Проект урока русского языка «Род имён существительных» (5 класс)
Проект урока русского языка «Род имён существительных»
Данный урок является пятым в изучении темы «Имя существительное», логически связан с предшествующими и последующими уроками.
Образовательная область: «Филология».
Образовательная программа: Русский язык, 5 класс, Часть 2, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., 2019.
Предмет: русский язык.
Раздел учебника: Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Количество учебных часов в неделю: 5.
Количество учебных часов в год: 170.
Тема: Род имён существительных.
Цели урока: повторение изученного по теме «Род имён существительных»; расширение знаний об этом признаке существительных; систематизация материала и отработка навыка согласования с существительным в роде других частей речи.
Участники: ученики 5 класса, учитель.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.
Педагогическая технология: АМО.
Формат урока: игра – детективное расследование.
Предполагаемое распределение ролей: учитель – детектив, ученики – юные сыщики-коллеги.
Методы: наблюдение, исследование, практический, словесный, наглядный; АМ «Автобусная остановка» (Приложение 1), творческий отчёт (Приложение 3).
Срок реализации проекта: 30 минут.
Проблема: определение рода имени существительного, правильное употребление в речи, согласование имени существительного с другими частями речи.
Актуальность: наличие в русском языке трудных случаев определения рода имени существительного; не всегда люди правильно грамматически могут связать существительное с другими частями речи в роде, числе, падеже.
Опорные понятия, термины: род имени существительного, слова-помощники, мужской род, женский род, средний род, грамматическая связь.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся отработают навык определения рода имени существительного и согласования имени существительное с другими частями речи.
Формы контроля: коллективная, самоконтроль, взаимоконтроль в группах. Предполагаемый продукт: лингвистический текст.
Ресурсы: презентация к уроку, интерактивная доска, учебник, карточки, раздаточный материал.
Формируемые УУД:
Личностные: создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учеников к учению; сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; усвоение ребенком нормы справедливого распределения, нормы взаимопомощи и нормы правдивости; способность «встать» на позицию другого человека и «увидеть» ситуацию с его точки зрения.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно; способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности; готовность к преодолению трудностей.
Познавательные: развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; - готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений; умение сравнить цель и результат; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
В ходе занятия ученики объединяются в группы, они работают то в парах, то в группах по несколько человек. Для чего это делается? Когда дети в процессе обучения объединяют свои усилия, это позволяет решить следующие задачи:
возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина понимания;
на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (все ученики выполняют задания);
ученики получают большое удовольствие от знаний, комфортней чувствуют себя в школе;
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащегося;
В то же время для работы в парах необходимо: слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему мнению, уметь доброжелательно высказывать свое мнение и выслушивать мнение товарища; помогать соседу и учиться у него. Такая форма воспитывает «чувство локтя», товарищества, готовность прийти на помощь. Обобщение знаний происходит при совместной работе, в дискуссии, спорах.
Важен и здоровьесберегающий аспект урока. АМ «Автобусная остановка» гармонично вписывается в структуру урока, полностью заменяя динамическую паузу. На этапе самостоятельной работы с новым материалом ученики, выполняя работу в группах, передвигаются по классу, что позволяет им проявить физическую активность, подвигаться.
Реализация проекта урока
Этап урока | Формы работы |
I. Организационно - мотивационный (мотивация, вхождение в тему, актуализации знаний, постановка целей урока, постановка проблемы). | Фронтальная; работа на интерактивной смарт-доске; работа в парах. |
1
Учитель. Ребята, в мое детективное агентство поступило какое-то странное смс - сообщение.
(Слайд). «Просим разобраться…Всё перемешалось… …Существительные… Женский…захватил шпиона …Средний ...вторгается в чужие владения…Мужской меняет внешность…Самозванцы…». Что бы это значило? Необходимо провести тщательное расследование. Ребята, вы согласны помочь мне? (Ответы учеников).
Учитель. Тогда начинаем действовать, мои юные коллеги! Наше агентство имеет свой символ (символика победы). Как вы думаете, что он означает? (Слайд). (Ответы учащихся).
Учитель. Возьмите символ (на партах) и на одном пальчике напишите, чего вы ждете от предстоящего расследования. Может быть, успеха, везения, находчивости. А я вам всем желаю удачи и хорошего настроения!
2
Учитель. Но вернёмся к сообщению и определим, кому же нужна наша помощь? (Слайд). Сформулируйте тему нашего расследования. (Ответы учащихся: род имён существительных).
Учитель. Совершенно верно (слайд). И мы открываем дело № … (номер дела в соответствии с датой) о роде имен существительных. Впишите тему занятия на титульном листе дела. А для чего так важно знать род имен существительных?
(Ответы учащихся: чтобы правильно говорить, писать, согласовывать в роде слова разных частей речи и т.д. Учитель корректирует).
Учитель. Поэтому сегодня (целеполагание) нам предстоит (слайд) повторить изученное по теме «Род имён существительных»; расширить наши знания об этом признаке существительных; систематизировать материал и отработать навык согласования с существительным в роде других частей речи.
3
Учитель. Начинаем собирать досье. Что мы знаем о роде имен существительных? (Ответы учащихся).
Учитель. Изменяются ли существительные по родам? (Если мнения учеников расходятся, то учитель предлагает изменить существительное СТОЛ по родам). А как мы определяем род имени существительного? (Ответы учащихся; акцент на вспомогательные местоимения).
Учитель. Да, род существительного, действительно, можно определить по словам-помощникам. И это позволит нам провести опознание. Внимание на экран (слайд; работа с интерактивной доской). Распределите «заблудившиеся» имена существительные по родам, поясняя свой выбор, используя вспомогательные местоимения (ученики по одному выходят к доске и распределяют слова по родам).
Учитель. Оказывается, что не всё так просто. Как вы думаете, можно ли определить род у слова САНИ? Почему? (Ответ учащихся: определить род можно только у слов в форме ед. числа).
Фоторобот.
Учитель. И в этом нам поможет составить фоторобот рода имени существительного (слайд). У вас на партах лежат геометрические фигуры. Составьте фоторобот, используя особые приметы (слайд) 1 ряд – М.Р.; 2 ряд - Ж.Р.; 3 ряд – СР.Р. (Ученики называют особые приметы –вспомогательные местоимения: она моя, он мой, оно моё).
Учитель. А можно ли ориентироваться при определении рода только на окончания существительных? (Слайд). (Ответы учащихся). Нельзя, т.к. окончания у разных родов могут совпадать (слайд). Вывод: род определяем по вспомогательным местоимениям.
В ходе следствия информация будет пополняться.
Этап урока | Формы работы |
II.Операционально-исполнительский. Самостоятельная работа с новым материалом (прирост новых знаний). | Работа в парах; работа в микрогруппах; АМО «Автобусная остановка». |
Но вернемся к СМС (слайд).
Что же ещё скрыто от наших глаз? Попробуем открыть эти тайны. В нашем распоряжении семейный архив мужского, женского и среднего рода. Я предлагаю провести экспертизу документов.
Экспертиза документов
Поработаем в парах (приложение №2). Прочитайте задания. Всё ли понятно? На карточках у вас есть алгоритмы - помощники. Вы можете обращаться к ним (слайд). (Ученики при этом распределены по 3-м группам, в каждой группе по 2 пары, одна пара из которых работает у доски, а другая - за партами, т.о. у доски 3- пары; на местах – 3 пары. Сравниваются результаты экспертизы, полученные на местах и у доски).
Проверка результатов экспертизы.
Учитель. Экспертиза проведена. Ознакомимся с её результатами. Будьте очень внимательны. Результаты нам будут необходимы для дальнейшей работы.
Предоставляю слово представителю 1 пары (слайд). Действительно ли средний род забирает окончания мужского рода себе? (Ответы учащихся).
Учитель. Нет. Внешность может поменяться, но род остаётся прежним. Это еще раз подтверждает то, что окончания не влияют на определение рода (слайд). А что же показывают результаты вашей экспертизы? (обращается ко 2 паре; слайд). (Ответ учащихся).
Учитель. У слов, образованных от существительных мужского рода, появились окончания -Е и -О. Но они относятся к мужскому роду, потому что можно подставить слова он, мой). Обоснованно ли желание среднего рода забрать их себе? (Ответы учащихся).
Учитель. Не обоснованно; (слайд) совпадение 100 %. А что же показывают результаты вашей экспертизы? Предоставляю слово представителю 3 пары. (Ответы учеников). Четвертая пара согласна с такой точкой зрения? (Ответы учеников; слайд).
Учитель. Совпадение 100 %. Это, действительно, так. Слово-шпион – существительное тень. Просто много веков назад слово тень было мужского рода. Сейчас мы относим его к женскому, но суффикс - ЕК- в слове тенёк его предательски выдаёт. А мы слушаем результаты экспертизы 5и 6 пары (слайд). (Ответы учеников).
Учитель. Это совершенно разные слова, поэтому они относятся к разному роду. (Слайд). Совпадение 0 %! Молодцы, мои юные коллеги! Мы ещё раз доказали: для определения рода нельзя ориентироваться только на окончания существительных. Особые приметы рода - слова он мой, она моя, оно моё (слайд).
Установление контактов.
Учитель. Данные экспертизы позволят нам определить связи существительных разного рода с другими частями речи, установить их контакты, обозначить круг общения. Проделаем эту работу с помощью АМ «Автобусная остановка» (слайд). Вам предстоит проделать путь от одного пункта к другому. Возьмите карточку голубого цвета. Это ваш маршрутный лист, он поможет вам не сбиться с пути. Задания вы найдете на остановках. Время работы на каждой остановке 1,5 минуты, на начало движения укажет сигнал (слайд). По сигналу возвращаетесь на исходную остановку, с которой вы начали движение. Покажите результат своей работы, объясните выбор словосочетаний, аргументируйте выбор.
Проверка.
Каждая группа зачитывает свои сочетания слов, указывает род существительных. Если допущены ошибки, совместно исправляем, объясняем.
Учитель. Для чего нам необходимо устанавливать связь существительных с другими частями речи? (Ответы учеников). Чтобы грамотно писать и говорить.
Этап урока | Формы работы |
III. Рефлексивно-оценочный (итог по материалам урока, выводы учеников, творческий отчёт о проделанной работе). | Творческий отчёт в малых группах; работа с текстом; выход на продукт: связный текст, в котором полностью отражается содержание урока; цели и задачи. |
Подведение итогов
Учитель. Мы собрали информацию, проанализировали её. Осталось выполнить отчет о проделанной работе. Для этого поработаем в группах. На партах - лист для отчета. Время работы -2 минуты. Прочитайте задание. Всё понятно? Тогда приступаем. (Отчёт получается творческий в виде небольшой импровизации, где ребята демонстрируют умение определять род имён существительных, правильно согласовывать имена существительные в роде с другими частями речи, применяют полученные на занятии новые знания).
Учитель. Пора подвести итоги. Что мы можем сказать о роде имён существительных? (Ученики отвечают, учитель дополняет, корректирует). Молодцы, друзья мои! Наше расследование завершилось, дело о роде имён существительных мы закрываем. (Звонок телефона).
Учитель. Минутку, коллеги… Юные сыщики! Нам поступил ещё один заказ. Оказывается, кроме мужского, женского и среднего рода существует ещё и общий род, который просит нас заняться его делом. …Но это тема одного из наших будущих заседаний. А теперь возьмите в руки эмблему нашего агентства и на втором пальчике ответьте, удалось ли наше расследование. А я благодарю вас за сотрудничество и в память о нашей встрече дарю неизменный атрибут настоящего сыщика - лупу. До свидания!
Список источников
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2021 год;
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова; М., «Просвещение», 2009.
3. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»; С.-Пб., Союз, 1997.
4. Хуторской А.В. Развитие одарённых школьников, / Хуторской А.В.- М.: Владос, 2000.
5. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986.
6.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.:
ЛГУ, 1985.
7. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. С. 30.
8. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном
процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1999. – 160 с.
9.http://moi-universitet.ru/
10.Электронная книга "Копилочка активных методов обучения"
11. http://www.studfiles.ru/preview/1743065/
Приложение 1.
Описание АМ «Автобусная остановка»
АМ организации самостоятельной работы над темой. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Достигается это при помощи активных методов.
Цель: обсуждение и анализ заданной темы в малых группах.
Группы: 5-7 человек.
Численность: весь класс.
Время: 10-15 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат), фломастеры (маркеры).
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). На данном занятии запланированы 3 остановки: мужской род, женский род, средний род.
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Задания для автобусных остановок
Из карточки выпишите сочетания слов с существительными мужского рода, согласуйте их с прилагательными или глаголами.
Проверьте выполненное предыдущими группами, поставьте «+», если выполнено верно, поставьте -, если сделано неправильно.
дивн… живопись, крохотн… оконце, сер… волчище, сладк… печенье, лесн… болотище, труслив… зайчишка, свеж… хлебушко, пел… скворушка, | голуб… ель, крив…зеркало, пухов… шаль, скрипел… кресло, кружевн… тюль, огромн… домище, темн… ночь, сед… бородища |
Из карточки выпишите сочетания с существительными женского рода, согласуйте их с прилагательными или глаголами.
Проверьте выполненное предыдущими группами, поставьте «+», если выполнено верно, поставьте «-« , если сделано неправильно.
дивн… живопись, крохотн… оконце, сер… волчище, сладк… печенье, лесн… болотище, труслив… зайчишка, свеж… хлебушко, пел… скворушка, | голуб… ель, крив…зеркало, пухов… шаль, скрипел… кресло, кружевн… тюль, огромн… домище, темн… ночь, сед.. .бородища |
Из карточки выпишите сочетания с существительными среднего рода, согласуйте их с прилагательными или глаголами.
Проверьте выполненное предыдущими группами, поставьте «+», если выполнено верно, поставьте «-«, если сделано неправильно.
дивн… живопись, крохотн… оконце, сер… волчище, сладк… печенье, лесн… болотище, труслив… зайчишка, свеж… хлебушко, пел… скворушка, | голуб… ель, крив…зеркало, пухов… шаль, скрипел… кресло, кружевн… тюль, огромн… домище, темн… ночь, сед.. . бородища |
Приложение 2.
Задания для экспертизы
1 и 2 пары
Подготовьтесь ответить на вопрос: имеет ли право средний род забирать к себе все существительные с окончаниями -о –е?
3, 4 пары
Подготовьтесь ответить на вопрос: какое слово в ходе истории изменило свой род?
Задания для экспертизы
5 и 6 пара
Подготовьтесь ответить на вопрос: почему возможно употребление словосочетаний «страшный пожарище» и «печальное пожарище».
Приложение 3.
Творческий отчёт.
1 группа
Задание:
Раскройте скобки, подберите подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их с существительным в роде, в единственном числе и падеже.
Выразительно прочитайте получившийся текст.
Закончив________________ (расследование), юные детективы вошли
в _______________ (вагон) _________________ (поезд).
Через ___________________(окно) наблюдали, как за ______________
(куст) прятался ______________ (зайчишка). ______________ (глаз) от
него не отводил ____________ (волчище).
2 группа
Задание:
Раскройте скобки, подберите подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их с существительным в роде, в единственном числе и падеже.
Выразительно прочитайте получившийся текст.
_______________ (поезд) подошел к __________ (вокзал).
__________ пассажир отодвинул ________________(тюль).
На ______________ (перрон) гуляла ________________ (молодежь).
________________ (бабушка) в ______________ (шаль)
продавала____________ (пирог) с _________________ (повидло).
3 группа
Задание:
Раскройте скобки, подберите подходящие по смыслу прилагательные, согласуйте их с существительным в роде, в единственном числе и падеже.
Выразительно прочитайте получившийся текст.
_________________(хлебушко), ____________ (шницель) помогли утолить
__________________ (голод). _______________ (радость) наполнила сердца.
Юные сыщики с удовольствием слушали, как поет ________________
(скворушка), радуясь, что везде царит _________________ (мир),
________________ (тишь) и _____________ (спокойствие).