Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы проектно-исследовательской деятельности»

0
0
Материал опубликован 27 December 2018

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Верхнетуринский механический техникум»

организация внеаудиторной

самостоятельной работы

студентов по дисциплине

«Основы ПРОЕКТНО- исследовательской деятельности»

Для обучающихся по специальности среднего профессионального образования

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

2018-19 уч г.

Рассмотрено на заседании ПЦК

Протокол №_

«_____»__________2018 г.

Председатель ПЦК

_______Л,Н,Гильмуллина

Утверждаю:

зам. директора по УР

________Шутова М.Н.

«__»_________2018 г.

Автор:

Хисамутдинова Венера Ильдусовна, преподаватель первой категории ГБПОУ СО «Верхнетуринский механический техникум»;

Содержание

Пояснительная записка

Программа выполнения ВСР

Указания к выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа № 1

Самостоятельная работа № 2

Самостоятельная работа № 3

Самостоятельная работа № 4

Самостоятельная работа № 5

Самостоятельная работа № 6

Самостоятельная работа № 7

Самостоятельная работа № 8

Самостоятельная работа № 9

Самостоятельная работа № 10

4.ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Пояснительная записка

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе предназначены для организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения учебной дисциплины или междисциплинарного курса по освоению результатов обучения. В соответствии с требованиями ФГОС СПО при овладении учебными результатами УД (МДК) 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки отводится на внеаудиторную самостоятельную работу студентов.

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно- экспериментальная, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

В процессе изучения дисциплины студент должен освоить следующие результаты:

Уметь:

определять проблему для проектно- исследовательской деятельности;

ставить цели и задачи для проектно- исследовательской деятельности;

планировать проектно- исследовательскую деятельность;

анализировать теоретические подходы к исследуемой проблеме, обобщать информацию, делать выводы;

самостоятельно проводить научные исследования или ставить эксперименты , обрабатывать полученные результаты и делать собственные выводы по исследуемой проблеме;

оформлять научно- исследовательский проект в соответствии с требованиями стандарта;

создавать продукт проекта;

публично представлять результаты проекта.

Знать:

общую структуру и научный аппарат исследования;

- методику учебной и научно-исследовательской работы;

- способы поиска и накопления научной информации;

- методы научного познания;

- способы оформления результатов исследования.

Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному ус­воению студентами учебного материала, развитие их познаватель­ной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

- углубление и систематизация знаний;

- постановка и решение познавательных задач;

- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;

- практическое применение знаний, умений;

- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью.

Перед началом самостоятельной работы студентам сле­дует рекомендовать изучить содержание основных видов за­даний: их краткую характеристику, ориентировочные затраты времени на их подготовку, алгоритм действий и объем помощи
преподавателя.
Все виды заданий, представленных в настоящем пособии, являются обязательными

Студенты выполняют задания самостоятельной работы и
сдают выполненные работы преподавателю, при необходимости
представляя их результаты на практическом занятии.

Оценка выполненных заданий в баллах проставляется
преподавателем в карте-маршруте самостоятельной работы. Итоговая сумма набранных студентом баллов, сумми­руясь с результатами оценки аудиторной работы, составит
рейтинговый показатель студента, который может учитываться
при проведении итогового контроля знаний по дисциплине.

Учебная дисциплина «Основы проектно- исследовательской деятельности» участвует в развитии общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Содержание ВСР и время на её выполнение отражены в рабочей программе по УД

Методические указания направлены на оказание методической помощи обучающимся при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ.

Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ учащихся в процессе изучения курса является важнейшим этапом обучения, который способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений; формированию навыков работы с различными видами информации, развитию познавательных способностей и активности обучающихся, формированию таких качеств личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, воспитывать самостоятельность как личностное качество будущего водителя.

Цели выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине «транспортная психология» формирование навыков:

 отбора и систематизации информации по заданной теме;

 поиска, отбора, систематизации и обобщения информации в Интернете по заданной теме;

 использования теоретических знаний при выполнении практических задач (заданий, работ);

 закрепления, углубления, расширения и систематизации знаний, полученных во время аудиторных занятий.

Таблица 1

Ориентировочные затраты

времени на выполнение заданий

п/п

Основные виды заданий

Затраты времени на едини­цу зада­ния, ч

Коли­чество баллов

1

Подготовка информационного сообщения

1

2

2

Написание реферата

4

5

3

Написание конспекта первоисточника (статьи, пр.)

2

3

4

Написание эссе

3

5

5

Написание рецензии

3

5

6

Написание аннотации

3

5

7

Составление опорного конспекта

2

4

8

Составление глоссария

1

1

9

Составление сводной (обобщающей)

таблицы по теме

1

1

10

Составление и решение ситуационной задачи

1

3

11

Составление кроссворда по теме и ответов к нему

1

2

12

Научно-исследовательская деятельность студента

8

10

13

Создание материалов-презентаций

2

5

Итого

32

50

Характеристика заданий

Самостоятельная работа№1 Подготовка информационного сообщения

это вид вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современ­ный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополня­ют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от труд­ности сбора информации, сложности материала по теме, инди­видуальных особенностей студента и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч, максимальное количество баллов – 2.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

определить тему и цель сообщения;

определить место и сроки подготовки сообщения;

оказать консультативную помощь при формировании
структуры сообщения;

рекомендовать базовую и дополнительную литературу
по теме сообщения;

оценить сообщение в контексте занятия.

Роль студента:

собрать и изучить литературу по теме;

составить план или графическую структуру сообщения;

выделить основные понятия;

ввести в текст дополнительные данные, характеризую­щие объект изучения;

оформить текст письменно;

сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

актуальность темы;

соответствие содержания теме;

глубина проработки материала;

грамотность и полнота использования источников;

наличие элементов наглядности.

Самостоятельная работа№2 Написание реферата

это более объемный, чем сооб­щение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного доку­мента – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются пре­подавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя: идентична роли при подготовке сту­дентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

выбора источников (разная степень сложности усвоения
научных работ, статей);

составления плана реферата (порядок изложения мате­риала);

формулирования основных выводов (соответствие цели);

оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).

Роль студента: идентична при подготовке информацион­ного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

выбора литературы (основной и дополнительной);

изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

актуальность темы;

соответствие содержания теме;

глубина проработки материала;

грамотность и полнота использования источников;

соответствие оформления реферата требованиям.

Самостоятельная работа№3 Написание конспекта первоисточника (статьи, моногра­фии, учебника, книги и пр.)

представляет собой вид внеауди­торной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов ис­точника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки кон­спектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч (максимальное количество баллов – 3), монографии, главы книги, учебника – 4 ч (максимальное количество баллов – 5).

Задания по составлению конспекта, как вида внеаудиторной самостоятельной работы, вносятся в карту самостоятельной ра­боты в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

усилить мотивацию к выполнению задания подбором
интересной темы;

консультирование при затруднениях.

Роль студента:

прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;

установить логическую связь между элементами темы;

записывать только то, что хорошо уяснил;

выделять ключевые слова и понятия;

заменять сложные развернутые обороты текста более
лаконичными (свертывание);

разработать и применять свою систему условных сокращений.

Критерии оценки:

содержательность конспекта, соответствие плану;

отражение основных положений, результатов работы
автора, выводов;

ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

наличие схем, графическое выделение особо значимой
информации;

соответствие оформления требованиям;

грамотность изложения;

конспект сдан в срок.

Самостоятельная работа № 4. Написание эссе

это вид внеаудиторной самостоятель­ной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные пробле­мы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно изла­гать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению пробле­мы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются пре­подавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конферен­циях.

Роль преподавателя:

помочь в выборе источников по теме;

помочь в формулировании темы, цели, выводов;

консультировать при затруднениях.

Роль студента:

внимательно прочитать задание и сформулировать тему
не только актуальную по своему значению, но и оригинальную
и интересную по содержанию;

подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся
в них информацию;

выбрать главное и второстепенное;

составить план эссе;

лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и
свои подходы к ее решению;

оформить эссе и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

новизна, оригинальность идеи, подхода;

реалистичность оценки существующего положения дел;

полезность и реалистичность предложенной идеи;

значимость реализации данной идеи, подхода, широта
охвата;

художественная выразительность, яркость, образность
изложения;

грамотность изложения;

эссе представлено в срок.

Самостоятельная работа№5 Написание рецензии

это вид внеаудиторной самостоя­тельной работы студентов по написанию критического отзыва на первоисточник (книгу, статью, сочинение и пр.) (приложение 4). В рецензии студент должен обязательно отразить область ин­тересов, исследованию которых посвящена данная работа, ее отличительные признаки от имеющихся аналогичных изданий, положительные стороны и недостатки работы, вклад автора в разработку исследуемых проблем и широту их охвата, ориги­нальность идей, подходов, стиль изложения.

Затраты времени на написание рецензии зависят от слож­ности рецензируемого материала, индивидуальных особенно­стей студента и определяются преподавателем. Ориентиро­вочное время на подготовку — 4 ч, максимальное количество баллов — 5.

В качестве дополнительного задания написание рецен­зии планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Рецензия может быть представлена на практическом занятии или быть проверена преподавателем.

Роль преподавателя:

определить источник рецензирования или помочь в его
выборе;

консультировать при затруднениях.

Роль студента

внимательно изучить информацию;

составить план рецензии;

дать критическую оценку рецензируемой информации;

оформить рецензию и сдать в установленный срок.
Критерии оценки:

содержательность рецензии;

выражение личного мнения студента на рецензируемый
источник;

соответствие оформления требованиям;

грамотность изложения;

рецензия сдана в срок.

Самостоятельная работа № 6. Написание аннотации

это вид внеаудиторной само­стоятельной работы студентов по написанию краткой характери­стики книги, статьи, рукописи (приложение 5). В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

Студент должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.

Затраты времени на написание аннотации зависят от слож­ности аннотируемого материала, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное вре­мя на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

В качестве дополнительного задания написание аннотации планируется заранее и вносится в карту самостоятельной ра­боты в начале изучения дисциплины. Аннотация может быть представлена на практическом занятии или быть проверена преподавателем.

Роль преподавателя:

определить источник аннотирования или помочь в его выборе;

консультировать при затруднениях.

Роль студента:

внимательно изучить информацию;

составить план аннотации;

кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;

оформить аннотацию и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

содержательность аннотации;

точная передача основных положений первоисточника;

соответствие оформления требованиям;

грамотность изложения;

аннотация сдана в срок.

Самостоятельная работа № 7. Составление опорного конспекта

представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созда­нию краткой информационной структуры, обобщающей и отра­жающей суть материала лекции, темы учебника (приложение 6). Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испыты­вают трудности при ее запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе оп­роса по качеству ответа студента, его составившего, или эффек­тивностью его использования при ответе другими студентами, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен мик­роконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, емкий и универсальный по содержанию.

Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных осо­бенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.

Дополнительное задание по составлению опорного конспек­та вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.

Роль преподавателя:

помочь в выборе главных и дополнительных элементов
темы;

консультировать при затруднениях;

периодически предоставлять возможность апробирова­ния эффективности конспекта в рамках занятия.

Роль студента:

изучить материалы темы, выбрать главное и второсте­пенное;

установить логическую связь между элементами темы;

представить характеристику элементов в краткой форме;

выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;

оформить работу и предоставить в установленный срок.
Критерии оценки:

соответствие содержания теме;

правильная структурированность информации;

наличие логической связи изложенной информации;

соответствие оформления требованиям;

аккуратность и грамотность изложения;

работа сдана в срок.

Самостоятельная работа № 8. Составление глоссария

вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в ал­фавитном порядке.

Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глос­сария не менее чем из 20 слов – 1ч, максимальное количество баллов – 1.

Задания по составлению глоссария вносятся в карту са­мостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.

Роль преподавателя:

определить тему, рекомендовать источник информации;

проверить использование и степень эффективности в
рамках практического занятия.

Роль студента:

прочитать материал источника, выбрать главные терми­ны, непонятные слова;

подобрать к ним и записать основные определения или
расшифровку понятий;

критически осмыслить подобранные определения и по­пытаться их модифицировать (упростить в плане устранения
избыточности и повторений);

оформить работу и представить в установленный срок.
Критерии оценки:

соответствие терминов теме;

многоаспектность интерпретации терминов и конкре­тизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения
дисциплины;

соответствие оформления требованиям;

работа сдана в срок.

Самостоятельная работа № 9. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме

это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 7). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Крат­кость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создают­ся как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оцени­вается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и опреде­ляется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к тео­ретическому занятию.

Роль преподавателя:

определить тему и цель;

осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.

Роль студента:

изучить информацию по теме;

выбрать оптимальную форму таблицы;

информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;

пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться
к контролю по заданной теме.

Критерии оценки:

соответствие содержания теме;

логичность структуры таблицы;

правильный отбор информации;

наличие обобщающего (систематизирующего, структури­рующего, сравнительного) характера изложения информации;

соответствие оформления требованиям;

работа сдана в срок.

Самостоятельная работа № 10. Составление графологической структуры

это очень продуктивный вид самостоятельной работы студента по систе­матизации информации в рамках логической схемы с наглядным графическим ее изображением (приложение 8). Графологиче­ская структура как способ систематизации информации ярко и наглядно представляет ее содержание. Работа по созданию даже самых простых логических структур способствует развитию у студентов приемов системного анализа, выделения общих эле­ментов и фиксирования дополнительных, умения абстрагиро­ваться от них в нужной ситуации. В отличие от других способов графического отображения информации (таблиц, рисунков, схем) графологическая структура делает упор на логическую связь элементов между собой, графика выступает в роли сред­ства выражения (наглядности).

Работа по созданию такой структуры ступенчата. Структу­рировать можно как весь объем учебного материала, так и его отдельной части. Такая работа допустима тогда, когда у сту­дентов сформирована достаточная предметная база. Студенту под силу создавать самые простые логические схемы, которые могут наглядно отражать строение изучаемого объекта и его функцию. Все зависит от специфики материала и способно­стей студента к обобщению и абстрагированию. Оформляется графически.

Затраты времени на составление графологической структу­ры зависят от объема информации, сложности ее структуриро­вания, индивидуальных особенностей студента и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку простых структур – 0,5 ч, максимальное количество баллов – 1.

Задание по составлению графологических структур плани­руется чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию или как дополнительное задание с предоставлением студенту примерной модели структуры.

Роль преподавателя:

рекомендовать литературу по определенной теме или разделу;

сообщить студенту информацию о способах структурирования;

консультировать при возникновении затруднений;

оценить работу студента в контексте занятия.

Роль студента:

изучить информацию по теме;

провести системно-структурный анализ содержания,
выделить главное (ядро), второстепенные элементы и взаимную
логическую связь;

выбрать форму (оболочку) графического отображения;

собрать структуру воедино (покрыть ядро оболочкой);

критически осмыслить вариант и попытаться его мо­дифицировать (упростить в плане устранения избыточности,
повторений);

провести графическое и цветовое оформление;

составить краткий логический рассказ о содержании
работы и озвучить его на занятии, либо работу сдать в срок пре­подавателю.

Критерии оценки:

соответствие содержания теме;

правильная структурированность информации;

наличие логической связи изложенной информации;

соответствие оформления требованиям;

аккуратность и грамотность изложения и представления
работы;

работа сдана в срок.

Самостоятельная работа№12

Ррешение ситуационных задач (кейсов) это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем (приложение 10). Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы на­правлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять во­просы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблем­ные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обуче­ния сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессио­нальной деятельностью на начальном этапе.

Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их со­ставление зависят от объема информации, сложности и объема решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на под­готовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч, максимальное количество баллов – 3.

Роль преподавателя:

определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;

сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;

консультировать студента при возникновении затруднений;

оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить ее со студентами).

Роль студента:

изучить учебную информацию по теме;

провести системно – структурированный анализ содер­жания темы;

выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруд­нение, согласовать с преподавателем;

дать обстоятельную характеристику условий задачи;

критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);

выбрать оптимальный вариант оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

соответствие содержания задачи теме;

содержание задачи носит проблемный характер;

решение задачи правильное, демонстрирует применение
аналитического и творческого подходов;

продемонстрированы умения работы в ситуации неодно­значности и неопределенности;

задача представлена на контроль в срок.

Самостоятельная работа№13 Составление кроссвордов по -теме и ответов к ним

это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоя­тельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеауди­торной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссвор­да объемом не менее 10 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

Роль преподавателя:

конкретизировать задание, уточнить цель;

проверить исполнение и оценить в контексте занятия.

Роль студента:

изучить информацию по теме;

создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

соответствие содержания теме;

грамотная формулировка вопросов;

кроссворд выполнен без ошибок;

работа представлена на контроль в срок.

Самостоятельная работа№14 Научно-исследовательская деятельность студента этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе
занятий студента в кружке по дисциплине или планироваться
индивидуально и требует достаточной подготовки и методиче­ского обеспечения.

Роль преподавателя и роль студента в этом случае значи­тельно усложняются, так как основной целью является развитие у студентов исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем студентам, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности студента. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более емки затраты времени как студента, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели.

Ориентировочные затраты времени на такие работы – 8 часов, максимальное количество баллов – 10.

Самостоятельная работа № 15 Создание материалов-презентаций

это вид само­стоятельной работы студентов по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 13). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание мате­риалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной рабо­ты, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степе­ни трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч, максималь­ное количество баллов – 2.

Дополнительное задание по созданию материалов-презен­таций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

Роль преподавателя:

помочь в выборе главных и дополнительных элементов
темы;

консультировать при затруднениях.

Роль студента:

изучить материалы темы, выделяя главное и второсте­пенное;

установить логическую связь между элементами темы;

представить характеристику элементов в краткой форме;

выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;

оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

соответствие содержания теме;

правильная структурированность информации;

наличие логической связи изложенной информации;

эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

работа представлена в срок.

Самостоятельная работа№16

Составление анкет, вопросов интервью и беседыэто вид самостоятельной работы студентов по созданию мето­дических средств для проведения психодиагностики (прило­жение 14). Данный вид заданий требует от студентов разви­того критического мышления по осмыслению информации, ее структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать ее в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных студентом данных психодиагностических средств требует от него и развитых коммуникативных, перцептивных и интерактивных навыков.

Анкета является методическим средством для получения первичной социально-психологической информации на осно­ве вербальной коммуникации и представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Интервью – метод социальной психологии, заклю­чающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, заранее сформулированные, вопросы. Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.

Затраты времени на подготовку данного задания зависят от объема информации, сложности ее структурирования, ин­дивидуальных особенностей студента и определяются препо­давателем (табл. 1).

Ориентировочное время на подготовку – 1ч, максимальное количество баллов – 2.

Задание может планироваться в рамках изучения одной темы или выполняться в процессе научно-исследовательской работы студента.

Роль преподавателя:

дать целевую установку на выполнение задания;

консультировать при затруднении;

Роль студента:

изучить информацию по теме;

разработать вопросы анкеты, интервью или беседы;

оформить задание и представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

соответствие вопросов теме;

охват всей проблематики темы;

корректная формулировка вопросов;

соответствие оформления требованиям;

работа представлена в срок.

Приложения

____________________________________________________

Приложение 1

Образец титульного листа

Наименование

учебного заведения

Р Е Ф Е Р А Т или

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема:

Выполни л (а)

Ф. И. О. студента,

курс, группа,

специальность

Руководитель:

Ф.И.О. препо-
давателя

г.Верхняя Тура 2017г.

Образец оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ............................................................................................... 2

Глава 1 .................................................................................................. 3

Глава 2 .................................................................................................. 6

Глава 3 ................................................................................................ 10

Заключение ........................................................................................ 14

Список литературы............................................................................ 16

Приложение 2

Образец оформления конспекта

КОНСПЕКТ

Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)

«_______________________________________________»

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания

План (схема простого плана):

1.

2.

3.

4.

План (схема сложного плана):

1. ________________________;

________________________:

а) _____________________;

б) _____________________;

в) _____________________.

1.2. _______________________:

а) _____________________;

б) _____________________.

2. ________________________.

2.1. __________________ и т.д.

(далее раскрываются вопросы плана)

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.

Приложение 3

Образец оформления эссе

ЭССЕ

Выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Тема эссе:

Цель эссе:

При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:

Почему выбрали эту тему?

В чем состоит актуальность выбранной темы?

Какие другие примеры идей, подходов или практиче­ских решений вам известны в рамках данной темы?

В чем состоит новизна предлагаемого подхода?

Конкретная задача в рамках темы, на решение которой
направлено эссе?

Содержание эссе:

Анализ актуального положения дел в выбранной об­ласти. Болевые точки, актуальные вопросы, задачи.

Анализ мер, предпринимаемых государством, властя­ми, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.

Плюсы и минусы.

Изложение собственного подхода / идеи.

Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.

Практические рекомендации.

Перспективы использования данного подхода / его разработки

Плюсы и минусы предложенной идеи.

Другое.

Приложение 4

Образец оформления рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на первоисточник (статью, книгу, сочинение и пр.)

Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания

Краткие сведения об авторе.

Вид издания (статья, книга, учебник, сочинение и пр.).

Целевая аудитория издания.

Цели и задачи издания.

Структура издания и краткий критический обзор содер­жания работы.

Отличительные особенности издания от уже имеющихся данного автора и др.

Положительные (достоинства) и отрицательные (недостатки) стороны издания.

Практическая значимость издания.

Стиль написания (доступность, ясность, образность, художественная выразительность, наглядность и пр.).

Ваша общая оценка издания.

Автор рецензии

Приложение 5

Образец оформления аннотации

АННОТАЦИЯ

на первоисточник (статью, книгу, сочинение и пр.)

Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания

Краткие сведения об авторе.

Вид издания (статья, книга, учебник, сочинение и пр.).

Целевая аудитория издания.

Цели и задачи издания.

Структура издания и краткий обзор содержания работы.

Основные мысли, проблемы, затронутые автором.

Выводы и предложения автора по решению затронутых
проблем.

Автор аннотации

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации