Проект «Изучаем фразеологизмы мифологического происхождения на уроках истории» (5–6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение Саввинская средняя общеобразовательная школа имени Семена Афанасьевича Калабалина
Научно-практическая конференция
Гуманитарное направление
Научно-исследовательская работа на тему:
«Изучаем фразеологизмы мифологического происхождения на уроках истории»
Авторы: учащиеся Аскерова Сабина (5а класс),
Дашян Диана (5а класс),
Калинина Дарья (5б класс),
Рассказова Мария (5б класс).
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы, истории
Жаркова Иоланта Юрьевна.
Март 2019г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………стр. 3 1.
1. Таблица фразеологизмов мифологического происхождения……...….стр.12
2. Словарь фразеологизмов мифологического происхождения…………стр. 14
Введение
Изучая историю Древней Греции, мы столкнулись с мифологией. На уроках истории мы выяснили, что многие крылатые выражения имеют мифологическое происхождение. Мы стали изучать значения этих крылатых выражений, больше читать мифов. Чем с большим количеством мифов мы знакомились, тем больше мы узнавали крылатых выражений. Затем учитель познакомила нас с понятием «фразеологизм». Мы узнали, что тему, связанную с фразеологией, мы будем изучать на уроках русского языка только в 6 классе.
Когда мы перешли из начальной школы в среднюю, у нас появилось большое количество учителей. Стали часто складываться речевые ситуации, в которых учителя (взрослые) употребляют фразеологизмы, а мы, дети, даже не понимаем смысла сказанного. Мы на себе прочувствовали, что нам необходимо пополнять лексические запасы своего словаря.
Поэтому актуальность нашей настоящей работы лежит на поверхности и заключается в том, что в повседневной жизни мы часто слышим фразеологизмы в речи учителей и взрослых, но не понимаем их значения. Мы решили разобраться в значениях некоторых фразеологизмов, чтобы лучше понимать речь учителей, взрослых (родителей и знакомых) и улучшить речь собственную.
Гипотезу мы выдвинули следующую: если мы хотим сделать образной и наполненной смыслом свою речь, хотим понимать речь взрослых, нам необходимо познакомиться с фразеологизмами (их значением и историей происхождения).
Объектом нашего исследования стала речь учащихся и взрослых. Предметом исследования - фразеологизмы, имеющие мифологическое происхождение, в речи учителей и учащихся.
Цели нашей проектной деятельности:
1. познакомиться с такой лексической единицей как фразеологизм;
2. познакомиться с фразеологизмами, которые имеют мифологическое происхождение;
3. проанализировать значение фразеологизмов, подобрать аналоги;
4. понять и запомнить материал, подготовиться к ВПР по истории.
Задачи проекта:
1. провести выборку мифов и фразеологизмов из учебника по истории;
2. поиск информации о фразеологизмах (в учебниках русского языка, словарях, сети Интернет);
3. поиск аналогов фразеологизмов, имеющих мифологическое происхождение;
4. анализ и сравнение значений фразеологизмов (создание сводной таблицы);
5. частотный анализ использования фразеологизмов в речи учащихся и учителей;
6. создание презентации (подбор текстового материала, видео-, фото-, звукового материала);
7. создание словаря фразеологизмов;
8. подготовка доклада и защита проекта.
Методы исследования:
1. изучение и анализ литературы;
2. сбор информации;
3. опрос-анкетирование;
4. анализ результатов опроса.
Проверка гипотезы: собрав информацию о фразеологизмах, мы составили свой словарь фразеологизмов мифологического происхождения и подготовили презентацию, которая предназначена для всех будущих пятиклассников или шестиклассников нашей школы. На наш взгляд, наш материал поможет им более глубоко, наглядно и интересно изучать историю в пятом классе и русский язык в шестом классе.
1. Теоретические основы
1.1 Понятие о фразеологизмах
Фразеологизмы, которые используют носители языка, отражают богатый исторический опыт народа, его культуру, представления о труде и быте. Изучение фразеологии является обязательным в процессе усвоения языка. «Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость, образность» (4).
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Слово «фразеология» происходит от двух слов греческого языка: «фразис» – выражение, «логос» – учение. Значение фразеологизмов разъясняется в толковых словарях, например, «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией Александра Ивановича Молоткова.
Фразеологизм может быть синонимом слова. К примеру: танталовы муки – страдания; бить баклуши – бездельничать и др.
Фразеологизмы чаще всего используются именно в устной речи, так как именно устная речь является эмоционально окрашенной.
1.2.Происхождение фразеологизмов
По происхождению фразеологизмы в учебнике русского языка для 6 класса разделены на две большие группы: русские и заимствованные.
Русские фразеологизмы делятся на группы по происхождению:
а) связанные с обычаями предков (топорная работа и др.);
б) возникшие из пословиц (собаку съел и др.);
Заимствованные пришли в русский язык из Библии и мифов разных народов (манна небесная, нить Ариадны и др.).
В рамках настоящего проекта нас интересуют фразеологизмы именно мифологического происхождения. В учебнике по истории для 5 класса мы обнаружили: 10 мифов и упоминание о мифах, повествующих о подвигах Геракла, а также сказания, легенды и документы. Работая со словарем, мы составили таблицу мифов и их значений (см. Приложение)
1.3.Признаки фразеологизмов
Фразеологизмы содержат не менее двух слов, которые связаны в своем значении. Такое сочетание слов может быть равно по своему значению либо одному слову (бить баклуши = бездельничать; кануть в Лету = исчезнуть; узы Гименея = супружество и т.д.).
Фразеологизмы имеют устойчивый состав. Мы не можем произвести равноценную замену слов во фразеологизме (например: бить гвозди, кануть в Волгу, узы Зевса и т.п.), так как фразеологизм сразу же теряет свое лексическое значение.
2. Практическая часть
2.1 Результаты исследования анкет учителей
Анкетирование проводилось среди учителей, работающих в 5 классах.
Проанализировав данные анкет, мы констатировали, что из 12 опрошенных, 12 учителей знают или имеют представление о том, что такое фразеологизм. В речи фразеологизмы употребляют 10 учителей, 2 употребляют иногда.
В анкете мы попросили респондентов указать, какие фразеологизмы они употребляют в речи. Все 12 учителей указали различные фразеологизмы, но преимущественно русского происхождения. Например: палец в рот не клади, как две капли воды, язык проглотил, души не чаять, мастер на все руки, рукой подать, семь пятниц на неделе, взяться за ум, ворон считать, вешать лапшу на уши, кот наплакал, витать в облаках, пасть духом, не покладая рук, на скорую руку, седьмая вода на киселе, рукой подать, сбить с толку, душа в пятки ушла, развесить уши и другие. 1 учитель указал, что использует в речи фразеологизм мифологического происхождения «танталовы муки».
С заданием анкеты по объяснению значения некоторых фразеологизмов, имеющих мифологическое происхождение (нить Ариадны, авгиевы конюшни, яблоко раздора, танталовы муки, прометеев огонь, полет Икара, под эгидой) справились 10 из 12 учителей. Лишь двое учителей указали верное значение только одного фразеологизма из предложенных семи.
На вопрос: «Откуда вы узнали значение этих фразеологизмов?» учителя отвечали так: уроки русского языка, литературы, истории – 7 опрошенных; словарь, сеть Интернет – 4 опрошенных; 1 опрошенный не указал источника.
Результаты опроса подтверждают:
- все опрошенные учителя (12) знают или имеют представление о том, что такое фразеологизм;
- все опрошенные учителя (12) употребляют в речи фразеологизмы;
- основным источником знания о фразеологизме являются уроки русского языка, истории, а так же сеть Интернет и словари;
- большая часть опрошенных (10) имеют представление о лексическом значении указанных фразеологизмов мифологического происхождения, но, к сожалению, только один респондент указал, что использует их в речи.
2.2 Результаты исследования анкет учащихся
Анкетирование проведено среди учащихся пятых классов. Из 25 учащихся 23 заполнили анкету и предоставили для анализа данных учащимся, проводившим исследование.
Проанализировав данные анкет, мы констатировали, что из 23 опрошенных, 22 учащихся знают или имеют представление о том, что такое фразеологизм; 1 учащийся не знает. В речи фразеологизмы употребляют 8 учащихся, 13 не употребляют, 2 употребляют иногда.
В анкете мы попросили респондентов указать, какие фразеологизмы они употребляют в речи. 13 опрошенных, как указывалось ранее, не употребляют фразеологизмы. Уклончиво ответили 4 учащихся, указав, что используют «разные» фразеологизмы. 5 учащихся привели примеры «повесить нос» и поговорку «Тише едешь – дальше будешь», что свидетельствует о не совсем четком понимании того, что такое фразеологизм. И лишь один учащийся привел пример мифологического происхождения «танталовы муки».
Одним из заданий анкеты было объяснить значение некоторых фразеологизмов, имеющих мифологическое происхождение (нить Ариадны, авгиевы конюшни, яблоко раздора, танталовы муки, прометеев огонь, полет Икара, под эгидой). 13 учащихся указали значение трех и более фразеологизмов правильно; 10 учащихся не смогли указать значений фразеологизмов.
Подводящий итог анкетирования вопрос был таким: «Откуда вы узнали значение этих фразеологизмов?» 12 учащихся указали, что познакомились с фразеологизмами на уроках истории; 3 учащихся указали источники: урок истории и сеть Интернет; 1 учащийся указал «книги»; 7 учащихся не ответили на данный вопрос.
Результаты опроса подтверждают:
- основным источником знания о фразеологизме в 5 классе для учащихся являются урок и учебник истории, а так же сеть Интернет;
- большее количество опрошенных учащихся (22) знают или имеют представление о фразеологизме;
- меньшее количество учащихся (8) употребляют фразеологизмы в речи;
- больше половины опрошенных (13) имеют представление о лексическом значении указанных фразеологизмов мифологического происхождения, но, к сожалению, эти знания пока не устойчивы.
2.3 Создание фразеологического словаря
В Приложении к данной работе смотрите словарь фразеологизмов мифологического происхождения. Словарь составлен на основе материалов учебника по Истории Древнего мира для общеобразовательных заведений под авторством Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. – М.: Просвещение, 2015 г.
Мы считаем, что данный словарь будет полезен учащимся будущих пятых классов (при изучении темы «Древняя Греция» на уроках истории) и будущих шестых классов (при изучении темы «Фразеология» на уроках русского языка).
В Приложении к данной работе также вы найдете «Таблицу фразеологизмов мифологического происхождения». Данная таблица окажет помощь будущим пятиклассникам или шестиклассникам в поиске лексического значения интересующего их фразеологизма и его происхождения.
2.4 Создание презентации к урокам истории в 5 классе
Для учащихся 5 класса мы разработали материалы по теме: «Изучаем фразеологизмы мифологического происхождения на уроках истории». Презентация включает задания-пятиминутки для лучшего закрепления изученного материала по истории Древней Греции на основе работы с фразеологизмами.
Заключение
В данной работе мы
· провели выборку мифов и фразеологизмов из учебника по истории;
· нашли информацию о фразеологизмах (в учебниках русского языка, словарях, сети Интернет);
· в некоторых случаях нашли аналоги фразеологизмов, имеющих мифологическое происхождение;
· провели анализ и сравнение значений фразеологизмов (создали сводную таблицу);
· провели частотный анализ использования фразеологизмов в речи учащихся и учителей;
· создали презентацию с материалами для будущих учащихся пятых – шестых классов.
Пришли к выводам о том, что
· работать с данной темой было увлекательно и интересно;
· тема оказалась актуальной, так как учителя часто используют в речи фразеологизмы, а учащиеся редко;
· часто складываются ситуации непонимания между учителями и учениками, основанные на непонимании образной речи учащимися;
· речь учащихся необходимо развивать и пополнять словарный запас;
· чаще всего учителя используют все-таки фразеологизмы русского происхождения, а не мифологического, поэтому нашу работу по изучению значений фразеологизмов и их происхождения можно продолжать;
· созданный нами словарь фразеологизмов в следующем учебном году (шестом классе) мы сможем пополнить фразеологизмами русского происхождения, указанными в пункте 2.2 Результаты исследования анкет учителей.
Список литературы
1. История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений/ Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: Просвещение, 2015 г.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 8000 слов и фразеологических выражений / Российская Академия наук.– М: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003г.
3. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаци. В 2 ч. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский, Просвещение, 2017г.
4. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. М., «Сов. Энциклопедия». 1967г., 543 стр.
5. Иллюстрированная энциклопедия. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии. http://www.foxdesign.ru/legend/
Приложение
1. Таблица фразеологизмов мифологического происхождения
Источник |
Фразеологизм |
Значение |
Синоним |
Миф о Тесее и Минотавре |
нить Ариадны |
то, что помогает найти выход из затруднительного положения |
путеводная нить |
Миф о Дедале и Икаре |
полет Икара |
рискованная, опасная попытка |
|
Миф об Ахиллесе |
ахиллесова пята (пятка) |
наиболее уязвимое место у кого-либо |
уязвимое место, слабое звено |
Миф о начале Троянской войны |
яблоко раздора |
повод, причина ссоры, серьезных разногласий |
камень преткновения |
Миф о рождении богини Афины |
под эгидой |
под покровительством, под защитой |
|
Миф о подвигах Геракла |
авгиевы конюшни |
загрязненное помещение; беспорядок в делах |
|
геркулесовы столбы |
крайний предел, граница чего-либо; крайность в чем-либо |
|
|
прокрустово ложе |
ограниченные рамки, мерило, единые требования |
|
|
Миф о Тантале |
танталовы муки |
страдания, вызываемые созерцанием и желаемой цели и сознанием невозможности ее достигнуть |
|
Миф о Прометее |
прометеев огонь |
неугасающее стремление к достижению высоких благородных целей |
|
ящик пандоры |
источник бед и несчастий |
|
|
Миф о Сизифе |
сизифов труд |
тяжелая и бессмысленная работа |
|
Рассказы древних писателей |
гордиев узел |
запутанное дело |
|
Сказание о троянском коне |
троянский конь, дары данайцев |
коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает |
|
Законы Драконта |
драконтовы законы, драконовы меры |
чересчур строгие меры воздействия |
|
«Одиссея» Гомера |
циклопическая постройка |
здание огромных размеров |
|
между Сциллой и Харибдой |
очутиться в окружении враждебных сил, безвыходное положение |
меж двух огней, между молотом и наковальней |
|
пение сирен |
нечто чарующее, но очень опасное |
|
|
Другие источники |
кануть в Лету |
исчезнуть из памяти |
|
десятая муза |
новая область искусства |
|
|
провалиться в тартарары |
исчезнуть, погибнуть, проиграть |
|
|
дамоклов меч |
нависшая угроза при видимом благополучии |
|
|
пальма первенства |
бесспорное преимущество |
|
|
рог изобилия |
символ богатства и процветания |
|
|
слава Герострата |
известность за дурной поступок |
|
|
олимпийское спокойствие |
особая выдержка, невозмутимость |
|
|
узы Гименея |
супружество, брак |
|
2. Словарь фразеологизмов мифологического происхождения
к учебнику по Истории Древнего мира для общеобразовательных заведений под авторством Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. – М.: Просвещение, 2015 г.
А
Авгиевы конюшни – загрязненное помещение; беспорядок в делах.
Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
Ахиллесова пята (пятка) – наиболее уязвимое место у кого-либо.
Б
В
Г
Геркулесовы столбы - крайний предел, граница чего-либо; крайность в чем-либо.
Гордиев узел – запутанное дело.
Д
Дамоклов меч – нависшая угроза при видимом благополучии.
Дары данайцев – см. Троянский конь.
Десятая муза – новая область искусства.
Драконтовы законы / драконовы меры – чересчур строгие меры воздействия.
Е/Ё
Ж
З
И/Й
К
Кануть в Лету – исчезнуть из памяти.
Л
М
Между Сциллой и Харибдой – см. Сцилла и Харибда.
Н
Нить Ариадны - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
О
Олимпийское спокойствие – особая выдержка, невозмутимость.
П
Пальма первенства – бесспорное преимущество.
Пение сирен – нечто чарующее, но очень опасное.
Под эгидой – под покровительством, под защитой.
Полет Икара – рискованная, опасная попытка.
Провалиться в тартарары – исчезнуть, погибнуть, проиграть.
Прометеев огонь – неугасающее стремление к достижению высоких благородных целей.
Прокрустово ложе – ограниченные рамки, мерило, единые требования.
Р
Рог изобилия – символ богатства и процветания.
С
Сизифов труд – тяжелая и бессмысленная работа.
Слава Герострата – известность за дурной поступок.
Между Сциллой и Харибдой – очутиться в окружении враждебных сил, безвыходное положение.
Т
Танталовы муки – страдания, вызываемые созерцанием желаемой цели и сознанием невозможности ее достигнуть.
Троянский конь / дары данайцев – коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает.
У
Узы Гименея – супружество, брак.
Ф
Х
Ц
Циклопическая постройка – здание огромных размеров.
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Яблоко раздора – повод, причина ссоры, серьезных разногласий.
Ящик Пандоры – источник бед и несчастий.
Презентация проекта Изучаем фразеологизмы мифологического...
PPTX / 590.05 Кб
Защита проекта Изучаем фразеологизмы мифологического...
DOCX / 19.27 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Легоцкая Вера Сергеевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Кирилл Александрович Ш.
Иоланта Юрьевна Жаркова
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова