Статья «К вопросу об организации самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ по английскому языку»

0
0
Материал опубликован 25 January 2023


О.В.Скворцова,

магистрант ФФиМК ЗабГУ, г. Чита



К вопросу об организации самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ по английскому языку


Перемены, происходящие в современном обществе, обусловили необходимость совершенствования образовательного пространства, определения новых целей образования. Если раньше основной целью считалась передача относительно законченной системы знаний, то в современных условиях на первый план выходит стремление обеспечить возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, умения учиться.

Государственный стандарт также предъявляет новые требования к организации процесса обучения, который должен быть направлен на активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Одним из доступных и проверенных практикой способов повышения эффективности урока, активизации школьников на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. На современном уроке ей отводится исключительное место, так как ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. К.Д. Ушинский отмечал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» [1, с.57]. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Чрезмерная активность учителя, стремящегося передать как можно больше информации учащимся, часто ведет к торможению в восприятии, так как полученное в готовом виде знание проходит мимо их сознания и не оседает в памяти [6, с. 223].

Обучение является эффективным, когда активная работа самого ученика наблюдается и в классе, в присутствии учителя, и вне класса при самостоятельной подготовке, поскольку познавательная деятельность учеников в процессе выполнения самостоятельной работы характеризуется высоким уровнем активности и является одной из форм приобщения учащихся к творческой деятельности [5, с.5].

Известные учёные-педагоги, такие как В.В. Давыдов, Б.П. Есипов, Д.Б. Эльконин, О.Т. Огородников, Н.Г. Дайри, Т.А. Алмазова, И.Э. Унт, Р.М. Микельсон, П.И. Пидкасистый, М.К. Ковалевская, П.Я. Гальперин, В.П. Стрекозин, А.В. Усова и другие, рассматривают самостоятельную работу как одну из основных концепций отечественной дидактики. Они отмечают, что самостоятельная работа способствует формированию мировоззрения школьников, обеспечивает прочное усвоение приобретенных знаний, вооружает учащихся практическими навыками, учит творчески применять имеющиеся знания, является ведущим фактором активной мыслительной деятельности [1, с. 55]. И.А. Зимняя подчеркивает, что именно в самостоятельной работе «более всего может проявляться их мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Именно самостоятельная работа школьника может служить основой перестройки его позиции в учебном процессе» [3, с. 110].

Однако по ряду аспектов данной проблемы учёные ещё не пришли к общему мнению. До сих пор нет единого понимания, является ли самостоятельная работа методом обучения, или приемом обучения, или формой организации учебной деятельности. Виды самостоятельной работы также интерпретируются по-разному. Исходя из этого, ученые по-разному трактуют понятия «самостоятельная работа», её сущность и содержание.

Организация и руководство самостоятельной работой – дело сложное и ответственное. Так как самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, которая мотивирует расширение, углубление и продолжение её в свободное время.

Поэтому в современных условиях при организации самостоятельной работы учитываются два основных фактора: деятельность учителя и деятельность учащихся во взаимной связи.

Перед учителем стоит задача обеспечить целенаправленное обучение формам, содержанию и приёмам самостоятельной работы, учитывая специфику учебного предмета – английского языка. Важно подобрать задания, которые будут способствовать повышению уровня владения языком, обеспечивать разнообразие видов самостоятельной работы, используемых при обучении иностранному языку.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является предметом постоянных споров среди педагогов, чиновников, педагогической общественности. Основной целью введения ЕГЭ является усиление объективности контроля и оценки образовательных результатов учеников. В данном случае уменьшается субъективность контроля, а значит, и личностная значимость самого обучения. ЕГЭ отодвигает субъективность главных участников образовательного процесса: ученика и учителя. Экзамен по иностранному языку помогает выявить у учащихся уровень сформированности умений во всех видах речевой деятельности и способности учиться в учебном заведении системы высшего или среднего профессионального образования. В методических рекомендациях по подготовке к ЕГЭ по английскому языку отмечается деятельностный характер контрольно-измерительных материалов. Построенные на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах они направлены на то, чтобы проверить насколько ученик реально владеет иностранным языком [4, с. 279].

Цель ЕГЭ по иностранному языку заключается в определении уровня иноязычной компетенции учащихся и прежде всего речевой компетенции, т.е. коммуникативных умений в различных видах речевой деятельности: аудировании, чтении и письме, а также уровня языковой компетенции. В разделах «Аудирование», «Чтение» и «Письмо» опосредовано проверяются социокультурные знания и умения. В разделе «Письмо» – компенсаторные умения [7].

С помощью тестовых заданий различных типов и уровней сложности, посредством различных видов речевой деятельности в ЕГЭ проверяется и оценивается уровень сформированности коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной. В разделе «Письмо» контролируются умения создания письменных текстов двух типов: личного письма и высказывания с выражением своего мнения. Для того, чтобы повысить готовность к единому государственному экзамену и, в частности, к выполнению письменной части, необходимо организовать планомерную работу по подготовке, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Центральным звеном самостоятельной работы, способствующим активной мыслительной деятельности и обеспечивающим внутреннюю мотивацию является задание. Обнаружив дефицит знаний по какой-то проблеме, отсутствие или недостаток необходимых средств для её решения, учащийся, ориентируясь на прошлые знания и опыт, сам определяет и анализирует средства для выполнения задания, осуществляет самоконтроль и оценивает результаты своей деятельности.

При организации самостоятельной работы задача учителя – обеспечить целенаправленное обучение формам, содержанию и приёмам самостоятельной работы, учитывая специфику учебного предмета «Иностранный язык». Учитель должен учить учащихся приемам работы с текстом, приёмам культуры чтения, приемам запоминания, поиска информации и работе с различными источниками.

Поэтому большое значение при подготовке к ЕГЭ отводится именно работе, организованной самостоятельно самим учеником. Для того, чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо выявить потребности учащихся в углублении, уточнении знаний, поставить цель работы, разработать план программы самостоятельной работы и определить формы контроля. Учитель при этом выполняет организующую и направляющую функцию, обеспечивает содержание деятельности.

Чтобы самостоятельная работа учащихся по подготовке к выполнению ЕГЭ была успешной, учитель специально создает условия и обеспечивает её организацию рациональным выбором средств. Учитель подбирает задания, раскрывающие правила, особенности, алгоритм работы, от простых или менее сложных – к сложным. Выполняя самостоятельно задания разных уровней – от простого к сложному, осуществляя контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, учащиеся смогут достигнуть высоких результатов. Поэтому работу в данном направлении необходимо организовать дифференцированно, составив программу самостоятельной работы, направленную на уточнение, углубление полученных знаний учащихся.

Систематическое включение учащихся в самостоятельную контролирующую деятельность, которая предполагает предвидеть результаты своей работы, сопоставлять результаты работы с образцом, анализировать и редактировать собственные письменные работы, оказывает положительное влияние на ход самостоятельной работы и на результат.


Список литературы

Аношкин А.П. Формы организации учебной деятельности при выполнении учащимися самостоятельных работ. /Аношкин А. П., Белокур Н.Ф.// Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: межвуз. сб. науч. тр. – Челябинск: ЧГПИ, 1985. – С. 55– 61.

Демьяненко М.Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам / Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В. – Киев: Издательство «Вища школа», 1984. – 254 с.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. 2-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2005. – 208 с.

Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А.А. и др. М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по иностранным языкам. // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2018. – (http//www.fipi.ru) – 23.02.18



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.