Статья «Реализация профессиональных компетенций студентов в образовательном процессе через формирование творческого отношения к своей профессиональной деятельности»

13
0
Материал опубликован 14 October 2016 в группе

«Реализация профессиональных компетенций студентов в образовательном процессе через формирование творческого отношения к своей профессиональной деятельности»

Гильманова О.П., преподаватель экономических дисциплин

Целью образовательного процесса на сегодняшний день является формирование профессиональных компетенций у студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, за счет проявления и расширения, как индивидуальных, так и интеллектуальных качеств. В то же время компетентностный подход ориентирует студента - будущего специалиста на формирование ключевых компетенций, которые будут необходимы ему на современном рынке труда. Это означает, что образовательная система должна быть направлена на формирование и специальных способностей у студентов, а именно: организаторских навыков, коммуникабельности, предприимчивости, информационности, умению выходить из сложных, порой критических ситуаций.

Проблема формирования профессиональной компетентности будущих выпускников колледжа является актуальной проблемой для среднего профессионального образования. Стремительное изменение условий жизни требует от системы профессионального образования формирования нового подхода, где приоритетом является личность студента. Человек, заинтересованный, увлеченный своей профессией, как правило, творческий человек, специалист высокого класса, который постоянно саморазвивается и самосовершенствуется.

Через профессиональную деятельность человек реализует и утверждает себя как личность: в своем отношении к другим людям, на которых он в своей профессиональной деятельности воздействует и с которыми он через нее вступает в контакт.

Примером таких исследований явились труды самого С.Л. Рубенштейна, где особое внимание уделяется творческим формам человеческой деятельности, которая связана с формированием творческой личности.

Совсем другой подход к этой проблеме обозначил Б.М. Теплов. Исследуя умственную деятельность, Б.М.Теплов отмечал, что анализ особенностей творческого мышления позволил определить его содержание через такие качества ума, как системность, самостоятельность, гибкость, критичность, логичность, прогностичность, реактивность. Современное общество держится на интересах каждого отдельного человека, ибо без творческого отношения к профессиональной деятельности, развитой потребности в самовыражении ничего прочного и стоящего создать нельзя.

Студенты, как известно, обладают, разными индивидуальными психологическими особенностями, которые обуславливают эффективность учебной деятельности, их взаимодействие с однокурсниками и преподавателями. Особое значение в свете этого приобретает проблема сформированности у них творческого отношения в профессиональной деятельности воспитательно-образовательного процесса.

Образование определяет уровень культуры студента и служит интеллектуальной основой для качественного усвоения профессиональных и специальных знаний.

Профессиональное самоопределение, а в конечном итоге и профессиональная компетентность студентов колледжа имеет динамичный и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека, а подготовка к нему формируется на всех уровнях обучения, развития и воспитания во всех образовательных учреждениях.

Профессиональная компетентность студента – это личностная характеристика, включающая в себя профессиональные знания, умения, ценностное отношение, которое выражается в способности решать профессионально-ориентированные задачи различного уровня сложности. Профессиональная компетентность является одним из факторов, влияющих на процессы познания, самопознания, общения и самовыражения и способствует всестороннему развитию личности студента – будущего специалиста.

Говоря о профессиональной компетентности необходимо отметить, что формирование профессиональной компетентности является одной из важнейших задач современного образования в учреждениях среднего профессионального образования.

Высший уровень развития студента – это творческое отношение студента к обучению. Это стремление студента проникнуть в сущность изучаемых вещей, явлений, стремление к применению новых приемов, преодоление затруднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебных заданий. Оно характеризует более высокую степень развития личности. Творческое отношение – это сложное отношение человека к действительности, комплекс его свойств, где в единстве выступают интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы.

Система обучения и воспитания в том виде, в котором она существует, должна быть, по идее, не только преподавать знания того или иного предмета, но, прежде всего, учить студента способам эффективного использования знаний в будущей профессиональной деятельности, то есть формировать у студентов творческое отношение к своей профессиональной деятельности. Это предполагает использование всех резервных возможностей личности студента, а также создание благоприятных социально-экономических и психолого-педагогических условий для полноценной учебной деятельности студента, и наконец, для обретения будущим специалистом твердой уверенности в том, что его знания, его научный, творческий потенциал будут востребованы обществом. Творческое отношение есть деятельное состояние студента, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением, проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Возникает вопрос: как добиться того, чтобы у студента выработалось творческое отношение к профессиональной деятельности? Этого нельзя добиться в результате простого требования. Чтобы выработать у студента творческое отношение, необходимо создать ряд условий. Прежде всего, это любовь и интерес к своему делу, к своей профессии; если это важнейшее качество отсутствует, то напрасно мы будем ожидать от него проявления творческого отношения, новаторства. Но этого недостаточно. Для того чтобы творческое отношение стало возможным, необходимо постоянное повышение образовательного и профессионального уровня. Только при этих условиях возможна и подлинная любовь к своей профессиональной деятельности, и подлинный, сознательный интерес. Творческое отношение к своей профессиональной деятельности возможно только при условии, если студент в совершенствовании овладеет навыками. Отсюда следует, что когда студент находится в учебном процессе, то он уже создает одно из условий для творческого отношения к профессиональной деятельности.

Современное состояние воспитательно-образовательного процесса в колледже строится по единым учебным программам, используется традиционный подход в организации учебных занятий, далекий от творческой развивающейся направленности, где нет места для творческого проявления студентов. Все это позволяет отметить необходимость обращения специального внимания на личность студента как одну из важнейших целей среднего профессионального образования. Базовая подготовка, сформированность качеств личности и активная учеба в колледже - это важное условие формирования творческого отношения студента к своей будущей профессиональной деятельности. Развитие познавательной активности студентов в учебном процессе, поиск форм и методов обучения и воспитания, переход от массового обучения и воспитания, к персонифицированному развитию творческой личности с опорой на самостоятельную работу, на самовоспитание составляют основные направления в системе среднего профессионального образования с учетом сложившейся социально-экономической ситуации.

Работа преподавателей колледжа должна быть направлена на решение задачи формирования высокопрофессиональной и творческой личности студента.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации