Дипломный проект по программе профессиональной переподготовки «Проектное управление образовательной организацией»
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«Волгоградская государственная академия последипломного образования»
Кафедра управления образовательными системами
Управленческое обеспечение преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов
МБОУ Ширяевская СОШ
Иловлинского муниципального района
Волгоградской области.
Дипломный проект
по программе профессиональной переподготовки
«Проектное управление образовательной организацией»
Выполнил (а):
Директор МБОУ Ширяевская СОШ
Дядченко Татьяна Александровна
Проверил (а):
____________________
____________________
Волгоград - 2016
Паспорт проекта
Тема проекта |
Управленческое обеспечение преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов. |
Решаемая управленческая проблема |
Снизить профессиональное выгорание учителей и предотвратить его формирование. |
Объемы и источники финансирования |
Проект не финансируется. |
Участники проектной деятельности |
Администрация и учителя. |
Новизна, масштабность и системность |
Конкретизировано научное представление о содержании понятия «профессиональное выгорание педагога»; Определены факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания; Выявлена зависимость развития синдрома профессионального выгорания у учителей, неуверенных в себе, с повышенным уровнем тревожности, неудовлетворенных отношением к работе, не умеющих строить отношения с руководителем; Разработаны мероприятия «Синдром эмоционального выгорания педагога: профилактика и преодоление». Локальный, системный |
Актуальность проекта.
Источники проблемы проекта |
В П.7 Статьи 28 « Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации предусматривается ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье обучающихся и работников, а так как психологическое здоровье учителей - одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение цели образования. Появление синдрома профессионального выгорания наблюдается у 25% учителей МБОУ Ширяевская СОШ, которые ощущают себя измотанными, эмоционально «потухшими» к концу учебного года. Педагогическая деятельность всегда сопровождается эмоциональным напряжением, следствием, которого могут стать ослабление устойчивости психических функций, частичная потеря работоспособности и даже соматические и нервно-психические болезни, что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности учителя. Поэтому проведение профилактических мероприятий, направленных на недопущение профессионального выгорания педагогов, является важной задачей руководителя учебного заведения. Это и обусловило актуальность данного проекта. |
Цель и задачи проекта |
Цель: Разработка профилактических мероприятий, предупреждающих преодоление педагогом синдрома профессионального выгорания. Задачи: 1.Показать актуальность проблемы профессионального выгорания; 2.Изучить теоретические и практические подходы в области стрессоустойчивости; 3. Выявить признаки профессионального выгорания учителей; 4.Совершенствовать ресурсы личности; |
Проектируемые результаты достижения цели и решения задач |
Реализация проекта позволит администрации школы не просто снизить профессиональное выгорание учителей, но и предотвратить его формирование. |
Уровень предполагаемых изменений в практике |
Локальные. |
Описание этапов реализации проекта.
Этапы проекта |
Описание проектируемых результатов |
Описание плана действий по решению проблемы |
Управление реализацией проекта |
Мониторинг проектной деятельности и оценивание результатов |
Риски и ограничения проекта |
|
1.Подгото вительный (март) |
Изучен теоретический материал по данной проблеме. |
|
Директор |
Побудить учителей к осознанию важности данной проблемы. |
Отказ учителей в реализации проекта. |
|
2.Диагнос тический (март) |
Подготовлен диагностический материала |
Ознакомить педагогов с понятием «синдром профессионального выгорания»; провести диагностику среди учителей; |
Директор |
Участие педагогических работников в диагностике. |
Получение недостоверн. результатов |
|
3.Аналити ческий (апрель) |
Разработаны профилактические мероприятия по предупреждению профессионального выгорания педагогов |
|
Работа инициатив ной группы |
Проведение анализа и обобщение полученных результатов; |
Профилактические мероприятия могут быть неэффектив ными |
|
4.Деятельностный(апрель) |
Обсуждение результатов на педагогическом совете. |
|
Администрация ОУ |
Участие педагогов в профилактических мероприятиях. |
Эффективн. профилактических мероприятий. |
Характеристика содержания проекта.
Профессиональное выгорание- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек». Эту метафору можно положить в основу изучения синдрома профессионального выгорания. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения.
Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде какого-либо увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Напротив, при сильных рабочих стрессах, перегрузке в семье, нехватке либо саморазрушающей трате свободного времени внутренние ресурсы истощаются.
Самореализация и актуализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала учителя самый эффективный способ профилактики профессионального выгорания. Американский психолог – гуманист А. Маслоу отмечал, что личности, которая самоактуализуется, присущи такие качества:
-адекватное, объективное восприятие реальности;
-принятие себя и других;
-концентрация не только на себе, но и вне себя;
-креативность, способность к творческой деятельности;
-единство с другими, чувство принадлежности, соучастия;
-способность создавать устойчивые эмоциональные отношения с другими;
-способность к позитивной ценностной ориентации;
-чувство юмора, доброта;
-способность к оригинальности.
В МБОУ Ширяевская СОШ работает 16 учителей. Средний возраст 45 лет. Высшую категорию имеют 8 учителей, первую-6, соответствие занимаемой должности- 2 учителя.
Для достижения цели и задач проекта мною было проведено небольшое исследование.
Для этого использовались следующие методы: анкетирование, тестирование с использованием стандартных психодиагностических методик, позволяющих определить наличие синдрома «профессионального выгорания» и выявить личностные особенности респондентов. Участниками исследования стали педагоги в возрасте:
20-30 лет – 6%
30-40 лет – 13%
40- 50 лет – 13%.
50 и старше- 68%
Имеющие стаж педагогической работы:
· До 3-х лет – 6%
· 3-10 лет – 6 %
· 10-20 лет – 6 %
· 20 лет и выше – 82%
Образование педагогов:
· Высшее – 81%
· Незаконченное высшее – 13%
· Среднее профессиональное – 6%
Насыщенность работы стрессовыми факторами была отмечена у третьей части педагогического коллектива, большая часть педагогов не обращает внимание на собственное здоровье, имеет хронические заболевания.
Для незначительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, напряжённость, слабый уровень активности в социальных контактах, неумение снимать эмоциональное перенапряжение. Среди участвовавших в исследовании педагогов имеют высокий уровень личностной тревожности-50%, Ощущают перегрузки в работе часто – 50%, всегда – 5%. И эти 5% педагоги предпенсионного возраста.
Методика В.В.Бойко (приложение 1)помогла сделать вывод, что проблема «профессионального выгорания» в педагогической деятельности актуальна.
Общее количество педагогов, принявших участие в диагностике – 16 учителей;
симптом не сформирован у 11учителей
симптом на стадии формирования у 3 учителей
симптом сформирован – у 2 учителей
Во время диагностического этапа реализации проекта было выяснено:
Уровень психологической уравновешенности: (приложение 2)
Общее количество педагогов, принявших участие в диагностике – 16 человек
Терпеливые, спокойные люди – 5 чел
Раздражают только очень неприятные вещи – 6 чел
Спокойный уравновешенный человек- 5 чел
Симптомы профессионального выгорания (методика К. Маслача и С. Джексона) (приложение 3):
Общее количество педагогов, принявших участие в диагностике – 16 человек
1. Недовольство собой – 6чел
2. Загнанность в клетку – 0
3. Уменьшение профессиональных обязанностей- 8 чел
4. Уменьшение личных достижений – 6 чел
5. Отсутствие социальной поддержки – 4 чел
6. Эмоциональная опустошенность – 5 чел
7. Личностная отстраненность – 3 чел
В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться, по-моему мнению, развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет – и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней»
Предлагаемые мною профилактические мероприятия по предупреждению профессионального выгорания педагогов (приложение 4) включают в себя практический цикл и технологический. Направлениями реализации мероприятий являются: осуществление диагностики (выявление степени выраженности у педагога синдрома профессионального выгорания); реализация мероприятий; осуществление анализа (анализ и оценка эффективности мероприятий по профилактике возникновения синдрома профессионального выгорания). Я считаю, что внедрение разработанных мероприятий по профилактике возникновения синдрома профессионального выгорания, даст возможность снизить тревожность и напряжение в межличностных отношениях, развить умение педагога психической саморегуляции, сформировать эмоциональную устойчивость, что будет способствовать позитивному изменению индивидуально-психологических характеристик. Эти особенности необходимы педагогам для преодоления этого синдрома, адаптации к качественно изменяющимся социальным ситуациям современного общества.
Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.
В результате исследования было подтверждено, что преодоление педагогом синдрома профессионального выгорания, становится возможным, если:
-осуществлена своевременная диагностика изменения уровня выраженности профессионального выгорания;
- определены стратегии преодоления синдрома профессионального выгорания;
- разработаны профилактические мероприятия по предупреждению профессионального выгорания педагогов.
Показатели авторства разработчика проекта
и инновационного потенциала коллектива образовательной организации:
Представленный мною проект посвящен проблеме профессионального выгорания педагогов. В работе исследован синдром профессионального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Я постаралась обосновать причины формирования синдрома, рассмотрела динамику его развития в зависимости от стажа практической деятельности. Вся теоретическая часть материала является заимствованной. Личный вклад- это обобщение результатов диагностики и разработка профилактических мероприятий. Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа: 1. Изучена литература по данной проблеме;
2. Проведено психологическое исследование;
3. Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома;
4. Выявлены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов в процессе профессионализации.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома профессионального выгорания оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы и эти факторы взаимно усиливают друг друга.
Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как профессиональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и по этой причине становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.
Список литературы:
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.
Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе. Е.А.Шкуринская , издательство «Учитель» Волгоград, 2008 г.
Приложение 1
Тест на профессиональное выгорание. Экспресс оценка В. Бойко.
Цель: Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома.
(На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.)
1.Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен Да/Нет
2.Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделала бы это без промедления Да/Нет
3.Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры Да/Нет
4.То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики. Да/Нет
5.На протяжении последних трёх месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. Да/Нет
6. Коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно Да/Нет
7.С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной Да/Нет
8.О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое Да/Нет
9.Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям Да/Нет
10.За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое Да/Нет
Оценка результатов: 0-1 балл - Синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов - Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов - Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов - Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, чтобы он не погас, нужна помощь специалиста.
Приложение 2
Определение своей психологической уравновешенности
Ответьте на вопросы одним из трех способов:
«да, безусловно» (3 балла), «да, но не очень» (1 балл), «нет, ни в коем образом» (0 баллов) и суммируйте баллы.
Раздражает ли вас:
1. Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
2. Не слишком молодая женщина, одетая, как юная девушка?
3. Чрезмерная близость собеседника во время беседы?
4. Женщина, которая курит на улице или в общественном месте?
5. Человек, что кашляет в вашу сторону?
6. Что кто-то грызет ногти на ваших глазах?
7. Что кто-то смеется невпопад?
8. Что кто-то пытается учить вас, что и как делать?
9. Что любимая девушка (парень) всегда опаздывает?
10. Что в кинотеатре тот, кто сидит впереди, все время крутится и разговаривал?
11. Что вам пересказывают сюжет романа, который вы только собираетесь прочесть?
12. Что вам дарят ненужные вещи?
13. Громкий разговор в общественном транспорте?
14. Слишком сильный запах духов?
15. Человек, который жестикулирует во время разговора?
16. Коллега, который часто употребляет иностранные слова?
Более 36. Вы не относитесь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все. Вы легко теряете равновесие. Это расшатывает вашу нервную систему, усугубляя недоразумения с окружающими.
От 13 до 38. Вы принадлежите к самой распространенной группе людей, которых раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные неурядицы, вы способны легко забывать о них.
Менее чем 13. Вы достаточно спокойный человек и смотрите на жизнь реально. Вас не так уж и просто вывести из равновесия. А это – «страховка» от стресса.
Приложение 3
Опросник на выгорание
(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
Источник: Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362/ Инструкция Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Текст опросника
|
Никогда |
Очень редко |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
Каждый день |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным |
|
|
|
|
|
|
2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон» |
|
|
|
|
|
|
3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу |
|
|
|
|
|
|
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела |
|
|
|
|
|
|
5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним |
|
|
|
|
|
|
6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться |
|
|
|
|
|
|
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами |
|
|
|
|
|
|
8.Я чувствую угнетенность и апатию |
|
|
|
|
|
|
9. Я уверена, что моя работа нужна людям |
|
|
|
|
|
|
10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю |
|
|
|
|
|
|
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня |
|
|
|
|
|
|
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление |
|
|
|
|
|
|
13.Моя работа все больше меня разочаровывает |
|
|
|
|
|
|
14. Мне кажется, что я слишком много работаю |
|
|
|
|
|
|
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам |
|
|
|
|
|
|
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех |
|
|
|
|
|
|
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе |
|
|
|
|
|
|
18. Во время работы я чувствую приятное оживление |
|
|
|
|
|
|
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного |
|
|
|
|
|
|
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе |
|
|
|
|
|
|
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам |
|
|
|
|
|
|
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |
Обработка результатов
Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:
0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
Ключ: «Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Выводы
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».
Приложение 4
Профилактические мероприятия
по предупреждению профессионального выгорания педагогов
МБОУ Ширяевская СОШ Иловлинского муниципального района.
Наименования мероприятий |
Периодичность реализации |
Форма проведения |
Ответственный |
Подбор теоретического материала по теме «Управленческое обеспечение преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов». |
При подготовке к проведению исследования |
Работа с различными источниками |
Директор |
Проведение диагностики: Определение психологической уравновешенности, степени предрасположенности к стрессу, симптомов и уровня профессионального выгорания |
Один раз в начале исследования. |
Практические занятия |
Администрация |
Обучение техникам преодоления стрессовости |
В период исследования. |
Практические занятия |
Администрация |
Обучение правильному и рациональному питанию |
В период исследования |
Семинар |
Администрация |
Создание комнаты психологической разгрузки |
В течение года |
Администрация |
|
Проведение педагогических советов по профилактической работе |
После проведения диагностики |
Круглый стол |
Администрация |
Совершенствование системы поощрения педагогических работников. |
В начале года |
Разработка локального акта |
Директор, председатель профсоюзной организации. |
Разработка методических рекомендаций для учителей по преодолению стрессовых ситуаций. |
После диагностики |
Устное обсуждение |
Администрация |
Организация культурно-массовых мероприятий |
В течение года |
КВН, посещение массовых мероприятий |
Председатель профсоюзной организации |
А если у меня СПВ. Что делать?
(Рекомендации для педагогов)
Срочно принять практические меры по оптимизации организации своего труда!
В первую очередь необходимо проанализировать график работы и возможности его модификации. Для этого необходимо:
-оценить реальность сроков исполнения заданий и по возможности снизить чрезмерную интенсивность труда;
-выделить краткосрочные и долгосрочные цели и установить приоритетность целей;
-четко определить сферу своей ответственности и не брать на себя ответственность за работу других людей;
-овладеть технологиями управления своим временем (тайм-менеджмент);
-выработать оптимальный ритм работы, который позволил бы оптимально использовать чередование сложных и простых заданий.
-формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Выполнение этих небольших правил в организации труда позволяет несколько снизить стрессовую нагрузку на работе и почувствовать, что сам человек может контролировать складывающуюся ситуацию и поддерживать равновесие между внешними требованиями и своими внутренними ресурсами
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
А если у меня СПВ. Что делать?
(Рекомендации для педагогов)
Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.
Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит на жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость.
Мудра Земли. (Мудра – особое положение пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека.) Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.
Мудра «Лестница небесного храма». Снимает депрессию, улучшается настроение, снимает состояние безысходности и тоски. Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы выпрямите и несколько минут медитируйте. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь!
Мышечная разрядка отрицательных эмоций (пешие прогулки, физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая. Это средство от нервно-психического перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).
Учтите, что стрессы реже «пристают» к человеку, который умеет дурачиться, или, как говорят, «валять дурака». Например, дома побоксируйте с воображаемым противником, состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка…
Одна из биологически активных точек, надавливание на которую успокаивает нервную систему, находится в центре нижней части подбородка, другая – на тыльной стороне правой и левой рук между большим и указательным пальцами, причем ближе к указательному пальцу. Надавливают как на одну, так и на другую точку кончиком большого пальца колебательными движениями сначала слегка, потом сильнее (до появления легкой боли) не менее 3 минут.
Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:
- при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
- при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,
- при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
- при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
- расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
- тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
А если у меня СПВ. Что делать?
(Рекомендации для педагогов)
Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.
Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали .у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.
Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.
Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля:
На каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время рекреации (восстановления физических сил организма); время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рекомендации психологов по мотивации сотрудников (для руководителей):
— Публично, на совещании или собрании, выражайте позитивную оценку сотрудника, успешно решившего сложную задачу.
— Помните, что устная благодарность мотивирует не меньше, чем денежное поощрение.
— Разработайте и внедрите в коллективе систему званий для успешных сотрудников («Эрудит», «Золотой голос», «Лучшая садовница»...)
— Разработайте и внедрите современный стенд с информацией и фотографиями успешных сотрудников.
— Вознаграждайте сотрудника за стаж работы в коллективе.
— Помните: желание сотрудников неформально общаться невозможно запретить полностью, но при разумном поощрении этой потребности можно стимулировать людей.
(Организуйте 15 минутный перерыв для релаксации, чая).
Организуйте в конце недели для сотрудников «кафе» для подведения итогов и общения сотрудников.
— Организуйте праздники.
— Создайте традиции (походы, поездки, пикники).
— С целью облегчения социальной адаптации новых сотрудников выделите из опытных работников наставника.
— Создайте постоянно действующие рабочие группы (как в профкоме)
— При приеме на работу показывайте перспективу карьерного роста
— Ставьте успешного сотрудника в пример молодым
— Чаще говорите, что ваше учреждение — надежно и стабильно
— Создавайте условия для получения нового профессионального опыта
— Создавайте условия для внедрения новой информации, полученной на семинарах
— Людей мотивирует полезность их работы для других
— Демонстрируйте в своем управленческом стиле деловой оптимизм; будьте всегда энергичны; помните, что сотрудники всегда смотрят на своего руководителя
— Чаще улыбайтесь
— Заботьтесь о позитивной атмосфере в учреждении
— Говорите так: «Проблем нет! Есть просто работа»
Тест «Насколько вы подвержены
профессиональному выгоранию?»
Подсчитайте, сколько симптомов характерно для вашего сегодняшнего состояния. Постарайтесь сравнить себя сегодняшнего и себя «вчерашнего».
Нарушение сна (как бессонница, так пересыпание).
Постоянное чувство усталости.
Снижение или повышение аппетита.
Снижение или повышение веса.
Обострение хронических заболеваний.
Злоупотребление лекарственными препаратами.
Частое употребление табака, кофе или шоколада.
Очень частые походы по магазинам.
Почти каждодневные встречи с друзьями (подругами) в ущерб семье.
Избегание контактов с коллегами по работе
Избегание контактов учениками
Избегание контактов с родителями учеников
Избегание контактов в собственной семье.
Острое желание сменить место работы.
Беспричинная тревога или чувство тяжести («камень на душе»)
Апатия к работе.
Интеллектуальное опустошение (проблемы с запоминанием информации, трудности с систематизацией и классификацией).
Избегание своих профессиональных обязанностей.
Чувство «загнанности в клетку».
Ваши моральные ценности уже не действуют, вы не знаете, какими правилами руководствоваться.
Если вы набрали больше 10 симптомов, то следует срочно принять меры по преодолению профессионального и эмоционального выгорания.