Проект «Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

3
0
Материал опубликован 14 November 2022

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества «Созвездие»



Проект

« Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

t1668452953aa.jpg


Составила:

Педагог дополнительного образования

Сурмач Анна Александровна





Краснодар, 2015г.

Информационная карта проекта



Название проекта: «Русские былинные богатыри и сказочные герои в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Автор проекта: педагог дополнительного образования Сурмач Анна Александровна.

Тип проекта: групповой, долгосрочный, практико – ориентированный.

Направление деятельности: социально-личностное.

Цель проекта:

Формирование у детей основ патриотического сознания детей дошкольного возраста через потенциал русских сказок.

Задачи:

1. Формирование патриотического сознания детей дошкольного возраста на основе русских сказок.

2. Формирование и закрепление знаний детей о культурном богатстве русского народа.

3. Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной на основе содержание русских сказок;

4. Подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе - защитника Родины, семьянина, труженика и др.;

5. Воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина;

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни.

Проблема: Что такое патриотизм, наши дети знают только по картинкам или со слов воспитателя, но ни дети, ни тем более родители патриотами не являются, так как зачастую можно услышать: «А в Европе лучше!».

Актуальность проекта

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к русской культуре, через знакомство их с русскими сказочными героями и былинными богатырями, является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Именно знакомство детей с различными сказочными сюжетами дает возможность для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.

Поэтому былинные богатыри и сказочные герои воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.

Социальная значимость темы определена тем, что наши дети должны быть настоящими патриотами своей Родины. И я уверенна, что воспитывать патриотические чувства у детей, необходимо по средствам сказки и через сказку - самое доступное и любимое детьми.

Краткое описание проекта.

Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста велась по двум направлениям.

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы : беседы, занятия, привлечение детей к инсценировке поведения сказочных героев, игры, развлечения, помогали детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных ,ценить труд человека ,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работа проводиться в специально организованное время между занятиями, или на занятиях которые были связаны с данной темой.

Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.

Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:

Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.

О местах проживания наших предков.

О быте русских людей.

Об истории мужской и женской одежды.

Об истории русской кухни.

О народных праздниках.

О народных приметах.

О героизме русского народа.

Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских сказок.

Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовали и провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов, одежды, утвари.

С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией на Руси.

Основная работа с детьми проводилась в специально организованное время между занятиями.

С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.

Что такое хорошо

Добро всегда побеждает

Уважать старших

Слушать родителей

Динамика занятий предполагает постепенное погружение в единый сказочный сюжет. Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты с героическими поступками. Для реализации поставленных целей были использованы различные виды работы с детьми. Ребята рисовали героев сказок, раскрашивали, заштриховывали, измеряли длину, вычисляли расстояние, складывали и вычитали тем самым поживая весь сюжет сказки вместе с героями, таким образом соглашаясь или опровергая поступки сказочных героев. Разнообразные игры, использование музыкальных произведений, подготовка небольшого представления для детей другой группы, просмотр мультипликационных фильмов и т.д. все это попугает детям почувствовать и научиться понимать эмоции сказочных персонажей, анализировать их ошибки. Работа педагога с использованием небольших сценок, в которых принимали участие сами дети, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для мини-музея сказочных героев, подготовке элементов костюмов и, конечно же, выступающих детей. Была предложена вниманию родителей серия подготовленного материала на стенде и в форме памятки по работе со сказкой и как с помощью русских народных сказок, прививать любовь к Родине. Итогом нашей совместной работы стало создание в студии раннего развития мини-музея "Любимые герои сказок".

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:

использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты); 

решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был Илья Муромец, если бы я вдруг превратился в ...; 

дидактические игры: "У самовара?", "Играй гармонь", "Русская изба", "Небывальщина", "Кто лучше скажет", "Похвали соседа", "От куда хлеб пришел", "Будь отважным не теряйся, сзади всех не оставайся", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери сказочного героя к картинкам сказки".

использование презентаций, разработанных детьми моего объединения.

Форма работы меняются в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам самостоятельно сделать свой выбор иоснованый на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.



Сроки проведения проекта: февраль-апрель2015г.

Количество участников проекта: дети студии раннего развития «Луч», педагоги, родители.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса)

Гипотеза: Раннее гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста способствует быстрому становлению их как личности гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, адаптированные к условиям окружающей жизни.

Ожидаемые результаты проекта:

Получение целостной картины о формировании патриотизма как личностного качества каждого ребенка в данной группе.

Активизация деятельности в рамках героико-патриотического воспитания.

Изменение социальной и гражданской позиции ребят и их родителей.

Формирование представлений о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

Формирование навыков нравственно - патриотического поведения.

Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность.

Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Создание презентаций с использованием сюжетов из сказок.



План реализации проекта

Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом.


Подготовка необходимого материала.

Создание условий для проведения проекта.

Составления плана.

Разработаны программы, перспективное планирование занятий. Разработана картотека игр по формированию гражданско-патриотической позиции (в школе, семье, обществе).

Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте - консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

Заинтересовать каждого ребенка.

Второй этап. Организационно - практический.

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач.

Создание ситуации, в которой каждый ребенок будет принимать участие в реализации поставленной цели проекта. Знакомство с основным направлением деятельности на уровне «равный - равному».

Поисковая и творческая работа детей по изучению «Героического прошлого русского народа» опираясь на сюжеты русских сказок и судьбу каждого героя. Создание презентаций, иллюстрирование сказок, разработка сюжетных диалогов, игровых ситуаций, подготовка мини – спектаклей, мини - сценок, мини-музея.

Третий этап. Заключительный.

Выступления с презентациями и наработанными материалами в других группах, методических советах.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 стр.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.

4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская. М: Сфера, 2003, 192 стр.

5. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе.// Воспитание школьников. - №5, 6. – 2006.

6. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. - Волгоград, 2005.

7. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России.// Воспитание школьников. - №3. – 2006.

8. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина. – М., 1986.

9. Дереклеева Н.И. Справочник завуча. – М., 2006.

10. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! – М. 2006.

11. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М., 1987.

12. Прохорова О., Кузнецова Л. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации гражданского становления и патриотического воспитания молодежи.// Воспитание школьников. - №3,4. – 2006.

13. Шакурова М.В., Зеленина Е.А. Программа « Я – гражданин» // Классный руководитель. №3. – 2007.

14. Швецова Л.В., Галицких А.А. Воспитательные программы современной школы. – М., 2006.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.