Проект «Овощи и фрукты - полезные продукты!»
Краткосрочный проект в старшей группе
«Овощи и фрукты - полезные продукты»
Сроки реализации: с 07. 10. 24– 11. 10. 24 г.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель проекта:
• Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».
• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и фрукты».
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знания детей по теме «Овощи и фрукты».
2. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
3. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
4. Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.
Развивающие:
1. Развивать связную речь.
2. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любознательность;
2. Воспитывать самостоятельность.
Планируемый результат.
Для детей:
Знают и называют:
— большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
Обогатится и активизируется словарь признаков, глаголов по теме проекта. Улучшится уровень развития и связной речи.
Актуальность проекта:
Наблюдая за детьми, я увидела, что дети в недостаточной степени имеют полное представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны. Расширить представления детей об овощах и фруктах, о том, где они растут, откуда они в нашу страну завезены, когда и кем; как за ними ухаживают и чем они полезны и т. д.
Работа над этим проектом позволит детям совместно с родителями и воспитателями овладеть обобщающими понятиями, научить описывать более подробно и ёмко предмет, т. е. обогатить словарный запас с помощью прилагательных и глаголов; грамматически правильно оформлять высказывания, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Обеспечение проекта:
• Иллюстрации и картины.
• Детская литература.
• Дидактические, настольно-печатные и речевые игры.
Продукт проекта:
Рисунки, аппликации «Овощи и фрукты» (для воспитанников)
Выставка поделок, оформленная с помощью родителей «Дары осени».
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).
— Подбор материалов для реализации проекта.
— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Основной (практический).
— Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
— Обогащение и активизация словаря по теме «овощи», «фрукты».
— Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.
3 этап. Заключительный.
Составление альбома рисунков «Овощи и фрукты».
Выставка Дары осени
Обсуждение итогов и анализ работы.
Реализация проекта:
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Сюжетно-ролевые игры:
— «Овощной магазин»
Цель: Закрепление знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Образовательная область: «Физическое развитие».
• Подвижные игры:
Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с речью.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
• Подбор сюжетных рисунков, «Уборка урожая в поле» и их рассматривание.
• Организация бесед об овощах и фруктах.
• Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:
— Исследование внешнего вида овощей и фруктов.
Цель: Расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь.
Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
— «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)
— «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?»
— «Собираем урожай»
— «С чьей ветки детки?»
— «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты).
• Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах.
• Чтение рассказов и заучивание стихотворений о дарах осени.
Речевое развитие
• Подбор сюжетных, предметных картинок, игрушек, муляжей овощей и фруктов; рассматривание и сравнение.
• Организация бесед, речевых игр и пальчиковых гимнастик об овощах и фруктах.
• Подбор картинно-графических планов для составления описательных рассказов.
Цель: Создание условий для активизации и актуализации словарного запаса по теме, для формирования грамматического строя речи, связной речи посредством составления описательного рассказа.
Дидактические упражнения и речевые игры:
- «Мяч передавай – овощ(фрукт) называй»
- Упражнение «Доскажи словечко», «Добавь подходящее слово» (признак)
- «Скажи какой, какая, какое», «Испечем пирог», «Приготовим сок»
- «Скажи ласково»
- «Скажи наоборот»
- «Один-много», «Много-один»
- «Посчитай»
- «Посмотри и найди» (употребление предлогов)
- П\Г: «У Лариски две редиски», «Приготовим салат»
- Упражнение «Сравни и найди отличие»
- Упражнение «Описательный рассказ» (с опорой на схему)
Задачи:
- коррекционно-обучающая: уточнить знания об овощах, фруктах, расширить словарь по теме; учить образовывать Им.падеж множественного числа и уменьшительно-ласкательную форму существительных; учить использовать в речи предлоги В, ИЗ, НА, С; учить составлять описательные рассказы об овощах и фруктах;
- коррекционно-развивающая: развивать внимание, память, правильное речевое дыхание, общую и мелкую моторику, темп и ритм;
- воспитательная: воспитывать навыки организованного поведения, умение вслушиваться в речь учителя-логопеда и точно отвечать на вопросы.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
- предметно-практическая среда: карточки с цифрами, предметные картинки, сюжетные картинки «Огород», «Фруктовый сад», муляжи овощей, изображение Незнайки, мяч, магнитная доска.
Планируемые результаты: дети будут изменять имена существительные по числам, образовывать в уменьшительно-ласкательной форме имена существительные, самостоятельно рассказывать об овощах и фруктах.
Художественно эстетическое развитие
Чтение художественной литературы
1. Чтение русской народной сказки «Репка».
2. . Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».
4. Чтение стихотворения Я. Акима «Яблоко».
5. Чтение рассказа Е. Бехлерова «Капустный лист»
7. Загадки и пословицы об овощах и фруктах.
8. Чтение белорусской народной сказки «Пых».
Рисование, аппликация, лепка на тему «Овощи и фрукты».
Работа с родителями:
Выставка, оформленная с помощью родителей «Дары осени».