Проект «Изучаем фразеологизмы мифологического происхождения на уроках истории» (5–6 класс)
Проект подготовили учащиеся 5а и 5б классов МОУ Саввинской СОШ имени С.А. Калабалина под руководством учителя русского языка и литературы, истории Жарковой И.Ю. 2019г. «Изучаем фразеологизмы мифологического происхождения на уроках истории»
Понятие о фразеологизмах Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Слово «фразеология» происходит от двух слов греческого языка: «фразис» – выражение, «логос» – учение.
Актуальность проекта Актуальность нашей работы лежит на поверхности и заключается в том, что в повседневной жизни мы часто слышим фразеологизмы в речи учителей и взрослых, но не понимаем их значения.
Гипотеза Если мы хотим сделать образной и наполненной смыслом свою речь, хотим понимать речь взрослых, нам необходимо познакомиться с фразеологизмами (их значением и историей происхождения).
Объектом исследования стала речь учащихся и взрослых. Объектом исследования стала речь учащихся и взрослых. Предметом исследования - фразеологизмы, имеющие мифологическое происхождение, в речи учителей и учащихся.
Цели проекта: познакомиться с такой лексической единицей как фразеологизм; познакомиться с фразеологизмами, которые имеют мифологическое происхождение; проанализировать значение фразеологизмов, подобрать аналоги; понять и запомнить материал, подготовиться к ВПР по истории.
Задачи проекта: провести выборку мифов и фразеологизмов из учебника по истории; поиск информации о фразеологизмах (в учебниках русского языка, словарях, сети Интернет); поиск аналогов фразеологизмов, имеющих мифологическое происхождение; анализ и сравнение значений фразеологизмов (создание сводной таблицы); частотный анализ использования фразеологизмов в речи учащихся и учителей; создание презентации (подбор текстового материала, видео-, фото-, звукового материала); создание словаря фразеологизмов; подготовка доклада и защита проекта.
Методы исследования: изучение и анализ литературы; сбор информации; опрос-анкетирование; анализ результатов опроса.
Проверка гипотезы : мы составили свой словарь фразеологизмов мифологического происхождения, а значит, расширили свой словарный запас; подготовили презентацию, которая предназначена для всех будущих пятиклассников или шестиклассников нашей школы; наш материал поможет им более глубоко, наглядно и интересно изучать историю в пятом классе и русский язык в шестом классе, развивать свою речь.
Примеры заданий к урокам
Определите значение фразеологизма коварный подарок, несущий гибель получателю; чересчур строгие меры воздействия; стремление к достижению высоких целей; здание огромных размеров; нечто заброшенное, требующее наведения порядка. Авгиевы конюшни. Драконовы законы. Дары данайцев или троянский конь. Циклопическая постройка. Прометеев огонь.
Определите значение фразеологизма предмет вражды или причина ссоры; уязвимое место; источник бед и несчастий; тяжелая и бессмысленная работа; сон. Ахиллесова пята. Сизифов труд. Ящик Пандоры. Объятия Морфея. Яблоко раздора.
Определите значение фразеологизма запутанное дело; ограниченные рамки, мерило, единые требования; то, что помогает дойти к цели; новая область искусства; исчезнуть из памяти. Нить Ариадны. Кануть в Лету. Десятая муза. Гордиев узел. Прокрустово ложе.
Список использованной литературы История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений/ Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: Просвещение, 2015 г. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 8000 слов и фразеологических выражений / Российская Академия наук.– М: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003г. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаци. В 2 ч. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский, Просвещение, 2017г. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. М., «Сов. Энциклопедия». 1967г., 543 стр. Иллюстрированная энциклопедия. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии. http://www.foxdesign.ru/legend/
Использованные изображения http://www.potolok-art.ru/images/mea1.jpg http://libfoto.ru/uploads/posts/2009-04/1239737948_psd_romantic-background-col.jpg http://900igr.net/datai/istorija/Mir-istorii/0002-007-Mir-istorii.png http://img.lenagold.ru/o/oliv/olivka03.png http://www.hcpl.net/sites/default/files/parthenon.gif источник шаблона: Олифирова Т.И., учитель русского языка и литературы, СОШ № 14 г. Северодонецка
Горбачёва Марина Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Легоцкая Вера Сергеевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Кирилл Александрович Ш.
Иоланта Юрьевна Жаркова
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова