Урок-викторина «Хочу всё знать»
Пояснительная записка к презентации
Сценарий урока-викторины
Автор – Ченцова Оксана ИвановнаОбразовательное учреждение – МОУ «Средневасюганская СОШ»
Предмет – внеклассное мероприятие по окружающему миру.
Класс – 1 – 4
Тема – экологическая игра-викторина «Хочу всё знать»
Тип занятия – игровая программа.
Форма занятия: групповая.
Цель занятия: расширить кругозор учащихся о природных явлениях животного и растительного мира.
Задачи занятия:
Образовательные - систематизировать и расширить знания о животном и растительном мире природы.
Развивающие - развитие познавательного интереса учащихся, активизация поисковой деятельности с целью саморазвития.
Воспитательные – воспитание любви к природе и чувства ответственности за неё, формирование коммуникативных и организаторских способностей.
Учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор.
Время реализации занятия – 45 минут
Авторский медиапродукт - презентация 86 слайдов (среда PowerPoint, Word)
Медиапродукт
I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word.
II. Структура презентации: последовательные кадры.
III. Содержание кадров:
№ слайда |
Содержание |
1 |
Титульный лист. |
2 |
Загадка. |
3 |
Тема. |
4 |
Сектора игры. |
5 - 24 |
Сектор «Здравствуй, Зимушка – зима!». |
25 - 44 |
Сектор «Весенняя капель!». |
45 -64 |
Сектор «Вот и лето пришло!». |
65 - 84 |
Сектор «Унылая пора, очей очарованье!». |
85 |
Итоги игры. |
86 |
Литература. |
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях.
Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения воспитателем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Оборудование: компьютер, проектор, авторский медиапродукт – презентация,
Карта занятия:
Комментарий хода занятия |
Время (мин.) |
№ слайдов |
Развитие личностных качеств и психических процессов |
|
Репродуктивные формы деятельности |
Продуктивные формы деятельности |
|||
Организационный момент |
0,5 |
Дисциплина, организованность |
||
Целевая установка |
1 |
1 |
Внимание |
|
Разгадывание загадки о.
|
2 |
2 |
Дисциплина, организованность |
Активность, любознательность, четкость и вырази- тельность речи, логика, коммуникативность |
Беседа по тексту «Воробей» |
1,5 |
3 |
Вежливость, культура поведения. |
|
Составление предложений по образцу. Работа в группе. |
3 |
4 |
Внимание память |
Мышление сотрудничество восприимчивость к новому |
Беседа. Устная речь, Иностранная речь, Письменная речь. |
5 |
5,6,7, 8,9 |
Развитие речи, активизация знаний |
|
Упражнение «К какой речи относится отгадка» Работа в группе. |
2,5 |
10 |
Внимание |
Логика, мышление, сотрудничество |
Работа с учебником |
2 |
11 |
Навык работы с учебником |
Логика |
Словарно-орфографи- ческая работа |
3 |
11 |
Память |
Развитие речи |
Динамическая пауза |
2 |
Двигательная активность |
Интерес |
|
Беседа о поведении за столом. |
1 |
11 |
Вежливость, культура поведения. |
|
Изучение отличия устной речи от письменной. Беседа. Работа в группах. |
9 |
12,13,14 |
Логика, мышление, сотрудничество способность сделать выбор |
|
Загадывание загадок и чтение стихов о знаках препинания. |
4 |
15 |
Внимание |
Логика, развитие речи, интерес |
Проверка выводов. |
1 |
15,16 |
Культура эмоций, переживаний |
|
Расшифровка предложения |
3 |
Внимание |
Логика |
|
Работа с упражнением в рабочей тетради. Работа в группах. |
4,5 |
Внимание, память. |
Сопереживание, самостоятельность |
|
Рефлексия |
2 |
Рефлексивность |
Тема – экологическая игра-викторина «Хочу всё знать»
Тип занятия – игровая программа.
Форма занятия: групповая.
Цель занятия: расширить кругозор учащихся о природных явлениях животного и растительного мира.
Задачи занятия:
Образовательные - систематизировать и расширить знания о животном и растительном мире природы.
Развивающие - развитие познавательного интереса учащихся, активизация поисковой деятельности с целью саморазвития.
Воспитательные – воспитание любви к природе и чувства ответственности за неё, формирование коммуникативных и организаторских способностей.
Учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Вступление.
Учитель. Сегодня мы с вами поиграем в игру «Хочу всё знать?». Чтобы игра получилась интересной, вам надо быть внимательными, организованными и дружными. (Слайд № 1).
2. Целевая установка.
Учитель. Отгадайте загадку и назовите тему игры. (Слайд № 2).
Летом бежит,
Зимою спит,
Весна настала -
Опять побежала.
Речка.
(Ответы детей).
Учитель. Речь сегодня пойдёт о природе, где вы покажите свои знания об окружающем мире. (Слайд № 3).
3. Работа в группах.
Для игры вы должны разделиться на две команды, выбрать капитанов, придумать название своей команде. (Ученики выполняют задание).
Учитель. А теперь – о правилах игры.
Игра начинается с жеребьёвки. Капитаны вытягивают бумажки, на которых записано число 1 или 2. Капитан команды, у которого № 1 начинает игру по часовой стрелке с сектора «Здравствуй, зимушка-зима!». (Слайд № 4).
За правильно выбранный ответ на вопрос команда получает жетон ( отвечать может любой участник команды).
Если команда даёт неправильный вариант ответа, то ход переходит к другой команде, которая продолжает отвечать на вопросы данного сектора. Ответив на все вопросы, команда выбирает следующий сектор.
Если ни одна из команд не может выбрать правильный ответ, учитель даёт подсказку. Ход игры переходит к другой команде.
Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, является победителем.
Итак, игра начинается!
Сектор «Здравствуй, зимушка-зима!». (Слайд № 4)
Почему у ели зимой под тяжестью снега не обламываются ветки? (Слайд № 5)
1. Ветки растут вниз и пружинят.
2. Снег легкий.
3. Они очень крепкие.
4. Снег их греет.
(Ветки ели растут вниз и легко пружинят. Поэтому при малейшем ветре, от чрезмерной тяжести мокрого снега, случайного толчка снег легко соскальзывает с ветвей. Кроме того, из-за воскового покрытия хвои снег к ней прочно не прилипает). (Слайд № 8)
2) На каком хвойном дереве ягоды растут? (Слайд № 9)
1. На ели.
2. На сосне.
3. На можжевельнике.
4. На кедре.
(Часто можжевельник имеет форму куста. Ягоды первый год зеленые, второй год серые и только на третий год спелые сине-черные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник, то есть «растущий между елями». Можжевельник отлично очищает воздух большого города от микробов).
(Слайд № 12)
3) Какой снег быстрее тает? (Слайд № 13)
1. Чистый.
2. Грязный.
3. Рыхлый.
4. Свежий.
(Быстрее тает грязный снег, потому что он темный, а темные цвета на солнце сильнее нагреваются). (Слайд № 16)
4) Если на ветках изморозь, какую погоду ждать? (Слайд № 17)
1. Дождливую.
2. Пасмурную.
3. Ясную.
4. Переменную.
(Изморозь – род инея – рыхлый снежный покров, который образуется из оседающих частиц влаги при морозе). (Слайд № 20)
5) Где лягушки зимуют? (Слайд № 21)
1. Зарываются в ил, забиваются под камни и в ямы.
2. Зимуют под водой.
3. Спят на берегу.
(Многие виды лягушек зимуют, зарываясь в ил, забиваясь под камни, в ямы. Бурые лягушки нередко промерзают насквозь – они покрываются льдом, прекращается дыхание. Но если такое промерзание не очень длительное, оттаявшая лягушка оживёт и поскачет, как ни в чём не бывало). (Слайд № 24)
5. Сектор «Весенняя капель». (Слайд № 4)
1) Какой цветок без листьев цветет? (Слайд № 25)
1. Фиалка.
2. Подснежник.
3. Мать-и-мачеха.
4. Ландыш.
( Мать-и-мачеха. Странное название. Не правда ли? Листочек этого цветка снизу мягкий и теплый, а сверху твердый и холодный. Вот его так и назвали.
Похож цветок на ярко-желтый одуванчик. А после цветения из корневища вырастают похожие на маленькие лопухи листочки). (Слайд № 28)
Как лягушка ловит летающих насекомых? (Слайд № 29)
1. Ждет, пока близко подлетит.
2. Накрывает лапой.
3. Выбрасывает липкий язык и слизывает.
(Язык лягушки прикреплен ко рту передним краем, а задним концом выбрасывается вперед. Язык липкий и широкий, поэтому летящее насекомое прилипает к нему). (Слайд № 32)
3) Какие растения называют часами? (Слайд № 33)
1. Шиповник, цикорий, одуванчик.
2. Подорожник, чистотел.
3. Ландыш, подснежник.
(Шиповник, цикорий, одуванчик, ноготки, мать-и-мачеха и некоторые другие цветы открывают и закрывают свои цветки в определенное время, за что получили название «цветочные часы»). (Слайд № 36)
4)Где раньше тает снег? (Слайд № 37)
1. В лесу.
2. В городе.
3. Одинаково.
( Весенний снег особый. Нет в нем прежней пушистости, легкости. Снег сходит с земли, образуя темные полосы, похожие на черные полоски у лошадки-зебры. Такой снег называют «зебровый ландшафт».
Снег тает раньше в городе, потому что там он грязный). (Слайд № 40)
5) В какое время года бывает хвоепад у ели? (Слайд № 41)
1. Поздней осенью.
2. Поздней весной.
3. Ранней весной.
4. Летом
(Ель обычно растет на влажных низменных местах. В густой тени елового леса растут лишь немногие растения, нет надежды, набрать летом много грибов. В густых колючих ветвях ели ютятся птицы, строят свои домики-гнезда проворные белки.
Весною из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. Молодняк растет быстро. Хвоепад у ели бывает ранней весной). (Слайд № 44)
Физкультурная минутка.
6. Сектор «Вот и лето пришло! (Сектор № 4)
1) Какие растения предсказывают погоду? (Слайд № 45)
1. Василёк.
2. Ромашка.
3. Иван-чай.
4. Колокольчик.
(Среди растений много «барометров»: одуванчик, иван-чай, чертополох, вьюнок и другие цветы, которые к дождю преждевременно закрываются и поникают). (Слайд № 48)
2)Как муравьи через ручьи и канавы перебираются? (Слайд № 49)
1. Переплывают.
2. Обходят трудные места.
3. Делают живой мост.
4. Перепрыгивают.
( Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.
Рыжие лесные муравьи одного большого муравейника могут уничтожить за одно лето около 10 миллионов вредных насекомых.
Охраняйте муравейники!) (Слайд № 52)
Какое в нашем краю дерево последним в году цветет? (Слайд № 53)
1. Береза.
2. Дуб.
3. Ясень.
4. Липа.
(В июле цветет липа. На Украине июль так и называют – липень. На улицах, в парках и садах растут эти красивые, душистые деревья. Липа – самое городское дерево.
Липа – лучшее пчелиное пастбище. Больше всего собирают нектара и пыльцы пчелы на этом дереве. Да и липовый мед считается самым лучшим.
Всего липа цветет 10 – 12 дней). (Слайд № 56)
4) Когда воробей летом просыпается? (Слайд № 57)
1. Раньше других птиц.
2. Вместе с другими птицами.
3. Позже других птиц.
(Воробей просыпается позже всех. В 5 – 6 часов утра, но всегда в одно и то же время.
Поймать воробья – дело нелегкое. Осторожные птицы, воробьи редко попадаются в лапы кошек. Они быстро примечают опасность). (Слайд № 60)
5)Почему птицы не клюют божьих коровок? (Слайд № 61)
1. Жучки очень маленькие и птицы их не замечают.
2. Они невкусные.
3. Жучок выделяет неприятный запах.
(Божья коровка – спокойный, медлительный жучок. Оказывается, на ножках у жучка выделяется желтая, неприятного запаха и едкого вкуса жидкость. Несъедобный жучок. Птицы, раз попробовав невкусного жучка, больше его не трогают. Яркая окраска жучка легко запоминается). (Слайд № 64)
Сектор «Унылая пора, очей очарованье!». (Слайд № 4)
1) Как паук предсказывает хорошую погоду? (Слайд № 65)
1. Плетет паутину вечером.
2. Прячется в паутине.
3. Выслеживает добычу.
4. Плетет паутину утром.
(Пауки не переносят сырости. Если вечером пауки плетут паутину и бегают по ней, значит, на следующий день будет хорошая погода.
Есть пауки-бродяги, которые появляются ранней весной и начинают свою охоту за пробудившимися от сна насекомыми. Они не плетут паутинных сетей, а нападают на мух и других насекомых, бросаясь на них прыжками). (Слайд № 68)
2) Может ли паук под водой жить? (Слайд № 69)
1. Может жить под водой и на суше.
2. Может жить под водой.
3. Не может жить под водой.
4. Может жить только на суше.
(Под водой живет паук-серебрянка. Этот паук натягивает между водорослями паутину, под нее натаскивает пузырьки воздуха и в этом подводном домике – пузыре живет). (Слайд № 72)
Почему облака на землю не падают? (Слайд № 73)
1. Потому что они легкие.
2. На них не действует сила тяжести.
3. Их поддерживает восходящий ток воздуха.
4. Они соединены друг с другом.
(Облака – это скопление водяной пыли. Вода тяжелее воздуха. Недаром дождевые тучи ниже других облаков плывут. Не падают они на землю только потому, что их поддерживает восходящий ток воздуха, постоянно идущий от земли). (Слайд № 76)
Куда осенью бабочки исчезают? (Слайд № 77)
1. Улетают в теплые края.
2. Погибают.
3. Превращаются в куколок.
4. Прячутся в траве.
(Многие бабочки гибнут с первыми холодами. Зимуют только отложенные ими яйца. Некоторые бабочки забираются под кору, в щели построек и там зимуют).(Слайд № 80)
У какого дерева листва первой желтеет? (Слайд № 81)
1. У дуба.
2. У ольхи.
3. У клена.
4. У березы.
(Первой желтеет листва у березки. Есть такая старинная загадка: «Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, другое – от теми свет, третье – дряхлых, вялых пеленать, а четвертое – людям колодец». Это загадка о березе, а отгадка такова: первое угодье – банный веник, второе – лучина для освещения изб, третье – берёста на горшки, а четвертое – берёзовый сок (берёзовица). (Слайд № 84)
Подведение итогов. (Слайд 85)
- Понравилась игра?
- Какие вопросы понравились больше всего?
- Что нового и интересного узнали?
(Награждение победителей)
8. Использованная литература
1. Запартович Б. Б., Криворучко Э. Н. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы. М.: Педагогика. 1978.
2. Корабельников В. А. Краски природы. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение. 1989.
3. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение. 2002.
Тема – экологическая игра-викторина «Хочу всё знать»
Тип занятия – игровая программа.
Форма занятия: групповая.
Цель занятия: расширить кругозор учащихся о природных явлениях животного и растительного мира.
Задачи занятия:
Образовательные - систематизировать и расширить знания о животном и растительном мире природы.
Развивающие - развитие познавательного интереса учащихся, активизация поисковой деятельности с целью саморазвития.
Воспитательные – воспитание любви к природе и чувства ответственности за неё, формирование коммуникативных и организаторских способностей.
Учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор.
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1458925986.ppt (Игра "Хочу всё знать")
Плотникова Людмила Васильевна
Фролова Елена Николаевна