждение списка проектной группы. Определение направлений работы и формы проектного продукта. 1)Круглый стол участников проекта (обсуждение и защита предлагаемых идей). 2) Игра «Шапка вопросов». 3) Выставка книг и материалов по творчеству Псальмова (консультация). 4) Предварительное определение формы творческого проекта (книга, презентация, видеоролик) 5) Определение задач на следующее занятие. |
Решили: 1) Подготовить помещение для творческой мастерской, подготовить материалы и технические средства. 2) Работать над собственной идеей (собирать информацию, делать наброски, эскизы, черновики творческих работ). |
3. Структурирование информации. Выбор формы проектного продукта. |
Занятие 3 Заседание Творческого совета. |
Утверждение формы и обсуждение содержания рукописной книги. Утверждение названия. 1) Представление разработанных идей, черновиков работ, эскизов. 2) Утверждение формы и названия просветительского творческого продукта (мультимедиапрезентация и литературная гостиная) 3) Составление плана работы, списка неотложных дел. |
Решили: 1) Пригласить для мастер-класса учителя информатики 2) Получить индивидуальные консультации учителя ИЗО, ИПК 3) Продолжать поиск информации, разработку собственной идеи. |
4.Изготовление проектного продукта. |
Занятие 4. Мастер-класс по созданию мультимедийной презентации Консультации учителя ИПК. |
1) Мастер-класс учителя информатики 2) Утверждение кандидатуры режиссера литературной гостиной, утверждение обязанностей членов группы. Обсуждение оформления литературной гостиной, материалов, подборка литературных материалов Разработка новых идей. 4) Выполнение заданий из списка неотложных дел. |
Решили: 1) Подготовить личные страницы для афиши. 2) Провести совместную оценку работы. 3) Подготовить идею дизайна афиши |
5. Изготовление проектного продукта. |
Занятие 5. Консультация учителя ИЗО |
Создание афиши. |
Решили: Выбрать стихи для гостиной Подготовить текст ведущего. |
7.Изготовление проектного продукта. |
Занятия 6-7. |
Работа над форматом материалов. 1) Утверждение проекта презентации 2)Утверждение готовой афиши 3)Утверждение сценария литературной гостиной 4) Подготовка рекламы книги в школьной газете, на доске объявлений. |
Решили: Определить дату мероприятия. Дать рекламу мероприятия на доске объявлений села и в школьной газете. |
8. Защита проекта |
Решили: 1) Провести чаепитие, наградить участников, обсудить проект. |
||
9. Оценка проекта. |
Занятие 9. |
Обсуждение результатов проекта. Самоанализ деятельности. 1) Пресс-конференция участников проекта. Анкетирование. Награждение активных участников. 2) Фотосессия. Чаепитие. Обсуждение результатов.
3)Обсуждение прогнозов на будущие проекты. |
Оценка результатов проекта.
Анкеты для учащихся
(отчет о работе учащихся в проекте)
Как ты организовал свою деятельность во время проекта?
В каких видах работ участвовал? Почему?
Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?
Достаточно ли тебе было времени, отведенного для работы?
Какой вид работы ты выбрал и почему?
Каким образом использовался тобой компьютер?
Чему ты научился в результате работы по проекту?
Что нового ты узнал о себе и о товарищах в группе?
Что в работе понравилось, а что нет?
Анкеты для учащихся
(характер общения участников групп)
Насколько быстро сформировалась творческая группа?
Кто и как распределял обязанности в группе?
Кто и как принимал решения о дальнейших действиях?
Были ли разногласия при подготовке заданий?
Как удалось справиться с этими разногласиями?
Каким навыкам работы в группе ты научился?
Активность каждого участника проекта в соответствии
с его индивидуальными возможностями
Шифр ответов |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Ответ «да» (количество учащихся) |
8 |
7 |
6 |
4 |
10 |
3 |
Расшифровка ответов:
Я не сразу определился, какого рода задание я буду выполнять в проекте
Я сомневался (ась) в выборе задания
Я выполнял(а) задание, предложенное учителем
Я выполнял(а) задание по просьбе ребят в моей группе
Я точно знаю, какого рода задание я буду выполнять в следующем подобном проекте
Я не определился, какие виды заданий я могу и хочу выполнять в следующем проекте