Урок русского языка по теме «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок русского языка. 2 класс. Система Л.В. Занкова. Провела Мухутдинова Н.В.
Тема «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов».
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.
Задачи:
учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в речи; углублять знания учащихся о фразеологизмах русского языка; отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;
продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
развивать умение работать в парах, навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: фразеологические словари; доска, проектор, тетради
Ход занятия
I. Организационный момент. Создание положительной мотивации.
Приветствие, посадка.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь. Удивитесь.
Рассердитесь. Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.
2. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:
“Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!”
– Что можете сказать об этом высказывании? (Афоризм.)
– Что такое афоризм? ( Афоризм – это краткое выражение, сочетание слов, сказанных когда-то писателями или поэтами, несущее в себе глубокий смысл)
Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого.
2. Чистописание
Вспомните написание буквы, которая может обозначать два звука, показывать мягкость согласного (е, ё, ю, я). Может стать словом, это местоимение – я. Составьте свою закономерность записи этой буквы. Найдите самую красивую букву на строке.
3. Словарная работа: назовите словосочетание из высказывания Л. Н. Толстого с этой буквой (русский язык). Запишите это словосочетание. Составьте другие словосочетания с этим словом (язык).
- Послушайте моё словосочетание - язык без костей.
В каком значении слово язык использовано в этом словосочетании?
Что это означает? ( Болтает без умолка, все рассказывает)
Это фразеологизм.
Кто знает, что это такое? Попробуйте сформулировать задачи урока.
(Узнать, что такое фразеологизмы, научиться употреблять в речи фразеологизмы)
Фразеологизмы со словом язык - язык на плече, язык мой – враг мой, хватит языком молоть, типун тебе на язык.
Бежать высунув язык – очень быстро
Держать язык за зубами – не болтать лишнего
Как корова языком слизала – про то что быстро и бесследно исчезло
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания
Наступить на язык – заставить замолчать
Повесить язык на плечо – очень устать
Попасть на язык – стать предметом пересудов
Прикусить язык – замолчать
Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну
Тянуть за язык – вынуждать высказываться
Черт дёрнул за язык – сожалеть о сказанном
Чесать языком – сплетничать
Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо
II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока, постановка учебной задачи.
- В речи мы употребляем фразеологизмы даже не замечая этого. Так и случилось с ребятами. Послушайте истории.
1. «Четырёхлетняя Светлана спросила у мамы:
-Скоро ли наступит лето?
-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно оглядываться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет»
2. А бывает еще и так. ( про нос)
«Мама говорит своей дочери после долгой разлуки:
- Как ты похудела, Надюша, один нос остался!
-А разве, мама, у меня было два носа?»
-А что же такое фразеологизмы?
Устойчивые сочетания слов |
Нельзя заменять слова и менять их местами |
Извлекаются из памяти целиком |
Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!
Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать?
Зарубите себе на носу – запоминать
Работать засучив рукава – усердно работать
Не падайте духом – не унывать в случае неудачи
Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно
-Зачем нам нужно изучать фразеологизмы? (Для яркости речи, для выразительности, они помогают говорить метко и кратко, способствуют развитию логического мышления)
-В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но к сожалению в речи мы их используем очень мало, ограниченно.
-А откуда мы можем узнать о фразеологизмах? ( Книги, кино, телевидение, от старших, из словарей)
-Сами фразеологизмы, их значение, историю происхождения мы можем узнать вот из этих словарей (выставка, слайд). А также в интернете на сайте www. gramma. ru
III. Знакомство с новыми фразеологизмами.
Мы продолжаем знакомство с новыми фразеологизмами. Многие из них связаны с реальными историческими событиями. Мы употребляем фразеологизмы, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями.
Знаете ли вы, что обозначают данные фразеологические обороты:
– знать назубок
– шиворот-навыворот
Сейчас я расскажу, что они обозначали в далёком прошлом.
Знать назубок
Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.
Шиворот-навыворот
Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.
Физминутка “Фразеологический зверинец”.
Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.
Голоден, как … (волк).
Хитёр, как …(лиса).
Труслив, как … (заяц).
Надут, как … (индюк).
Неповоротлив, как … (медведь).
Упрям, как …(осёл).
Здоров, как … ( бык).
Колюч, как … (ёж).
IV. Закрепление полученных знаний.
Найди фразеологизмы, запиши их. Определи значение (по словарю).
Ах, какие мастера!
Вот топор, а вот – пила.
Все в руках у них горит!
Раз – и дом уже стоит!
Мишка сегодня шалил целый день,
Чашку разбил, столкнувшись о пень!
Мама ему говорит: “Вот так да!”
Мишке же все –
Как с гуся вода!
Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове – сто две…
Вот так каша в голове.
V. Работа в группах.
-Давайте поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
Говорим вежливо, называем собеседников по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, говорим вполголоса, внимательно слушаем, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.
-Каждой группе я даю карточки, на которых записаны слова.
Из каждого столбика выписать только фразеологические обороты.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
вешать нос |
голубые глаза |
проглотил язык |
красный нос |
с глазу на глаз |
больной язык |
остаться с носом |
узкие глаза |
тянуть за язык |
курносый нос |
красивенькие глазки |
большой язык |
клевать носом |
хоть глаз выколи |
хорошо подвешен язык |
нос картошкой |
хлопать глазами |
розовый язык |
2. Найди пару. Соедините парами противоположные по значению фразеологизмы:
Язык без костей |
Как кошка с собакой |
Душа в душу |
Зимой снега не выпросишь |
Повесить нос |
Держать язык за зубами |
Добрая душа |
Воспрянуть духом |
Проверка. Объяснение смысла.
Физминутка
Игра « Покажи у себя»
-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
1. Его вешают в унынии,
Его задирают, зазнаваясь,
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)
Не цветы, а вянут,
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,
Не бельё, а их развешивают.(уши)
Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,
Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)
Они могут разбегаться в разные стороны,
В них пускают пыль, если хотят обмануть,
Их можно сделать большими от удивления.(глаза)
-Выполняем упражнения для глаз (на перчатках кружки, я вожу руками, дети следят глазами)
-Теперь упражнение для ушей
«Ухо правое вперёд, а потом его назад,
а потом опять вперёд, и немного потрясём,
Ухо левое вперёд, а потом его назад,
а потом опять вперёд, и немного потрясём,
VI. Составление рассказа. (Дополнительное задание)
( Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает тему рассказа и опорные фразеологизмы.)
1). Мой друг.(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)
2). На уроке.(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)
3). На субботнике.(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)
4). Домашнее задание.( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)
5). На перемене.(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)
VII. Узнай фразеологизмы по рисунку. Объяснение смысла.
VIII. Подведение итогов.
Тест « Третий лишний»
Найди лишний фразеологизм в каждой группе.
1. а) яблоку негде упасть
б) кот наплакал
в) повернуться негде
2. р) никуда не годится
л) все как на подбор
н) один к одному
3. а) рукой подать
п) на краю света
с) за тридевять земель
4. е) на всех парусах
в) черепашьим шагом
з) во весь дух
5. о) сложа руки
к) засучив рукава
ф) не покладая рук
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
-Что получилось в прямоугольнике?
-Встаньте, у кого получилось слово браво.
-Вы молодцы.
-Вот и подошёл к концу наш урок.
-Что нового вы узнали?
-Что такое фразеологизмы?
-Какие фразеологизмы запомнили?
-Дома я предлагаю вам самим найти фразеологизмы, в которых встречаются названия животных и нарисовать к ним рисунки.
-А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.
-На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.
Я пришла к вам как снег на голову, но вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха ни пера, в добрый путь!
Я
сидел,сложа руки
работал,спустя рукава
смотрел во все глаза
бил баклуши
мотал на ус
работал,засучив рукава
трудился,не покладая рук
ловил мух
держал
ушки на макушке
работал до седьмого пота
считал ворон
Русский язык. Тема урока: _____________________________ Лист ученика ______________________
Чистописание ________________________________________________________________________
Словарная работа ___________________________________________________________________
Синонимы |
это слова, у которых более чем одно значение. Такие слова называют разные, но чем – то похожие предметы, признаки, действия. |
Антонимы |
это слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению. |
Омонимы |
это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. |
Многозначные слова |
это слова с противоположным значением. |
|
Устойчивые сочетания слов Нельзя заменять слова и менять их местами Извлекаются из памяти целиком |
Зарубите себе на носу |
|
Работать, засучив рукава |
|
Не падайте духом |
|
Возьмите себя в руки |
|
Подчеркните ____________________, определите их значение по словарю
Мишка сегодня шалил целый день,
Чашку разбил, столкнувшись о пень!
Мама ему говорит: “Вот так да!”
Мишке же все – как с гуся вода!
Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове – сто две…
Вот так каша в голове.
Тест « Третий лишний»
Найди лишний фразеологизм в каждой группе.
1. а) яблоку негде упасть
б) кот наплакал
в) повернуться негде
2. р) никуда не годится
л) все как на подбор
н) один к одному
3. а) рукой подать
п) на краю света
с) за тридевять земель
4. е) на всех парусах
в) черепашьим шагом
з) во весь дух
5. о) сложа руки
к) засучив рукава
|
|
|||
|
|
|
|
/data/files/f1506529506.ppt (Презентация к уроку русского языка "Фразеологизмы" 2 класс ) |
считал ворон
засучив рукава
бить баклуши
работал до седьмого пота
не покладая рук
мотал на ус
держал
ушки на макушке
ловил мух
сложа руки
спустя рукава
Мануилина Евгения Анатольевна