Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Настроим души на любовь»
Название работы: «Настроим души на любовь»
(из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях социокультурного пространства образовательного учреждения)
Номинация: За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения
Краткая аннотация работы: В настоящее время в обществе растет понимание актуальности проблемы воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. Опора на традиционное мировоззрение, основой которого является православная вера и патриотические чувства, поможет решить многие духовно-нравственные проблемы. Воспитывая патриотизм, мы, прежде всего, формируем в человеке умение любить. Любить мать, семью, песни и сказки своего народа, его традиции, культуру и историю Отечества.
Проект «НАСТРОИМ ДУШИ НА ЛЮБОВЬ» является практико-ориентированным, так как в ходе его реализации опытным путем в практической педагогической деятельности разработаны конкретные дидактические материалы по воспитанию гражданина и патриота, отработаны формы взаимодействия между педагогами, родителями, школьниками, предложены методы диагностики параметров патриотической воспитанности учеников.
Паспорт проекта «НАСТРОИМ ДУШИ НА ЛЮБОВЬ»
Общая информация
Участники проектной команды – обучаемые 1-4 класса
Описание проекта
Тип проекта: коллективный, краткосрочный, локальный, межпредметный.
Аннотация. В настоящее время в обществе растет понимание актуальности проблемы воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. Мы видим, что наши дети все глубже уходят в мир виртуальной реальности и потребительства, теряют способность оценивать свое место в окружающем мире, активно действовать в нем, утрачивают национальное самосознание. Опора на традиционное мировоззрение, основой которого является православная вера, поможет решить многие духовно-нравственные проблемы.
Патриотизм – это всегда Любовь. Беззаветная любовь к матери, песням, сказкам, традициям, Отечеству. Проект «НАСТРОИМ ДУШИ НА ЛЮБОВЬ» является практико-ориентированным, так как в ходе его реализации опытным путем в практической педагогической деятельности разработаны конкретные дидактические материалы по воспитанию гражданско-патриотических качеств, предложены методы диагностики параметров патриотической воспитанности учеников, показаны формы взаимодействия между педагогами, родителями, школьниками.
Патриотизм - та объединяющая сила, которая даст новый импульс духовному оздоровлению народа, сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми по воспитанию патриотических качеств является актуальной в настоящее время.
Основная цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.
Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:
воспитать и развить национальные начала, уважение и интерес ко всем нациям и культурам
формировать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, культуры края, сохранение и преумножение национальных традиций
утвердить в сознании и чувствах школьников патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России, повышение престижа государственной, особенно военной службы
разработать конкретные дидактические материалы по воспитанию гражданина и патриота
предложить к практическому применению методы диагностики параметров патриотической воспитанности учеников.
Новизна проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации воспитательного процесса, предложены методы диагностики параметров патриотической воспитанности обучающихся; разработана система мероприятий и упражнений, оказывающая положительное влияние на формирование гражданско-патриотического мышления у детей младшего школьного возраста, позволяющая формировать лучшие душевные качества и добродетели.
Ожидаемые результаты проекта:
развитие у школьников интереса к истории и культурному наследию города, региона, а также к историческому прошлому России;
повышение гражданской активности обучающихся, уверенности в себе и результатах своей деятельности
воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
формирование уважительного отношения к природе, архитектурным памятникам, культуре;
развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников
реализация проекта создаст условия для освоения проектной технологии, применения теоретических знаний на практике, формирования современного информационного мышления.
Предполагаемая значимость результатов проекта:
Теоретическая значимость заключается в том, что сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов работы в рамках духовно-нравственного воспитания выполняют функцию необходимого основания для прикладных и методических разработок
Практическая значимость проекта: авторский подход к формированию информационной составляющей духовно-нравственного воспитания демонстрирует новые возможности при формировании патриотического мировоззрения у школьников.
Критерии оценки результатов реализации проекта:
наличие фотоматериалов о реализации данного проекта
трансляция опыта работы
количество мероприятий, проведённых в рамках проекта
методы диагностики параметров патриотической воспитанности.
Влияние проекта на коллектив учащихся класса: совместная деятельность способствовала укреплению дружеских взаимоотношений между детьми, воспитанию нравственных качеств, таких как: взаимопомощь, доверие, сострадание, сочувствие, умение слушать и понимать другого; формировала желание сделать родной город лучше, чище, красивее; педагогическая диагностика результатов познавательной деятельности, сформированных у учащихся в процессе патриотического воспитания, показала качественные изменения: низкий уровень сформированности параметров повысился на 56%, а высокий – на 52%.
Реализация проекта
Использованные методы исследования (реализации) проекта:
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации проекта использовались следующие методы:
методы мотивации и стимулирования
метод приучения к положительным формам общественного поведения
информационно-рецептивный метод
репродуктивный метод
метод проблемного изложения
эвристический метод
исследовательский метод
Ресурсное обеспечение проекта:
Техническое обеспечение: аудио-видеотехника, ноутбуки, интерактивная доска, проектор, экран
Методическое обеспечение: библиотечный фонд образовательного учреждения, мониторинг среды и её влияния на воспитание, применяемое многообразие педагогических форм и методов работы
Информационное обеспечение: функционирование сайта образовательного учреждения, школьная газета «Большая перемена»
Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В.А. Сухомлинский)
О роли современного учителя начальной школы в формировании патриотизма у младших школьников
В настоящее время в обществе растет понимание актуальности проблемы целостности в образовании. Мы видим, что наши дети все глубже уходят в мир виртуальной реальности и потребительства, теряют способность оценивать свое положение в окружающем мире, активно действовать в нем, утрачивают национальное самосознание.
Опираясь на Концепцию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально–гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотическое воспитание очень актуально для начальной школы, ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Еще К. Д. Ушинский считал главной задачей школы «воспитание у учащихся высоких чувств любви и преданности народу своему».
Опора на национальную культуру, традиционное мировоззрение, основой которого является православная вера, может способствовать осознанию у школьников своего места в окружающем мире, поможет решить многие духовно-нравственные проблемы. Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь школы особую одухотворенность.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности». Эти слова подтверждаются задачами, поставленными в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников. Наша первостепенная задача - воспитать достойных граждан и патриотов Отечества, которые возьмут ответственность за славное прошлое и великое будущее России.
Православие и патриотическое воспитание
Любовь к Отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. (В.Г. Белинский)
Но совместимы ли эти понятия: патриотизм и православие?
Слово Божие учит нас, что есть пять естественных начал жизни, созданных рукою Бога. Это – Личность, Семья, Нация, Государство и Церковь. Чтобы личность была цельной, должна быть цельная семья; чтобы государство было по-настоящему сильным, должно быть национальное и государственное самосознание, должно быть православное воцерковление.
Личность создана Богом. Человек ответственен перед Создателем за свою душу.
Семья учреждена Богом. Человек лично ответственен перед Богом за свой дом и семью в нем.
Нация - третье естественное начало жизни, созданное Богом. Тот человек, который любит свою семью, свой народ, всегда может понять проблемы другой семьи и другого народа. И напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных устоев, бесполезен для чего-то более высокого. В этом смысле и семья, и нация есть Школа Любви.
Государство - существенная составляющая в деле Божественного строительства. Есть границы ответственности и по отношению к принципам незыблемости государственной власти.
Церковь - наиболее значимая граница ответственности, очерченная рукою Бога. Наряду с семьей и личностью, церковь, есть Высшая Школа Любви. Любовь в Библии означает, прежде всего, осознание степени и уровня ответственности. В церкви можно найти разрешение всех вопросов – как малозначительных, так и самых острых и злободневных. Церковь не имеет территориальных, социальных и расовых границ.
Цельный человек живет интересами Семьи, Нации, Государства и Церкви. В этом и заключается цельность Личности.
Преодолевая чуждые нам соблазны и заблуждения, мы, россияне, должны идти путем самобытным, исконным, снова и снова провозглашая и утверждая принципы православия, национальности и государственности. Линия духовных проблем и процессов проходит по нашим сердцам. Еще русский классик М.Ф. Достоевский говорил: «... идет настоящая война в мире между добром и злом, а поле битвы – сердце человека. Кто завоюет это сердце – таков и будет наш будущий мир». И когда мы говорим: «Я не буду грешить, потому что я россиянин», «Я буду защищать эти святыни, потому что это святыни моей нации», мы останавливаем разрушительные процессы в своих душах и сердцах.
Вся история нашего Отечества – это летопись бесчисленных подвигов служения православных русских граждан собственной стране. Разве преподобный Сергий, благословляющий войско святого князя Дмитрия Донского, – это не пример патриотического отношения православных к России? Разве монахи Троице-Сергиевой Лавры, долгое время оборонявшиеся от осаждавших святую обитель поляков, – это не подвиг православных патриотов?
Нет ни одного постулата в учении Церкви, который можно было бы истолковать как отказ от любви к Отечеству. Напротив, множество православных святых не видело никакого противоречия между любовью к Отечеству и любовью к Богу. А сколько праведных воинов канонизировано Церковью! Уж кто как не воин – олицетворение патриотического долга? Святой благоверный князь Александр Невский – разве он не патриот России? Адмирал Федор Ушаков, решением Архиерейского собора Русской православной церкви причисленный к лику общецерковных святых, яркий пример патриота Отечества российского!
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил: «Важнейшая задача образования — передача грядущим поколениям ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях христианства». Русская Православная Церковь имеет необходимый духовный потенциал, положительный многовековой опыт в области духовно-нравственного и военно-патриотического просвещения.
Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, не приемлет национализма, враждебности к другим народам. Чувство патриотизма в этом смысле созвучно православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением и любовью.
В современной России патриотизм самым непосредственным образом связан с православной религией.
Некоторые направления воспитания патриотических чувств в начальной школе
Любить свою Родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. (В.Г. Белинский)
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Зарождаясь от любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до подлинной любви к своему Отечеству.
Безусловно, любовь к своей Родине, народу необходимо прививать уже с самого детства. К сожалению, в некоторых семьях этому уделяется недостаточное внимание. И поэтому именно учитель начальных классов должен с самого первого урока воспитывать в детях уважение к стране, в которой они живут, ее культуре и традициям.
Важно донести до детей, что любовь к Родине начинается с мелочей. Убрал за собой мусор - помог не только дворнику, но и природе. А помог природе - помог всем людям, живущим тут. Воспитаем патриотов, трудолюбивых и нравственно здоровых людей, которые знают о прошлом Родины, живут её настоящим, думают и работают над её будущим, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального гражданского общества и сильной державы.
Безусловно, в рамках учебных дисциплин и внеурочной деятельности каждый педагог сам выбирает, как организовать работу по гражданско-патриотическому воспитанию своих учеников. Так как основным структурным элементом в школе является класс, то именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется основная работа по патриотическому воспитанию. Классный руководитель – основной и главный организатор гражданско-патриотического воспитания в классе.
Вся работа классного руководителя по патриотическому воспитанию основывается на цикличной работе:
основной анализ результатов гражданско-патриотического воспитания, дающий возможность откорректировать и правильно сформулировать цель и задачи воспитательной работы в этом направлении на предстоящий учебный год
планирование воспитательной работы в классе с учётом плана воспитательной работы школы на предстоящий год
определение уровня сформированности воспитанности с целью отслеживания результатов; корректировка работы, постановка новых задач перед всеми участниками образовательного процесса.
Патриотическое воспитание в школе можно разделить на многие направления. Представлю лишь те из них, которым я, как классный руководитель, уделяю большое внимание:
краеведческое воспитание (экологическое, историческое)
военно-патриотическое
гражданское воспитание.
Основная цель реализации эколого-краеведческого направления патриотического воспитания заключается в формировании экологической культуры и мышления человека как гражданина страны и планеты. Краеведческий материал дает уникальную возможность воспитать ответственность за судьбу родной земли, знакомит с историей и культурными традициями малой родины, пробуждает чувство сопричастности к ее прошлому и настоящему.
Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одно из важных направлений школьного краеведения, способствующих патриотическому воспитанию в школе. Учащиеся с помощью учителя получают новую информацию о своем крае, и это позволит ученику лучше понимать те процессы, которые характерны для всей страны. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Это помогает воспитывать у школьников чувство уважения к делам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков-современников, развивать патриотические чувства.
Еще одно направление патриотического воспитания в школе – это военно-патриотическое. Оно ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, воинских традиций.
Военно-патриотическое направление, включает:
− изучение военной истории России, знание дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
− сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
− формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Ориентиром гражданского воспитания служит определение требований развитого гражданского общества. Конечный результат формирования гражданственности – это личность, которой присуща высокая социальная активность. Для того, чтобы быть активной с гражданской позиции личностью в течение жизни, человек должен ставить перед собой не простые идеи. Только серьезные цели могут послужить действенным стимулом в жизни, не позволяя человеку «плыть по течению».
В настоящее время получила распространение такая эффективная форма воспитания патриотизма как музейный урок. Это связано с педагогическим поиском оптимальных методов и путей патриотического воспитания подрастающего поколения. Для организации и использования такой формы классный руководитель должен владеть технологией музейной педагогики.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, т.к. музейные предметы – вещи, документы – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывая чувство сопричастности и позволяя проникнуть в дух прошлого. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям. В этом суть музейной педагогики.
Кроме того, сегодня музей становится средством приобщения человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов, музей становится базой для общения, воспитания человека высокой культуры, формирования гражданско-патриотических ориентиров.
Музейный урок является ярким примером «красочной» иллюстрации исторических событий. На таком уроке детям не бывает скучно, так как он отличается от традиционного. Учащиеся находятся не в привычной обстановке, за партами, а познают музейный предмет, рассматривая исторические экспонаты и фотографии прошлых лет, играя, соревнуясь друг с другом в сообразительности и находчивости. Отгадывая загадки, ребусы, отправляются вместе с сотрудниками музея и педагогом в историческое прошлое города, страны, сами становятся героями невыдуманных рассказов.
Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы младших школьников, но и способствует их всестороннему развитию, а наличие незнакомых предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Большое значение имеет феномен узнавания - подкрепление уже имеющихся знаний о событиях и явлениях впечатлениями о предметах, документирующих и подтверждающих эти события и явления. Это способствует развитию навыков предметного видения, превращению абстрактных знаний в конкретные. Урок в музее помогает активизировать в равной степени всех учеников, так как создает возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.
Специфика музейных уроков состоит в хорошем владении учителем материала, в умении отобрать его на конкретный урок, не перегружая декларативными лозунгами.
Цель музейного урока может быть достигнута только тогда, когда урок организован по специфическим законам: в отличие от обычного - музейный урок должен быть организован как совместный поиск, как открытие истины здесь и сейчас, как постижение важных нравственных законов. На музейных уроках нет привычных критериев в оценке знаний - здесь допустимо только восприятие, самопознание, а это не подлежит оцениванию вообще.
Результативность таких уроков может быть отслежена только путём хорошо продуманных творческих заданий, личностно ориентированных на каждого ученика, индивидуальных, доступных и посильных.
Музейные уроки имеют интегрированный характер и организуются в несколько этапов.
1-й этап проводится классным руководителем или другим педагогом. С учащимися предполагается освоение теоретического материала и терминологии. Объявляется тема музейного урока и дата его проведения. Учащимся дается опережающее задание для подготовки материала по теме урока.
2-й этап проводится непосредственно в залах сотрудниками музея совместно с классным руководителем. Используются все подготовленные материалы опережающего задания: электронные презентации, рассказы, иллюстрации, эссе, фотографии, чтение на память, выразительное чтение.
3-й этап предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам патриотической направленности. Рефлексия, диагностика усвоения и понимания материала, эмоционально-нравственная оценка восприятия. Например, написание сочинений, отзывов, рецензий, выпуск газет, плакатов, экспозиций, оформление выставки рисунков.
Предлагаю свой опыт проведения музейного урока на тему
«Я в этом городе живу, я этот город знаю?»
1-й этап. Детям сообщена дата, тема и место проведения урока – Волгодонский эколого-исторический музей. Классный руководитель дала классу опережающее задание по поиску материала о родном городе. Дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему.
На уроках, во внеурочной деятельности дети делились друг с другом полученными знаниями, рассказывали о том, что узнали нового и интересного о родном городе, его улицах, жителях. Этап длился 2 недели.
2-й этап. Урок проводился в одном из залов Волгодонского эколого-исторического музея. Проводили его сотрудники музея совместно с классным руководителем. Урок проходил в форме игры «Что? Где? Когда?». Дети выразительно декламировали выученные заранее стихи о родном городе.
3-й этап. Самостоятельная работа детей по теме «Я в этом городе живу. Я этот город знаю!». На уроке русского языка все писали сочинение о том, что интересного узнали в ходе музейного урока. Группа детей решила делать исследовательскую работу об улицах родного города. Оказалось, что одна улица в нашем городе носит имя родного деда ученицы класса. Девочка подготовила рассказ о судьбе своего родственника - «Подвиг совершать всегда готов!».
https://multiurok.ru/files/podvig-sovershat-vsegda-gotov.htm
Другая группа занялась исследованием памятных мест города. Остальные – стали готовить выставку рисунков «Родной город».
Тема о родном городе, его памятных местах, улицах, известных людях повторялась не один раз на разных возрастных уровнях с использованием других методов и форм деятельности: «Двух русских рек великих имена слились в твоем названии, город», «Мой край: вчера, сегодня, завтра», «Жизненный путь моей семьи на страницах истории «малой» Родины» и др.
Проведение таких мероприятий не проходит бесследно. Они оставляют отпечаток в душах учеников, помогают воспитывать их в православных традициях, формируют не только патриотические и гражданские чувства, но и личности воспитанников. Проектно-исследовательские работы, созданные детьми в результате проведения музейного урока, представлены на сайтах Инфоурок, Мультиурок, Урок.РФ и др.
https://multiurok.ru/files/geroicheskie-ulitsy-nashego-goroda.html
https://infourok.ru/prezentaciya-nasha-pamyat-geroyam-ochen-nuzhna-4031768.html
Решая задачи по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, я, как учитель детей младшего школьного возраста, опираюсь в своей работе на национально-региональный компонент начального образования. Считаю приоритетным воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – развитие патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма средствами проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
https://infourok.ru/vneurochnoe-meropriyatie-chto-umeli-malenkie-kazachata-3175863.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/21218.html
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у младших школьников патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне. Поле деятельности учителя начальных классов в этом направлении огромно. Опыт моей работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.
Методы диагностики параметров патриотической воспитанности школьников
В педагогической диагностике параметров патриотической воспитанности школьников основной формой является групповая диагностика. Она проводится с группой учащихся или классом.
Методы, которые я предлагаю использовать на различных этапах патриотического воспитания школьников, представлены в таблице 1. Все перечисленные методы были апробированы мною в практике патриотического воспитания школьников.
Этап | Методы |
1. Мотивационно-диагностический | наблюдение анкетирование метод неоконченных предложений диагностика интерактивной направленности личности игра методика «Сфера интересов» методика проектов и исследований тестирование |
2. Мотивационно-ценностный | наблюдение анкетирование тестирование метод ранжирования метод неоконченных предложений фантастический выбор дискуссионные качели рисую счастливую жизнь пишу письмо |
3. Деятельностно-творческий | акт добровольцев ситуация свободного поведения методика «Нужна помощь» «Дерево, посаженное тобою» |
4. Контрольно- диагностический | Все представленные методики |
В таблице представлены преимущественно методики доктора педагогических наук профессора Н.Е. Щурковой. Хочу отметить их универсальность, так как их можно успешно применять и как форму организации воспитательного группового дела, и как диагностическую методику.
Педагогу очень важно отслеживать результаты познавательной деятельности, которые формируются у учащихся в процессе патриотического воспитания. Уровни и индикаторы усвоения опыта познавательной деятельности в данном направлении разработал В.П. Симонов. Они представлены в таблице №2.
Таблица 2
Уровни | Индикаторы | Наблюдаемые действия |
Низкий | I Различение | Школьник не имеет знаний патриотического характера, не может объяснить патриотические понятия. Отличает явление, связанное с проявлением патриотизма от других тогда, когда ему предъявляют его в готовом виде. Не имеет представлений о ценностях патриотизма. Дает неадекватную оценку фактам, процессам или явлениям, связанным с проявлением патриотизма. Вспоминает даты и важные события в истории страны после напоминания. |
II Запоминание | Школьник плохо знает факты и явления отечественной истории, связанные с проявлением патриотизма. Воспроизводит знания о важных событиях, явлениях и процессах в истории по памяти без достаточного понимания, неосознанно. Отличает явления, связанные с проявлением патриотизма от других. Имеет ограниченные представления о ценностях патриотизма. При ответах на вопросы педагога ориентируется только на результат в виде оценки педагога. | |
Средний | III Понимание | Школьник знает о фактах, неточно понимает патриотические понятия. Имеет недостаточные знания о событиях, процессах и явлениях отечественной истории, связанных с проявлением патриотизма, закономерностях и теориях, о способах деятельности. Объясняет тексты, изречения, пословицы, имеет собственное суждение относительно какого-либо факта, процесса или явления отечественной истории. Имеет представления о ценностях патриотизма. При ответах на вопросы педагога проявляет интерес. |
Высокий | IV Простейшие умения и навыки | Школьник имеет хорошие знания о фактах, событиях, процессах и явлениях отечественной истории, в основном правильно понимает патриотические понятия. Знания отличаются системностью, осознанностью. Различает и умеет применять знания в измененных условиях (при характеристике аналогичных событий, явлений). |
V Перенос | Использует усвоенную процедуру (характеристику исторической личности, события) в той или иной ситуации. Определяет значение фактов, событий, процессов и явлений отечественной истории. Связывает с практикой несложные теоретические выводы. Вскрывает причинно-следственные связи. Высказывает суждения. Осуществляет перенос знаний. Дает адекватную самооценку. |
Патриотическое воспитание сегодня требует большой работы. Ключевая роль в этом принадлежит образованию. В этом смысле задача образования сегодня состоит не только и не столько в помощи школьнику в усвоении знаний (что изучать?), формировании компетенций (как изучать?), сколько в помощи школьнику в обретении смысла жизни (для чего изучать?). Ведь именно смыслы (в их числе патриотизм) определяют деятельное начало личности.
Итоги, заключение
В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность автора в качестве классного руководителя, работающего с детским коллективом по формированию гражданско-патриотических качеств. За период работы с обучающимися показатели низкого уровня познавательной активности изменились с 64% до 8%, высокого – с 20% до 72%. Это сказалось и на увеличении показателей успеваемости по многим учебным дисциплинам. Обучающиеся данного класса показывают высокий результат по изучению практически всех предметов. Учителя-предметники, работающие в классе, не испытывают затруднений в обучении, т.к. дети ведут себя сдержанно, уважительно по отношению к старшим, проявляют интерес к получению новых знаний.
В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы некоторые направления формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых автором в педагогической деятельности. Описан опыт по формированию патриотизма средствами музейных уроков; представлены мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставляющие возможности для социализации обучающихся.
Применяя идею патриотического воспитания к проектной деятельности, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом и квалификации, профессионализма педагога в частности. Поэтому считаю обязательным для себя лично участвовать в различных педагогических конкурсах гражданско-патриотического направления, где могу представить общественности накопленный опыт, поделиться своими педагогическими достижениями, перенять новое у коллег.
В заключение отмечу, что возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию открывает новые перспективы перед педагогическим сообществом, создает новые возможности для развития, вселяет надежду на то, что патриотизм, став основой нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России.
И пусть каждый наш воспитанник с чувством гордости и уважения к своей стране сможет сказать:
- Я, гражданин России, это значит - патриот, которому небезразлична судьба страны, в которой живу!
- Я, гражданин России, это значит - труженик в учебном кабинете школы, в творческом коллективе!
- Я, гражданин России, это значит - достойный человек, духовно богатый, воспитанный, культурный, добрый!
- Я, гражданин России, это значит - образованный, просвещенный человек, хорошо знающий историю своего Отечества, национальную культуру, традиции!
- Я, гражданин России, это значит – защитник: своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня окружает, и, конечно, своего Отечества!
Литература, источники
1. Электронный ресурс Министерства образования и науки, сайт http://standart.edu.ru/ .
2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт http://standart.edu.ru/
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». http://standart.edu.ru/ .
4. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания. Электронный ресурс – http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/9451847
5. Газман О.С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя). Москва. 2011.
6. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников. Белгород. 2013.
7. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся. М.: МПУ, 1999.
8. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания. М., 2007.
Приложения 1
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания
Всероссийский конкурс исследовательских работ «Свет познания», победители, дипломы 1 степени – 2 человека: исследовательские работы «Наша память героям очень нужна!», «Врага надо не считать, а бить и побеждать!» (2019г.)
https://open-hands.ru/itogi/svet-poznaniya-osen-2019
X городской открытый Ушаковский фестиваль, номинация «В России все гордятся флотом, что Петр I основал», исследовательская работа «Флотоводец Ф.Ф. Ушаков и его вклад в развитие военно-морского искусства России», призер 3 место (2019г.)
Всероссийский конкурс-марафон «Герои истории 2019-2020», победители, дипломы 1 степени – 2 человека: исследовательские работы «Помнит сердце, не забудет никогда», «Победы Ф. Ф. Ушакова – это точный расчет и беззаветная храбрость». https://open-hands.ru/itogi/geroi-istorii-2019-2020
Отзыв жюри конкурса: «…Продолжателем славных традиций военного искусства и последователя суворовских принципов на море можно по праву считать Федора Федоровича Ушакова. Один из самых известных принципов Александра Суворова – воевать не числом, а умением. Вот и Федор Ушаков считал, что врага надо бить и побеждать, а не считать. В своем докладе Филичев Кирилл изучил материалы о самых важных морских сражениях русско-турецкой кампании. Доклад Филичева К. оставил у жюри приятные впечатления своей обстоятельностью, вниманию к историческим фактам. Оформление аккуратное, данные наглядно представлены в виде таблиц и диаграмм. Педагог-руководитель Кирилла – С.А. Васильева.
Трегубова Мария, вторая ученица Светланы Анатольевны, посвятила исследовательскую работу своему деду, ветерану войны и труда, Цыганкову Петру Андреевичу. Мы всегда с теплом относимся к таким работам, рассказывающим о боевых и трудовых подвигах дедов и прадедов. Марии удалось, благодаря семейным архивам и сайту «Память народа», собрать достаточно сведений о боевом прошлом своего деда. Петра Андреевича Цыганкова помнят не только в семье: его именем названа одна из улиц города Волгодонска. «Люди вспоминали его как приветливого и работящего человека. У него не было времени даже на хобби! Работа и семья – это были все его увлечения. Но в самые важные минуты жизни этот обычный человек вдруг становился героем. Так было в военное, так случилось и в мирное трудовое время», – пишет в своей работе Мария. «Спасибо вам за интересный рассказ и за то, что храните память в своей семье!», - председатель жюри Анисимова С. А., Почетный работник общего образования Российской Федерации.
V Всероссийский конкурс творческих работ «Дорога к обелиску» в рамках Всероссийской молодёжной патриотической экспедиции: Почетная грамота, финалист, номинация «Архивная/исследовательская работа», исследование «Подвиг совершать – всегда готов!», http://vpc-vympel.ru/itogi_doroga_k_obelisku_2019/
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Мы - гордость Родины»: победитель заочного этапа – 2 чел. (2019г.)
Региональный (заочный) этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета - 2019»: II место - 1 чел., III место - 2 чел. (2019г.)
http://raduga2c.bget.ru/sites/default/files/Final%20table%20regional%20stage.docx
VI Всероссийский конкурс учебно-исследовательских работ и проектов «Наука глазами детей»: I место - 1 чел., II место - 1 чел., (2019г.)
http://www.anorostok.ru/node/11
Приложения 2
Проектно-исследовательская деятельность учителя по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию
XII ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»: лауреат 2 межрегионального этапа по ЮФО, призер II место (2017г.)
Областной конкурс социальных проектов «Воля и великодушие»: призер II место, номинация «Лучшие социальные проекты по сохранению памяти о выдающихся земляках «Территория благодарности – Дон» (2017г.)
Региональный этап Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании «Серебряная Сова»: финалист конкурса (2017г.)
Всероссийский конкурс социально-активных технологий воспитания обучающихся «Растим гражданина», финалист конкурса, победитель заочного этапа (2018г.)
Всероссийский конкурс образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «Гражданин и патриот России»: диплом лауреата, медаль (2018г.)
https://newobrazovanie.ru/d/1086595/d/laureaty_grazhdanin_i_patriot_2018.pdf
Всероссийский конкурс социально-активных технологий воспитания обучающихся «Растим гражданина», финалист конкурса, победитель заочного этапа (2019г.) http://www.xn--80aaaamhnnf8aqb2aelq.xn--p1ai/data/documents/Programma-vospitaniya.pdf
Всероссийский педагогический конкурс «Современное воспитание молодого поколения» (2019г.), победитель, диплом 1 место, программа воспитания «НАДЕЖДА РОССИИ», https://www.fond21veka.ru/news/127779/
Приложение 3
Практические мероприятия
Экскурсии в православные храмы г.Волгодонска.
Участие в общешкольных и муниципальных акциях, таких как «Посылка солдату», «Ветеран живет рядом», парад-смотр строя и песни школьных отрядов «Защитники Отчизны».
Подарки ветеранам своими руками.
Посадка деревьев на пришкольной территории.
Изучение символов государства.
Музейные уроки.
Изготовление плакатов к памятным датам.
Выставка рисунков «Мой любимый город – Волгодонск».
На «защите» исследовательских работ
Потамошнева Наталья Алексеевна