Проект по развитию предпринимательской активности профессиональной образовательной организации и созданию условий для формирования предпринимательских компетенций
Дополнительная профессиональная программа:
Программа повышения квалификации управленческих команд профессиональных образовательных организаций по вопросам развития
предпринимательства и предпринимательского обучения в профессиональных образовательных организациях
Итоговая аттестационная работа
профессиональной образовательной организации и созданию условий для формирования предпринимательских компетенций как составной части программы развития профессиональной образовательной организации
Слушатель: Бронская Елена Юрьевна
(ФИО)
Жадовка, 2020 г.
СодержаниеВведение 3 стр.
Основная часть… 7 стр.
Аналитический раздел… 7стр.
Практический раздел……………………………………………10стр.
Заключение……………………………………………………….……20 стр.
Список использованной литературы………………………………...22 стр.
Приложение……………………………………………………… ….23 стр.
ВведениеЦель проекта: Вовлечение в процессы управления образовательной, научной и инновационной деятельностью техникума, продвижения и реализации прогрессивных идей в бизнесе не менее 100% студентов к 2023 году, путем создания Студенческого клуба «Азбука бизнеса»
Для достижения поставлены задачи:
1. Формировать положительный образ предпринимателя в молодежной среде, путем создания Студенческого клуба «Азбука бизнеса»;
2. Вовлечь в предпринимательскую деятельность обучающихся, путем организации и участия в бизнес-квесте «ОткройСвойСтартап».
3. Формировать навыки ведения бизнеса у обучающихся, посредством их вовлечения в предпринимательскую деятельность, их обучение и сопровождение, с учетом сложной экономической ситуации в регионе.
4. Формировать навыки ведения бизнеса и создания малых предприятий, посредством участия в обучающем курсе "Бизнес-пилот"
5. Формировать навыки ведения бизнеса и проектной деятельности у студенческой молодежи, путем организации конкурсов проектов в области инновационного предпринимательства на базе студенческого бизнес- клуба;
Актуальность
Важной составной частью процесса обучения является участие студентов в самоуправлении, охватывающем различные формы клубной работы. Ранее самостоятельная студенческая деятельность осуществлялась без системы, четких целевых установок и, следовательно, недостаточно эффективно.
Предпринимательство – это особый вид деятельности, который предполагает наличие определенного образа мышления, стиля и типа хозяйственного поведения. Склонность к предпринимательской деятельности проявляется в особом, творческом отношении к делу, инициативности, непрерывном стремлении к новаторству. В нетрадиционных решениях, расширении масштабов и сферы деятельности. В готовности к риску.
В настоящее время наравне с учебным и научным процессами в образовательные учреждения среднего профессионального образования входит предпринимательский процесс. Чтобы быть успешными на рынке труда современным выпускникам ссузов недостаточно профессиональных знаний и компетенций в области выбранной специальности, им необходима целостная система знаний в области предпринимательской деятельности, планирования и разработки стратегии бизнеса, позволяющая развивать предпринимательские компетенции, необходимые молодым специалистам для формирования своей индивидуальной траектории профессионального развития в современной экономической ситуации. Важной составной частью процесса обучения является участие студентов в самоуправлении, охватывающем различные формы клубной работы. Ранее самостоятельная студенческая деятельность,конечно, осуществлялась, но велась она без системы, четких целевых установок и, следовательно, недостаточно эффективно.
На наш взгляд,именно, студенческий бизнес-клуб становится основным социально-педагогическим условием, обеспечивающим формирование у студентов профессиональных компетенций, предпринимательского опыта и навыков бизнес-поведения.
Правовые основы предпринимательской деятельности закреплены в Конституции РФ, в ч.1 ст.34: «1.Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». А в ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность характеризуется, как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Создание студенческого клуба «Азбука бизнеса» позволит создать совокупность педагогических и производственных условий, способствующих эффективному обучению студентов, формированию у них умений и навыков предпринимательской деятельности, включающих в себя учебную программу обучения предпринимательской деятельности и методику ее реализации. Методы организации обучения, обеспечивающие включение слушателей в различные виды профессиональной, экономической и управленческой деятельности свойственной малому бизнесу, предполагают использование традиционных методов, но преобладающими должны быть активные методы обучения (деловые игры, тренинги, дискуссии, кейс -стади) а также возможность и педагогическую целесообразность, включения студентов в конкретную деятельность по созданию собственной фирмы, подготовки ими реального бизнес-плана под инвестирование. Студенческий бизнес-клуб может взять на себя функцию курирования студенческих проектов, участниками которых будут активные студенты, обучающиеся по разным направлениям. То есть студенческий бизнес-клуб – это то место, где может быть объединена проектная деятельность студентов разных отделений, специальностей и курсов.
Метод проектов предполагает включение студентов в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления и предусматривает, во-первых, интеграцию знаний разных направлений, во-вторых, применение актуализированных знаний и, в-третьих, создание новых знаний на основе опыта. Разрабатывая и реализуя проекты, студенты развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. В нашем техникуме есть возможность синтеза знаний разных технических направлений, а также знаний гуманитарно-социально-экономических.
Формирование в учебном заведении инфраструктуры предпринимательства, среды, которая оказывает воздействие на функционирование предпринимательской структуры (предпринимательская, консалтинговая, инвестиционная, информационная) и обеспечения выхода на конечный результат обучения - защиту бизнес-плана и организацию собственного бизнеса.
Практическая значимость проекта состоит в разработке программно - методического обеспечения и комплекса педагогических условий эффективной подготовки студентов к предпринимательской деятельности, формированию у них умений и навыков предпринимательской деятельности. Бизнес-клуб будет полигоном, на котором можно будет проверять и нарабатывать учебные разработки (программы), проверять эффективность обучающих программ. В рамках бизнес - клуба возможно внедрение различных проектов в области обучения по специальностям, появится возможность реализации технических и других перспективных разработок учебного заведения.
Педагогический проект создания студенческого клуба «Азбука бизнеса» ориентирован на подготовку специалистов для сферы малого и среднего бизнеса, повышение их квалификации, а так же создание субъектов молодежного предпринимательства и их участие в конкурсах и грантах государственных организаций и фондов, общественных организаций и частных предприятий, посредством создания условий для развития, навыков сотрудничества, профессиональных компетенций студентов Жадовского сельскохозяйственного техникума.
Подготовка студентов к условиям рынка предполагает приобщение их к основам предпринимательской деятельности. Социальными факторами, определяющими актуальность данной задачи, являются престиж предпринимательства, перспективы его развития в России, а также интерес молодежи к новым формам хозяйствования. Подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека.
Планируемые образовательные результаты:
- создание системы самоуправления в формировании, подготовке и самореализации студенческих лидеров;
- укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентами разных курсов, групп, а также в самих группах между студентами и преподавателями;
- формирование у студентов компетенций, способствующих разработке и запуску предпринимательских проектов на основе собственной коммерческой идеи, мобилизации ресурсов для их реализации, а также развитие навыков эффективного командообразования и лидерских качеств;
- создание коммуникационной площадки обмена опытом между студентами, преподавателями, экспертами, тренерами и действующими предпринимателями.
Раздел I. Аналитический
На период до 2030 года в Ульяновской области определены следующие стратегические приоритеты:
- развитие человеческого потенциала Ульяновской области;
- формирование институциональной и инфраструктурной среды инновационного развития в Ульяновской области;
- обеспечение структурной диверсификации и инновационного развития экономики Ульяновской области;
- сбалансированное пространственное развитие Ульяновской области.
В отношении каждого из стратегических приоритетов Ульяновской области разработаны цели, достижение которых будет свидетельствовать об эффективной реализации Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года.
развитие управленческой системы по каждому стратегическому приоритету Ульяновской области определён круг сфер деятельности. По каждой сфере деятельности установлен комплекс целей и задач, подлежащих достижению и решению соответственно.
Текущая ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в Ульяновской области характеризуется высоким уровнем динамики развития малых и средних организаций. Темп роста выручки, генерируемой указанными организациями в Ульяновской области, один из самых высоких в Российской Федерации, хотя Ульяновская область по уровню развития МСП находится на уровне, примерно соответствующем уровню развития субъектов МСП в ПФО, и ниже среднероссийских значений данного показателя. В Ульяновской области создана и функционирует инфраструктура поддержки развития МСП. В дальнейшем условия развития собственного бизнеса в Ульяновской области должны являться механизмом вовлечения талантливой молодёжи в экономику Ульяновской области, а также вовлечения субъектов МСП в обеспечение функционирования кластеров на территории Ульяновской области.
В качестве цели в сфере развития МСП на период до 2030 года определена необходимость создания условий для опережающего роста МСП в Ульяновской области. В таблице 1 приведено целевое значение показателя, характеризующего планируемую динамику по достижению цели.
Таблица 1
Целевое значение показателя, характеризующего достижение цели Ульяновской области в сфере развития МСП на период до 2030 года
Наименование показателя | 2012 (базовый) год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2025 год | 2030 год | |
Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, тыс. руб. в расчёте на 1 жителя Ульяновской области в текущих ценах | 198,5 | 250,8 | 278,5 | 306,1 | 337,2 | 368,3 | 399,4 | Не менее 450 | Не менее 500 | |
| | | | | | | ||||
| | | | | | | ||||
| | | | | | | ||||
| | | | | | | ||||
| | | | | | | ||||
| | | | | | | ||||
| | | | | | |
Задачи Ульяновской области в сфере развития МСП на период до 2030 года
1. Устойчивое функционирование системы поддержки МСП в Ульяновской области как для вновь созданных, так и для осуществляющих деятельность субъектов МСП.
Стимулирование создания в Ульяновской области инновационно активных предприятий МСП
Стимулирование спроса на инновации среди субъектов МСП.
Создание зон особой предпринимательской активности в муниципальных образованиях Ульяновской области.
Повышение осведомлённости граждан и предпринимателей о существующей системе государственной и муниципальной поддержки МСП.
Для достижения определённой цели в сфере развития МСП на период до 2030 года и решения представленных задач в первоочередном порядке реализуются следующие мероприятия:
- создание (дооснащение) и содействие в функционировании центров молодёжного инновационного творчества и центров прототипирования, созданных субъектами МСП;
- возмещение затрат субъектам МСП по оплате услуг за технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;
- стимулирование повышения спроса на инновации среди субъектов МСП, в том числе путём внедрения инструмента инновационных ваучеров;
- разработка стандарта проектов инновационно активных субъектов МСП, действующих на территориях зон особой предпринимательской активности;
- ежеквартальное проведение тематических мероприятий (встреч представителей власти с гражданами и представителями субъектов МСП), направленных на повышение информированности субъектов МСП о действующих на территории Ульяновской области мерах поддержки МСП;
- ежегодное проведение ярмарок с участием предпринимателей Ульяновской области.
Субъекты управления сферой развития МСП в Ульяновской области
- Министерство экономического развития Ульяновской области;
- Фонд «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области»;
- Организации производственной сферы и сферы услуг иной формы собственности.
Раздел II. Практический1-й блок: мероприятия по развитию предпринимательской активности профессиональной образовательной организации
Создание и организация работы клуба «Азбука бизнеса»;
Проведение открытых циклов лекций по проблемам предпринимательства;
Проведение круглого стола «Жить и работать в деревне».
2-й блок: мероприятия по созданию условий для формирования предпринимательских компетенций у обучающихся.
1. Подготовка программ учебных курсов по организации предпринимательской деятельности;
2. Организация и проведение квеста «Открой свой стартап»;
3. Образовательный проект для студентов "Свое дело".
Наименование мероприятия: Создание и организация работы клуба «Азбука бизнеса».
Сроки реализации мероприятия: 2020-2023г. . Необходимые для реализации мероприятия образовательные ресурсы:
1. Проект создания студенческого клуба «Азбука бизнеса»;
2. Учредительные документы клуба «Азбука бизнеса»;
3. Тесты на выявление предпринимательских способностей.
Необходимые для реализации мероприятия кадровые ресурсы:
1. Зам.директора по учебной работе;
2. Зам.директора по воспитательной работе;
3. Преподаватель экономических дисциплин.
Необходимые для реализации мероприятия финансовые ресурсы:
8 т.р.
Необходимая для реализации мероприятия инфраструктура профессиональной образовательной организации:
1. Актовый зал;
2. Кабинет социально-экономических дисциплин;
Необходимые для реализации мероприятия ресурсы партнеров профессиональной образовательной организации:
1. Производственные площадки сельскохозяйственных предприятий;
Результативность мероприятия:
- создание системы самоуправления в формировании, подготовке и самореализации студенческих лидеров;
- укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентами разных курсов, групп, а также в самих группах между студентами и преподавателями;
- формирование у студентов компетенций, способствующих разработке и запуску предпринимательских проектов на основе собственной коммерческой идеи, мобилизации ресурсов для их реализации, а также развитие навыков эффективного командообразования и лидерских качеств;
- создание коммуникационной площадки обмена опытом между студентами, преподавателями, экспертами, тренерами и действующими предпринимателями.
Показатели результативности мероприятия
Показатель | Базовое значение | Период, год | |||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||
Доля студентов, вовлечённых в работу Студенческого клуба, (%). | 2 | 5 | 15 | 25 | 40 |
Доля студентов из числа членов клуба с высоким уровнем инициативности, творческих способностей (%) | 10 | 35 | 40 | 60 | 85 |
Доля студентов техникума вовлечённых (охваченных) в мероприятия проводимые Студенческим клубом в рамках реализации проектов, (%) | 5 | 50 | 60 | 70 | 90 |
Количество соглашений, подписанных с региональными работодателями о взаимодействии, (шт.) | 1 | 5 | 6 | 7 | 7 |
Доля студентов-выпускников техникума, планирующих оставаться и продолжать свою профессиональную деятельность на предприятиях социальных партнёров либо организовать свое дело (%) | 2 | 10 | 30 | 60 | 80 |
Наименование мероприятия: Проведение открытых циклов лекций по проблемам предпринимательства;
Сроки реализации мероприятия: 2020-2023г. . Необходимые для реализации мероприятия образовательные ресурсы: 1. Курс лекций «Основы предпринимательской деятельности»;
2. Рабочая программа «Основы предпринимательской деятельности»;
Необходимые для реализации мероприятия кадровые ресурсы:
1. Зам.директора по учебной работе;
2. Зам.директора по воспитательной работе;
3. Преподаватели социально-экономических дисциплин.
Необходимые для реализации мероприятия финансовые ресурсы:
3 т.р.
Необходимая для реализации мероприятия инфраструктура профессиональной образовательной организации:
1. Актовый зал;
2. Кабинет социально-экономических дисциплин;
Необходимые для реализации мероприятия ресурсы партнеров профессиональной образовательной организации:
1. Производственные площадки сельскохозяйственных предприятий;
Результативность мероприятия:
- создание системы самоуправления в формировании, подготовке и самореализации студенческих лидеров;
- укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентами разных курсов, групп, а также в самих группах между студентами и преподавателями;
- формирование у студентов компетенций, способствующих разработке и запуску предпринимательских проектов на основе собственной коммерческой идеи, мобилизации ресурсов для их реализации, а также развитие навыков эффективного командообразования и лидерских качеств;
- создание коммуникационной площадки обмена опытом между студентами, преподавателями, экспертами, тренерами и действующими предпринимателями.
Показатели результативности мероприятия
Показатель | Базовое значение | Период, год | |||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||
Доля студентов с высоким уровнем инициативности, творческих способностей (%) | 10 | 35 | 40 | 60 | 85 |
Доля студентов техникума- слушателей курса лекций, (%) | 5 | 50 | 60 | 70 | 90 |
Количество соглашений, подписанных с региональными работодателями о взаимодействии, (шт.) | 1 | 5 | 6 | 7 | 7 |
Доля студентов-выпускников техникума, планирующих оставаться и продолжать свою профессиональную деятельность на предприятиях социальных партнёров либо организовать свое дело (%) | 2 | 10 | 30 | 60 | 80 |
Наименование мероприятия: Проведение круглого стола «Жить и работать в деревне».
Сроки реализации мероприятия: май 2021 г. . Необходимые для реализации мероприятия образовательные ресурсы: 1. Методическая разработка круглого стола;
2. Раздаточный материал;
Необходимые для реализации мероприятия кадровые ресурсы: 1. Зам.директора по учебной работе;
2. Зам.директора по воспитательной работе;
3. Преподаватели социально-экономических дисциплин;
4. Руководители сельскохозяйственных предприятий района.
Необходимые для реализации мероприятия финансовые ресурсы:
5 т.р.
Необходимая для реализации мероприятия инфраструктура профессиональной образовательной организации:
1. Актовый зал;
Необходимые для реализации мероприятия ресурсы партнеров профессиональной образовательной организации:
1.Финансовая поддержка;
Результативность мероприятия:
- укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентами разных курсов, групп, а также в самих группах между студентами и преподавателями;
- формирование у студентов компетенций, способствующих разработке и запуску предпринимательских проектов на основе собственной коммерческой идеи, мобилизации ресурсов для их реализации, а также развитие навыков эффективного командообразования и лидерских качеств;
- создание коммуникационной площадки обмена опытом между студентами, преподавателями, экспертами, тренерами и действующими предпринимателями.
Показатели результативности мероприятия
Показатель | Базовое значение | Период, год | |||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||
Доля студентов, вовлечённых в работу по организации круглого стола, (%). | 2 | 5 | 15 | 25 | 40 |
Количество соглашений, подписанных с региональными работодателями о взаимодействии, (шт.) | 1 | 5 | 6 | 7 | 7 |
Доля студентов-выпускников техникума, планирующих оставаться и продолжать свою профессиональную деятельность на предприятиях социальных партнёров либо организовать свое дело (%) | 2 | 10 | 30 | 60 | 80 |
Наименование мероприятия: Подготовка программ учебных курсов по организации предпринимательской деятельности;
Сроки реализации мероприятия: 2020 г. . Необходимые для реализации мероприятия образовательные ресурсы
1.Правовая платформа КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
2.Национальный стандарт РФ «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов.» ГОСТ Р 54870-2011
3.Национальный стандарт РФ «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом.» ГОСТ Р 54869-20
Необходимые для реализации мероприятия кадровые ресурсы:
1. Зам.директора по учебной работе;
2. Зам.директора по воспитательной работе;
3. Преподаватели социально-экономических дисциплин.
Необходимые для реализации мероприятия финансовые ресурсы:
Оплата согласно тарификации
Необходимая для реализации мероприятия инфраструктура профессиональной образовательной организации:
1. Кабинет социально-экономических дисциплин;
Необходимые для реализации мероприятия ресурсы партнеров профессиональной образовательной организации:
1. Производственные площадки сельскохозяйственных предприятий;
Результативность мероприятия:
- создание системы самоуправления в формировании, подготовке и самореализации студенческих лидеров;
- укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентами разных курсов, групп, а также в самих группах между студентами и преподавателями;
- формирование у студентов компетенций, способствующих разработке и запуску предпринимательских проектов на основе собственной коммерческой идеи, мобилизации ресурсов для их реализации, а также развитие навыков эффективного командообразования и лидерских качеств;
- создание коммуникационной площадки обмена опытом между студентами, преподавателями, экспертами, тренерами и действующими предпринимателями.
Показатели результативности мероприятия
Показатель | Базовое значение | Период, год | |||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||
Доля студентов с высоким уровнем инициативности, творческих способностей (%) | 10 | 35 | 40 | 60 | 85 |
Доля студентов техникума-изучающих основы предпринимательской деятельности, (%) | 5 | 10 | 15 | 20 | 30 |
Количество соглашений, подписанных с региональными работодателями о взаимодействии, (шт.) | 1 | 5 | 6 | 7 | 7 |
Доля студентов-выпускников техникума, планирующих оставаться и продолжать свою профессиональную деятельность на предприятиях социальных партнёров либо организовать свое дело (%) | 2 | 10 | 30 | 60 | 80 |
Наименование мероприятия: Организация и проведение квеста «Открой свой стартап»;
Сроки реализации мероприятия: 2020 г. . Необходимые для реализации мероприятия образовательные ресурсы
1.Правовая платформа КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
2.Национальный стандарт РФ «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов.» ГОСТ Р 54870-2011
3.Национальный стандарт РФ «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом.» ГОСТ Р 54869-20
Необходимые для реализации мероприятия кадровые ресурсы:
1. Зам.директора по учебной работе;
2. Зам.директора по воспитательной работе;
3. Преподаватели социально-экономических дисциплин.
Необходимые для реализации мероприятия финансовые ресурсы:
186 тысяч рублей (сто восемьдесят тысяч рублей)
Необходимая для реализации мероприятия инфраструктура профессиональной образовательной организации:
Учебные кабинеты и лаборатории;
Актовый зал.
Необходимые для реализации мероприятия ресурсы партнеров профессиональной образовательной организации:
1. Финансовая поддрежка;
Результативность мероприятия:
Результаты проекта.
1) Студенты познакомлены с основами предпринимательской деятельности;
2) Получены инструменты для генерации собственной бизнес-идеи;
3) Студенты приобщены к идее предпринимательства, как жизненной позиции;
4) Студенты прошли бизнес-квест, анкетирование и определили свои способности в данном направлении;
5) Налажен процесс наставничества из числа предпринимателей района.
6. Показатели проекта -
Показатель | Базовое значение | Период, год | |
2020 | 2021 | ||
Количество студентов прошедших бизнес-квест и получивших первоначальные навыки по созданию малого бизнеса, чел. | 0 | 50 | 150 |
Доля студентов задействованных в организации бизнес-квеста, % | 0 | 10 | 25 |
Доля участников квеста заинтересовавшихся предпринимательской деятельностью, % | 10 | 30 | 50 |
Количество предпринимателей, согласившиеся сотрудничать в сфере наставничества | 5 | 10 | 15 |
Наименование мероприятия: Образовательный проект для студентов "Свое дело".
Сроки реализации мероприятия: 2024 - 2025г. . Необходимые для реализации мероприятия образовательные ресурсы
1.Правовая платформа КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
2.Национальный стандарт РФ «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов.» ГОСТ Р 54870-2011
3.Национальный стандарт РФ «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом.» ГОСТ Р 54869-20
Необходимые для реализации мероприятия кадровые ресурсы:
1. Зам.директора по учебной работе;
2. Зам.директора по воспитательной работе;
3. Преподаватели социально-экономических дисциплин.
Необходимые для реализации мероприятия финансовые ресурсы:
108 тысяч рублей (сто восемь тысяч рублей)
Необходимая для реализации мероприятия инфраструктура профессиональной образовательной организации:
Учебные кабинеты и лаборатории;
Актовый зал.
Необходимые для реализации мероприятия ресурсы партнеров профессиональной образовательной организации:
1. Финансовая поддрежка;
Результативность мероприятия:
1) Проведена информационная кампания;
2) Организован обучающий курс «Бизнес-пилот»;
3) Распространен опыт по формированию навыков ведения бизнеса и проектной деятельности у студенческой молодежи;
Показатели проекта -
Показатель | Базовое значение | Период, год | |
2024 | 2025 | ||
Количество проведенных массовых мероприятий по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, шт | 5 | 20 | 30 |
Доля студентов принимающих участие в образовательной программе по основам предпринимательства «Бизнес-пилот», % | 0 | 10 | 80 |
Количество проектов участвующих в конкурсе бизнес-проектов; | 10 | 30 | 50 |
Количество участников регионального студенческого бизнес-форума «Свое дело», чел. | 0 | 60 | 130 |
Предпринимательские качества являются полезными для всех студентов, независимо от того, собираются ли эти студенты в дальнейшем создавать свой бизнес или работать по найму.
Задача формирования и развития предпринимательского потенциала студентов не противоречит другим задачам профессионального образования и вполне вписывается в практику обучения. Среди основных аргументов в поддержку этой точки зрения можно выделить следующие:
- -навыки предпринимательства имеют широкое применение и не ограничиваются сферой малого бизнеса;
- развитие ряда качеств и навыков, необходимых предпринимателю, делает учебный процесс более интересным и полезным для всех студентов;
- студентам необходимо давать возможность развиваться с разных сторон, в том числе развивать их предпринимательские способности, поскольку далеко не все из них имеют четкое представление о том, чем они будут заниматься в будущем.
В качестве наиболее распространенных проблем в организации учебного процесса и содержании учебных программ, не способствующих раскрытию предпринимательского потенциала студентов, можно выделить недостаточное использование активных методов обучения, недостаточно тесная связь учебного процесса с практикой. В своем текущем виде учебные программы в недостаточной степени способствуют развитию качеств, необходимых предпринимателю, несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в последние годы. Для развития предпринимательского потенциала студентов необходимо внести ряд изменений в содержание и организацию учебного процесса.
- Создание Бизнес –Клуба, состоящего из студентов и преподавателей, желающих развивать свои предпринимательские качества.
- Использование активных методов преподавания (кейс-метод, групповые проекты, творческие задания);
- Формирование отношения к предпринимательству на реальных примерах (встречи и мастер-классы с успешными предпринимателями, вовлечение студентов в сферу предоставления консультационных услуг предпринимателям);
- Расширение перечня внеучебных мероприятий;
- Привлечение студентов - к участию в конкурсах и проектах, направленных на развитие гражданской инициативы и ответственности, повышения творческой активности молодежи.
Реализация предложений по совершенствованию обучению основам предпринимательства связана с рядом ограничений и рисков, таких как отсутствие у многих преподавателей опыта разработки и представления кейсов, отсутствие у студентов «привычки» к самостоятельной работе перед занятием и др. Преодоление этих ограничений и рисков может быть связано, в первую очередь, с повышением квалификации преподавателей в части использования кейс-метода, проведениемвоспитательной работы со студентами в целях формирования более ответственного отношения к учебе, а также с реализацией мер административного характера, направленных на материальное стимулирование преподавателей, применяющих передовые методы преподавания и разрабатывающих новые курсы практической направленности.
Система формирования предпринимательской культуры у студентов техникума предусматривает применение комплекса педагогических условий:
- создание мотивационно-стимулирующей среды путем организации студенческого Бизнес - Клуба «Азбука бизнеса»;
- коммуникативно-диалоговое взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса на площадке Клуба на основе партнерства.
Список используемой литературы
Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул.
– М.: АНО «ИПЭВ», 2009. – 336 с.
Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. / В.С. Белых. − М.: Проспект, 2010. – 432 с.
Бланк С. Стартап: Настольная книга основателя / С. Бланк, Б. Дорф; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 616 с.
Коваленко А.И. Образовательное антрепренерство: монография. / А.И. Коваленко. – М.: Market DS, 2004. – 162 с.
Морошкин, В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 288 с.
Остервальдер А. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. / А. Остервальдер, И. Пинье – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 288 с.
Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество. [Алексеева Е.В., Баранова И.П., Васильев А.И. и др.]; под общей редакцией Ю.Б. Рубина. – М.: Университет «Синергия», 2015. – 414 с.
Рубин Ю.Б. Конкуренция в предпринимательстве. / Ю.Б. Рубин — М.: Университет «Синергия», 2018. – 912 с.
Рубин Ю.Б. Управление собственным бизнесом. / Ю.Б. Рубин — М.: Университет «Синергия», 2016. – 976 с.
Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. / под. ред. Н.Д. Стрекаловой. – СПб.: Питер, 2017. – 351 с.
№ п/п | Блок мероприятий | Мероприятия блока | Сроки реализации | Вид документа, закрепляющего результат | Индикатор эффективности реализации мероприятия (чел., ед., %) | Должностное лицо, ответственное за реализацию мероприятия |
1.1. | Блок мероприятий 1
| 1. Создание и организация работы клуба «Азбука бизнеса»; | 2020-2023г. | Ежегодный отчет о работе клуба | Количество студентов вовлеченных в работу клуба, | Руководитель клуба |
1.2. | 2 . Проведение открытых циклов лекций по проблемам предпринимательства; | 2020-2023г. | Информационная справка | Доля студентов-слушателей курса лекций 90 % | Преподаватель социально-экономических дисциплин | |
1.3. | 3. Проведение круглого стола «Жить и работать в деревне». | 2020 г. | Анализ | Доля студентов вовлеченных в работу круглого стола, 40% | Зам.директора по воспитательной работе | |
1.1. | Блок мероприятий 2 | 1. Подготовка программ учебных курсов по организации предпринимательской деятельности; | 2020г. | Рецензия | Доля студентов изучающих основы предпринимательской деятельности, 30% | Зам.директора по учебной работе |
1.2. | 2. Организация и проведение квеста «Открой свой стартап»; | 2021 г. | Отчет | Количество студентов прошедших бизнес-квест, 150 чел | Зам.директора по воспитательной работе | |
1.3. | 3. Образовательный проект для студентов "Свое дело". | 2024-2025 г. | Отчет | Доля студентов принимающих участие в образовательной программе по основам предпринимательства «Бизнес-пилот», 80% | Преподаватель социально-экономических дисциплин |
1