Проект технологической карты урока по географии в 7 классе «Физико-географическое положение Северной Америки»
Проект технологической карты по теме
«Физико-географическое положение Северной Америки»
Предмет: география 7 класс УМК «География. Материки, океаны, народы и страны» под ред. В. П. Дронова
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: оценить ФГП Северной Америки в сравнении с ФГП Южной Америки
Планируемые достижения учеников на уроке:
формировать практические навыки сравнения ФГП материков в системе градусной сетки, по размерам, по характеру береговой линии, выделяя признаки сходства и различия.
Предметные: тренировать практические навыки определения географических координат крайних точек Северной Америки и протяжённости материка в градусной мере.
Оборудование: учебник «География. Материки, океаны, народы и страны» под ред. В. П. Дронова; физические карты Северной Америки и Южной Америки, индивидуальные контурные карты и атласы, типовой план описания ФГП материка.
Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся (Вспомнить известные знания о способах познания окружающего мира)
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Девиз нашего урока звучит так: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением» - Прочитайте стихотворение и сформулируйте «главный вопрос» -Подчеркните в тексте ключевые слова. «Ключевые слова» ТРКМ* Он похож на треугольник, С ним на одной мы широте, Однако, в разных полушариях Мы живём давно уже. А реку, что как дерево ветвистое, Узнаём мы без труда. Как называется река? И течёт она куда? Секвойя здесь произрастает, Высотою поражает. А букет озёр великих Материк сей украшает. Сформулируй поскорее Самый главный наш вопрос, На него ответ ты дай И конечно обоснуй. |
Главный вопрос: «Какой материк будем изучать?» - ответы детей: Этот материк называется Северная Америка. Он, как и Южная Америка, имеет форму треугольника. Мы - жители Евразии на одной с ним широте, т.е. Северная Америка тоже разместилась между Северным тропиком и Северным полярным кругом. Но мы живём в Восточном полушарии, а Северная Америка – материк Западного полушария. А реку назовём Миссисипи, она течёт в Мексиканский залив на юг. Секвойя – самое высокое дерево Земли. Речь идёт о Великих Североамериканских озёрах. |
Познавательные (информационные: поиск и извлечение информации) Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала) |
2. Целеполагание (Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи) |
||
- Вспомните, с какой проблемы мы начинаем изучение любого материка? -Сформулируйте тему урока. - Какова будет цель урока? -Поставим задачи для выполнения данной цели. |
- С физико-географического положения материка - Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: ФГП Северной Америки Цель: изучить ФГП Северной Америки (по плану) Задачи: - рассмотреть ФГП Северной Америки, используя карты атласа и план описания материка; -сравнить ФГП Северной Америки и Южной Америки; -- сделать самооценку |
Регулятивные (планирование действий; принятие цели и постановка задач урока) Коммуникативные (высказывания детей) |
3. Изучение нового материала (изучить ФГП Северной Америки) |
||
1. Самостоятельная работа уч-ся с использованием карты по плану. Проверьте и помогите друг другу. 2. Обсуждение в «тройках» ТРКМ* «Жужжащее обсуждение» 3.Проверка «Найди ошибку» (самостоятельно) 4. Проверка «Найди ошибку» Выполняется задание коллективно с доказательством утверждения с показом на карте 9-10 баллов- «5» 7-8 баллов- «4» 5-6 баллов- «3» - Кто выполнил задание на «5», на «4»? 5. Заполнение контурной карты. Нанесите крайние точки материка и обозначьте их координаты. (как один из вариантов может быть задан для дом. выполнения) 6.Мы можем определить в градусной мере протяжённость Северной Америки между крайними точками с помощью географических координат, которые мы определили.
7. Рефлексия. -Что получалось у вас успешно? - Где возникли трудности? |
1. Учащиеся самостоятельно описывают ФГП материка с использованием карт по плану (с.344). Самооценка (оценочный лист) 2. Самостоятельное обсуждение в «тройках». Самооценка. (оценочный лист) 3. Проверка ФГП материка проверяется «Найди ошибку» самостоятельно: «Материк Северная Америка находится в двух полушариях – южном и восточном, его омывают два океана – Индийский и Атлантический. От Евразии Северную Америку отделяет Панамский канал, а от Южной Америки пролив Дрейка. Самый большой остров, расположенный у юго-западных берегов материка – это Гренландия. Северная Америка второй по величине материк Земли. Климат на большей части материка экваториальный и тропический» 4. Проверка «Найди ошибку» коллективно. -Учащиеся переводят баллы в отметку и оценивают себя.
Заполнение контурной карты. Работа в паре. Мыс Мёрчисон – Северная крайняя точка 72° с.ш 94° з.д. Мыс. Марьятто – Южная крайняя точка 7° с.ш. 81°з.д. Мыс Принца Уэльского – Западная крайняя точка 65°с.ш. 168° з.д. Мыс Сент Чарльз - Восточная крайняя точка 52° с.ш. 55°з.д. Ответ у доски - Путь с севера на юг в градусах (мыс Марьятто – мыс Мёрчисон) равен 72°-7°= 65° Мы знаем, что в одном градусе на любом меридиане Земли – 111,3 км. Весь путь = 7235 км. -Протяженность с запада на восток определим по 40с.ш. -Самооценка. (оценочный лист) |
Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные (обобщение) Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации) Познавательные (сравнение) Познавательные (информационные: применение и предоставление информации) Коммуникативные (монологические высказывания) Регулятивные (самоконтроль) Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний |
Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний |
||
4. Сравнение ФГП материков |
||
1. -Какова площадь Северной Америки и её место в мире по размерам? |
- Сведения о площадях материков Земли на странице 6 учебника. Северная Америка занимает по площади третье место в мире после Евразии и Африки, уступает Евразии почти в 2,5 раза, Африке в 1,5 раза, в сравнении с Южной Америкой наш материк больше в 1,5 раза. |
|
2. - Сравним ФГП материков. У доски работают двое учащихся. Остальные находят черты сходства и различия в ФГП материков и делают выводы. |
-Сравнение ФГП материков у доски с использованием физических карт материков. |
Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний |
3. Наше путешествие вокруг Северной Америки продолжается. Сформулируйте очередной вопрос. |
- Каков характер береговой линии Северной Америки? Работа по контурной карте (определение гео объектов) Вывод: береговая линия сильно изрезана по сравнению с Южной Америкой, здесь много островов, полуостровов, заливов, морей и проливов |
Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний |
5. Рефлексия (формировать умения оценивать себя) |
||
- Обратимся к поставленным задачам в начале урока. - Все ли учебные задачи решены? - Решение каких задач у вас вызвали затруднения? Почему? - Пригодятся ли нам эти знания в жизни и почему? - Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям: - Умею и могу другого научить определять ФГП материка - Умею определять ФГП материка -Испытываю трудности в определении ФГП материка |
-ответы детей - ответы детей -ответы детей |
Регулятивные (удержание цели) Регулятивные (внесение коррективов) Личностные (компетентности в поступках и деятельности) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
6. Домашнее задание |
||
Домашнее задание: - на зачет ФГП Северной Америки -заполнить контурную карту (см. приложение) |
- записывают в дневник |
*ТРКМ Технология развития критического мышления.
Приложение:
Оценочный лист
умения |
выполнение заданий |
Самооценка ( + \/ - ) |
- умение описывать ФГП материка |
-используя физическую карту, опиши ФГП Северной Америки самостоятельно |
|
- проверь выполнение работы по описанию ФГП Северной Америки, работая в группе |
||
- находить черты сходства и различия в сравнении ФГП материков; -умение анализировать ответ |
- сравни ФГП материков |
|
-оцени работу одноклассников у доски |
||
-умение работать с контурной картой |
-найди на физической карте географические объекты, обозначенные цифрой на контурной карте |