Проект «Организация самостоятельной работы по английскому языку с помощью ИКТ»
Пермякова Татьяна Владимировна,
учитель английского языка
высшей категории,
БОУ УР «Столичный лицей» г.Ижевска
Проект «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ИКТ»
На современном этапе обучения в средней школе большое значение придается самостоятельной работе учащихся в процессе приобретения ими знаний, а, следовательно, и поиском рациональных путей её организации и совершенствования.
В современном мире, в нашей стране необходимы специалисты, способные работать самостоятельно, активно, творчески. Для их подготовки необходима такая организация учебного процесса, при которой растёт удельный вес самостоятельной работы учащихся, они сами оперируют учебным содержанием, при этом развиваются их интеллектуальные и профессиональные качества. Одним из основных принципов положенных в основу современных программ по английскому языку является «концентрация на обучении и обучаемости: ученики поощряются самостоятельному изучению языка и получают навыки самостоятельной работы».
Актуальность проекта
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Гипотеза - решение проблемы качества знаний кроется в применении информационных и коммуникационных технологий в преподавании английского языка.
Сущность проекта – создание условий для повышения эффективности урока английского языка через использование компьютерных технологий как средства тренировки и инструмента контроля знаний, умений и навыков учащихся в области чтения, говорения, аудирования и письменной речи.
Новизна проекта – создание презентаций в программах Power Point, Smart Notebook и тестовых компьютерных программ для контроля знаний, навыков и умений по английскому языку, разработке и проведению уроков английского языка с применением ИКТ как средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Результативность проекта включает в себя усвоение учащимися принципов оформления письменного высказывания, понимание особенностей коммуникативных действий над текстом, сформированность навыков самостоятельной работы и развитие самоконтроля во всех видах речевой деятельности, что способствует выработке адекватной самооценки личности, а также приобретение умений и навыков, необходимых в их будущей профессиональной деятельности.
Трудоёмкость проекта заключается в создании презентаций в программах Power Point, Smart Notebook и специальных компьютерных программ по английскому языку, в отборе дополнительного материала, оптимальных методов и приёмов, форм, средств (опоры, универсальные шпаргалки)организации и проведения уроков английского языка.
Доступность проекта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями английского языка средних школ при условии наличия в учебном заведении необходимой техники и владения творчески работающими педагогами основами компьютерной грамотности.
Роль учителя при использовании Интернет ресурсов в учебном процессе является одной из широко обсуждаемых проблем. Нельзя не согласиться с мнением Клауса Брандла (Klaus Brandl), который считает, что работа с Интернетом предъявляет очень высокие требования к личным качествам, профессиональной подготовке учителя. В зависимости от степени участия учителя К. Брандал выделяет 3 типа урока: с доминирующей и координирующей ролью учителя, и преобладающей ролью ученика. Вполне обоснованное предпочтение Клаус Брандл отдает последнему подходу, основанному на проектной деятельности учащихся, однако при этом он не умаляет достоинств и двух других на определенных этапах обучения, показывая возможность их использования в зависимости от уровня учащихся, темы и подбора сайтов.
Информатизация и развитие информационно-коммуникационных технологий является важным фактором становления и развития экономики знаний. Применение компьютерных технологий создаёт условия для формирования у учащихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации и является способом управления автономной познавательной деятельностью ученика.
Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого времени. Она включает поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков определённого вида речевой деятельности, обобщение и систематизация знаний.
ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ДЛЯ УЧЕНИКА НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ необходимо
учитывать отдельные взаимосвязанные элементы в организации самостоятельной работы учащихся:
задания
источники знаний
приемы учебной работы
прошлые знания и опыт
мотивы деятельности
мыслительная деятельность
Используя компьютер, можно организовать на уроке самостоятельную работу разными способами: фронтально, в группах, парах и индивидуально, каждый из которых может быть как недифференцированной (обычной) работой так и дифференцированной (то есть индивидуальной).
На современном этапе обучения, конечно же, необходимо рассматривать дифференцированную работу, индивидуальную. В классе из 19 человек, где на группы нет деления порой, мы не имеем возможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Мы знаем, что уровень познавательной активности учащихся разный, и, что некоторые ученики отстают от своих сверстников в учёбе.
По результатам экспериментальных групп можно сделать вывод, что при использовании предлагаемых разнообразных средств, приемов организации самостоятельной работы, положительное отношение учащихся к самостоятельной работе растёт по отношению к отрицательному, а безразличное отношение отсутствует.
В самостоятельной работе учащихся привлекает (по результатам анкетирования):
возможность пополнять и углублять знания по предмету +желание проверить свои знания и (56%), возможность быть самостоятельным (38%) и лишь 6% желают просто получить оценку.
Со стороны учителя им необходима в большей степени корректирование, аи в меньшей - объяснение и проверка результатов
В самостоятельной работе учащиеся выделяют необходимость предъявления индивидуальных и творческих заданий.
Чтобы сделать учение привлекательным, мы проводим уроки в интересной форме. А это достигается применением интересных средств обучения, созданных самими преподавателями в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебно-познавательных заданий, слайдовых и мультимедийных презентаций, проектов, использование интерактивной доски, т.е. с использованием ИКТ (информационно- коммуникационные технологии ).
Компьютерные технологии и урок иностранного языка — актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.
Работая со Smart доской, учащиеся одновременно видят, слышат, произносят и пишут, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала. Доска предоставляет огромные возможности использования наглядности подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков иностранного языка в школе.
Необычными становятся упражнения к учебнику.
Мы используем творческие листы для самостоятельной работы
Ученики работают индивидуально, а для наглядности на доске упражнение выполняется посредством электронных маркеров. Используя мультимедийные и интерактивные способности Смарт доски учащиеся записывают порядок выполнения своих действий и при воспроизведении в парах проверяют друг друга.
Для решения сложных творческих задач мы создаем опоры- поддержки и универсальные шпаргалки, делая на них ссылки в Activity Sheets. Первые опоры делаем вместе, а затем учащиеся сами предлагают свои варианты, создавая некую компьютерную программу, которая помогает им справиться с трудными грамматическими правилами при составлении высказывания. Такая технология позволяет преодолеть психологический барьер, боязнь ошибки при использовании английского языка как средства общения.
Проекты в моей практике оказывают огромную поддержку и содержат как лингвострановедческий материал, так и грамматический. Программа Смарт предоставляет поддержку в виде интерактивных, мультимедийных ресурсов, а также использование звуковых роликов, возможностей записи фрагмента урока, что доставляет огромное удовольствие учащимся разных уровней и повышает их мотивацию к изучению английского языка, а самое главное, ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Информационные технологии являются как средством подачи (презентации) учебного материала, так и контролирующим средством. Компьютеризация процедуры мониторинга позволяет обеспечить всестороннюю и объективную проверку уровня знаний учащихся. Это еще всесторонняя и объективная проверка уровня знаний учащихся в нестандартной форме, с помощью которой учащиеся демонстрируют более высокую вовлеченность в учебный процесс. Мы говорим о тестах, проверочных работах. Задания выполняемые посредством электронного маркера- напиши слова вместо картинок. Замечательная возможность повторить такую нелегкую для понимания грамматику английского языка, выделяя главные моменты , передвигая по экрану грамматические структуры, слова, картинки.
Тесты выстроены по принципу от простого к сложному, от словосочетаний к предложениям, от предложений к текстам. В случае затруднения ученики могут воспользоваться словарем, который находится за тестом. Возможна вариативность тестов, исходя из индивидуальных способностей детей, их уровня обученности, склонностей. В конце разделов занимательная часть.
Мультимедийные тесты и презентации с аудои материалом- еще одна возможность повысить интерес к изучаемому языку.
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.
Анкетирование, проведенное в этих классах, показывает следующее:
· - 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее;
· - 51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;
· - 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке ММП;
· - 66% - нравится работать с тестами на компьютере;
· - 74 % утверждают, что программа компьютерного тестирования дает возможность избежать субъективности оценки.
Ученикам очень нравится, когда мы используем ИКТ и компьютерные обучающие программы на уроке. Они лучше и быстрее усваивают материал, и урок получается нескучный и разнообразный. Следует отметить, что это не только облегчает мою работу, но и помогает сделать ее более результативной.
Подведем итоги:
Организация самостоятельной работы, исходя из особенностей учащихся, их интересов и возрастной психологии с практическим использованием ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
Предложите разные варианты, подходящие для Вас и ваших учеников, используйте хотя бы 10-15 минут на уроке, а при необходимости и более. Вы убедитесь, что учащиеся перестанут бояться работать самостоятельно, а у Вас появиться возможность коррекции знаний учащихся с низким уровнем познавательной активности + развитие умений учащихся с высоким уровнем познавательной активности. If at first you don’t succeed try, try again
Использование ИКТ потребовало от меня как учителя переосмысления форм и методов работы. Понятно, что новые мультимедийные и интерактивные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Разумное комплексное сочетание всех имеющихся в распоряжении учителя методических приемов и технических средств способно дать желаемый результат.
Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и, по-настоящему, современным. Выполнение любого задания, упражнения с помощью него создает возможность для повышения интенсивности урока. Использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения и формирование конкурентоспособной личности как учителя так и ученика.
We know you are too experience teachers-
You’ve found out ways to teach all creatures
Good luck to you!
Have happy active lessons!
Good luck to all your students!
Make creations!
Информация о том, в каком объеме могут привлекаться Интернет ресурсы на уроках, дается в разработанных на основе федерального закона «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах», где говорится о допустимой продолжительности работы с ТСО учащихся разных возрастных групп. Так, учащиеся 1х классов — 10 минут, 2—5 классов — 15 минут, 6—7 классов — 20 минут, 8—9 — 20 мин., 10—11 — на первом уроке 30 мин., на втором — 20 мин. Причем, перерыв между занятиями должен быть не менее 10 минут, во время него должна проводится зарядка для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления. В результате их анализа становится ясно, что невозможно посвятить весь урок работе с компьютером. Работу с ним необходимо разумно сочетать с другими видами деятельности, которые позволят учащимся дать отдых глазам (например, обсуждение материала, задания, требующие перемещения по классу и т. п.).