Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ–САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Педагогический проект
по гражданско-патриотическому воспитанию
детей средне-старшей группе № 4 (ЗПР)
на тему: «С чего начинается Родина?»
Подготовил воспитатель Есикова Л.В. |
Донецк, 2022
| Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Джордж Бернард Шоу |
Актуальность проекта: На сегодняшний день одной из наиболее актуальных является проблема патриотического воспитания подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Дети дошкольного возраста должны осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, а лишь потом – гражданином страны. В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, а патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование первичных представлений о себе, других людях, на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, традиционные семейные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в образовательной организации и т.д.
Практическая значимость проекта: Данный проект направлен на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников. Это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие всего спектра патриотических чувств. Формирование нравственных качеств должно проходить осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности этих качеств, об их необходимости и о преимуществах овладения ими. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и влияют на прочность складывающегося качества.
Вид проекта: познавательный, информационный.
По количеству учащихся: групповой.
По срокам реализации: краткосрочный (1 учебный год)
Участники: дети средней группы, педагоги, родители.
Предмет исследования: познавательное развитие.
Объект исследования: малая Родина.
Цель проекта: Создание благоприятной среды для формирования и воспитания чувства любви и уважения к родному краю.
Задачи проекта:
Способствовать становлению нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Создать условия для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего города.
Познакомить детей с самыми красивыми местами родного города, его достопримечательностями.
Формировать нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных символах, традициях и праздниках.
Формировать представление о воинах, которые защищают нашу Родину.
Развивать познавательного интереса детей к Родине.
Развивать познавательно-поисковой активности детей.
Создать ситуации, способствующие развитию умений самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (семье, коллективе).
Способствовать развитию творческих способностей детей в процессе совместной деятельности.
Развивать речевую инициативу и умение правильно формировать свои мысли.
Воспитывать у детей любовь и уважению к своей Родине, семье, проявлять заботу к родным людям.
Основные принципы реализации проекта:
1. Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
2. Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
3. Актуальность дидактического материала;
4. Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм);
5. Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов);
6. Элемент новизны (внесение новых атрибутов, возможность проявления творчества).
Деятельность в рамках проекта
I этап – предварительный:
Мониторинг знаний детей;
Анкетирование родителей;
Изучение литературы, подготовка материала и т.д.;
Подбор методической и художественной литературы, открыток, энциклопедий стихотворений, наглядных пособий, игр;
Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
II этап – Практический
Проведение с детьми бесед;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Проведение с детьми игр;
Рисование рисунков;
Привлечение родителей к оказанию помощи.
III.Этап (Заключительный)
Анализ результатов;
Презентация практического опыта на педагогическом совете.
Перспективное планирование
Тема | Цель | Мероприятия | |
Работа с детьми | Работа с родителями | ||
Сентябрь | |||
«Моя семья – мой дом» | Способствовать становлению нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Создать ситуации, способствующие развитию умений самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (семье, коллективе). Воспитывать у детей любовь и уважению к своей семье, проявлять заботу к родным людям. | Беседы и рассматривание иллюстраций на темы: «Моя семья», «Семейные ценности», «Кто что делает?», «»Мои бабушки и дедушки». Чтение стихотворений и рассказов о семье. Проигрывание сюжетно-ролевой игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения». Оформление тематических альбомов: «Моя семья», «Моя любимая мама», «Чем занимаются члены моей семьи». Организация фотовыставки «Мама, папа, я – крепкая семья» | 1. Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание в ДОУ» 2. Консультация «Семья глазами ребенка» 3. Рекомендации «Семейные ценности и традиции» |
ОКТЯБРЬ | |||
«Детский сад» | Способствовать становлению нравственного отношения и чувства сопричастности к детскому саду. | Экскурсии по территории и зданию детского сада. Беседы о работниках д/с и их труде. Организация фотовыставки «Мой день в детском саду» | 1. Консультация «Детский сад – мой второй дом» 2. Рекомендации «Как приучить ребенка полюбить детский сад» |
НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ | |||
«Мой родной город» | Создать условия для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего города. Познакомить детей с самыми красивыми местами родного города, его достопримечательностями. | Беседы и рассматривание иллюстраций на темы: «Дом, в котором я живу», «Моя родная улица», «Донецк – моя Малая Родина», «Достопримечательности Донецка». Формирование тематических альбомов. Фотовыставка «Мое любимое место в Донецке» Развлечение с применением ИКТ «Электронное путешествие по городу» | 1. Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота» 2. Консультация «Прививаем любовь к Малой Родине» |
ЯНВАРЬ | |||
«Природа родного края» | Формировать нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней. Способствовать развитию творческих способностей детей в процессе совместной деятельности. | Беседы и рассматривание иллюстраций на тему: «Очарование природы во все времена года» Оформление папок «Природа родного края», «Домашние животные и их детеныши» Чтение стихотворений и рассказов о природе и животных. Рисование и выставка рисунков на тему «Зимний пейзаж», «Как красив лес в зимнем убранстве» Фотовыставка «Это мой любимый питомец» | 1. Консультация «Знакомим детей с природой родного края» |
ФЕВРАЛЬ - МАРТ | |||
«Защитники Отечества» | Формировать представление о воинах, которые защищают нашу Родину. | Беседы и рассматривание иллюстраций на темы: «Наши бравые защитники», «Воины и их подвиги», «На страже тишины!» Физкультурный досуг «Будущие защитники» Чтение стихотворений и рассказов о воинах, защитниках и их подвигах. Выставка рисунков «Портрет папы, дедушки», «Праздничный салют». Изготовление подарков «23 февраля». | 1. Рекомендация «Как рассказать ребенку о Дне Защитника Отечества» 2. Консультация «Как вырастить защитника?» |
АПРЕЛЬ - МАЙ | |||
«Моя Республика» | Дать детям доступные их пониманию представления о государственных символах, традициях и праздниках. Развивать познавательного интереса детей к Родине. Способствовать развитию творческих способностей детей в процессе совместной деятельности. Воспитывать у детей любовь и уважению к своей Родине. | Беседы и рассматривание иллюстраций на темы: «Донецк – столица ДНР», «Памятные места моей Родины», «Государственная символика ДНР», «Традиции», «Государственные праздники» Оформление тематических альбомов Проигрывание дидактических и сюжетно-ролевых игр. Коллективное творчество «Все мы – большая семья» | 1. Консультация «С чего начинается Родина» 2. Рекомендации «Чем отличается Родина от малой Родины» 3.Консультация «Государственные символы» |
III. Заключение
На первом этапе анализ проблемы патриотического воспитания дошкольников позволил выявить низкий уровень сформированности у детей нравственно-патриотических качеств, чувства любви и уважения к Родине, героям войны.
В результате работы над проектом предполагается получение следующих результатов:
Ожидаемые результаты:
- дети имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут.
- дошкольники имеют доступные знания об истории и природе родного района, города (знают свою «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой город, знают историю возникновения родного города, его достопримечательности);
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей (дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье);
- освоение государственной символики и традиций;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка;
- сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций;
- осознание родителями важности патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.