Урок на тему «Правописание Ь в именах числительных»
учитель начальных классов
Цель урока: создать на уроке ситуацию успеха при знакомстве с правилом правописания мягкого знака в именах числительных.
Задачи:
- научиться контролировать собственные действия при списывании текста;
- обосновывать написание слов;
- понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу;
- знакомиться с правилом написания ь в числительных;
- преобразовывать запись цифрами в буквенную запись;
- учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Планируемые результаты.
Личностные:
развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи;
развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Предметные:
применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.
Оборудование для учителя:
1. Мультимедийный комплекс, презентация.
2. Демонстрационные карточки
Оборудование для учащихся.
1. Учебник “Русский язык. 4 класс” (авторы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова).
2. Рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.
- Роль мягкого знака велика, о его правописании мы не раз говорили, знаем много правил, но тема открыта не до конца, значит, мы сегодня откроем новое знание.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
1. Чистописание.
Ученье и труд все перетрут.
2. Словарная работа.
здесь, календарь, картофель
- Какую роль выполняет мягкий знак в данных словах? (Заслушиваются ответы учащихся о правилах правописания мягкого знака в словах)
3. Запишите словами.
8, 11, 17, 60, 80
- Запись каких числительных вызвала затруднение (Ответы детей)
- Сформулируйте и запишите тему урока в рабочие тетради.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Посмотрим, что у нас получилось (сравниваем работы учащихся).
- У вас так же? А как вы написали?
- Слова были одинаковые? А написали вы их по-разному. Почему? (Дети делают вывод о том, что они не знают новый способ действия, правило написания мягкого знака в именах числительных)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Найти правило написания мягкого знака в именах числительных).
- Какие задачи поставим перед собой на урок? (На доске появляется картинный план)
1. Понаблюдение за числительными.
2. Вывод, сформулировка правила.
3. Тренировочные упражнения в написании числительных с мягким знаком.
5. Реализация построенного проекта.
- Приступаем к решению наших задач.
- Прочитайте слова про себя, определите части речи и обратите внимание на мягкий знак.
сем?сот,
сем?надцать,
сем?десят,
шест?сот,
девят?надцать,
пят?десят,
сем?сот,
пят?надцать,
девят? надцать
- Какими частями речи являются слова? (Именами числительными)
- А что можете сказать о мягком знаке в этих словах? (ь есть во всех словах, служит для обозначения мягкости согласных, в некоторых словах ь пишется в конце, а в других – в середине слов)
- Поработаем в парах. Запишите слова в два столбика: ь в середине слова, ь на конце слова
- Проверяем, что у вас получилось. Вы нашли какое-то объяснение?
Выступление каждой группы, защита своей модели правила.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Как проверить правильность ваших ответов? (Нам поможет учебник и правило в нем)
- Прочтем правило написания ь в числительных по учебнику и сверим свои ответы.
- В чем же секрет мягкого знака? Ь в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1994 г., с.350)
- Вернёмся к заданию в тетради, исправим ошибки.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Запишите числительные словами в два столбика с устным объяснением:
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 30, 50, 60, 70, 80, 500, 600, 700, 800, 900.
8. Включение в систему знаний и повторений.
- Закрепим наше новое знание.
1. Выпишите числительные в два столбика: с ь в середине и с ь на конце, объясните их правописание.
1. Старость нас не застанет в сорок, чуть покажется в 60.
2. Замечено: весна идёт по земле со скоростью 50 километров в сутки.
3. Лётчик прикинул в уме числа, и вышло, что прополз Алексей Мересьев 18 километров.
4. Не хочется думать о смерти, поверь мне, в 16 мальчишеских лет.
5. Площадь Капчагайского водохранилища составляет 1800 квадратных километров.
6. Ростову на севере было 900 лет, когда в устье Дона рубили первую избу.
2. Выберите числительное, которое написано без ошибок:
четыреста, восемдесят, два, шестьсот, семьнадцать, тысяча двести пятдесят, пять, восемьсот, шестнадцать
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какое знание открыли на уроке?
- Что поможет не делать ошибок в написании ь в числительных?
- Какое задание показалось трудным, интересным?
- Оцените свою работу на уроке: напротив заданий, с которыми справились легко, поставьте «+», трудно – « - ».
- Спасибо за урок.
10. Задание на дом. Учебник, с.63 №3.