Презентация к уроку литературы «Поэзия начала 20 века. К.Д.Бальмонт»
Пояснительная записка к презентации
Презентация может быть использована на уроке или во внеурочной работе по литературе.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Презентация может быть использована на уроке или во внеурочной работе по литературе.
Предварительный просмотр презентации
Поэзия начала 20 века. К.Д.Бальмонт Автор Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867—1942) Поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик. Как поэт обрел известность, вскоре ставшую чрезвычайно широкой, в середине 90-х годов и в течение десятилетия, по словам В. Брюсова, «царил полновластно в нашей поэзии». Стихи Бальмонта, принадлежавшего к поколению «старших» символистов, привлекали внимание читателей страстной устремленностью к свету, к солнцу («Будем как Солнце!» — так называлась самая известная книга его стихов), удивительной музыкальностью, богатством звукописи, яркостью красок.
Необычайно много сделано Бальмонтом в области поэтического перевода: благодаря ему русский читатель познакомился с произведениями В. Блейка, Шелли, Теннисона, Э. По, О. Уайльда и др. Эмигрировав в 1920 году, Бальмонт продолжал интенсивно работать, но явно Необычайно много сделано Бальмонтом в области поэтического перевода: благодаря ему русский читатель познакомился с произведениями В. Блейка, Шелли, Теннисона, Э. По, О. Уайльда и др. Эмигрировав в 1920 году, Бальмонт продолжал интенсивно работать, но явно повторяя уже сделанное им ранее.
Мы живем в Голубом Замке Неба и не помним, как мы вошли в эту жизнь, и не знаем, как выйдем. Но если Кальдерон верно сказал, что «Жизнь есть сон», он очень мудро говорит устами старца в этой драме, что хорошо и что нужно даже и во сне делать добро. И утолительное добро — творить Красоту. К. Бальмонт. На заре, 1929
Современники о творчестве К.Бальмонта «...Что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения? …Он всегда говорит лишь о том, что есть, а не о том, что было. Даже прошедшего времени Бальмонт почти не употребляет; его глаголы стоят в настоящем:«темнеет вечер голубой», «я стою на побережье», «мерцают сумерки». Он заставляет своего читателя переживать вместе с ним всю полноту единого мига. Но чтобы отдаваться каждому мгновению, надо любить их все. Каждое событие — грань между двумя бесконечностями. Каждая душа — божество, и каждая встреча с человеком открывает нам новый мир». В. Брюсов
Литературная критика о творчестве К.Бальмонта Наиболее полно раскрывается Бальмонт как поэт в самой известной своей книге «Будем как Солнце!“» (1903). Новое здесь — попытка дать жизнеутверждающую, радостную, оптимистическую поэзию. Это — гимны стихиям, земле и космосу, жизни природы, любви и страсти. Мечте, влекущей вперед, творческому самоутверждению человека. Пользуясь красками импрессионистической палитры, Бальмонт создает теперь многоцветную и многозвучную поэзию. В ней — пиршество ощущений, ликующее наслаждение богатством явлений природы, пестрой сменой тонких восприятий и зыблющихся душевных состояний. Б. Михайловский
Опережающее задание 1. Чем обусловлена огромная популярность стихов Бальмонта в начале XX века? Почему уже в середине первого его десятилетия эта популярность идет резко на убыль? 2. По общему мнению, в лучших стихах Бальмонта слова выносятся на музыкальной волне. Чем обусловлена их напевность, «певучесть»? 3. Можно ли согласиться с мнением об ограниченности гуманистического содержания стихов Бальмонта? Чем определяется это свойство стихов, позиции поэта?
Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Придорожные травы» Спите, полумертвые, увядшие цветы, Так и не узнавшие расцвета красоты, Близ путей заезженных взращенные Творцом, Смятые невидевшим тяжелым колесом. В час, когда все празднуют рождение весны, В час, когда сбываются несбыточные сны, Всем дано безумствовать, лишь вам одним нельзя, Возле вас раскинулась заклятая стезя.
Вот, полуизломаны, лежите вы в пыли, Вы, что в небо дальнее светло глядеть могли, Вы, что встретить счастие могли бы, как и все, В женственной, в нетронутой, в девической красе. Спите же, взглянувшие на страшный пыльный путь, Вашим равным — царствовать, а вам — навек уснуть, Богом обделенные на празднике мечты, Спите, не видавшие расцвета красоты.
Вы прочитали стихотворение К.Бальмонта «Придорожные травы». Попробуйте ответить 1. В названии стихотворения речь идет о «травах», тогда как далее появляется образ «цветов». В чем смысл такой замены? 2. Почему в стихотворении цветы «полумертвые», «полуизломаны»? Согласны ли вы с тем истолкованием причин их гибели, которое предложено Брюсовым? 3. Выделите в стихотворении ключевые слова. Каковы особенности образно-стилевой системы стихов?
Познакомьтесь с оценкой данного стихотворения В.Брюсовым. С чем вы согласны? А с чем могли бы поспорить? ...Одно из лучших созданий Бальмонта, — из тех, что дают ему право на видное место в литературе. Мысль стихотворения: у судьбы есть свои пути и, верша их, она не считается с индивидуальностями. Иначе: ради интересов целого может и должно гибнуть частное, хотя бы, само по себе, оно и не было достойно гибели. Это одна из основных тем поэзии, варьированная и в таких произведениях, как «Преступление и наказание» или «Медный всадник», где цели мировой судьбы берут на себя разгадать и выполнить Раскольников и Петр. В. Брюсов. Наброски к статье «Что же такое Бальмонт?»
Я не знаю мудрости Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих, В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры. Не кляните, мудрые. Что вам до меня? Я ведь только облачко, полное огня. Я ведь только облачко. Видите: плыву И зову мечтателей... Вас я не зову! Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Я не знаю мудрости»
Вы прочитали стихотворение К.Бальмонта «Я не знаю мудрости». Попробуйте ответить 1. «Мудрости» поэт противопоставляет «мимолетность». Как это противопоставление выражается в тексте стихотворения, его отдельных деталях?
Вы прочитали стихотворение К.Бальмонта «Я не знаю мудрости». Попробуйте ответить 2. Поэт (и его поэзия) сравнивается здесь с плывущим по небу «облачком». Какие иные сравнения, возникающие в этом случае, встречаются в русской поэзии? Какие (с чьими именами связанные) традиции подхватывает и продолжает Бальмонт?
Вы прочитали стихотворение К.Бальмонта «Я не знаю мудрости». Попробуйте ответить 3. В чем особенности нравственно-эстетических позиций поэта? Какие образные решения избираются им для их утверждения?
Миг — знак, намек на то, что есть вечность, есть невидимый космос души. Мимолетность возведена Бальмонтом в философский принцип. Человек существует только в данное мгновенье. В данный миг выявляется вся полнота его бытия. Слово, вещее слово приходит только в этот миг и всего на миг. Большего не требуй. Живи этим мигом, ибо в нем истина, он — источник радости жизни и ее печали. О большем и не мечтай, художник, — только бы выхватить у вечности этот беглый миг и запечатлеть его в слове. Л. Озеров. Константин Бальмонт и его поэзия Познакомьтесь с оценкой данного стихотворения Л.Озеровым. С чем вы согласны? А с чем могли бы поспорить?
Похожие публикации