Интеллектуальная игра «Хочу все знать»
Филиал федерального государственного казённого образовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации»
(г. Мурманск)
Методическая разработка
Интеллектуальная игра «Хочу все знать»
для обучающихся 5-11 классов
Автор: Ковальчук Татьяна Петровна,
педагог-организатор учебного курса,
филиал НВМУ (г. Мурманск)
2020
Содержание
| |||||||||||||||||
1. Введение
Методическая разработка адресована педагогам-организаторам, старшим вожатым, классным руководителям и учителям-предметникам общеобразовательных организаций. Может быть использована для организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся.
Целевая аудитория участников – обучающиеся 5-11 классов.
Методическая цель – продемонстрировать возможности игровой технологии как средства активизации познавательной активности обучающихся.
Цель – повышение уровня интеллектуального развития обучающихся.
Задачи:
- расширить кругозор обучающихся и активизировать их познавательную активность;
- раскрыть интеллектуальный, творческий потенциал обучающихся;
- сформировать коммуникативные компетенции обучающихся.
Актуальность:
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - писал В. А. Сухомлинский. А «интеллект подобен горящему светильнику, которому воображение, наподобие масла, доставляет материю для горения; а разум подобен пламени, которое на тысячу ладов озаряет выхваченные им предметы и словно в тонком трепетании рассеивает вокруг себя светоносные лучи», - говорил Я.А. Коменский.
Интеллектуальная игра – это индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации и т.п.). Также эта деятельность является средством достижения игрового результата - победы в соревновании. Происходит процесс постоянного развития участников интеллектуальной игры в ходе решения цепочки проблемных ситуаций.
Диапазон интеллектуальных игр широк, но суть их одна: при решении поставленных в них задач происходит акт развития и творчества, находится новый путь или создается что-то новое, требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - все, что в совокупности составляет творческие и интеллектуальные способности человека. Интеллектуальная игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной реакции играющего, быстроту коллективной реакции; в ней приобретается новое качество - синтезированная информация, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто не может получить в одиночку [1].
Новизна:
Современному обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов, поэтому сегодняшний мир диктует необходимость интеллектуального развития детей.
Используемые технологии:
- игровая;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- коммуникативная;
- технология проблемного обучения.
Средства обучения и оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран или доска); презентация; бланки для ответов; ручки для записи ответов.
2. Интеллектуальная игра «Хочу все знать».
2.1 Подготовительный этап:Обучающиеся делятся на возрастные группы:- 5-6 классы,
- 7-8 классы,
- 9-11 классы.
В каждой группе создается несколько команд. В составе команды должно быть не более 6 человек обучающихся в одном классе. От класса могут быть представлены 1-2-3 команды.
Заявка об участии команды в игре сдается организационной группе в день проведения игры. В заявке должны указываться: класс, номер команды, фамилии членов команды на момент игры.
Состав команды не должен меняться на протяжении всех сезонов. Допускается замена участников перед каждой сессией. Об этом команда должна уведомить организационную группу.
В состав организационной группы игры входят педагогические работники образовательной организации. Они отбирают и составляют вопросы, рассматривают протесты, следят за соблюдением регламента игр, являются членами жюри.
Вопросы построены таким образом, что необходимо применять не только учебный материал, полученный во время уроков, но и жизненные наблюдения, логику, дополнительную информацию, получаемую из художественных и научно-популярных книг.
Организационная группа перед каждой игрой обеспечивает команды бланками ответов определенного образца.
В течение учебного года проводятся 4 тематические сессии - в каждой четверти одна сессия (первая и итоговая сессии - общие знания, одна сессия – гуманитарная, одна сессия – естественнонаучная). Сессия длится 3 дня. В день играет одна определенная возрастная группа.
По окончании третьей сессии определяются команды-претенденты в каждой группе, набравшие большее число баллов за все прошедшие зачетные игры. В четвёртой сессии принимают участие только эти команды. По окончании 4 сессии, по тому же критерию, определяются команды-призеры и победители игры.
Вывод: организованность и четкость соблюдения требований настраивает участников на работу во время игры.
2.2 Организационный этап.
На данном этапе работы у обучающихся проверяется готовность к игре, создается «рабочая» обстановка. Перед началом мероприятия, чтобы активизировать и заинтересовать обучающихся, в качестве разминки, возможно провести Блиц-турнир.
Вывод: через «эмоциональное вхождение в урок» создается «исходная мотивация» обучающихся.
2.3 На мотивационном этапе участникам игры проговариваются правила командной работы, напоминается о важности соблюдения регламента игры.
Правила и регламент:
В игре 3 тура. Между турами устанавливается перерыв, в течение которого подсчитываются промежуточные результаты.
В случае несогласия с решением жюри, команда может подать апелляционный протест в письменном виде. Протест рассматривается в течение 1 дня.
Протест может быть двух видов.
I: «на второй ответ». Команда просит засчитать верным свой ответ, в случае двойственности понимания или возможности параллельного ответа, который не учел автор вопроса.
II: «на некорректный вопрос». Команда просит никому не засчитывать верный ответ, доказывая некорректность самого вопроса. При этом необходимо указать книжный источник, на основе которого команда сомневается в правильности вопроса.
В течение игры должны соблюдаться все правила поведения, установленные Уставом образовательной организации и Положением об игре.
За нарушения правил поведения во время игры, за неэтичное отношение к соперникам и организаторам, использование мобильных телефонов и электронных гаджетов для поиска ответов возможен штраф до 10 баллов, исключение из общекомандного зачета, удаление команды с игры.
Вывод: обучающиеся осмысливают полученную информацию, включаются в деловой ритм.
2.4 Основной этап
Командам предлагается ответить на 30 вопросов из различных областей знаний. В игре 3 тура (сложность вопросов по возрастающей):
- В первом туре 6 вопросов, за правильный ответ начисляется 1 балл.
- Во втором туре 10 вопросов, за правильный ответ начисляется 1 балл.
- В третьем туре 14 вопросов, за правильный ответ начисляется 1 балл.
В конце игры количество заработанных командой баллов суммируется и по итогам 3-х туров определяется лидер.
На обдумывание ответа командам дается 45 секунд. Ответы записываются на бланках ответов.
Вопросы зачитываются ведущим вслух и дублируются на экране через мультимедийное оборудование.
Вывод: по итогам основного этапа обучающиеся получают новые знания, систематизируют уже имеющиеся, осваивают навыки работы в группе.
2.5 Подведение итогов
Возможно подведение промежуточных итогов между турами. В конце каждой игры подводятся и озвучиваются итоги.
Победители 4 сессии игр награждаются переходящими кубками.
Вывод: происходит контроль и оценка результатов деятельности, самооценка, понимание причин успеха (неуспеха).
2.6 Рефлексия
Происходит осмысление процесса и результатов деятельности. Обучающиеся учатся выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Оценивают полученные результаты.
Вывод: по итогам игры ставится проблемный вопрос с целью подведения итогов мероприятия (что нового узнали? что было интересным? какие вопросы были самыми тяжелыми?), (прием «лестница достижений», технология формирующего оценивания).
Заключение.
Интеллектуальные игры имеют огромный воспитательный потенциал. Они способствуют развитию культуры мышления, творческих способностей, воли, умению выстраивать отношения с партнером по игре и взаимодействовать с ним и т.д. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Она предшествует научному предвидению, формирует социальную компетентность в освоении знаний, потребность в обучении в течение всей жизни.
Данная игра - не просто развлекательная организация досуга обучающихся, а способ организации познавательного материала. Способствует формированию культуры командного взаимодействия, развитию навыков общения, самореализации, раскрытию личностного потенциала.
Таким образом, интеллектуальную игру «Хочу все знать» можно рассматривать, как активную форму интеллектуального воспитания обучающихся, помогающую решить педагогические задачи, и как средство активизации познавательной активности обучающихся.
Список использованных источников и литературы
- Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.
- Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр / Жарков Г. В. – Владимир. 2000.
- Интернет база вопросов «Что? Где? Когда?» https://db.chgk.info/tree
Приложение
Примерные вопросы
I сессия, 5-6 классы
1 тур
1. Эту девочку в расстроенных чувствах мы знаем с детства. А что ей требовалось достать из реки для душевного спокойствия?
ОТВЕТ: Мяч (Наша Таня громко плачет…)
2. ОН спокойно пересекал водоем, но, увидев ЕГО, опустил в водоем одну свою конечность, за что и поплатился, получив ранение от НЕГО. О ком идет речь?
ОТВЕТ: Грека, рак
3. Живущие на воле слоны считаются очень подвижными животными. Несмотря на свой вес, они кочуют более 16 часов в сутки. А все потому, что им очень хочется … Что?
ОТВЕТ: кушать
4. Когда газета «Аргументы и факты» проводила конкурс «Кто лучший человек в мире», пришло более 2 тысяч писем. Среди кандидатов были известные люди, популярные певцы и артисты. Но первое место заняла ОНА. Кто ОНА?
ОТВЕТ: мама.
5. В Испании для получения этого продукта питания используют в основном овец. В странах ближнего Востока - верблюдов. В Египте предпочитают использовать для этого буйволов, в Лапландии - оленей, в Перу - лам, в Тибете - яков, в некоторых регионах России - лошадей. Но самое популярное животное, используемое для этой цели, несколько иное. Какое?
ОТВЕТ: корова - самое популярное животное, дающее молоко.
6. Напишите название группы, в состав которой входили животные, умеющие играть на музыкальных инструментах, петь, веселить публику, а главное – бороться с разбойниками.
ОТВЕТ: «Бременские музыканты»
2 тур
1. Название этого геологического образования произошло от латинского «огонь», «пламя».
ОТВЕТ: вулкан
2. Это выражение, по мнению многих, является королем синонимического ряда слова «бездельничать». В. И. Даль связывал это выражение с процессом раскалывания бревен для заготовок для изготовления мелких щепных изделий. Напишите наиболее распространенную форму этого выражения.
ОТВЕТ: Бить баклуши.
3. Это животное, обитавшее во многих районах Евразии, а также в Северной Африке и в Европе было истреблено к началу 17 века. Известно, что существовало несколько видов этого животного: амфиптер, виверн, гивр, линдворум. Известен также следующий факт: к его истреблению не имели никакого отношения герои русских народных сказок и былин, которые вели ожесточенные бои с этим животным. Напишите, под каким именем мы знаем этого животного?
ОТВЕТ: Змей Горыныч
4. Говорят, что дождь никогда не идет два дня кряду. Почему?
ОТВЕТ: потому что между ними ночь
5. В этой стране около 5 000 лет назад впервые одомашнили кошку.
ОТВЕТ: Древний Египет.
6. Что явилось плодом сотрудничества большого пресмыкающегося и юного
представителя семейства кошачьих?
ОТВЕТ: Песня: "Я на солнышке лежу..."
7. Они появились ещё 3 000 лет назад в Китае. С их помощью был спроектировал первый в мире самолёт. Потом они стали детскими игрушками, воскресными забавами, сейчас же они – экстремальный спорт. Ответьте, о чём же идёт речь?
ОТВЕТ: О воздушных змеях.
8. Некое зеленое животное, в совершенстве освоившее столь трудный турецкий язык, по имени-отчеству именовалось...
ОТВЕТ: Крокодил Крокодилович
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил.
По-турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил Крокодилович! (Корней Чуковский)
9. В Бразилии один владелец кинотеатров смог резко повысить посещаемость своих учреждений. Он установил на входе в кинотеатры весы. Плата за вход бралась по весу: чем больше вес, тем дороже плата. Кто более всего обрадовался этому нововведению?
ОТВЕТ: дети.
10. В Китае с VII века получили распространение картины с изображением гор и рек, называвшиеся «Шанчжуй». А под каким названием знают их в европейской живописи?
ОТВЕТ: Пейзаж.
3 тур
1. Если дословно перевести это слово с чукотского языка, оно будет звучать так: «Мягкая еда белого человека, сделанная из белой пыли». А как оно переводится на самом деле?
ОТВЕТ: Хлеб
2. В «Правилах вежливости», изложенных в 1683 году во Франции, можно было прочитать: «Если знатному и высокопоставленному лицу случается сделать ЭТО, вы не должны кричать во всю глотку «Бог да благословит вас, монсеньор!», но, сняв шляпу, учтиво поклониться ему и сказать это про себя». Манера приветствовать это непроизвольное действие человека была распространена еще у древних греков. Мусульмане воздают при этом хвалу Аллаху, индейцы говорят «Живи!». В Гвинее в 19 веке, если ЭТО случалось сделать начальнику, все присутствовавшие становились на колени, целовали землю, хлопали в ладоши и желали ему всякого счастья и благополучия. А что в таких случаях произносим мы?
ОТВЕТ: «Будь здоров!» (речь идет о чихании)
3. Именно так принято называть львиную семью.
ОТВЕТ: Прайд.
4. Всего их 7. Среди них есть и фасоль, и мир в предложном падеже. Догадавшись о чем речь, назовите самую первую.
ОТВЕТ: до
5. Мы привыкли видеть это в наших квартирах, а вот во времена царя Алексея Михайловича это было новинкой и называлось «золотые кожи». Что это?
ОТВЕТ: Обои.
6. По мнению журнала «Знание – сила», этот вид транспорта не только самый безопасный среди всех, но и самый выгодный, так как соединяет пункты по кратчайшему расстоянию. Стоимость и трудоёмкость его строительства самая низкая, он не зависит от неблагоприятных условий - за исключением сильного ветра - и почти не занимает площади на земле. Правда, если на полпути случится неполадка (а такое бывает), пассажирам это вряд ли понравится. Назовите этот вид транспорта.
ОТВЕТ: Канатная дорога
7. Древние римляне называли так богов-покровителей домашнего очага. Мы же этим словом называем свой дом. Что это за слово?
ОТВЕТ: Пенаты.
8. Уникальные отпечатки пальцев – привилегия не только человека. На Земле существует животное, отпечатки пальцев которого также уникальны и весьма похожи на человеческие. Это животное напоминает известную с детства мягкую игрушку и являлось символом летних олимпийских игр в Корее.
ОТВЕТ: коала
- К сожалению, в школьной жизни очень часто случаются такие моменты. Подтверждением тому является представленная картина. Назовите автора и название картины.
ОТВЕТ: «Опять двойка», Решетников
10. В 17-18 веках поморы обычно носили на поясе кожаный мешочек, а в мешочке - круглую коробочку из моржовой кости. А что находилось в этой коробочке?
ОТВЕТ: компас.
11. В классической русской тройке их было около ста - каждый со своим названием и характером - они образовывали стройную и гармоничную систему.
Что это?
ОТВЕТ: Колокольчики и бубенцы.
12. Сейшельские острова отличаются гигантскими птичьими базарами. В 18-19 веках птичьи острова Берд были золотой жилой для островитян. Белок яиц консервировали и отправляли к столам Парижских кондитеров, а желток отправляли … тоже в Париж, но в художественную Академию.
Что же из него делали тогда, если весь мир восторгается этим до сих пор?
ОТВЕТ: краски
13. Назовите имя мифического существа, по легенде восстающего из пепла.
ОТВЕТ: феникс.
14. Загадка, которая пришла к нам из далекого прошлого и, казалось бы, неактуальная в наше время: «Уронила меня мать, подняли люди, оторвали мне голову. Дали мне пить, стал я говорить». О чём речь, если сегодняшний прообраз этого предмета есть у каждого из нас?
ОТВЕТ: гусиное перо (пить – чернила, а в настоящее время перьями не пользуются)
7-8 классы
1 тур
1. Её строят из восьми различных сортов дерева. Асимметричная конструкция позволяет управлять ею одному гребцу одним веслом. Увидеть её в деле можно только в одном городе. В каком?
ОТВЕТ: В Венеции (речь идет о гондолах).
2. Полиция американского штата Калифорния имеет право оштрафовать человека, поставившего мышеловку, в том случае, если у него нет лицензии на …
ОТВЕТ: на охоту
3. Переведите с языка эсперанто на русский три слова: "Кио?", "Кие?", "Киам?".
ОТВЕТ: Что? Где? Когда?
4. Он пролежал в гробницах египетских фараонов многие тысячелетия и прекрасно сохранился. Этому обстоятельству очень обрадовался бы известный всем нам сказочный искатель приключений, путешественник и первооткрыватель, у которого он не залеживался более нескольких дней. Его целебные свойства, неповторимый запах и вкус известны и нам. О чем идет речь?
ОТВЕТ: О меде.
5. В 1994 году Петербургский театр юного зрителя отмечал свое 72-летие, на сцене театра шел спектакль, который сами артисты называют: "Наша горбатая "Чайка"". Герой этого спектакля, конечно же, совсем не похож на птицу и знаком всем нам. Надеемся, что вы догадались, о каком сказочном персонаже идет речь.
ОТВЕТ: "Конек-горбунок".
6. После того, как Астраханское царство было присоединено к России, работники одной из государственных монополий наблюдали и использовали уникальное природное явление, и даже придумали о нем загадку "В воде родится, а воды боится". Производством чего занималась эта монополия?
ОТВЕТ: соли.
2 тур
- Яйцо Фаберже "Транссибирская магистраль" содержит в себе складную заводную модель императорского транссибирского поезда из золота и платины. Вспомните известные детские сказки и скажите, что еще таится в яйце?
ОТВЕТ: ключик
2. Рукоприкладство карается законом во всем мире. Но в некоторых учебных заведениях специально обучают специальности, название которой в переводе с древнегреческого означает «руки прикладывающий» и это рукоприкладство законом разрешено. Более того, некоторые люди благодаря такому рукоприкладству спасены от гибели. Назовите эту специальность.
ОТВЕТ: Хирург
3. В старину эти заведения называли "Кухни ведьм". В 1930-х годах витрины этих заведений украшали стеклянные шары, заполненные водой разного цвета. Под каким названием известны эти заведения нам?
ОТВЕТ: аптеки
4. Она родилась в XIII веке. При рождении у неё их было 4. В 1642 г. их стало 5. В конце XVIII века падре Базилио добавил к ней 6-ю. Еще позже у нее добавилась и 7-я. На протяжении своей жизни её саму называли латинской, мавританской, виуэллой и др. Как она зовётся сейчас?
ОТВЕТ: Гитара.
5. За весь период своей работы этот «насос» делает в общей сложности около 3 миллиарда качков, перекачивая при этом более 300 млн. литров жидкости. А как называется этот «насос»?
ОТВЕТ: сердце.
6. Их изобрёл флорентийский монах и художник Фра Бартоломео в начале XVI века, заказав их из дерева. А в 1858 году британский торговец шёлком и модельер Чарльз Фредерик Ворт "оживил" их, и их одушевленным воплощением мечтают стать многие девушки.
ОТВЕТ: манекенщицы
7. Один из законов Буси-до ("Путь самурая"), сформулированный в книге Дайдодзи Юдзана "Начальные основы воинских искусств", гласит: "Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уже о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения ... церемонии". Премудрости какой церемонии должен постичь настоящий самурай?
ОТВЕТ: чайной
8. По легенде эта загадка была задана царю Соломону царицей Савской. Ответьте на нее и вы: "... из земли исходит, землею питается, льется, как вода, и разливает свет". Что это?
ОТВЕТ: Нефть.
9. Они бывают разные по форме: рожки, перья, ушки, бантики и т. д. - всего около 300 видов. Специалисты разделяют их на четыре группы: трубчатые, нитеподобные, фигурные. Самые большие достигают 50 см, а самые короткие – до 3 мм. На 13 % они состоят из воды. О чем идет речь?
ОТВЕТ: о макаронах
10. В середине прошлого века крестьяне Тульской и Калужской губерний носили самодельные колпаки из грубой шерсти. А как они их называли, если мы носим это не на голове.
ОТВЕТ: Валенки.
3 тур
1. Если пойти по этому "мягкому пути" без должной подготовки, можно легко поломать руки, ноги, а то и свернуть шею. Если же идти по этому "пути" достаточно долго, да еще под руководством опытного наставника, то можно украсить то, что вы одеваете, цветным украшением. О чем идет речь?
ОТВЕТ: О дзюдо (в переводе с японского - "мягкий путь").
2. Для того, чтобы сохранить бесценные экспонаты всемирно известного Британского музея, в его штат были официально зачислены шесть необычных сотрудников. На содержание каждого из них в год выделялось по 50 фунтов стерлингов. Они носили некий отличительный атрибут, указывавший посетителям, что они находятся "при исполнении служебных обязанностей". Какие именно функции выполняли эти сотрудники.
ОТВЕТ: ловили мышей
3. Это слово, к сожалению, достаточно хорошо знакомо многим морякам и жителям прибрежных районов. Происхождение его китайское, но когда его заимствовали англичане, они изменили его так, чтобы оно писалось как название одного из огромных мифологических греческих чудовищ. Назовите это слово.
ОТВЕТ: тайфун (пишется как Тифон)
4. На одном из пляжей Австралии была объявлена регата на суденышках из пустых жестяных банок. Какова основная цель этого конкурса?
ОТВЕТ: Убрать эти самые банки с пляжа
5. В швейцарском городе Деникон возле мэрии установлены три флагштока. Если в городе рождается мальчик, то появляется флаг на правом флагштоке, если девочка - то на левом. А по каким случаям горожане видят флаг на среднем флагштоке?
ОТВЕТ: Когда рождаются близнецы.
6. Когда-то на севере России ребенку до года этого не делали. Княжеским детям это делали первый раз в семь лет. А мы с вами делаем это регулярно. А где?
ОТВЕТ: В парикмахерской.
7. Изменение цвета кожи - своего рода мимика у этого животного. Его калейдоскоп чувств составлен из золотисто-оранжевых и буро-красных тонов. Когда же его не обуревают эмоции, оно бесцветно, и словно какой-то черный провал зияет на молочном теле животного-призрака. А теперь переведите, пожалуйста, с итальянского "мешок с чернилами", ведь именно называется это животное.
ОТВЕТ: Кальмар.
8. В Китае, по обычаю, накрывают стол скатертью швами вверх и наливают чай в чашки до самых краев именно для таких гостей. Для каких?
ОТВЕТ: Для незваных гостей.
- Мексиканский курорт Акапулько всемирно известен. Своей популярностью он во многом обязан местному климату, как нельзя лучше подходящему для отдыха. Подскажем, что в переводе с языка ацтеков слово "акапулько" означает «солнечный город». Благодаря этой подсказке назовите знаменитого «путешественника», побывавшего, помимо прочих интересных мест, и в городе с аналогичным названием.
ОТВЕТ: Незнайка.
10. Как гласит расхожая версия, этот популярный в Америке, впрочем и у нас тоже, напиток получил название от своих компонентов. А входит в его состав вот что: вода, сахар, декстрин, лимонная кислота, цитрат натрия, ароматизатор с запахом лимона и ароматизатор с запахом лайма. Численный состав ингредиентов поможет вам ответить, то это за напиток?
ОТВЕТ: 7-Up (Севен-Ап)
- Известный художник начала XX века Мстислав Валериянович Добужинский нарисовал как-то раз портрет обрусевшего англичанина Бромлея, жившего в XVIII столетии. Нарисовал он его из головы - так, как его воображению подсказала фамилия, и портрет получился довольно несимпатичный и устрашающий. Этот портрет Добужинский подарил одному из своих друзей. Напишите, как звали друга художника.
ОТВЕТ: Корней Чуковский (Бармалей).
- Невежливость можно попытаться объяснить по теории историка Ключевского, который говорил, что узнать, вежливы ли вы, очень просто - надо проверить, насколько совершенно у вас это умение. В школе этому умению учат, да и демонстрировать это умение вам приходится часто, достаточно взглянуть лишь на ваши тетради. На что же Ключевский считал достаточным взглянуть, чтоб узнать, вежлив ли человек?
ОТВЕТ: На почерк.
13. Когда схватили французского пирата Сюркуфа и он предстал перед королевским судом, то на вопрос о месте хранения сокровищ он ответил, что возил их на своем корабле. Корабль был обыскан сверху донизу, но каюты, палубы, трюмы были пусты. Не было золота ни в пушках, ни в бочках с порохом. И только в наше время его смогли обнаружить. Где же нашли золото?
ОТВЕТ: из золота были отлиты якоря.
14. Основатель рыцарского ордена Провансаля Годфруа де Пре считал, что юноши из аристократических семей, чтобы стать хорошими придворными, должны обучиться семи вещам: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться на мечах, 6) играть в мяч... Назовите седьмой пункт, коему стоит обучиться юным аристократам.
ОТВЕТ: Танцы.
1 сессия 9-11 классы
1 тур
- Даниил Ювачёв, кроме псевдонима Хармс, придумал себе и имидж. На нем все было выдержано в бежево-коричневых тонах: клетчатый пиджак, рубашка с галстуком, брюки-гольф, длинные клетчатые носки. Назовите фамилию одного из самых любимых героев Хармса.
ОТВЕТ: Холмс. Комментарий: А еще он был с трубкой, совсем, как Шерлок Холмс.
- Питерская байка начала 1960-х годов: "Приехал мужик из деревни в Ленинград менять старые деньги на новые. Зашел в сберкассу, осмотрелся: народу - не протолкнуться. Положил мешок с деньгами в угол и пошел искать, кто последний. Занял очередь, вернулся и видит: (первый пропуск) на месте, а (второй пропуск) украли". Заполните пропуски в правильном порядке.
ОТВЕТ: "... деньги...", "... мешок...". Мешок по тем временам был гораздо дороже денег.
- Закончите одним словом четверостишие Игоря Губермана:
"Несмотря на раздор между нами,
Невзирая, что столько нас разных,
В обезьянах срослись мы корнями,
Но не все — в ...".
ОТВЕТ: "... человекообразных".
- Вспоминая свой последний дальний поход, командир подводной лодки К-433 Тихоокеанского флота СССР Валерий Фролов говорил: "Жаль только, на НИХ не удалось побывать. Говорят, там черепахи какие-то необыкновенные". Назовите ИХ.
ОТВЕТ: Галапагосские острова.
Комментарий: В районе этих островов и должна была действовать К-433.
- Прозвища этих двух Андреев из Украины и России очень похожи. Они являются производными от их фамилий и отличаются лишь одной буквой. Назовите оба прозвища, если известно, что украинец достиг гораздо большего, нежели его российский коллега.
ОТВЕТ: Шава и Шева.
Комментарий: Андрей Шевченко и Андрей Аршавин.
- В японском театре "кабуки" есть костюмы, условно обозначающие бедность. На плечи и полы этих костюмов наносятся цветные пятна. Что они обозначают?
ОТВЕТ: Заплаты.
2 тур
- В одном из выпусков программы «Кто хочет стать миллионером» игрокам Владимиру Винокуру и Александру Маршалу был задан вопрос стоимостью в 100 000 рублей. Формулировка вопроса такова: «На каком полуострове живут ительмены?
A: Чукотский
B: Камчатский
C: Кольский
D: Ямал». Винокур и Маршал ответили, что на Кольском и проиграли все.
У вас, уважаемые игроки, в отличие от этих знаменитых господ, есть возможность заработать всего лишь один балл, ответив на этот же вопрос.
ОТВЕТ: Камчатский
- ИХ ввели ирландские монахи, чтобы облегчить чтение. ИХ также можно обнаружить в знаниях. Назовите ИХ одним словом.
ОТВЕТ: Пробелы. До этого между словами пробелов не было, что очень затрудняло чтение.
- По ходу премьеры этой пьесы зал пребывал в недоумении: хлопать или нет. Лишь после того, как Николай I приказал всем министрам и высшим чиновникам в обязательном порядке посещать этот спектакль, публика стала аплодировать. Назовите эту пьесу.
ОТВЕТ: "Ревизор".
Комментарий: Раз император одобрил, можно и себе позволить одобрительные аплодисменты.
- В Китае и Индии ОНА – символ изобилия, процветания и достатка. В учении фен-шуй именно ОНА занимает главенствующее место и является признанным символом благосостояния. Считается, что если ОНА появилась в жилище, значит, семью ожидает финансовое процветание. А еще ОНА хитра и проворна. Существует легенда, которая объясняет, почему именно ОНА открывает 12 летний животный цикл. Когда Будда призвал всех животных для распределения их по очереди в цикле, ОНА забралась на спину быку и «проехала» в таком положении прямо к ногам учителя. Когда же бык склонился в священном поклоне, ОНА спрыгнула с его спины прямо в ладони Будды. Так кто же ОНА?
ОТВЕТ: крыса
- Мореплаватель Джон Нарборо писал о НИХ: "Можно подумать, что маршируют ребята в белых передниках". Эта информация приводится в разделе книги "Сто великих мореплавателей", посвященном Джеймсу Уэдделлу. Назовите ИХ.
ОТВЕТ: Пингвины.
- В услужении у Ивана Грозного был целый отряд ИХ, способных учинить погром или другую какую-нибудь пакость. Некоторые исследователи связывают с этим происхождение фразеологизма. Назовите этот фразеологизм из двух слов.
ОТВЕТ: Медвежья услуга.
Комментарий: ОНИ — медведи.
- В книге "Технология творческого мышления" можно узнать, что "по характеру ОН добродушный, но строгий, ОН живет в пожелтевшей листве, в каплях дождя, в жарком дне, а также в каждой женщине, ЕГО ощущаешь в нежности рук, в новогодних пожеланиях и просто в дружеском рукопожатии". Назовите ЕГО.
ОТВЕТ: Звук "Ж".
- Назовите исполнителя главной роли в фильмах, о которых Леонид Парфенов сказал: "Сначала он борется за правду в Москве и Питере, потом добивает мировое зло за океаном".
ОТВЕТ: Сергей Бодров-младший.
Комментарий: Речь идет о фильмах "Брат" и "Брат-2".
- Все видели американское родео - ковбои сидят на спинах бешено брыкающихся лошадей или быков и стараются удержаться как можно дольше. А вот в японском городе Микаме тоже есть свое родео, не менее сложное, чем американское, но гораздо более веселое и громкое. ВИЗГ участников слышен далеко. На чем же состязаются участники японского родео?
ОТВЕТ: На свиньях.
- Самые до сих пор загадочные виды - серебристые и перламутровые; перламутровые - очень тонкие и просвечивающие, имеют радужную окраску; серебристые - светлые и прозрачные. Перламутровые встречаются в северных горных странах - Финляндии, Скандинавии, в США на Аляске. Серебристые - в низких и экваториальных широтах, где отмечается максимальная вулканическая активность. О чем идет речь?
ОТВЕТ: Об облаках.
3 тур
- Чтобы придать Харрисону Форду вид бывалого авантюриста, костюмеры первого фильма об Индиане Джонсе обработали новую кожаную куртку наждаком и заставили актера долгое время сидеть на диете. Какое слово мы заменили словом "диета"?
ОТВЕТ: Шляпа. Знаменитая помятая шляпа Индианы Джонса.
- В Австрии у экзаменующихся появилось право, о наличии которого у арестованных (или задержанных) мы хорошо знаем, например, из голливудских фильмов. Что это за право?
ОТВЕТ: Право на один звонок. Своего рода "Звонок другу", причем звонить можно не только друзьям, но и специалистам по сдаваемому предмету.
- Сначала бамбук просто бросали в огонь, потом придумали начинку — так появился ОН. Назовите ЕГО словом немецкого происхождения.
ОТВЕТ: Фейерверк.
- Среди распоряжений относительно знаменитого Парада Победы, состоявшегося 24 июня 1945 года на Красной площади Москвы, было и такое: по окончании парада немедленно сжечь 200 пар новеньких кожаных перчаток. И вовсе не потому, что они пришли в негодность. Чем именно "провинились" эти перчатки?
ОТВЕТ: Прикасались к фашистским трофейным знаменам.
- Писательница Татьяна Москвина выпустила трехтомник. Названия томов — "Мужская тетрадь", "Женская тетрадь", "ТАКАЯ тетрадь". Какая "ТАКАЯ"?
ОТВЕТ: Общая.
- Женский итоговый турнир по теннису в 2009 году прошел в городе Доха, Катар. Участницы турнира были разбиты на две группы. Одна группа называлась "Бордовая", вторая — "Белая". Чем были обусловлены такие названия?
ОТВЕТ: Цветами флага Катара.
- Первый явился в черном шелковом плаще, словно в пасторском облачении для церкви или плаще-домино для веселья; второй, большой любитель удовольствий, — с фонарем под глазом; третий, ретивый работник, — в полицейском мундире; четвертая — как приказчик среди магазина или цветок в середине букета; пятый был одет кузнецом; шестая была одета, как и подобает молодой девушке; седьмая оделась старой ключницей, с метлой и прочими атрибутами чистки. Именно так ИХ живописал Г. Х. Андерсен. Назовите ИХ двумя словами.
ОТВЕТ: Дни недели.
Комментарий: В странах Запада, как известно, принято начинать неделю с воскресенья.
- В XIX веке в США были популярны всевозможные танцевальные соревнования. Как правило, жюри на таких соревнованиях располагались перед сценой. Но во время состязаний по одному из видов жюри для удобства находилось под сценой. Назовите этот вид.
ОТВЕТ: Чечетка.
Зачёт: Степ.
- [Ведущему: при чтении выделить голосом слова "не повезло", "перейти" и "плохой приметой"!]
Не повезло аргентинскому полузащитнику Диего БуонанОтте: 26 декабря 2009 года он попал в автокатастрофу, что не позволило ему перейти в английский "Сандерленд", интересовавшийся этим полузащитником. Не повезло и мексиканскому нападающему Сальвадору КабАньясу: 25 января 2010 года он получил пулевое ранение в затылок, что тоже помешало перейти ему в "Сандерленд". С тех пор интерес "Сандерленда" уже стал плохой приметой для футболистов. Назовите прозвище футбольного клуба "Сандерленд" двумя словами.
ОТВЕТ: "Черные коты".
Зачёт: "Черные кошки"; "Black Cats"; "Черный кот"; "Черная кошка".
- Арабский путешественник IX века недоумевал: "Что же это за страна? И страна ли вообще? Скорее — соляная трясина, смесь воды и грязи". Швейцарский путешественник XVIII века, в свою очередь, отмечал: "В этой стране искусственно всё, вплоть до самой страны и самой природы. Назовите страну, о которой идет речь.
ОТВЕТ: Нидерланды. Голландия.
- Перед вами планировка квартиры, изображенная на рекламе компании "ИКЕА". Чем, по замыслу создателей рекламы, нужно заниматься в этой квартире?
ОТВЕТ: Играть.
Зачёт: Без лишних уточнений.
Комментарий: Очертания комнат напоминают английское слово play — играть.
- В советском мультфильме 1950 года "Дедушка и внучек" оркестром у катка дирижировал аист. Назовите всех, кто играл в этом оркестре.
ОТВЕТ: Осел, козел, мартышка, мишка.
Зачёт: Осел, козел, обезьяна, медведь.
Комментарий: Животные, как и у Крылова в "Квартете", правда, инструменты другие.
- Цай Луня жил во времена императора Хо. Он был директором императорского арсенала, главным смотрителем дворца, его считают изобретателем многих видов оружия. Однако, главное его изобретение связано с использованием двух простых устройств: натянутой на раму из прутьев сетки из шелковых нитей и каменной ступы с деревянным пестом. Для чего они применялись?
ОТВЕТ: Для изготовления бумаги. (Измельчение сырьевой массы и формирование тонкого листа.)
- Полицейские из города Филадельфия по вечерам в основном ловят преступников. А по утрам они обычно ловят тех, кто виновен в проступке, который наверняка хотя бы раз в жизни совершал каждый из вас. Что же это за проступок?
ОТВЕТ: Прогул уроков.