Проект по ПДД для средней группы «В стране Правил Дорожного Движения»
Проект по ПДД для средней группы
«В стране Правил Дорожного Движения».
Вид проекта: познавательно – игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
База для реализации проекта: средняя группа
Участники проекта: дети, родители и воспитатели средней группы.
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).
Срок реализации проекта: три недели.
Предмет изучения:
Процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в воспитательно-образовательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
* Дети умеют ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, находить пути решения и выхода из них.
* Умеют правильно вести себя в незнакомом и людном месте.
* Знают: назначение светофора и каждого его цвета; правила поведения на проезжей части, в транспорте; как правильно переходить улицу; кто такие
пешеходы.
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят Правила дорожного
движения, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Возможные риски проекта: усвоение материала зависит от индивидуальных особенностей детей.
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно –
транспортного травматизма. Мероприятия проводятся в свободное от образовательной деятельности время в виде бесед познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных и подвижных игр; пополнения уголка по Правилам дорожного движения.
Актуальность темы: Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно–транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят их них. Приводят к этому элементарное незнание правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они еще не умеют в должной степени управлять своим поведением.
Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В обязательно должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного
поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые:
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения
Проблемные вопросы:
1. Зачем надо формировать у детей знание ПДД?
2. Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?
3. Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?
4. Как научить ребенка полученные теоретические знания пропускать через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и повседневной жизни?
5. Какая опасность может возникнуть на улице. Если ребенок не умеет
правильно оценивать ситуацию.
Гипотеза исследования:
Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение условий для организации деятельности МБДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;
- упрочение совместного сотрудничества МБДОУ и ГИБДД по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- разработка краткосрочного плана работы с детьми средней группы и
их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного
движения;
- формирование у детей правильного понимания значимости правил
дорожного движения, своего места как участника дорожного движения,
развитие необходимых для этого навыков и умений.
Методы исследования:
1. Непосредственно-образовательная деятельность:
2. Художественное творчество.
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.
7. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.8. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
9. Проведение викторины по теме проекта.
10. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на
практике.
11. Тематические погружения по теме проекта.
12. Работа с родителями.
13. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Этапы проекта:
1 этап (постановка проблемы):
- постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать
правила дорожного движения?»;
- определить продукт проекта:
а) знание правил дорожного движения;
б) проведение игрового тренинга по теме проекта.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач):
- довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил
дорожного движения может привести к беде!»;
- подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы
подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
- составить перспективный план работы по проекту;
- изучить методическую литературу.
- провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!»,
«Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного
движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- провести с родителями анкетирование, тестирование.
3 этап (работа над проектом):
- организовать работу по решению задач проекта через:
1. Непосредственно-образовательную деятельность:
- «Знаки дорожные помни всегда»;
- «О работе ГИБДД»;
- «Осторожно, дорога!»;
- «Правила для пассажиров»;
- «Транспорт на улицах города».
2. Художественное творчество:
- рисование: «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
- аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
6. Рассматривание иллюстраций, картинок.
7. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: «Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д.
8. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
9. Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков»,
«Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».
9. Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие. 10. Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу».
11. Отгадывание загадок.
12. Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».
13. Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие
знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
14. Тематические погружения по теме проекта – встречи с инспекторами ДПС, посещение регулируемых перекрестков, экскурсия в отдел ГИБДД.
15. Проведение с родителями:
- консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного
движения».
- практикума «Как поступить в данной ситуации?»
- размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать».
4 этап (презентация):
- провести игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного движения»;
- представить продукт проекта – макет улицы.
Полученные результаты:
- Условия для организации деятельности МБДОУ по охране и безопасности жизни ребенка были оценены положительно и педагогическим коллективом, и инспекторами ГИБДД, и родителями;
- Разработанный краткосрочный план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;
- По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на
улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Список использованной литературы и источников:
Методическая литература:
1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности
детей дошкольного возраста»;
2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
3. Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;
4. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма»;
5. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»;6. Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»;
7. Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»;
8. Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного
движения».
Картотека стихов и произведений по ПДД.
Методическая литература:
1. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с. : цв. Вкл
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003
3. Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного движения».
4. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003
5. Поддубная Л. «Правила дорожного движения для средней группы»
6. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. — М.: Просвещение, 2007.
7. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. — М. : Детская литература, 2002
17