Статья «Проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
Тема: «Проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
И.А Носаева – воспитатель дошкольной группы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2 Гавриловская СОШ 1 Пересыпкинский филиал
Аннотация: В статье рассматривается проблема патриотического воспитания дошкольников в современных условиях, когда происходят коренные изменения в жизни общества. Актуальной проблемой общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ощущать себя патриотом – частью Отечества – это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда именно в это момент закладывается фундамент ценностного отношения к окружающему миру, к родной стране. Сейчас, в период нестабильности, появляется необходимость вернуться к традициям нашего народа и его вековым обычаям, и к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Ключевые слова: Дошкольник, патриотическое воспитание, Родина, традиции, общество, подрастающее поколение, родная страна.
Гражданско-патриотическое воспитание – это одно из направлений социально-личностного развития ребенка. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка посеять любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Получение нравственных ценностей родной культуры в таком самом нежном возрасте – это и есть самый верный способ патриотического воспитания.
Итак, культурное наследие народа – это огромное богатство, которым каждому ребенку надо научиться умело распоряжаться, сохранять и приумножать. Патриотическое воспитание у ребенка охватывает все виды деятельности в образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, формирование общественной жизни (экскурсии в музей). А в образовательной деятельности это игра, наблюдение, беседы, рассматривание картинок, видеотека. Для того чтобы правильно построить свою работу по патриотическому воспитанию у дошкольников следует опираться на следующие документы:
1 Закон РФ «Об образовании»
2. Закон РФ «О днях воинской славы России»
3 Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
Современные исследователи – О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева – делают акцент на том, что педагог в этом процессе является ключевой фигурой, как носитель культурных ценностей, в передаче этих ценностей от одного поколения к другому.
Принципы гражданско-патриотического воспитания:
Целостности – единство обучения;
Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании;
Деятельного подхода;
Интеграции – совмещение аспекты научных и обще человеческих знаний;
Культурособразности;
Возрастного и индивидуального подхода;
Рациональности – правильное сочетание разных видов деятельности.
Рассмотрим некоторые суждение ведущих ученых (таблице № 1).
Таблица 1 – Мнение ученых о патриотическом воспитании
Автор | Содержание |
К.Д.Ушинский | «Начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста» |
В.А. Сухомлинский | «Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» |
Ипполитова Н.В | «Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» |
Козловой С.А. | «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу» |
Никонова Л.Е. | «Это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек» |
Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Результаты теоретических исследований привели к необходимости разработки комплекса педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на примере родного города. Данный комплекс предполагает следующие педагогические условия:
1. содержание патриотического воспитания будет строиться на основе механизма нравственного воспитания (единство знаний и представлений, мотивов, чувств и отношений);
2. взаимодействие дошкольных образовательных организации и семьи, способствующего формированию основ патриотизма детей;
3. средствами формирования основ патриотизма будет выступать: общение, художественная литература, народное творчество, игра.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.
Анализ нормативных источников позволил нам определить, что в современных условиях, когда происходят радикальные изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Список использованных источников.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.
Нравственное и трудовое дошкольников / С.А. и др.; под редакцией Козловой. – М.: Академия, – 187 с.
Приказ Министерства и науки РФ от 17 октября года № 1155 "Об федерального государственного стандарта дошкольного зарегистрированный в Минюсте РФ 14 2013 года за рм № 30384.
Ушков М. Ю. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 29-31.
3