Открытый урок литературы на тему «Любовь в жизни поэта» (9 класс)

7
0
Материал опубликован 29 November 2018 в группе

Открытый урок литературы в 9 классе на тему «Любовь в жизни поэта». (По творчеству А.С.Пушкина)

Учитель русского языка и литературы Иванова Валентина Витальевна, первая кв. категория

Цель: Познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина, с адресатами любовной лирики поэта.

Задачи урока: вызвать интерес к личности и творчеству поэта; углубить представление учащихся о любовной лирике; развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса, воспитывать чувство уважения к творчеству и личности А. С. Пушкина.

Методы, приёмы: беседа, индивидуальная работа учеников, иллюстрированный рассказ учителя.

Тип урока: урок изучения нового материала (с использованием технических средств обучения).

Оборудование: портрет писателя, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация.

Ход урока

1. Слово учителя:

"В душе померк бы день,

                       И тьма настала б вновь,

                       Когда бы на земле изгнали мы любовь,

                       Лишь тот блаженство знал,

                       Кто страстно сердце нежил,

                       А кто не знал любви,

                       Тот всё равно, что не жил…"

                       Ж.-Б. Мольер

Как много интересных судеб скрывается за портретами известных художников. Об одних мы знаем много, о других скупо написано -"неизвестный". Но есть люди, личности, благодаря которым многие столетия мы вспоминаем тех, кто так или иначе были связаны с ним.

Конечно же, Пушкин был таким ярким человеком, резкий и вспыльчивый, мечтательный и романтичный, циничный и наивный - в нем многое смешалось.

Любовь для Пушкина- предмет высокой поэзии. Она выведена за пределы быта и обычной жизни. «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями унижают поэзию» - писал А.С.Пушкин. Стихи Пушкина о любви – не есть список его побед и поражений. В них заключена психологическая правда любовных переживаний., выражены философские представления поэта о Женщине как источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин и воспел Женщину.

2. Сообщение учащихся:

1 ученик:

Первая любовь… Она пришла к 16-летнему лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, 20-летней фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми темными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала.

Екатерина Михайловна Бакунина - сестра одного из его лицейских товарищей.

Девушка часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. С первой встречи Екатерина поразила юношу «прелестным лицом, дивным станом и очаровательным обращением». 17-летний Александр влюбился. «Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив поутру, я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу — ее не видно было! Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, — сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» — восклицал поэт в своем лицейском дневнике.

Влюбленный лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.

На протяжении всего 1816 года Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной свое поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. Двадцать два стихотворения с “бакунинским мотивом” - своего рода энциклопедия юной любви.

Среди которых – «К живописцу» (1815) (Екатерина была художником-любителем и рисовала весьма неплохо), «Слово милой» (1816), «Разлука» (1817).

Наверное, под впечатлением свидания, отмеченного душевной взаимностью, родилось это стихотворение:

Здесь ею счастлив был я раз, В восторге сладостном погас. И время самое для нас Остановилось на минуту!

С нежностью вспомнил поэт о “милой Бакуниной” и многие годы спустя.

Александр Сергеевич до конца жизни не забывал Катерину — свою первую лицейскую любовь.

2 ученик:

Еще одной любовью Пушкина была княгиня Авдотья Голицына. Она была на двадцать лет старше поэта, но это не помешало ей обворожить поэта. Голицына была хозяйкой литературного салона, куда были вхожи самые лучшие и талантливые люди Петербурга. Образованную, умную и тонко чувствующую Авдотью Пушкин ценил не только как прекрасную даму, но и как друга, советчика – он посвящал Голицыну в свои творческие замыслы, а это многого стоит. Пушкин познакомился с княгиней Голицыной как раз в то время, когда ее салон приобрел явно политическое направление.

В первый раз он встретился с ней в доме Карамзиных осенью 1817 года и сразу же ею увлекся. В декабре 1817 года Карамзин писал Вяземскому в Варшаву: «Поэт Пушкин... у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви». Но в последнем Карамзин ошибался: 30 ноября появилось стихотворение Пушкина «Краев чужих неопытный любитель», посвященное Е.И.Голицыной.

Краев чужих неопытный любитель

И своего всегдашний обвинитель,

Я говорил: в отечестве моем

Где верный ум, где гений мы найдем?

Где гражданин с душою благородной,

Возвышенной и пламенно свободной љ

Где женщина — не с хладной красотой,

Но с пламенной, пленительной, живой?

Где разговор найду непринужденный,

Блистательный, веселый, просвещенный?

С кем можно быть не хладным, не пустым?

Отечество почти я ненавидел —

Но я вчера Голицыну увидел

И примирен с отечеством моим.

Авдотье посвящены стихи «К ***» («Не спрашивай, зачем унылой думой…») (1817), «Кн. Голицыной» (1818).

3 ученик:

В сентябре 1823 года Пушкин был зачислен на службу в канцелярию графа Воронцова в Одессе, где знакомится с Елизаветой Воронцовой. Она уже имела представление о Пушкине как о незаурядном поэте и встретила его очень радушно. Но в отличие от влюбчивого поэта, скорее всего, ее страсть разгорелась далеко не сразу.

В свою очередь, Пушкин влюбился серьезно и надолго. На протяжении многих лет (1823–1829) Пушкин изрисовал ее портретами (только сейчас известных более 30) поля своих рукописей. Он изображал ее профиль, голову, фигуру — стоящей, сидящей, ходящей; отдельно руки, играющие на клавикордах.

Но в попытках Пушкина завоевать сердце губернаторши оказался соперник — А. Н. Раевский, адъютант Воронцова. Он влюбился в Елизавету еще в 1820 году, когда гостил в имении Браницких в Белой Церкви. Эта любовь исковеркала ему всю жизнь. Оставив в начале 1824 года военную службу, томимый бездельем и любовным недугом, он жил в Одессе и докучал Воронцовой.

Вот, что писал об этом Ф. Ф. Вигель: «Он [Раевский] поселился в Одессе и почти в доме господствующей в ней четы… Козни его, увы, были пагубны для другой жертвы. Влюбчивого Пушкина не трудно было привлечь миловидной Воронцовой, которой Раевский представил, как славно иметь у ног своих знаменитого поэта. Известность Пушкина во всей России, хвалы, которые гремели ему во всех журналах, превосходство ума, которое Раевский должен был признавать в нем над собою, все это тревожило и мучило его… Вкравшись в его дружбу, он заставил его видеть в себе поверенного и усерднейшего помощника, одним словом, самым искусным образом дурачил его».

Между тем отношения Пушкина с Елизаветой Воронцовой стали развиваться. Ее увлекло вспыхнувшее в поэте страстное чувство. Естественно, что первоначально дружеские отношения Пушкина с мужем Елизаветы — М. С. Воронцовым превращаются во взаимную неприязнь. 29 июля Пушкин получает предписание о высылке в Псков.

«Пушкин сам не знал настоящим образом причины своего удаления в деревню, — писал И. И. Пущин, — он приписывал удаление из Одессы козням графа Воронцова из ревности…»

После отъезда поэта из Одессы Воронцова продолжала переписываться с Пушкиным. По свидетельству сестры поэта Ольги, он в Михайловском получал от нее письма, запечатанные сургучом с оттиском такого же старинного перстня, как и подаренного ему Воронцовой. В октябре 1824 года она сообщила Пушкину о своей беременности от него (дочь Софья родилась 3 апреля 1825 года). Разумеется, это письмо нельзя было сохранять, и поэт его сжег. Это обстоятельство стало поводом для написания стихотворений «Младенцу» (1824) и «Сожженное письмо» (1825).

Графиня Елизавета Ксаверьевна любила веселье. Она с завидной изобретательностью устраивала балы, вечера, маскарады и другие забавы. Женщина пользовалась успехом у мужчин и всегда была окружена поклонниками, к числу которых принадлежал и Пушкин. На полях создаваемой им в ту пору рукописи «Евгений Онегин» пушкинисты насчитали 32 профиля Элизы. Однако поэт историю любви к Воронцовой скрывал даже от самых близких друзей, он ревниво оберегал чистое имя женщины, которую беспредельно обожал.

Накануне свадьбы с Натальей Гончаровой в 1830 году Пушкин написал стихотворение «Прощанье», адресованное Елизавете Воронцовой. Также Воронцовой посвящены стихотворения: «Пускай увенчанный…», «Прозерпину» (все 1824); «Желание славы», «Храни меня твой талисман…», «Все в жертву памяти моей…» (все 1825); «Талисман» (1827);

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан

Уцелело лишь одно письмо Елизаветы Воронцовой к Пушкину, написанное 26 декабря 1833 года под псевдонимом «Е. Виберман». Остальные письма были сожжены поэтом.

4 ученик:

Наконец, женщиной, к которой были обращены самые сильные – и с точки зрения эмоций, и с точки зрения поэтического мастерства – стихотворения, стала Наталья Гончарова, будущая жена поэта. Эта женщина, «чистейшей прелести чистейший образец», стала идеалом Пушкина.

Пушкин встретил Наталью Гончарову в Москве в декабре 1828 года на балу танцмейстера Йогеля. Наташа в белоснежном платье из шелка и кисеи легко кружилась в танце: свежее прелестное лицо, огромные карие глаза, изящный носик, бледное лицо и каштановые шикарные локоны. «Моя Мадона» — так называл диву поэт.
Это была неземная любовь. Пушкин боготворил жену, он не мог прожить без нее ни дня. «Прощай, моя красавица, мой кумир, прекрасное мое сокровище, когда же я опять тебя увижу…», — писал поэт, расставаясь с Натали. И в каждом письме безграничная любовь, поклонение, тоска и забота: «Жена — моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом».

«На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834) и многие другие стихотворения уже состоявшегося поэта были посвящены ей – его последней музе.

Наталье Николаевне Пушкин посвятил много произведений, но стихотворение «Мадонна»(1830) — непревзойденный шедевр любовной лирики и преклонения перед любимой.

 

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель —
Она с величием, Он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Учитель:

Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит – виновато сердце.

Любовь – неизменная и главная тема для лирики любого периода времени. Возможно, причина тому – огромное число эмоций и их нюансов, которые переживает влюбленный человек. Это может быть как счастье, так и боль; как восторг, так и разочарование. Любой человек способен все это прочувствовать, однако далеко не всякий способен это выразить.

Звучит романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

Учитель: Романс «Я помню чудное мгновенье…» был написан на стихи А.С.Пушкина, посвященные Анне Петровне Керн. С ней Пушкин встречался всего два раза, но эти встречи оставили в его душе яркий след. Увидев Анну во второй раз в своей жизни, поэт передал ей листок с поэтическим признанием – именно эта женщина стала олицетворением «гения чистой красоты».

До сих пор продолжает оставаться одной из загадок мирового искусства и способно вызывать чувство беспредельного восхищения своей неповторимой красотой стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Стихотворение было написано в Михайловский период в1825 году, во время ссылки Пушкина в Михайловское, и обращено к Анне Петровне Керн, необыкновенно привлекательной молодой женщине. Еще в 1819 году в Петербурге, в годы рассеянной светской жизни, встретил Пушкин в дружественном семействе Олениных девятнадцатилетнюю красавицу, уже бывшую три года женой генерала Керна. Она выделялась не только красотой. Что-то очень привлекательное было во всем её облике. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался её сияющей красотой. Кончился вечер. Гости разъезжались. С тех пор они больше не виделись. Где она и что с ней, — Пушкину было неизвестно.

И велика была его радость, когда у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно увидел её, такую же обаятельную и красивую, как прежде.

Анна Петровна приехала погостить к своим родственникам в село Тригорское. Пушкин стал чаще бывать по вечерам у Осиповых в Тригорском. Молодежь гуляла в парке. Каталась на лодке, затевала игры, шарады. По вечерам А.П.Керн садилась за фортепиано и пела. Пушкин слушал как очарованный. В тот день, когда А.П.Керн уезжала, Пушкин приехал её проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу «Онегина». Между её страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это было «Я помню чудное мгновенье».

Чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье» наизусть.

Итог урока:

Один из современных критиков Ермилов, давая оценку пушкинскому творчеству, сказал « что любовь предстала в пушкинской любовной лирике в таком присущем ей естественном сочетании счастья, какой она не являлась в мировой поэзии».

Всегда у Пушкина веселье, молодость, любовь, дружба освещены мудростью и светом разума.

Уже давно нет Пушкина, но память о великом русском поэте живет и будет жить в сердце русских людей. Стихи Пушкина о своей горькой, но счастливой любви воспитывают душу, делают её способной к доброму и прекрасному.

Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» (восприятие, истолкование, оценка).

Литература

А.С.Пушкин. Сочинения в трех томах. М. Художественная литература, 1985 г.

Рождественский «Читая Пушкина», Л., 1966 г.

Черных О.Г. «Практикум по литературе». М. «ВАКО»,2010.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.