Введение
Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности.
Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье.
Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническими требованиями.
В режиме дня современных школьников, по данным многочисленных исследований, отмечается снижение продолжительности ночного сна до 5-7 часов, недостаточность пребывания на свежем воздухе (до 1 часа), низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов).
Цель работы:
Изучение организации режима дня школьников.
Задачи:
познакомиться с гигиеническими требованиями к правильной организации режима дня;
предложить рекомендации по составлению режима дня.
Программа проекта:
1. Изучение литературы по теме «Режим дня школьников».
2. Изучить требования к правильной организации режима дня.
3. Составить рекомендации по составлению режима дня.
Основная часть
Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.
Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.
Основными элементами режима дня школьника являются:
- сон;
- пребывание на открытом воздухе (прогулки);
- воспитательная и учебная деятельность;
- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
- самообслуживание, помощь семье;
- приемы пищи;
- личная гигиена.
Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.
Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие школьников. Режим дня обеспечивает оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
1.1 Сон
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. Полноценный ночной сон важен для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.
Продолжительность сна у детей
Возраст |
Продолжительность сна (часы) |
7-10 лет |
10-12 |
11-12 лет |
9-10 |
12-14 лет |
9-9,5 |
14-17 лет |
8-9 |
Систематическое недосыпание может вызвать истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма. Потребность детей в сне зависит от возраста, состояния здоровья и физического развития ребенка, а также от физических и психических нагрузок. Если есть привычка ложиться и вставать в одно и то же время, то человек быстро засыпает в установленные часы. Немаловажным является и устранение различных раздражителей (свет, музыка, разговоры), которые резко нарушают полноценность сна. Перед сном следует проветривать помещение, а еще лучше приучить себя спать круглый год при открытой форточке. Подъем следует проводить всегда в одно и то же время — не позднее 7 часов. Сразу же необходимо выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику. Утренняя гимнастика ускоряет переход организма от сна к бодрствованию, создает бодрое и жизнерадостное настроение.
1.2. Пребывание на открытом воздухе (прогулки)
Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным насыщением крови кислородом, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Пребывание на воздухе для школьника желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.
1.3. Учебная деятельность.
При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.
Режимные моменты |
Возраст, лет |
|||||
7-8 |
9-10 |
11-12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
|
Учебные занятия и доп.занятия |
3-4 |
5-6 |
5-6 |
5-6 |
5-6 |
5-6 |
Дом.задания |
1 |
1,5 |
1,5-2 |
2-2,5 |
2,5-3 |
3-4 |
В соответствии с периодами подъема и спада активности должен строиться и режим обучения школьника. Основными составляющими режима должны быть школьные занятия, которые регламентируются учебным планом, и домашние занятия по подготовке к урокам.
Желательно приготовление уроков начинать в одно и то же время и сохранять такой же режим занятий, как и в школе, т.е. через каждые 45 минут делать короткие перерывы на отдых. Важно отметить и рациональное чередование деятельности, подразумевающее смену одного ее вида другим принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых.
1.4. Занятия в кружках, секциях и отдых по собственному выбору
Занятия в кружках, секциях и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).
Ежедневно свободное время ученики могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Школьники посвящают своё свободное время чтению литературы, любимым занятиям, просмотру телевизионных передач. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение.
Учащийся может в свободное время заниматься в кружках и спортивных секциях (однако не рекомендуется участие более чем в двух кружках), для младших школьников оно должно составлять 1-1,5 часа, для средних и старших школьников - 1,5-2,5 часа.
Для тренировок в режиме дня отводится определенное время. Лучше всего тренировочные занятия для школьников проводить в 10—12 или в 15—18 часов.
1.5. Работа на компьютере и просмотр телепередач.
Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора. Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере: каждые 15-20 минут для младших и 20-25 минут для старших школьников. Общее время просмотра телепередач и работы за компьютером не должно превышать 1,5 часа для младших школьников и 2 часа для школьников средних классов.
К сожалению, часто приходится наблюдать, как дети и подростки в ущерб учебным занятиям или сну слишком много времени проводят у телевизора или компьютера. Следствием этого является нарастающее утомление и снижение работоспособности. Поэтому необходимо ограничивать время просмотра телевизионных передач и работы на компьютере.
1.6. Время на самообслуживание
Время на самообслуживание, помощь семье также должно выделяться в режиме дня. Как дома, так и в школе учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в уборке помещений, уборке посуды, поливке растений, уходу за младшими детьми и др. Обучение самообслуживанию и привлечение к общественно полезному труду необходимо начинать с первых лет пребывания в школе
Продолжительность такой работы у учащихся 1-4-го классов должна составлять не более 30 минут, 5-8-го классов - 40 минут, 9-11-го классов - 1,5 часа. Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом их состояния здоровья.
1.7. Приемы пищи и личная гигиена
Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Школьники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа. Ужинать ребенок должен за 1-1,5 часа до сна, а непосредственно перед сном полезно выпить стакан молока или кефира.
Пища должна включать известное количество воды, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов. Рациональное питание включает в себя и соблюдение режима питания, а также правильное распределение пищи по калорийности в течение дня с обеспечением высокого уровня усвоения пищевых продуктов.
Определенное место в режиме дня следует отвести мероприятиям по личной гигиене (уход за телом, за волосами, зубами), закаливающим процедурам (воздушным, водным, комбинированным), утренней гигиенической гимнастике.
Необходимо ежедневно мыть ноги на ночь, чаще менять носки, просушивать обувь. Следует систематически следить за ногтями рук и ног. Уход за полостью рта и зубами также немаловажный фактор. Скапливающиеся частички пищи во рту, а также больные зубы—благоприятная почва для развития вредных бактерий и частая причина нарушений работы желудочно-кишечного тракта. После каждого приема пищи необходимо полоскать рот теплой водой, перед сном и утром чистить зубы пастой или зубным порошком. Два раза в год следует проходить профилактические осмотры у зубного врача.
Рекомендации по составлению распорядка дня школьника:
Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.
После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.
Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.
Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.
Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.
Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.
1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.
Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.
Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение/
Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.
Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.
Заключение
По ходе работы над проектом, я выяснил, что такое режим дня и его составляющие, как его правильно организовать.
Составил рекомендации по составлению распорядка дня.
В дальнейшем я хочу исследовать режим дня учеников 5 классов и сравнить его с гигиеническими требованиями.
Таким образом, можно сделать вывод, что соблюдение рационального режима дня детьми способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.
Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену
(начало занятий в 8.00)
Подъем 7.00.
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.20.
Утренний завтрак 7.20-7.40.
Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.40-8.00
Занятия в школе 8.00-13.00.
Горячий завтрак в школе около 10 ч.
Дорога из школы или прогулка после занятий в школе13.00-13.30.
Обед 13.30-14.00.
Послеобеденный отдых 14.00-14.30
Прогулка или игры на воздухе и спортивные занятия 14.30-16.00.
Полдник 16.00-16.15.
Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.
Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.
Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.
Приготовление ко сну 21.00-21.30.
Сон 22.00-7.00.
Список литературы
А.А. Силаев, О.Л. Попова. Гигиенические аспекты организации режима дня школьников: Практика педиатра, Гигиена. Май,2008
Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1989.
Ю.В.Науменко, И.В.Федоскина. Моё здоровье. – М.: Глобус, 2008
Сохранение, укрепление и восстановление индивидуального здоровья детей. Методические рекомендации. – Курган: ИПКРО, 2003