12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия27
1

Технология организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»


 

Выполнила:

Андриенко Юлия Витальевна,

учитель биологии и химии, руководитель НОУШ «Эрудит»

МАОУ СОШ №5


 

г.Лабытнанги,

2018г.

СОДЕРЖАНИЕ
 

Творческие проектные мастерские.

Организация индивидуальной работы учащегося над проектом.

Дневник работы над проектом, отчет о работе, защита проекта.

Рекомендуемая литература.


 

Технология организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

 

Творческие проектные мастерские

На сегодняшний день в современно мире, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении.  Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности - методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающихся.

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Следовательно, нам педагогам, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения.

Как уже говорилось, проектная деятельность предполагает в основном самостоятельную работу учащихся. А вот организация этой работы - за­дача взрослого.

Хочу представить Вашему вниманию проект пути совершенствования проектной деятельности в МАОУ СОШ №5 с 2014г.

Научное общество учащихся нашей школы «Эрудит» с 2014 года представляет собой «Творческую проектную мастерскую» - это небольшие кол­лективы, состоящие из педагога-предметника, который становится руково­дителем данной мастерской, и учащихся (может быть, разновозрастных), которые выполняют различные проекты в одной предметной области. Например, учитель химии может одновременно руководить такими проектами, как «Сколько стоит стакан чистой воды» (8 кл.), «Алхимики - колдуны или ученые» (8 кл.), «Чипсы: польза или вред» (9 кл.), «Реклама глазами химика» (10 кл.), учитель биологии может вести такие проекты: «Есть ли чувства у растений» (6 кл.), «Лечат ли растения» (6 кл.), «Почему люди не любят червей» (7 кл.), «Охота на хищников - это хорошо или плохо» (8 кл.), «За­поведные территории, зачем они нужны» (8 кл.). Учитель математики может работать с несколькими учениками по таким темам: «пропорции вокруг нас» (6 кл), «Проценты в жизни моей семьи» (6 кл.), «Законы симметрии в искусстве» (7 кл.), «Какая геометрия нужна кассирам в метро (7 кл.), «По­чему теорему Пифагора доказывают уже 25 веков» (8 кл.), «Математические системы в окружающем нас мире» (8 кл.), «Правдолюбцы и лжецы: мате­матическая логика» (9кл.), «Математика в казино» (10 кл.).

Члены творческой проектной мастерской в течение определенного времени работают каждый над своим проектом, при этом, встречаясь на занятиях сво­их мастерских, они помогают друг другу и обмениваются информацией, учатся друг у друга и вместе осваивают технологию работы над проектом. Стар­шие делятся опытом с младшими, хорошо успевающие ученики вдохновляют более слабых, такая совместная работа взрослых и детей разного возраста, увлеченных схожими проблемами, создает интересную творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные зада­чи, способствуют благоприятному психологическому климату в школе. Занятия творческой проектной мастерской проходят один раз в две недели, но может и один раз в месяц - это зависит от опыта и других особенностей участников мастерской и от занятости учителя.

 

Примерный годовой план работы творческой проектной мастерской

 

Время прове­дения и тема

Содержание работы

Задание на ближайший месяц, осуществляемое членами мастерской с помощью ее руководи­теля

1.

Конец сентября - начало октября

Тема: «Проблема, цель и тема проекта».

Обсуждение предло­женных тем; выясне­ние проблем, которые будут решаться в рам­ках проектов; опреде­ление целей проектов (будет ли достижение поставленной цели ре­шать проблему проек­та), ожидаемых резуль­татов, предполагаемых проектных продуктов; уточнение формулиро­вок тем проектов.

В течение следующего месяца члены мастерской должны:

- оценить имеющиеся у них ресурсы, которые потребуются для работы (какие есть источники информации, какие име­ются знания и умения по проблеме проекта);

- оценить, каких ресурсов не хватает (какие могут еще потребоваться ис­точники информации, что предстоит узнать, чему научиться для работы над проектом);

- обдумать, где и как будут найдены недостающие ресурсы;

- обдумать, какая им может

потребоваться помощь от других членов проектной мастерской;

- обдумать, какую помощь они сами смогут оказать другим членам своей мастерской;

- обдумать примерный план работы над проектом;

- начать сбор информации по теме проекта.

2.

Конец октября. Тема: «Критерии оце­нивания проектов».

Ознакомление с критери­ями и технологией кри­териального оценивания проектов. Обсуждение формулировок, уточне­ние значения терминов.

Внесение предложений по формулировкам и «стоимости» критериев в технических баллах. Обсуждение текущей работы, осуществляемой в октябре.

Продолжить начатую ра­боту. Еще раз просмотреть критерии оценивания и в течение недели внести свои предложения (если таковые появятся) своему руководителю мастер­ской.

3.

Ноябрь.

Тема: «Утверждение темы проекта, типа проекта, плана работы».

Утверждение окон­чательных формули­ровок тем проектов; обоснование проблем проектов; уточнение типов проектов. Ознакомление с окон­чательным вариантом критериев оценивания (раздаются на руки).

Продолжить сбор инфор­мации, начать проведение опытов, экспериментов, опросов (если это необхо­димо), начать работу по созданию проектного про­дукта. пользоваться кри­териями оценивания как инструкцией по работе.

 

 

Планирование работы:

- какие будут решаться

задачи на отдельных

этапах;

- какие будут применяться способы работы;

- каковы сроки выполнения отдельных этапов;

- как ожидаемые про-

межуточные результаты отдельных этапов связаны с общей целью проекта и его

конечным результатом.

Отчет о начале сбора

информации по теме

проекта. Уточнение,

какая нужна дополнительная помощь в работе.

Ознакомление с регламентом предзащиты проектов.

Подготовка к предзащи­те проекта. Предзащита проходит по следующей схеме:

- обоснование темы про­екта;

- формулирование про­блемы проекта, - указание цели проекта;

- описание проектного продукта;

- представление подроб­ного плана работы.

 

4.

Декабрь.

Тема:

«Итоги предзащиты проектов»

 

 

Обсуждение итогов предзащита проектов,

внесение корректировок

в соответствии с рекомендациями, полученными на предзащитах.

Отчет о сборе информации, проведении экспериментальной части

(там, где это необходимо), других мероприятий в рамках проектов, о работе над проектными продуктами. Выяснение возникших трудностей и возможностей их преодоления. Уточнение, какая

нужна дополнительная

помощь.

 

Внести необходимые поправки в работу над проектом, если это было

рекомендовано на предзащите. Следить за сохранением логической связи: проблема и тема проекта – цель и ожидаемый результат проекта

(проектный продукт) – задачи проекта и способы работы.

Изучение собранной информации, продолжение работы над созданием

проектного продукта.

Пользоваться критериями

оценивания как инструкцией по работе.

5.

Январь.

Тема:

«Работа над

письменной

частью проекта

(отчетом)».

Отчет о ходе работы. Обсуждение возникших проблем и способов их преодоления. Уточнение соблюдения плана и графика работы над проектом. Ознакомление с требованиями к письменной части проекта (отчету).

Завершение работы с информацией, завершение экспериментальной

части (там, где это необходимо), завершение работы над проектным продуктом, начало работы над письменной частью проекта (отчетом).

пользоваться критериями оценивания как инструкцией по работе

6.

Февраль.

Тема:

«Письменная

часть проекта».

Подведение итогов работы над информацией и экспериментальной частью (там, где она осуществлялась), над

проектным продуктом.

Обсуждение хода работы над письменной частью проекта (отчетом) с опорой на критерии

оценивания. Ознакомление с рекомендациями по проведению защиты проекта и презентации

проектного продукта.

Завершение работы над письменной частью проекта (отчетом). Подготовка к защите проекта. Репетиция защиты (для

желающих членов мастерской) и оценивание всей работы (письменной

части, продукта и презентации) с помощью критериев. В роли оценщиков выступают члены мастерской.

7.

Март.

Тема:

«Подведение

итогов защиты

проектов».

Ознакомление участников с индивидуальными результатами защиты проектов. Обсуждение плюсов и минусов работы каждого члена мастерской с опорой на критерии. подведение итогов проектного цикла.

Выдвижение кандидатов на участие в школьном конкурсе проектов от мастерской.

Осмысление результатов работы, обдумывание планов на следующий год,

внесение предложений.

Подготовка к школьному

конкурсу проектов.

Творческие проектные мастерские как форма организации проектной деятельности позволяют учителю руководить проектной работой каждого учащегося индивидуально и одновременно обучать всех участников ма­стерской технологии проектной деятельности. Организация работы в форме творческих мастерских в значительной степени способствует установлению равноправных отношений учителя и учеников как единомышленников, кол­лег, занятых общим делом.

Кроме того, творческие проектные мастерские дают возможность наладить сотрудничество разновозрастных детей в рамках общей работы, в ходе которой происходит естественный обмен знаниями и опытом между ними. Это особенно ценно, потому что (это хорошо известно!) дети лучше обучаются именно друг у друга. Общая работа позволяет наладить связи вне класса, установить отношения делового сотрудничества младших и старших, что может быть очень значимо для детей с заниженной самооценкой и низким статусом в собственном классе.

Очевидно, что такая организация работы вовлекает в свою орбиту не только всех детей, но и большинство учителей школы, что в значительной степени способствует их взаимному профессиональному обогащению.

Организация индивидуальной работы учащегося над проектом.

При организации индивидуальной работы учащегося над проектом учителю представляется возможность учитывать не только возрастные воз­можности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности учащегося в целом. В этом преимущество индивидуальных про­ектов, хотя и у них есть определенные ограничения.

Посмотрим, как можно организовать индивидуальную работу на примере одного проекта.

Самым трудным для многих учащихся является первый этап работы, когда необходимо выбрать тему проекта (этап проблематизации). Лучше, если учитель не будет предлагать готовые темы, а постарается выяснить интересы и проблемы самого учащегося, которые он мог бы самостоятельно решить в ходе работы над проектом.

Девятиклассница Аня долго не могла решить, какой проект ей делать. В ходе беседы с учительницей биологии она рассказала, что в последнее время с трудом засыпает, плохо спит ночью, тяжело встает утром и по­стоянно хочет спать. Из этой же беседы девочка узнала, что с подобными проблемами сталкивается множество людей разных возрастов, особенно тяжело переносят недостаток сна дети и подростки. Постепенно стала вырисовываться исходная проблема проекта - преодоление бессонницы. Причем решение данной проблемы для автора проекта имеет практический смысл, побуждает действовать. А тема проекта была сформулирована так: «Как бороться с бессонницей».

Итак, теперь Аня поняла, что, сделав данный проект, она сможет решить собственную проблему и помочь другим людям, поэтому сейчас девочка активно включилась в процесс целеполагания, чтобы найти способ решения проблемы бессонницы.

В конце концов цель проекта была сформулирована так: как помочь тем, кто страдает от бессонницы. Теперь надо разработать способы борьбы с бессонницей и подумать, в каком виде представить их публике. Это так называемый ожидаемый результат (он будет воплощен в проектном продукте), который тоже возникает на этапе целеполагания. В данном случае этот результат (проектный продукт) - советы для тех, кто страдает от бессон­ницы.

Сейчас автору проекта с помощью учителя необходимо убедиться, что между проблемой, целью и ожидаемым результатом существует необходимая связь. Для этого надо ответить на следующие вопросы:

Если ты достигнешь цели своего проекта (помочь тем, кто страдает от бессонницы), будет ли решена его проблема (преодоление бессонницы).

Если ты создашь предполагаемый проектный продукт (советы для тех, кто страдает от бессонницы), будет ли достигнута цель проекта (помочь тем, кто страдает от бессонницы).

В данном случае на оба эти вопроса с уверенностью были даны поло­жительные ответы. Значит, можно двигаться дальше, определить задачи, которые предстоит решить, способы, которыми будут решаться эти задачи, порядок, в котором будут осуществляться все основные этапы работы и все промежуточные ее этапы.

Сейчас Ане необходимо продумать, какие задачи надо решить на пути к конечной цели проекта. Надо изучить природу сна и причины его нарушения; выяснить, сталкиваются ли с этой проблемой другие ребята, родители, учителя; найти информацию о способах борьбы с бессонницей, опробовать их самой и попросить нескольких одноклассников и взрослых применить их на практике, выяснить эффективность предложенных способов, выбрать лучшие из них и составить окончательный вариант.

Затем думаем, как мы будем действовать, какими способами будем решать задачи каждого этапа. Нам потребуется работа с литературой по теме проекта, мы будем собирать информацию, анализировать ее, сравнивать различные точки зрения и факты, делать выводы. Далее мы разработаем опросник для участников анкетирования, проведем опрос, подсчитаем результаты, проанализируем их и сделаем выводы. Опробовав на себе некоторые способы борьбы с бессонницей и предложив нескольким ребятам и взрослым тоже опробовать их, выясним мнение участников экс­перимента и на этой основе создадим конечный продукт.

Теперь необходимо продумать, в каком порядке будут выполняться все шаги, т.е. создать план работы над проектом, можно ли будет изменить ход работы, если возникнут какие-то проблемы, например, сначала провести опрос, а потом изучать литературу и собирать информацию и т.п.

Мы знаем, когда будет проходить защита проекта, значит, можно распланировать сроки выполнения всех этапов работы, продумать ее график.

И еще следует подумать, какие ресурсы для предстоящей работы у нас есть, и что еще нам понадобится. Какие у нас есть книги и другие источники информации и какие необходимо приобрести. Умеем ли мы разрабатывать опросники или этому придется научиться (где, как и когда мы это будем делать). Кто будет участвовать в эксперименте (как их убедить это делать). Как будет выглядеть проектный продукт (все ли есть для того, чтобы он получился удобным для потребителя).

В нашем случае сначала было запланировано изучение литературы и других источников по проблеме бессонницы.

Далее планировалось самостоятельно придумать опросники для детей и взрослых (этому предстояло научиться с помощью школьного психолога).

Потом - провести опросы и обработать их результаты (потребуется помощь учителя информатики).

Затем обобщить и проанализировать полученные данные и на их основе разработать «Советы» (здесь поможет эксперт - учитель биологии).

Далее предлагаем нескольким ученикам и нескольким взрослым опро­бовать наши «Советы», обсуждаем их мнения и вносим коррективы в про­ектный продукт, еще раз обсуждаем его с экспертом.

И, наконец, создаем окончательный вариант «Советов», оформляем его в виде настенного постера (помогут ребята из школьного пресс-центра) и проводим демонстрацию проектного продукта на классном часе (в дальнейшем этот постер будет размещен на школьном стенде «Готовимся к экзаменам»).

После того, как будет завершено создание проектного продукта, присту­паем к написанию отчета о ходе работы над проектом, а затем репетируем защиту проекта.

Теперь необходимо убедиться, что разработанный план точно ведет к достижению цели проекта. Здесь всегда (даже если это сильный ученик) необходима обратная связь, помощь учителя. Удачным опытом является проведение предзащиты проекта, когда автор представляет тему, проблему, цель, ожидаемый результат и план работы группе экспертов. Это могут быть учителя или члены творческой проектной мастерской - в любом случае, именно сейчас необходимо точно убедиться, что план проекта эффективен. Часто самому автору бывают не видны недочеты созданного им плана, поэто­му необходима его экспертная оценка и доработка в случае необходимости. Если план эффективен и работа пойдет по плану, то можно рассчитывать на успешное завершение проекта.

После детальной разработки плана начинается его реализация.

Аня, будучи тревожной девочкой, педантично придерживалась на­меченного плана. Это давало ей чувство уверенности, что она - на правильном пути. Правда, возникли трудности, когда пришлось привлечь других ребят к участию в эксперименте. Выход был найден: на уроке биологии учительница дала Ане несколько минут, чтобы анонсировать свой проект и показать ребятам практическую пользу, которую может принести всем ученикам класса проектный продукт, который будет создан в результате работы.

В случае с Аней работа завершалась в преддверии экзаменов за курс 9-го класса, и проектный продукт претерпел изменения, он превратился в «Советы девятиклассникам, как быстро уснуть, крепко спать и хорошо выспаться перед экзаменом».

Из приведенного примера ясно, какие учебные и воспитательные задачи были решены в данном случае. Кроме непосредственно предметных знаний по биологии, девочка расширила свои практические навыки в области ин­форматики, получила новые знания и опыт в области психологии, наладила контакты с одноклассниками и ребятами из других классов, научилась со­трудничать с взрослыми людьми. Она научилась преодолевать свою застен­чивость, повысила самооценку и статус в группе сверстников. Учитель в данном случае занял позицию эксперта, что дало Ане опыт ответственности, самостоятельности, инициативности.

Дневник работы над проектом, отчет о работе, защита проекта

На протяжении всей работы над проектом каждый учащийся должен вести «Дневник работы над проектом». В нем учащийся записывает все воз­никающие в ходе работы вопросы, советы, которые дает ему руководитель и рекомендации, которые он получает на инструктивных совещаниях. Дневник ведется в любой свободной форме, удобной для учащегося.

Учащиеся должны приучаться вести необходимую документацию по ходу работы, которая потребуется при написании письменной части проекта (отчета). Ведение документации будет дисциплинировать авторов проектов, помогать держать в поле зрения главную цель их работы.

Руководитель проекта или проектной мастерской также имеет свой журнал или органайзер любой удобной для работы формы. В нем отводится несколько страниц на каждого члена данной мастерской, где фиксируется его продвижение в работе над проектом. Эти записи необходимы, чтобы не упустить из виду от­дельные детали работы, которых может оказаться множество и которые в итоге могут повлиять на результат работы каждого учащегося.

Руководителю мастерской его записи потребуются при оценивании про­ектов своих подопечных, в частности, когда речь пойдет о критерии «Личная заинтересованность и творческий подход к работе».

Организатор проектной деятельности (часто эту обязан­ность выполняет завуч), он тоже может вести «Журнал работы творческих проектных мастерских», который оформляет в удобной для себя форме. В журнале фиксируются все инструктивные совещания, проведенные в каж­дой мастерской, качественная оценка работы за прошедший месяц, которую выполнили дети и руководитель мастерской, рекомендации, полученные членами мастерской и ее руководителем.

«Журнал» позволит своевременно увидеть, какую методическую помощь должен оказать организатор проектной деятельности руководителю каждой мастерской, какие возникают организационные проблемы, какие необходимо привлечь административные ресурсы.

Теперь несколько слов о письменной части проекта, отчете о работе. Часто на эту часть проектной работы не обращают особого внимания. Стоит под­черкнуть, что письменная часть проекта является важнейшей составляющей всей работы.

Независимо от того, что представляет собой проектный продукт (даже если он имеет вид брошюры или статьи, то есть выполнен в письменном виде), к проекту обязательно должна быть приложена письменная часть, которая фактически является отчетом о ходе и результате работы.

Без письменной части (отчета) проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Оглядываясь назад, он анализирует, что удалось и что не удалось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложе­ны, чтобы преодолеть возникшие трудности; насколько были обоснованы изменения, внесенные в первоначальный план. Здесь же автор проекта дает оценку собственным действиям, оценивает приобретенный опыт.

Письменная часть проекта связана с самооцениванием, поэтому она может представлять некоторые трудности для подростка, у которого еще не сформировалось адекватное представление о себе. Часто подростки смотрят на себя глазами окружающих, опираются на те оценки, которые дают им прежде всего сверстники, а также учителя и родители. Их самооценка на­ходится в стадии формирования и тем важнее побуждать их самостоятельно анализировать свою работу, сравнивать ее с эталоном (который может быть представлен критериями оценивания) и на этой основе оценивать эффек­тивность собственных действий. Это в значительной степени способствует формированию адекватной самооценки у подростков. В этом еще один вос­питательный потенциал работы над проектом.

Чтобы научить детей уже в 5-м классе писать отчет о работе, можно пред­ложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

Введение

Тема моего проекта ………………………………………………………………………………………...

Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………………………………………………

Цель моей работы - ………………………………………………………………………………………...

Проектным продуктом будет - ……………………………………………………………………………

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………………………………………………….

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все про­межуточные этапы):

Выбор темы и уточнение названия ………………………………………………………………

Сбор информации (где и как искал информацию) ……………………………………………...

Изготовление продукта (что и как делал) ……………………………………………………….

Написание письменной части проекта (как это делал) …………………………………………

Основная часть

Я начал свою работу с того, что …………………………………………………………………………..

Потом я приступил к ……………………………………………………………………………………….

Я завершил работу тем, что ……………………………………………………………………………….

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами ……………………………………………………...

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я ………………………………………………………..

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) …………………………………

План моей работы был нарушен, потому что ……………………………………………………………

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как ……………………………..

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что ……………………………………………..

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было заду­мано, получилось, например, ………………………………………………………………………………………………………...

Это произошло, потому что ……………………………………………………………………………..

Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………………………………………………

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы …………………………...

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……………………………………………..

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …...

 

Конечно, не обязательно пользоваться этим шаблоном в полном объеме. Однако необходимо, чтобы, отчитываясь о ходе и результате работы, ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими, поэтому старшеклассники должны писать их полностью самостоятельно.

Несколько слов о защите проектов. Важнейшим навыком, который приоб­ретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в со­временном обществе.

Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7-10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.

Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно от­репетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (ученик не укладывается в отведенное время). Чтобы ученик смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступле­ние на защите проекта. Для этого ему также потребуется обратная связь от учителя или членов творческой проектной мастерской.

Следующие советы помогут учащемуся справиться с задачей.

Планируя выступление, следует:

учитывать интерес и подготовку слушателей, их осведомленность о теме твоего выступления;

заранее определить ключевые моменты, на которых надо сделать упор, их последовательность (таких моментов не должно быть много, чтобы не перегружать слушателей);

выписать ключевые слова; попытаться не читать текст дословно, это слишком скучно для слушателей;

распланировать использование средств наглядности - эти средства должны сопровождать выступление, подчеркивая ключевые моменты, и помочь слушателям представить то, о чем ты говоришь;

в первых же словах выступления дать слушателям понять, о чем пойдет речь дальше;

в заключение выступления еще раз подчеркнуть главные мысли, кото­рые в нем изложены;

проверить готовность оборудования;

продумать свой внешний вид;

думать об успехе.

Как справиться с волнением

Небольшое волнение перед презентацией даже полезно. Оно поможет со­средоточиться и собраться с силами. А вот слишком сильная тревога приводит к противоположному результату. Репетиция презентационного выступления поможет справиться с волнением и не дать ему превратиться в панику.

Заранее продумай все детали, например, что ты сможешь предпринять, если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстра­циями или раздашь наглядный материал слушателями и т.п.).

Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с пре­зентацией; представь, что ты - это он, копируй его поведение.

Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией на­глядных материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо.

Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы все они были твоими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения.

Излишнее напряжение может привести к дрожи в руках, ногах и голосе - несколько простых физических упражнений на напряжение и расслабление мышц помогут преодолеть это состояние.

Выступающий, который стоит на одном месте, постепенно начинает испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски могут стать способом расслабления во время выступления (но не переусердствуй в этом).

Старайся установить зрительный контакт с аудиторией - это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно то, что ты говоришь.

В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополни­тельные вопросы - это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!

Использование средств наглядности

Вся презентация должна сопровождаться хорошо отобранными и под­готовленными средствами наглядности для того, чтобы:

привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес;

усилить смысл и значение твоих слов;

проиллюстрировать то, что трудно воспринимать на слух (например: цифры, даты, имена, географические названия, специальные термины, гра­фики, диаграммы и т.п.).

Не следует использовать средства наглядности только для того, чтобы:

произвести впечатление;

заменить средствами наглядности живое общение с аудиторией;

перегрузить выступление большим объемом информации;

проиллюстрировать простые идеи, которые легко можно изложить словами.

Рекомендуемая литература:

Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В.Ушакова. - М.: ИП РАН, 2000.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учрежде­нии. - М., 2003.

Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирова­ние различных моделей учета их индивидуальных достижений. - М.: Центр «Школьная книга», 2006.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Примерный годовой план работы творческой проектной мастерской

Время прове­дения и тема

Содержание работы

Задание на ближайший месяц, осуществляемое членами мастерской с помощью ее руководи­теля

1.

Конец сентября - начало октября

Тема: «Проблема, цель и тема проекта».

Обсуждение предло­женных тем; выясне­ние проблем, которые будут решаться в рам­ках проектов; опреде­ление целей проектов (будет ли достижение поставленной цели ре­шать проблему проек­та), ожидаемых резуль­татов, предполагаемых проектных продуктов; уточнение формулиро­вок тем проектов.

В течение следующего месяца члены мастерской должны:

- оценить имеющиеся у них ресурсы, которые потребуются для работы (какие есть источники информации, какие име­ются знания и умения по проблеме проекта);

- оценить, каких ресурсов не хватает (какие могут еще потребоваться ис­точники информации, что предстоит узнать, чему научиться для работы над проектом);

- обдумать, где и как будут найдены недостающие ресурсы;

- обдумать, какая им может

потребоваться помощь от других членов проектной мастерской;

- обдумать, какую помощь они сами смогут оказать другим членам своей мастерской;

- обдумать примерный план работы над проектом;

- начать сбор информации по теме проекта.

2.

Конец октября. Тема: «Критерии оце­нивания проектов».

Ознакомление с критери­ями и технологией кри­териального оценивания проектов. Обсуждение формулировок, уточне­ние значения терминов.

Внесение предложений по формулировкам и «стоимости» критериев в технических баллах. Обсуждение текущей работы, осуществляемой в октябре.

Продолжить начатую ра­боту. Еще раз просмотреть критерии оценивания и в течение недели внести свои предложения (если таковые появятся) своему руководителю мастер­ской.

3.

Ноябрь.

Тема: «Утверждение темы проекта, типа проекта, плана работы».

Утверждение окон­чательных формули­ровок тем проектов; обоснование проблем проектов; уточнение типов проектов. Ознакомление с окон­чательным вариантом. критериев оценивания (раздаются на руки).

Продолжить сбор инфор­мации, начать проведение опытов, экспериментов, опросов (если это необхо­димо), начать работу по созданию проектного про­дукта. пользоваться кри­териями оценивания как инструкцией по работе.

 

 

Планирование работы:

- какие будут решаться задачи на отдельных этапах;

- какие будут применяться способы работы;

- каковы сроки выполнения отдельных этапов;

- как ожидаемые промежуточные результаты отдельных этапов связаны с общей целью проекта и его конечным результатом.

Отчет о начале сбора информации по теме проекта. Уточнение, какая нужна дополнительная помощь в работе.

Ознакомление с регламентом предзащиты проектов.

Подготовка к предзащи­те проекта. Предзащита проходит по следующей схеме:

- обоснование темы про­екта;

- формулирование про­блемы проекта, - указание цели проекта;

- описание проектного продукта;

- представление подроб­ного плана работы.

 

4.

Декабрь.

Тема:

«Итоги предзащиты проектов»

 

 

Обсуждение итогов предзащита проектов, внесение корректировок

в соответствии с рекомендациями, полученными на предзащитах.

Отчет о сборе информации, проведении экспериментальной части

(там, где это необходимо), других мероприятий в рамках проектов, о работе над проектными продуктами. Выяснение возникших трудностей и возможностей их преодоления. Уточнение, какая нужна дополнительная помощь.

 

Внести необходимые поправки в работу над проектом, если это было

рекомендовано на предзащите. Следить за сохранением логической связи: проблема и тема проекта – цель и ожидаемый результат проекта

(проектный продукт) – задачи проекта и способы работы.

Изучение собранной информации, продолжение работы над созданием

проектного продукта.

Пользоваться критериями

оценивания как инструкцией по работе.

5.

Январь.

Тема:

«Работа над

письменной

частью проекта

(отчетом)».

Отчет о ходе работы. Обсуждение возникших проблем и способов их преодоления. Уточнение соблюдения плана и графика работы над проектом. Ознакомление с требованиями к письменной части проекта (отчету).

Завершение работы с информацией, завершение экспериментальной

части (там, где это необходимо), завершение работы над проектным продуктом, начало работы над письменной частью проекта (отчетом).

пользоваться критериями оценивания как инструкцией по работе

6.

Февраль.

Тема:

«Письменная

часть проекта».

Подведение итогов работы над информацией и экспериментальной частью (там, где она осуществлялась), над

проектным продуктом.

Обсуждение хода работы над письменной частью проекта (отчетом) с опорой на критерии

оценивания. Ознакомление с рекомендациями по проведению защиты проекта и презентации

проектного продукта.

Завершение работы над письменной частью проекта (отчетом). Подготовка к защите проекта. Репетиция защиты (для

желающих членов мастерской) и оценивание всей работы (письменной

части, продукта и презентации) с помощью критериев. В роли оценщиков выступают члены мастерской.

7.

Март.

Тема:

«Подведение

итогов защиты

проектов».

Ознакомление участников с индивидуальными результатами защиты проектов. Обсуждение плюсов и минусов работы каждого члена мастерской с опорой на критерии. подведение итогов проектного цикла.

Выдвижение кандидатов на участие в школьном конкурсе проектов от мастерской.

Осмысление результатов работы, обдумывание планов на следующий год,

внесение предложений.

Подготовка к школьному

конкурсу проектов.

Приложение №2

Дневник работы над проектом, отчет о работе, защита проекта

 

Чтобы научить детей уже в 5-м классе писать отчет о работе, можно пред­ложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

Введение

Тема моего проекта ………………………………………………………………………………………...

Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………………………………………………

Цель моей работы - ………………………………………………………………………………………...

Проектным продуктом будет - ……………………………………………………………………………

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………………………………………………….

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все про­межуточные этапы):

Выбор темы и уточнение названия ………………………………………………………………

Сбор информации (где и как искал информацию) ……………………………………………...

Изготовление продукта (что и как делал) ……………………………………………………….

Написание письменной части проекта (как это делал) …………………………………………

Основная часть

Я начал свою работу с того, что …………………………………………………………………………..

Потом я приступил к ……………………………………………………………………………………….

Я завершил работу тем, что ……………………………………………………………………………….

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами ……………………………………………………...

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я ………………………………………………………..

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) …………………………………

План моей работы был нарушен, потому что ……………………………………………………………

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как ……………………………..

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что ……………………………………………..

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было заду­мано, получилось, например, ………………………………………………………………………………………………………...

Это произошло, потому что ……………………………………………………………………………..

Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………………………………………………

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы …………………………...

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……………………………………………..

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …...


 


 

Приложение №3

Советы учащимся как справиться с задачей

 

Планируя выступление, следует:

учитывать интерес и подготовку слушателей, их осведомленность о теме твоего выступления;

заранее определить ключевые моменты, на которых надо сделать упор, их последовательность (таких моментов не должно быть много, чтобы не перегружать слушателей);

выписать ключевые слова; попытаться не читать текст дословно, это слишком скучно для слушателей;

распланировать использование средств наглядности - эти средства должны сопровождать выступление, подчеркивая ключевые моменты, и помочь слушателям представить то, о чем ты говоришь;

в первых же словах выступления дать слушателям понять, о чем пойдет речь дальше;

в заключение выступления еще раз подчеркнуть главные мысли, кото­рые в нем изложены;

проверить готовность оборудования;

продумать свой внешний вид;

думать об успехе.

Как справиться с волнением

 

Небольшое волнение перед презентацией даже полезно. Оно поможет со­средоточиться и собраться с силами. А вот слишком сильная тревога приводит к противоположному результату. Репетиция презентационного выступления поможет справиться с волнением и не дать ему превратиться в панику.

Заранее продумай все детали, например, что ты сможешь предпринять, если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстра­циями или раздашь наглядный материал слушателями и т.п.).

Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с пре­зентацией; представь, что ты - это он, копируй его поведение.

Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией на­глядных материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо.

Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы все они были твоими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения.

Излишнее напряжение может привести к дрожи в руках, ногах и голосе - несколько простых физических упражнений на напряжение и расслабление мышц помогут преодолеть это состояние.

Выступающий, который стоит на одном месте, постепенно начинает испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски могут стать способом расслабления во время выступления (но не переусердствуй в этом).

Старайся установить зрительный контакт с аудиторией - это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно то, что ты говоришь.

В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополни­тельные вопросы - это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!

 

Использование средств наглядности

 

Вся презентация должна сопровождаться хорошо отобранными и под­готовленными средствами наглядности для того, чтобы:

привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес;

усилить смысл и значение твоих слов;

проиллюстрировать то, что трудно воспринимать на слух (например: цифры, даты, имена, географические названия, специальные термины, гра­фики, диаграммы и т.п.).

Не следует использовать средства наглядности только для того, чтобы:

произвести впечатление;

заменить средствами наглядности живое общение с аудиторией;

перегрузить выступление большим объемом информации;

проиллюстрировать простые идеи, которые легко можно изложить словами.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.