Проект по технологии «Аппликация»
Содержание
Понятие аппликация……………………………………………… |
с. 3 |
История аппликации……………………………………………... |
с. 5 |
Классификация аппликаций………………………..……………. |
с. 8 |
Организационно-подготовительный этап………………….…… |
с. 11 |
|
с. 11 |
|
с. 11 |
|
с. 12 |
Конструкторский этап …………………………………………….. |
с. 15 |
6. Технологический этап ………………………………………..…… |
с. 16 |
7. Заключительный этап………………………………………………. |
с. 17 |
7.1. Самооценка…………………………………………………….. |
с. 17 |
7.2. Экономический расчет…………………………………..…… |
с. 17 |
7.3. Трудозатраты…………………………………………………. |
с. 18 |
7.4. Экологическое обоснование…………………………………. |
с. 18 |
7.5. Защита проекта…………………………………………..…… |
с. 19 |
8. Список литературы………………………………………..………. |
с. 21 |
Цель: доказать, что можно изготовить красивую аппликацию своими руками, которая соответствует моему замыслу по изменению интерьера комнаты.
Задачи: 1. Изучить информацию об аппликациях на ткани и их изготовлении.
2. Выбрать варианты наволочек, и разработать технологию их изготовления.
3. Провести экономический расчет.
4. Изготовить изделие.
Понятие аппликация
Это изготовление картины, рисунка, орнамента на ткани или бумаге посредства наложения частей, фигурок, узоров или целых картин из бумаги, ткани, листочков, соломки, бересты, пуговиц, паеток и других материалов. Кусочки можно приклеить или пришить. Основа – фен для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и цвета изображения. Чаще всего используют цветной картон или плотную бумагу – обычную или бархатную. Размер и формат фона зависит от масштаба и темы композиции. Аппликация может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной или многоцветной. Аппликации используют для украшения ремонта одежды, портьер, салфеток, постельного и столового белья, для изготовления панно и других деталей инвентаря.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Чаще всего встречается обколка контура изделий сквозными точками. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
Кого и что изображали люди в аппликации? Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов. Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя – бархат, атлас, шелк.
С изобретением бумаги в моду входят бумажные аппликации-силуэты, которые вырезались из темной бумаги. Плоские профильные силуэты были популярны как у знатных, так и бедных людей. Силуэтные изображения стали предметом искусства, из бумаги вырезались целые сценки-иллюстрации, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения. Не только профессиональные художники занимались силуэтной аппликацией. На протяжении многих веков искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. В настоящее время делают бумажные силуэты – вытинянки, или вырезанки. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка. Последовательность над работой всегда постоянна. Прежде чем приступить к работе, необходимо нарисовать эскиз будущей аппликации и установить ее размер. Если речь идет об аппликации в виде панно, полезно при этом учитывать место ее будущего расположения и способ крепления. Образцами для аппликаций могут послужить иллюстрации из журналов, открыток, предметы декоративно-прикладного искусства. В ряде случаев может возникнуть необходимость увеличить или уменьшить рисунок. За этим следует подбор бумаги или других материалов, вырезание деталей и изображений, раскладывание их на фоне, наклеивание и высушивание.
Наклеенную аппликацию кладут под груз. Клеящие составы, за исключением резинового клея, обладают свойствами стягивания бумаги при высыхании. Поэтому груз накладывают сразу по окончанию работы. Аппликация из ткани особенно хороша на детской одежде, в оформлении уголков для игры, при изготовлении ковриков, дорожек, салфеток, подушек, гобеленов. Аппликации из ткани крепят двумя способами: приклеиванием и пришиванием. Приметанные фигуры обшивают по краям мелкими частыми стежками шнуром подходящей толщины или различными швами на швейной машине. При изготовлении ковриков, картин, панно или вещей, не подлежащих частой стирке, используют приклеивание – более быстрый и менее трудоемкий способ. В аппликации на ткани применяют такие клеящие составы: клейстер из картофельной муки, синтетический клей БФ-2, ПВА и полиэтиленовую пленку. При использовании полиэтиленовой пленки вырезанный из нее кусок подкладывают под приклеиваемую форму и сверху проглаживают горячим утюгом. Детали из ниток, меха, пряжи, ворса можно приклеивать, смочив их в растворе клея ПВА с водой.
История аппликации
В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18-началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.
Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.
Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева – мебель, небольшие деревянные бытовые вещи и из ткани – настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликация геометрическими и аппликация криволинейными элементами.
Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических.
Чтобы получить большие элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу. Затем, из полученных пластов, вырезали элементы необходимых форм и размеров.
Геометрические элементы, для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты. Ее небольшая ширина и прямые волокна не позволяли получать какие-либо другие формы и размеры.
В технике криволинейной аппликации соломкой изготавливали большие настенные ковры, на которых симметрично размещали изображения голубей, оленей, букетов, которые обрамляли гирляндами из побегов растений, листьев и цветов.
Стилизованными растительными узорами и орнаментами из геометрических элементов, украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца, игрушки.
Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности.
Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались на Беларуси в середине 20 века. Однако они исчезли.
Возрождение ремесла и его развитие началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 году. Инициатором организации промысла были местная мастерица В. Дехтяренко и ее муж М. Дехтяренко. Традиции народного искусства геометрической аппликации мастера взяли на основу своих изделий. Они разработали технологию окрашивания и наклеивания соломки, придумали образцы изделий, главным образом сундучки разнообразных форм. В 1960-1970-е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. Вслед за фабрикой в Жлобине открылся\ цех по выпуску изделий украшенных геометрической аппликацией на Брестской фабрике художественных изделий. Белорусская соломка получила широкую известность не только в республике. В промысел пришли работать талантливые художники. Много новых приемов внесли в традиционное искусство В. Басалыга, и многие художники.
Настенные ковры, украшенные криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов еще в 1970-е годы. В настоящее время их можно увидеть только на выставках народного творчества и в музеях. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. На них, искусными руками современных мастеров и художников, выложены из соломки композиции в виде роскошных букетов цветов, животных, птиц.
Современная аппликация соломкой обогащается новыми темами и технологиями. Популярны среди современных мастеров и художников темы декоративных панно с архитектурными памятниками Беларуси. Разрабатывают разнообразные сюжетные композиции на темы народных праздников, сказок, поверий. Поиск новых композиционных решений, согласующихся со взглядами современного человека его мировоззрением, отличают работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров. В своих работах авторы ищут новые декоративные приемы, сочетая соломенную лепку с объемным плетением из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой.
Классификация:
По материалам:
Аппликация из соломы прекрасно вписывается в интерьер современных помещений. Сувениры, декорированные соломой, приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полоски-закладки для книг, рамки, шкатулки, поздравительные открытки. С другой стороны, изготовление аппликации из соломы – занятие, вырабатывающее терпение и аккуратность, строгую технологическую последовательность выполнения работ.
Цветовая гамма соломы довольно разнообразна (имеется до 100 оттенков), для аппликации употребляют соломенные ленты, получаемые горячим и холодным способами. Горячий способ заключается в том, что горячим утюгом проглаживают бумагу, под которую подкладывают соломины. Получаются узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент выпуклая, рельефная.
Приемом аппликации можно выполнить декоративное панно, картину или оформить интерьер комнаты. Наклеивая различные по величине квадраты на контрастный фон, можно получить оригинальные орнаменты. Подойдут бумага, самоклеющаяся пленка, искусственная кожа, клеенка.
При холодном способе соломину разрезают вдоль ствола и проглаживают кольцами ножниц с сильным нажимом на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке. Желто-золотистый цвет соломы получают при кипячении ее в растворе пищевой соды, а розоватый оттенок – в марганцовокислом калии. Для окраски соломы в яркие тона применяются анилиновые красители для тканей. Способы окраски указаны на пакетах с красителями.
Материал, предназначенный для фона, должен быть плотным (фанера, оргалит, картон, пластмасса). Для аппликации из соломы пригодны казеиновый, столярный и быстро высыхающие синтетические клеи. При изготовлении аппликации, заготовленные по цвету и размеру соломины можно сразу приклеивать на фон по определенному рисунку. Проще выклеить на отдельных листах детали, тщательно их обрезать, потом наклеить на фон и высушить под грузом.
Аппликация из цветов, трав, листьев, так называемая флористика, все больше приобретает широкую популярность. Работа с природным материалом всегда увлекательна, полезна и интересна. Подготовить растение для выполнения из них аппликаций можно по-разному: засушить их под прессом или высушить горячим утюгом – на стопу газет кладут листья, сверху покрывают еще одной газетой и проглаживают с двух сторон. Листья высыхают в течении 2-3 мин.
Для фона используют ткань, бархатную бумагу темных или пастельных тонов. Белая бумага тоже может быть использована, она хорошо подчеркивает тончайшие оттенки растений. Композиции из больших листьев прекрасно смотрятся на фоне из фактурного картона, сурового полотна. Для композиций с использованием множества мелких деталей можно применить шелк, блестящие синтетические ткани, пленки.
Для приклеивания наиболее приемлем клейстер из картофельного крахмала, так как он не оставляет пятен на изделиях. Синтетическими клеями хорошо приклеивать тонкие лепестки, травинки и другие детали, а плотные листья – казеиновым клеем, резиновым и ПВА. Клеящие составы наносят на обратную сторону растений.
По способу изготовления:
авторское изделие;
массового производства;
природного происхождения.
По использованию:
функциональное изделие;
эстетическое;
эмоциональное.
По стоимости:
недорогое изделие;
символическая себестоимость;
дорогое;
ценное.
По адресации:
личностное изделие;
индивидуальное;
массовой адресации.
По назначению:
для украшения комнат;
для продажи;
для подарка.
По направлениям:
исторические;
географические.
Организационно-подготовительный этап
-
Обоснование проблемы и потребности
Учителем перед нами была поставлена задача: подготовить творческий проект на интересующую нас тему, используя знания и умения, полученные на уроках технологии. Т.к. я увлекаюсь дизайном интерьера и декоративно-прикладным искусством, меня очень заинтересовала идея реализации моих замыслов в обустройстве моей комнаты. Одну из этих идей я решила описать в этом проекте.
-
Предпосылки выбора модели изделия
Изначально моя наволочка из ткани (аппликация) должна вносить уют и эстетику в интерьер комнаты.
Аппликацию изготавливают различных видов ткани. От дорогих шелков до дорогих материалов, различными способами. Все зависело от материальных доходов заказчика.
Изучив литературу, обсудив возможные варианты с близкими, я решила, что моя наволочка должна украсить комнату моих родителей. При изготовлении аппликации используем технику объемного торцевания. Т.к. это требует наименьших финансовых затрат для бюджета нашей семьи.
Нами были рассмотрены несколько вариантов стилей изготовления наволочки.
Мой выбор пал на пятый варианте. Он дает возможность в дальнейшем корректировать дизайн всей комнаты в том иди другом, придает комнате романтичности и уединенности.
-
Варианты моделей изделия
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Конструкторский этап
Выбор лучшей идеи. Обоснование выбора
Рассмотрим изделия из различных материалов. Знаком «+» отметим удовлетворение предъявляемых требований, знаком «-» - неудовлетворение.
Дизайн – спецификация
Салфетка должна: |
Модель № 1 |
Модель № 2 |
Модель № 3 |
Модель № 4 |
Модель № 5 |
Быть полезным и практичным |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Быть относительно небольшого размера |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Выполнено из недорогих, доступных и экологически чистых материалов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сохранять свои начальные качества |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Быть устойчивым к внешней среде |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Отвечать требованиям пропорциональности форм и линий (требования дизайнам) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Легко отличаться от других благодаря определенному дизайну |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Быть несложным в изготовлении |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
Не представлять опасности для окружающих |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вызывать положительные эмоции |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Технологический этап
ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ АППЛИКАЦИИ ИЗ ПУГОВИЦ (ПАЕТОК) ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБЪЕМНОЙ АППЛИКАЦИИ
Оборудование: ножницы, карандаш, пуговицы разных цветов и размеров, декоративные украшения (паетки), кусок ткани размера 30 х 40 см из габардина черного цвета, или кусочек кожи, клей для склеивания пластмасса или кож изделий; можно использовать пистолет с силиконовыми палочками; пинцет.
Ход работы.
Для изготовления декоративной наволочки нам понадобится:
Пуговицы (я выбрала белые так, как они будут больше сочетаться с тонами черного и золотистого цвета);
Кусочек кожи (черный) для трафарета мужского и женского силуэта;
Паетки;
Клей, желательно для пластмасса или изделий из кожи.
Для изготовления силуэтов нам понадобится картон с трафаретами мужчины и женщины. Лицевую сторону лучше выбрать ту которая блестящая, на ее фону будут лучше смотреться пуговицы и паетки.
Вырезав трафареты силуэтов, мы приклеиваем их на основу наволочки. Для того чтобы наволочка не склеилась, во внутреннюю часть мы подкладываем картон.
Приклеив трафарет, мы оставляем его на 20-25 минут для высыхания.
Пока трафарет высыхает, мы подбираем пуговицы для изготовления женского платья. Пуговицы могут быть не только больших, но и средних, и малых размеров.
Теперь берем наволочку с изображением женского силуэта. И поочередно выкладываем пуговицы: нижний ряд - больших размеров, а верхний - для закрытия пространства наклеиваем пуговицы средних и малых размеров.
Для изготовления мужского силуэта, мы будем использовать паетки. Процесс приклеивание, такой же, как и в изготовлении наволочки с женским силуэтом.
Наши декоративные наволочки готовы.
Теперь их можно надеть на маленькие подушечки, что будет служить очень интересным декоративным изделием для комнаты.
Заключительный этап
-
Самооценка
Изготовленная мною наволочка получилась нарядной, яркой. Конечно, в процессе выполнения работы я встречалась со многими трудностями, но, как мне кажется, я справилась с ними. Небольшая наволочка, сделанная мною, может служить не только украшением диванной подушки в интерьере комнаты моих родителей, но и при случае служить игрушкой для маленьких детей.
-
Экономический расчет
Стоимость наволочки для диванной подушки, выполненной в технике объемной аппликации можно вычислить следующим образом: Стоимость ткани не учитываем, так как используем остатки ткани, используемых для изготовления других швейных изделий.
Наименование используемых материалов |
Цена (руб.) |
Расход материалов |
Затраты на материалы ( руб.) |
Наволочка |
- |
2 шт. |
- |
Кусочки кожи |
- |
- |
- |
Пуговицы б/у |
- |
40-50 шт. |
- |
Паетки |
- |
30-40 шт. |
- |
Силиконовая палочка |
15 руб. |
3 шт. |
60 руб. |
Несмотря на довольно незначительные материальные затраты, я получила нарядную наволочку, которая украсит интерьер комнаты моих родителей, причем за гораздо меньшую стоимость, чем пришлось бы мне заплатить при покупке аналогичного изделия в магазине.
-
Трудозатраты
На изготовление декоративной наволочки я потратила времени 4 часа.
Из них:
На выкройку деталей – 1 ч. (2 руб. в час) 2 рубля;
Отутюживание – 10 мин (3 руб. в час) 50 копеек;
Приклеивание пуговиц и паеток – 2часа (3 руб. в час) 6 рублей.
-
Экологическое обоснование
Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. При создании своего проекта я пользовалась ножницами, клеем, пинцетом и считаю, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено.
Лоскутки кожаной ткани, как бережливая хозяйка, дала мне мама, они остались у нее, после изготовления швейных изделий, а также я использовала для работы вещи, которые уже непригодны для носки. Тем самым не пришлось их выбрасывать, следовательно, не был нанесен ущерб окружающей среде, а вещи получили вторую жизнь.
Изделия из лоскутков ткани позволяют добиться безотходного производства, так как для работы могут понадобиться даже самые маленькие лоскутки. Тем самым мы приносим пользу окружающей среде, не загрязняя ее.
-
Защита проекта
Учителем перед нами была поставлена задача: подготовить творческий проект на интересующую нас тему, используя знания и умения, полученные на уроках трудового обучения. Т.к. я увлекаюсь дизайном интерьера и декоративно-прикладным искусством, меня очень заинтересовала идея реализации моих замыслов в обустройстве комнаты моих родителей. Одну из этих идей я решила описать в этом проекте.
Нами было рассмотрено несколько вариантов стилей оформления декоративных наволочек.
Мой выбор пал на пятый вариант. Он дает возможность в дальнейшем корректировать дизайн всей комнаты в том или другом направлении.
Обсудив проблему с материалом, я решила, что при изготовлении декоративной наволочки можно использовать остатки ткани, б/у пуговицы, старые бусы, простыни, наволочки.
В процессе выполнения работы я старалась выполнить изделие аккуратно и качественно. Мне было важно, чтобы мою работу оценили родители и подруги. Что позволило бы мне продолжить дальше заниматься изменением интерьера комнаты. Считаю, что со своей задачей справилась. А при изготовлении следующих изделий учту и исправлю те ошибки, которые были допущены при выполнении данной работы.
Я надеюсь, что успею изготовить еще несколько декоративных наволочек в качестве подарка для своей подруги.
Считаю, что несмотря на развитие высоких технологий нашей промышленности, работающей с современными материалами, такое изделие своими руками может выполнить любой школьник в подарок своей семье.
Ты сладко спать сегодня будешь,
И мой подарок не забудешь.
Ведь я сошью тебе подушку,
Заметь: подушку, не игрушку.
Сны будут яркие на ней,
А во дворе всё зеленей.
Расскажешь мне, тебе же как спалось,
И что во сне сейчас сбылось.