Проект «Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
дом детского творчества «Созвездие»
Проект
« Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Составила: Педагог дополнительного образования Сурмач Анна Александровна |
Краснодар, 2015г.
Информационная карта проекта
Название проекта: «Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Автор проекта: педагог дополнительного образования Сурмач Анна Александровна.
Тип проекта: групповой, долгосрочный, практико – ориентированный.
Направление деятельности: социально-личностное.
Цель проекта:
Формирование у детей основ патриотического сознания детей дошкольного возраста через потенциал русских сказок.
Задачи:
1. Формирование патриотического сознания детей дошкольного возраста на основе русских сказок.
2. Формирование и закрепление знаний детей о культурном богатстве русского народа.
3. Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной на основе содержание русских сказок;
4. Подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе - защитника Родины, семьянина, труженика и др.;
5. Воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина;
4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни.
Проблема: Что такое патриотизм, наши дети знают только по картинкам или со слов воспитателя, но ни дети, ни тем более родители патриотами не являются, так как зачастую можно услышать: «А в Европе лучше!».
Актуальность проекта
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к русской культуре, через знакомство их с русскими сказочными героями и былинными богатырями, является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Именно знакомство детей с различными сказочными сюжетами дает возможность для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.
Поэтому былинные богатыри и сказочные герои воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.
Социальная значимость темы определена тем, что наши дети должны быть настоящими патриотами своей Родины. И я уверенна, что воспитывать патриотические чувства у детей, необходимо по средствам сказки и через сказку - самое доступное и любимое детьми.
Краткое описание проекта.
Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста велась по двум направлениям.
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы : беседы, занятия, привлечение детей к инсценировке поведения сказочных героев, игры, развлечения, помогали детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных ,ценить труд человека ,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работа проводиться в специально организованное время между занятиями, или на занятиях которые были связаны с данной темой.
Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.
Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:
Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
О местах проживания наших предков.
О быте русских людей.
Об истории мужской и женской одежды.
Об истории русской кухни.
О народных праздниках.
О народных приметах.
О героизме русского народа.
Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских сказок.
Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов, одежды, утвари.
С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.
Основная работа с детьми проводилась в специально организованное время между занятиями.
С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.
Что такое хорошо
Добро всегда побеждает
Уважать старших
Слушать родителей
Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты с героическими поступками. Для реализации поставленных целей были использованы различные виды работы с детьми. Ребята рисовали героев сказок, раскрашивали, заштриховывали, измеряли длину, вычисляли расстояние, складывали и вычитали тем самым поживая весь сюжет сказки вместе с героями, таким образом соглашаясь или опровергая поступки сказочных героев. Разнообразные игры, использование музыкальных произведений, подготовка небольшого представления для детей другой группы, просмотр мультипликационных фильмов и т.д. все это попугает детям почувствовать и научиться понимать эмоции сказочных персонажей, анализировать их ошибки. Работа педагога с использованием небольших сценок, в которых принимали участие сами дети, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для мини-музея сказочных героев, подготовке элементов костюмов и, конечно же, выступающих детей. Была предложена вниманию родителей серия подготовленного материала на стенде и в форме памятки по работе со сказкой и как с помощью русских народных сказок, прививать любовь к Родине. Итогом нашей совместной работы стало создание в студии раннего развития мини-музея "Любимые герои сказок".
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:
использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты);
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был Илья Муромец, если бы я вдруг превратился в ...;
дидактические игры: "У самовара?", "Играй гармонь", "Русская изба", "Небывальщина", "Кто лучше скажет", "Похвали соседа", "От куда хлеб пришел", "Будь отважным не теряйся, сзади всех не оставайся", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери сказочного героя к картинкам сказки".
использование презентаций, разработанных детьми моего объединения.
Форма работы меняются в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам самостоятельно сделать свой выбор иоснованый на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Сроки проведения проекта: февраль-апрель2015г.
Количество участников проекта: дети студии раннего развития «Луч», педагоги, родители.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса)
Гипотеза: Раннее гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста способствует быстрому становлению их как личности гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, адаптированные к условиям окружающей жизни.
Ожидаемые результаты проекта:
Получение целостной картины о формировании патриотизма как личностного качества каждого ребенка в данной группе.
Активизация деятельности в рамках героико-патриотического воспитания.
Изменение социальной и гражданской позиции ребят и их родителей.
Формирование представлений о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Формирование навыков нравственно - патриотического поведения.
Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Создание презентаций с использованием сюжетов из сказок.
План реализации проекта
Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом. |
Подготовка необходимого материала. Создание условий для проведения проекта. Составления плана. Разработаны программы, перспективное планирование занятий. Разработана картотека игр по формированию гражданско-патриотической позиции (в школе, семье, обществе). Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте - консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы. Заинтересовать каждого ребенка. |
Второй этап. Организационно - практический. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач. Создание ситуации, в которой каждый ребенок будет принимать участие в реализации поставленной цели проекта. Знакомство с основным направлением деятельности на уровне «равный - равному». Поисковая и творческая работа детей по изучению «Героического прошлого русского народа» опираясь на сюжеты русских сказок и судьбу каждого героя. Создание презентаций, иллюстрирование сказок, разработка сюжетных диалогов, игровых ситуаций, подготовка мини – спектаклей, мини - сценок, мини-музея. |
Третий этап. Заключительный. Выступления с презентациями и наработанными материалами в других группах, методических советах. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 стр.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.
4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская. М: Сфера, 2003, 192 стр.
5. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе.// Воспитание школьников. - №5, 6. – 2006.
6. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. - Волгоград, 2005.
7. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России.// Воспитание школьников. - №3. – 2006.
8. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина. – М., 1986.
9. Дереклеева Н.И. Справочник завуча. – М., 2006.
10. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! – М. 2006.
11. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М., 1987.
12. Прохорова О., Кузнецова Л. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации гражданского становления и патриотического воспитания молодежи.// Воспитание школьников. - №3,4. – 2006.
13. Шакурова М.В., Зеленина Е.А. Программа « Я – гражданин» // Классный руководитель. №3. – 2007.
14. Швецова Л.В., Галицких А.А. Воспитательные программы современной школы. – М., 2006.