12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аксенова Галина Филипповна85
Россия, Алтайский край, Барнаул

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №180 «Почемучка»

 

Проект

«Пуговица-Чудесница»

Составила: воспитатель

Аксенова Г. Ф.

Барнаул, 2019

Актуальность проекта: Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие.

Современный мир богат техническими новинками. Пополняется и расширяется мир предметов. Люди перестают обращать внимание на вещи и ценить предметы, которыми пользуются ежедневно. Многие из них таят в себе много интересного и необычного. Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.

Актуальность темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности

А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц.

И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.

Э. М. Ремарк


 

Цель проекта: формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира  и расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

Обучающие:

- Познакомить детей с историей возникновения пуговицы, её видами и классификацией.

- Обогатить представления детей о роли пуговиц в жизни человека.

- Формировать представления о многообразии видов пуговиц.

- Поддерживать стремление старших дошкольников в изучении и обследовании предметов окружающего мира для выявления их особенностей, для выделения их сходства и различия.

Развивающие:

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности и творческим способностям.

- Развивать коммуникативные умения.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развивать интерес к коллекционированию.

- Обогащать и активизировать словарь детей.

 

Воспитательные:

- Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

- Прививать бережное отношение к чужому труду.

- Вовлекать родителей в активное сотрудничество.

 

Вид проекта: исследовательски-творческий.

Продолжительность: с 9 января по 23 января (краткосрочный)

Участники проекта: дети группы «Теремок», воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Предполагаемый результат:

формирование представлений о видах пуговиц, выделение их сходства и различия;

повышение интереса детей к коллекционированию;

развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Этапы работы над проектом

I этап

Проблема:

Оторвалась у мальчика пуговица с рубашки и укатилась, в неведомую даль. Заплакал малыш, загоревал: - Мама будет ругаться. - Не плачь, малыш. Мама дома найдет такую же пуговку и пришьет тебе на место. - А где она найдет такую -же? Разве такие - же бывают? – Конечно, бывают. Дома у мамы в шкатулке, я уверена, много одинаковых пуговок. - А откуда у нее много одинаковых пуговок? Откуда она их берет? И тут я поняла, что дети в окружающем их мире еще много чего не знают.

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Так возникла идея разработки и реализации проектной деятельности «Пуговица - Чудесница»,

II этап

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, игр и экспериментов, связанных с тематикой проекта;

Подбор и оформление наглядной информации, литературы по теме проекта;

Беседы с детьми (заинтересовать детей для организации проектной деятельности);

Беседы с родителями (привлечение к участию в проекте).

III этап

Мероприятия с детьми.

 

ООД

Познание Чудо-пуговица.

Этот удивительный мир пуговиц (см. прил.1).

Конструирование «Бусы из пуговиц» (коллективная работа) (см. прил. 2).

Художественное творчество (рисование). Волшебные пуговицы (см. прил. 3).

Коммуникация Сказка с пуговицей (см. прил. 4).

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Мозаика», «Лабиринт», «Найди пары одинаковых пуговиц», «Найди лишнюю пуговицу», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету», «Крестики-нолики» «Покорми животных».

Подвижная игра «Пуговка не убегай».

Малоподвижная «Рыбалка».

Сюжетно-ролевые «Семья», «Магазин».

Ателье (см. прил. 5)

Совместная деятельность

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание фотографий.

Беседы о пользе пуговицы, «История пуговицы».

Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.

Рассматривание пуговиц под лупой.

Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.

Придумывание сказок и историй.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Чтение стихов.

(Загадки).

Пословицы (см. прил. 6).

Просмотр презентации «История маленькой пуговицы».

 

 

 

Мероприятия с родителями:

- Выставка творческих работ детей.

- Оформление наглядной информации «Волшебные пуговицы», «Играем с пуговицами».

- Рекомендации для родителей по организации экспериментов с пуговицами.

- Изготовление поделок из пуговиц.

- Участие в создании коллекции пуговиц.

- Участие в оформлении мини-музея «Пуговица-Чудесница».


 


 

Заключительный этап

-Создание коллекции пуговиц.

- Создание картотеки игр с пуговицами.

- Мини-музей «Пуговица-Чудесница».

- Презентация проекта.

Ожидаемый результат: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории возникновения пуговицы, о ее свойствах, ее многообразии, необходимости, расширятся знания об окружающем предметном мире, повысится интерес к коллекционированию и экспериментированию с пуговицами, повысится познавательно-исследовательская деятельность и творческая активность, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


 


Список использованной литературы:

 

Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.

Дыбина О. В. «Что было до… . Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001.

Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М., 2003.

Музей в детском саду. Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. – М., 2011.

Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду». – М., 2008.

http://zaychikcom.ucoz.ru/load/pugovicy_v_rabote_psikhologa/1-1-0-89

http://doy4.ucoz.ru/publ/1


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

 

Конспект ООД «Чудо пуговицы».

Программное содержание: Познакомить детей с историей изобретения пуговиц; рассказать об их видах; развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру. Совершенствовать навык выкладывания изображения из пуговиц.

      Материал: Пуговицы разного вида и размера (с «ушком», с двумя, четыре отверстия) – по 15-20 штук на каждого ребёнка.

       Шкатулки с отделениями для хранения пуговиц - на каждый стол.

Ход деятельности:

Воспитатель:

       Одеваться соберёшься-

       Без меня не обойдёшься.

       Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это?

       (Дети отгадывают загадку)

       Конечно, это пуговица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Найдите на своей одежде пуговицы, расскажите, какие они? (Дети рассматривают пуговицы, описывают их). 

Воспитатель: Правильно! А вы знаете, для чего нужны пуговицы?

Дети: Чтобы застегивать одежду.

Воспитатель: Правильно, пуговицы необходимая часть нашей одежды. Посмотрите на себя, друг на друга. Что вы видите?

Дети:  Пуговицы есть на рубашке, на манжетах, на платье, на брюках, еще на пуговицы можно застегнуть куртку, пальто, плащ. Какие ещё виды застёжек вы знаете? (Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.)

Воспитатель: Правильно. Но ведь было время, когда пуговиц не было. Как же люди обходились без них?  

Откуда же пришла к нам пуговица? В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли. Со временем одежда становилась более разнообразной и сложной по крою и фасону. Появились разные ткани: лёгкие и воздушные шёлковые, плотные и тяжёлые шерстяные.

       Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящее украшение из золота и серебра. Для отделки своего бархатного  костюма французский король Франциск - 1 заказал придворному ювелиру почти 14 тысяч маленьких золотых пуговиц. Пришиты они были от плеча до запястья и от воротника до самого низа камзола. Такой наряд был очень тяжёлым. Для парадных костюмов пуговицы иногда делали из крупных драгоценных камней, в которых просверливали дырочки. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье, и каждая имела своё название.

       На Руси делали пуговицы - «кляпыши»: палочку из серебра обвивали золотыми нитями до тех пор, пока на одном конце не получался шарик. Самые маленькие кляпыши были с горошину, а крупные- размером с куриное яйцо.

       Одежду, застёгнутую на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди. Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы: дерево, кость, стекло, металл и. т. д. Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому- то их назвали пуговицами- от слова «пугать». 

Физкультминутка “Пуговица”

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Пуговицы в руки возьмём
И под музыку передаём.
Когда настанет тишина.
Скажи, какая пуговица, у тебя?

Когда остановится мелодия, ребёнок, у которого в руках пуговица, называет свойства пуговицы, большая, зелёная, красивая.

       В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.

      В нашей группе мы тоже собрали небольшой музей пуговиц. Перед вами экспонаты из этого музея – современные пуговицы. Из чего они сделаны7

Дети рассматривают пуговицы из металла, дерева, пластмассы, кости. Стекла, перламутра. Если ребёнок затрудняется назвать материал, из которого сделана пуговица, воспитатель помогает.

Воспитатель проводит игру «Подбери правильно»

       Просит выложить пуговицы, лежащие перед ними в прямую линию. Передвинуть их так, чтобы линия стала волнистой (превратилась в круг, квадрат и т. п.). Затем дети выкладывают какое-нибудь изображение. Рассказывают, что у них получилось. (Ответы детей)

Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (Формой, размером, разным количеством отверстий). Детям нужно рассортировать их по количеству отверстий.

Закройте глаза и разложите пуговицы по размеру: крупные в одну сторону, мелкие- в другую. (Дети на ощупь сортируют пуговицы). Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы разобрали пуговицы. Теперь разложите их в ячейки шкатулок по размеру и виду. Если нам понадобятся пуговицы определённого вида, мы сразу сможем их найти. 

Воспитатель: Давайте, с вами сделаем пуговичное дерево. Вы будете на леску собирать пуговицы, веточки этого дерева и прикреплять к стволу.

А я хочу напомнить правило:
Не брать пуговицы в рот,
Не засовывать их в нос.

Педагог вместе с детьми делает пуговичное дерево и читает стихотворение “Пуговица”.

В пыли, едва приметная,
Пуговица медная.
Ты потри её сильней,
Якорь светится на ней.
Может,
Пуговица эта
На бушлате моряка
Обошла почти полсвета,
Приплыла издалека.
Значит, видела она
Лопоухого слона.
Посещала, значит, страны,
Где на ветках - обезьяны.
На краю огромной льдины
Танцевали ей пингвины.
У причала на рассвете
Провожали её дети.
Может, в бурю у штурвала
Чуть её не оторвало
От бушлата моряка,
Не схвати её рука.
Г. Горбовский

 По окончании работы воспитатель хвалит детей, предлагает им дома тоже разложить пуговицы по виду и размеру, чтобы мама могла быстро найти необходимую ей пуговицу.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Конспект ООД


 

«Этот удивительный мир пуговиц»

Программное содержание:

1. Расширять знания детей о предметном мире: пуговицы, их назначение, качества.

2. Закрепить умение детей самостоятельно сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма.

3. Активизировать счетные умения и знания детей о порядке следования чисел в пределах 5.

4. Развивать восприятия, внимания конструктивной деятельности и пространственного мышления.

5. Формировать коммуникативное и социальное поведение: умение договариваться, действовать в коллективе, распределять обязанности.

6. Формировать умение образовывать имена существительные от прилагательных.

Методические приемы:

· Сюрпризный момент.

· Использование ИКТ — показ слайдов.

· Проблемные вопросы.

· Проблемные ситуации.

· Поисково — исследовательская деятельность

Материал:

Пуговицы разных размеров, формы и качества, карточки со схемами, игрушка Колобок, карточки с цифрами, наборы полосок Кюизенера на каждого ребенка, банка большая, средняя и маленькая.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая интересная игрушка у меня в руках. Она вам нравится? Вы узнали кто это?

Дети: Колобок.

Воспитатель: А из чего он сделан?

Дети: Из пуговиц.

Воспитатель: А что вы знаете о пуговицах?

Дети: Пуговицы бывают круглые с двумя дырочками. Пуговицы пришивают на одежду.

Воспитатель: А что вы еще хотите узнать о пуговицах?

Дети: Из чего их делают. Какие еще бывают пуговицы.

Воспитатель: Колобок не просто так пришел к нам в гости, он приглашает вас в страну пуговиц. Кто с нами?

Воспитатель: Вот мы и пришли. Рассаживайтесь удобнее, посмотрим фильм про пуговицы.

( дети смотрят фильм » История пуговиц«)

Воспитатель: Вам понравился фильм?  А что понравилось?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, вы внимательно смотрели фильм.

Воспитатель: Пуговицы бывают из различного материала. Если пуговица из металла, то она какая?

Дети: Металлическая.

Воспитатель: Если пуговица из дерева, то она какая?

Дети: Деревянная.

Воспитатель: А как вы думаете, какая пуговица тяжелее деревянная или металлическая и как узнать вес пуговицы?

Дети: Чтобы узнать вес пуговицы, нужно ее взвесить.

( ребенок кладет на весы пуговицы)

Воспитатель: Дети, что мы с вами увидели?

Дети: Зеленая чашка весов опустилась, потому что металлическая пуговица тяжелее, чем деревянная.

Воспитатель: Что мы с вами делали и что мы узнали нового?

Дети: Пуговицы можно взвешивать и они бывают тяжелые и легкие.

Воспитатель: Колобок предлагает нам пойти дальше. Перед нами три банки. Разложите пуговицы в три банки трех размеров.

Воспитатель: Как вы будете раскладывать пуговицы?

Дети: Большие пуговицы в большую банку…

Воспитатель: Кто хочет собрать пуговицы в большую коробку? Дима, вместе с кем ты будешь собирать?

( дети выполняют задание)

Воспитатель: Аня, какие пуговицы вы собрали?

Аня: Мы собрали все большие пуговицы.

Воспитатель: Кирилл, какие пуговицы вы собрали с Андрюшей?

Кирилл: Мы собрали все средние пуговицы.

Воспитатель: Сколько пуговиц у вас в банках?

Дети: 5 пуговиц.

Воспитатель: В каждой банке по пять пуговиц. Как еще можно сказать про количество пуговиц?

Дети: Во всех банках пуговиц поровну, по пять.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо считаете.

Воспитатель: Найдите полоску, которая показывает, какое количество пуговиц в каждой банке.

Дети: Желтая полоска — это число 5, а в банках по пять пуговиц.

Воспитатель: А теперь поставьте банки по порядку, начиная с маленькой.

(Дети ставят банки)

Воспитатель: Обозначьте каждую банку соответствующей цифрой.

( дети подбирают цифры и прикладывают их к банкам)

Воспитатель: Посчитайте банки по порядку.

Дети: Первая, вторая, третья.

Воспитатель: Что мы с вами сейчас делали?

Дети: Раскладывали пуговицы по банкам, считали их.

Воспитатель: А куда это колобок от нас спрятался? Поищем его?

( физкультминутка)

Воспитатель: А сейчас мы научимся собирать картинки из пуговиц.

(детям предлагаются карточки-схемы, дети выбирают их по желанию и собирают картинки)

Воспитатель: Какие интересные работы у вас получились. Так хочется их сфотографировать.

(воспитатель берет фотоаппарат и фотографирует)

Воспитатель: Кто хочет рассказать, что он собрал, и какие пуговицы ему для этого пригодились?

Выслушиваются рассказы 2-3 детей

Воспитатель: А если пуговицы отрываются, что вы делаете?

Дети: Пришиваем пуговицы.

Воспитатель: А вы хотите научиться пришивать пуговицы?

Дети: Да.

Воспитатель: в следующий раз я научу вас это делать.


 


 


 


 

Приложение 2

Конспект ООД «Бусы из пуговиц» (коллективная работа)

Цель: развивать мелкую моторику, творческое воображение, воспитывать доброжелательность, формировать умение медленно передвигаться, повторять движения взрослого (не разрывая цепь).

Материал: коробка с пуговицами разного цвета и размера, листы бумаги с изображением Нюши.

Предварительная работа: рассматривание бус, рисунков с изображением бус и пуговиц.

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу игрушку Нюшу и коробочку.

В.: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?

Д.: - Нюша.

В.: - Нюша такая грустная. Как вы думаете, почему?

Предположения детей.

В.: - Оказывается, шла Нюша в детский сад и увидела на земле вот эту коробочку. А в ней кто-то плачет. Взяла Нюша коробочку и принесла к нам в группу. Посмотрим, кто плачет в коробочке?

Д.: - Да!

Воспитатель открывает коробку, в ней лежат пуговицы.

В.: - Дети, что это?

Д.: - Пуговицы.

В.: - Что же вы, пуговицы, плачете? Ой, они говорят, что их бросили, что они старые и никому не нужны.

В. : - Ребята, расскажите, что можно делать с пуговицами?

Д. : - Их можно пришивать, застёгивать.

В. : - Правильно. А поиграть с пуговицами хотите? Давайте сделаем из пуговиц бусы для Нюши.

Воспитатель раздаёт пуговицы детям, объясняет, что нужно прикладывать пуговку к пуговке полукругом.

Дети выкладывают бусы из пуговиц на листе бумаги с изображением Нюши.

В. : - Нюшенька, тебе понравились бусы, которые сделали ребята для тебя?

Н. : - Какие красивые бусы получились у ребят! Мне все очень-очень понравились!

В. : - Ребята, Нюша улыбается, да и пуговички развеселились! А чтобы тебе, Нюша, стало ещё веселее, мы с ребятами поиграем в игру. Сейчас представьте, что вы не детки, а бусинки.

 

Проводится игра малой подвижности «Бусинки».

Нюша благодарит детей и прощается.


 


 


 

 

 

Приложение 3

Конспект ООД Волшебная пуговица

 

Программное содержание:

Закрепить полученные знания о пуговицах.

Дать общее представление о временных понятиях «древность», «старина», «наше время».

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.

Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.

Развивать творческие способности, воображение.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла для вас шкатулку. Как вы думаете, что в ней?

Хотите точно узнать, что в шкатулке? Вы можете догадаться, отгадав загадку.

Одеваться соберешься, без меня не обойдешься.

Знают взрослые и дети, застегну я все на свете.

Давайте проверим, что лежит в шкатулке. Это пуговицы. Давайте рассмотрим их.

Ребята, а вы знаете, для чего нам нужны пуговицы?

Как вы думаете, всегда ли были пуговицы?

Как вы думаете, когда появилась самая первая пуговица?

Что использовали люди вместо пуговиц в древние времена?

(Древние люди соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палочками. Позже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались).

Как изменились пуговицы со временем?

Долгое время пуговица была декоративным украшением. Как вы думаете, из чего пуговицы изготовляли? Их изготавливали из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер и количество пуговиц на одежде говорило о богатстве человека. Как вы считаете, удобно ли было пользоваться такими пуговицами? (Эти пуговицы были тяжелыми, неудобными в использовании, очень дорогими, их могли приобрести только богатые люди). Простые люди не могли позволить купить такие пуговицы. Как вы думаете, что использовали они?

Шло время, появлялись новые материалы, менялись и пуговицы. Расскажите, как выглядят пуговицы в наше время (описываем форму, цвет, материалы)

Ребята, мы выяснили, какой удивительный путь изменений прошла пуговица. А чтобы проследить этот путь, обратимся к «Реке времени».

«Река времени» начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.

- Интересно, а как вы заполните «Реку времени»?

Очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».


Приложение 4

Конспект ООД

.

Сказка с пуговицей.

Цель: познакомить детей с новой сказкой

Задачи:

Учить эмоционально, воспринимать образное содержание сказки осмысливать характеры и поступки персонажей; отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Развивать чувство юмора, речь, активировать словарный запас детей.

Воспитывать усидчивость, доброе отношение к сказкам.

Материал: книга со сказкой, иллюстрации к сказке.

Предварительная работа: работа в музее пуговиц, рассматривание поделок из пуговиц, листы бумаги ½ формата А4, цветные карандаши.

Ход занятия:

- Ребята, отгадайте загадки, которые я вам сейчас загадаю.

Маленького роста я, Тонкая и острая, 
Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.

Ног нет, а ходит,
есть ухо, а не слышит.

Один глаз, один рог, а не носорог.

Сама прямая, а глаз косой.

(Швейная игла)

- Вы такие молодцы, все загадки угадали. А теперь послушайте, пожалуйста, сказку про пуговицу.

Чтение сказки:

Сказка с пуговицей.

Пуговица и Шпилька сидели в кафе. Пуговица была молоденькая, а Шпилька повидала немало и была в жизни немного разочарована, потому что никогда не могла отличить настоящие волосы от искусственных. - Главное, - говорила Шпилька, - берегись, чтоб тебя не пришили. Пуговица слушала, разинув рот. - Всякие иголочки теперь водятся, - продолжала Шпилька. - И ниточки. Пришьют за милую душу. Пуговица напугалась. Кое-как допив кофе, она бросилась бежать и дома сразу спряталась под кровать. А под кроватью Шило валялось, которое, как ни крути, было похоже на иголку.- Как жизнь, Пуга? - приветливо сказало Шило. - Нормально, - ответила Пуговица, вскочила в ужасе на стол и бросилась в кисель. В киселе было как-то спокойней. Вылезши из киселя, Пуговица отряхнулась. Шило пока не пришивало. Зато неподалёку Пуговица увидела Вилку. Лежит, не шевелится! Но уж если тебя пришьют вилкой! Вот ужас-то! Содрогаясь, Пуговица выскочила на улицу. А на улице - ёж! Вот где иголочки! Пуговица побежала по тротуару, вдруг видит - телевизионная башня! Игла! Ужас! Ужас! Если такая пришьёт - о-го-го! Пуговица прыгнула вправо-влево - и упала в грязь. Пока вылезла - все дырки грязью позабивала. Побежала домой, к киселю поближе. С ним как-то спокойней. Уж кисель никогда не пришьёт, разве немного замочит. Вдруг видит Пуговица: на углу автомат с газировкой. У автомата Молния стоит. Не та, что в небе гремит, а та, на которую куртки застёгивают.  Молния пить хотела, а трёхкопеечной монеты у неё не было. - Эй, Кружочек! - крикнула она Пуговице. - Иди-ка сюда, я тебя в автомат брошу, пить охота. - Я не Кружочек. Я - Пуговица. - А где ж твои дырки? Как Пуговица ты не проходишь. Глянь в зеркало. Пуговица глянула - и верно: все дырки забились грязью. - Ты, наверное, Вилка, - смеялась Молния, блистая медным зубом, - или Ложка? А может, ты - Самолёт? - Я - Пуговица. - Корова ты! - грубо сказала Молния и толкнула Пуговицу плечом. Стал собираться народ. И тут, откуда ни возьмись - Иголка. - Иди-ка сюда, - поманила она Пуговицу пальцем. - Пойдём-ка к Нитке. Пуговица совсем растерялась, и Иголка отвела её к Нитке. Нитка сурово глянула на Пуговицу: - Ты где пропадала?- Да я так... - Служила? - Да нет, я с киселём... – Ах, ты была свободна, - сказала Нитка и прочистила Пуговице иголкой один глазок. - Это хорошо. - И она прочистила другой глазок. - Хорошо быть свободным. - И она прочистила третий. - Но в киселе нет счастья, надо делом заниматься. - И она прочистила Пуговице последнюю дырку и тут же иголочкой её и пришила. Пуговица огляделась. Рядом с ней были пришиты и другие пуговицы, которые всё время застёгивались. Всё вокруг было застёгнуто. Даже небо. Днём застёгнуто оно - на Солнечную пуговицу, ночью - на Лунную. А там далеко-далеко, в глубине небесного свода, всегда мерцают над нами звёздные пуговички. Они держат на себе огромные миры, чтоб те не рассеялись в пространстве.

 

- Вам понравилась сказка?

Ответы детей

- Кто главные герои сказки?

- А почему пуговица боялась иголки?

- Куда попала пуговка, когда убегала из дома?

- С кем сравнивала пуговицу молния?

- Молодцы, на все вопросы ответили! Этому замечательному предмету – пуговице поэт Роман Сеф посвятил свои стихи: 

Висит, скучает пуговка – спокойно ей живется. 
Не замечают пуговки, пока не оторвется. 

- А теперь я хочу с вами поиграть

Я прошу хлопнуть в ладоши тех из вас, у кого на одежде есть пуговицы. 
Хлопают те, у кого есть на одежде разноцветные пуговицы. 
Хлопают те, у кого есть на одежде белые пуговицы. 
Хлопают те, у кого оторвалась хоть одна пуговка. 
Хлопают те, кто сам умеет пришивать пуговицы. 

- Молодцы ребята, а теперь хлопните, кому понравилось сегодняшнее занятие?


 


 


 


 


 


 

Приложение 5

Подвижная игра «Пуговка не убегай»

Цель: развивать ловкость, учить действовать по сигналу воспитателя, согласовывать действия со словами.

Дети становятся в круг и берутся за руки, выбирается «пуговка» - ребенок, который стоит в центре круга.

Дети начинают ходить по кругу со словами

Пуговка, ты пуговка

Маленькие ножки.

Захотела убежать

По прямой дорожке.

Мы тебя сейчас поймаем

И на место пришиваем.

По сигналу воспитателя дети останавливаются и делают «воротики» из рук. «Пуговка» бегает через «воротики» забегая в круг и выбегая из него. По сигналу воспитателя «воротики» закрываются. Если «пуговка» осталась в кругу, значит ее поймали и пришили. Если успела выбежать, значит «убежала».

«Чудесный мешочек»

Задачи: развивать тактильные ощущения.

Атрибуты: мешочек или воздушный шарик, пуговицы разного размера.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, на ощупь определяет размер пуговицы.


 

«Мозаика»

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Атрибуты: коллекция пуговиц.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям выложить из пуговиц несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета пуговицы дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, самостоятельно выкладывает узоры из пуговиц.


 


 

«Найди пары одинаковых пуговиц»

Задачи: формировать умение  подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Атрибуты: коллекция пуговиц.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, подбирает пары одинаковых пуговиц.

«Найди лишнюю пуговицу»

Задачи: развивать логическое мышление детей.

Атрибуты: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету

Игровые правила: Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету.

Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, находит лишнюю пуговицу.

«Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»

Задачи: закреплять  знание геометрических форм (круга,  квадрата), развивать мелкую моторику рук.

Атрибуты: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по форме.

«Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

Атрибуты: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.

Результат игры:

Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по цветам.
 

Покорми животных.

  Возьмите прозрачную пластмассовую банку с крышкой или любой другой контейнер. Проделайте в банке или коробке три прорези: большую, среднюю, маленькую. Приготовьте пуговицы разного размера.

Покажите детям, как бросать большую пуговицу в больше отверстие, среднюю в среднюю и маленькую в маленькую. Что бы было детям интереснее наклейте на банку изображения животных с открытым ртом. Теперь кормите голодных зверей.
Рыбалка

Высыпьте пуговицы в небольшую емкость или просто рассыпьте на полу. Предложите малышу взять любую пуговицу. Спросите у него: «Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную?» Задавайте еще вопросы:

Какого цвета твоя рыбка?

Сколько дырочек на пуговице?

Она легкая или тяжелая?

Она теплая или холодная?

А теперь вы выловите свою рыбку. Какая она? Внимательно рассмотрите другую пуговицу, сравните их.

Теперь положите ваш улов в ведерко. Предложите малышу закрыть глаза. Опустите руку в ведерко и на ощупь найдите свою рыбку. «Почему ты считаешь, что эта твоя рыбка? Она маленькая и круглая?»

С помощью такой игры ребенок знакомится с различными свойствами предметов, изучает величину, размер, цвет. Игра способствует развитию мелкой моторики ребенка. Постепенно можно усложнять игру, добавляя все больше рыбок в море.

Аквариум

Налейте воды в тарелку или тазик с водой. Скажите ребенку: «Мы с тобой были на рыбалке и поймали две рыбки. Вот они, мы принесли их домой. А дома у нас есть аквариум. Давай пустим наших рыбок в него». Положите «рыбок» в аквариум. Возьмите еще три пуговицы и тоже положите их в воду. Скажите, что в вашем аквариуме уже живут три рыбки. «Вот сколько у нас рыбок получилось! Ты запомнил свою рыбку? А теперь опусти ручку в аквариум и найди ее. Нашел? Молодец! А теперь мою».

Особенность этой игры – взаимодействие с водой. Ведь всем известно, что вода снимает напряжение. Дети очень любят играть с водой. Здесь они получают необычные ощущения, что обогащает арсенал ощущений малыша.

Приложение 6
 

Стихи о пуговицах

Т. Ефимова
Пуговицы вредные 
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой
Будто издеваются:
Прыгают, как белочки,
С ниток обрываются!
Злые слёзки катятся,
Лоб сурово хмурится:
«Не идти же в платьице
Мне зимой на улицу!»

К. Брель
Пуговка раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь, я права.
Не хочешь одеться? Но надо, дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.
Н. Брагина
Юра пуговки пришил.
Он потратил много сил.
Пуговицы-кнопочки 
Из маминой коробочки.
На рубашке – ровный ряд.
-Мама, принимай парад!
-Молодчина, мальчик мой!
Но качает головой:
-У одной – не тот мундир…
-Мама, это командир!
В.Бредихин
Надевают Петеньке
За одну минуточку,
Брюки и штиблетики,
Шапочку и курточку.
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Всё, одели Петеньку!
Е. Менжинская
Испугались пуговки, растерялись,  
Раскатились по углам, разбежались.
Спрашиваю громко:- Почему сбежали?
Шепчут: - «У иголки, носик словно жало!
Тонкая, колючая, испугались очень мы…»
Собираю пуговки я в ладошку.
Говорю испуганным: - Ах, вы, крошки!
Успокойтесь, я тихонечко вас пришью!
Ни одну я пуговку не уколю!

И. Александрова
Я в тоске. С моей рубахи
Пуговицы мчатся в страхе.
Лишь пришью, они опять оторвутся и бежать.
Разрешенья не спросив, отправляются в отрыв.
Не пойму, какого страха нагнала на них рубаха?
С. Видерхольд
Вчера мимо окон шел важный прохожий,
Был он высокий и очень пригожий.
Пальто на нем было из серого драпа.
«Практичная вещь!» заметил мой папа.
Но только престранным был пуговиц ряд:
Я насчитал сорок восемь подряд!
Мне интересно, за сколько минут
Может прохожий их все застегнуть?
В. Юрков
В пыли лежала пуговка, поблёскивала матово.
Четыре круглых дырочки. Печальный серый цвет. И воробей взъерошенный скакал, круги наматывал. На пуговку пропащую  желающего нет. А может, эта пуговка жила на кукле тряпочной; блестел у куклы тряпочной 
весёлый серый глаз. Они расстались вследствие истории загадочной.
И друг от друга, бедные, оторваны сейчас!
Денёк чудесный солнечный звенел ручьями вешними. Стоптали ноги в поисках 
подружки и родня. А здесь моргала пуговичка 
дырочками верхними и в такт сопела жалостливо нижними двумя.
Не бросьте сиротинушку на тротуарной плиточке! Вот вы возьмите, дедушка с авоською в руке! Глаза прикроет пуговка 
ресницами из ниточки и будет спать-посапывать на вашем пиджаке.
 Как же могла случиться такая большая беда?
Оторвалась пуговица. Раз и навсегда…
Она покатилась по улице,
А там так много людей…
Искали её до вечера,
Но не нашли нигде.
Пропала моя пуговица,
Мой верный надёжный друг.
Ноги в штанинах путаются…
Придётся ходить без брюк

 

Загадки и пословицы про пуговицу

Маленький, горбатенький в переулочке завяз.

(Пуговицы в петельке)

Мышки из норки выглядывают.

(Пуговицы)

Толстая Алёнка 
Прыгнула в воронку, 
Сомкнулась воронка, 
Завязла Алёнка. 
(Пуговица в петле)

Большая голова, 
Да узок ворот. 
(Пуговица в петле)

Пуговички золочёные, а три дня не евши.

Умная умница — что светлая пуговица.

Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

На чужой рот не пуговицу нашить.

С солдата не пуговку сорвёшь.

Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш — без ушка!

Опубликовано


Комментарии (1)

Desteni, 04.04.19 в 20:08 5Ответить Пожаловаться
Простой и интересный проект для детей
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.