12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осипова Кристина Викторовна606
Россия, Саратовская обл., Саратов

Технологическая карта урока

Автор карты

Осипова Кристина Викторовна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Автор УМК

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Тема урока

Род имен существительных

Тип урока

Урок рефлексии (повторение изученного в начальной школе)

Цели урока:

Содержательные –

Деятельностные –

1) закрепить знания о категории рода имен существительных;

2) развивать навыки согласования членов предложения.

1) развивать мотивацию к познавательной деятельности:

2) создать условия для усвоения темы.

Оборудование

1) Учебник: Русский язык. 5 класс. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015.

2) Презентация.

3) Карточки с индивидуальными заданиями.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Этап мотивации к учебной деятельности

Игра "Да - нет"

Имя  существительное - это часть речи? (Да!)

Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)

Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена  существительные  обозначают   предмет? (Да!)

Игра «Найди слово»

Цель: проверить умение определять имена существительные.

Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если слово относится к имени существительному. Обратить внимание детей на то, что слова могут стоять в падежной форме.

Слова: слон, пел, дня, нота, прекрасный, солнечный, книги, ослику, школьный, Новокузнецк, ушел, цветы.

Учащиеся отвечают на вопросы

На слух определяют имена существительные.

2) Этап актуализации и пробного учебного действия

Грамматическая сказка

Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие 3 группы можно разделить имена существительные.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( такими стали: солнце, небо, …)”.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

На какие 3 группы делятся имена существительные?


 


 

Исходя из этого, какова будет тема нашего урока?


 

Запишем ее в тетради.

Сегодня мы должны вспомнить, как определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определять род имен существительных, я открою вам секрет королевы.

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу: “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика.

Мужской род

Женский род

Средний род

Слова: конь, гнездо, дядя, пурга, окно, постель, папа, простыня, полотенце

Выделим окончания в этих словах.

Вывод:

мужской род

женский род

средний род

он, мой

она, моя

оно, мое

, - а, -я

- а, - я, 

- о, - е

отец

страна

 сердце, облако

дядя Миша

земля, дочь

 


 

Слушают грамматическую сказку и определяют, на какие три группы можно разделить имена существительные.

Отвечают на вопрос.

Имена существительные делятся на женский, мужской и средний род.

Определяют тему урока.
«Род имен существительных»

Записывают тему урока.

Три человека работают у доски, остальные у себя в тетрадях. Затем проверяем задание.

Мужской род

Женский род

Средний род

конь

постель

окно

папа

пурга

гнездо

дядя

простыня

полотенце

3) Этап локализации затруднений

Как вы думаете, всегда ли легко определить род имен существительных? Например, какого рода будут такие слова как мозоль, тюль, вуаль, лебедь, шампунь, кофе, шимпанзе?

Определить род некоторых имен существительных очень сложно. Есть слова, род которых нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка. Например, слова кофе и шимпанзе – это слова м.р. и употребляться они будут только с именами прилагательными м.р. (Крепкий кофе, Большой шимпанзе)

Предлагают свои ответы

4) Этап построения выхода из затруднения

Но есть одна подсказка, которая поможет вам определить род имен существительных, оканчивающихся на ь знак.

Род имен существительных с ь на конце можно определить по окончанию Р.п. Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль - тюля, лебедь - лебедя; существительные ж.р. – окончание –и: вуаль – вуали.

Определим род имен существительных мозоль, шампунь.

Есть и еще одна загадка в русском языке. К какому роду мы отнесем такие слова как неряха, зазнайка, задира, умница, молодец?

Это слова общего рода, они могут относится к лицам и женского, и мужского рода. Например,

Настя, ты такая умница! Спасибо, что помогла маме убраться по дому.
Петя, ты большой умница! Получил «5» по такой сложной теме!

Тренируются определять род имен существительных, оканчивающихся на ь.
мозоль – мозоли (ж.р.); шампунь – шампуня (м.р.).

5) Этап реализации построенного проекта

Придумайте и запишите предложения, в которых будут употреблены слова общего рода. Ваша задача написать 2 предложения, в одном из них, слово общего рода должно относиться к женскому роду, во втором – к мужскому роду.

1 ряд составляет предложения со словом грязнуля.
2 ряд составляет предложения со словом плакса.
3 ряд составляет предложения со словом сирота.

На выполнение 1,5 минуты.

Составляют предложения с именами существительными общего рода.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Откройте учебники на стр. 56. Выполним упр. 502. Ваша задача определить род существительного и в зависимости от рода правильно написать окончание имени прилагательного. Например, впечатление – это сущ. ср. рода, поэтому мы напишем сильное впечатление (ср. р.)

Работаем по принципу комментированное письмо.

Некоторые учащиеся получают индивидуально задание.

Выполняют упр. 502 – комментированное письмо.

Некоторые учащиеся выполняют индивидуальные задания.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Моделирование ситуации

Представим, что наша планета находится под угрозой. И только от нас с вами зависит, удастся ли ее спасти. А спасти нашу планету мы можем, правильно определив род имен существительных и подобрав код.

Перед вами 12 слов, все они пронумерованы. Ваша задача определить род каждого из них и занести номера, под которыми записаны эти слова в таблицу. Это и будет код спасения земли.


 

Мужской род

Женский род

Средний род

     


 

1.Рояль  (м.р)
2.Полотенце  (ср.р)
3.Простыня   (ж.р)
4.Конфета (ж.р)
5.Солнце (ср.р)
6.Корабль (м.р)
7.Фамилия  (ж.р)
8.Село (ср.р)
9.Впечатление (ср.р)
10.Путь (м.р)
11.Тюль (м.р)
12.Радость (ж.р)

Выполняют задание.

Мужской род

Женский род

Средний род

1,6,10,11

3,4,7,12

2,5,8,9

9) Этап рефлексии учебной деятельности

Дополни предложение

Имена существительные делятся на _______, __________ и ______ род. Чтобы определить мужской род имени существительного нужно подставить слова _______. Подставив слова она, моя мы определим ___________ имени существительного. А чтобы определить средний род – подставим _______ . Такие существительные как неряха, грязнуля, задира – это существительные ___________ рода. Род некоторых существительных (например, кофе, тюль) надо ___________ .

Домашнее задание: §92, упр. 503, 506.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, путем дополнения предложений.

 

1 вариант.

Обозначь род имен существительных.

Рояль _____, мармелад _____, мышь _____, путь _____, созвездие _____, повидло _____, шампунь _____, неприятность _____, фамилия _____, тюль _____, гербарий _____, пианино _____, шоссе _____, камыш _____, шелк _____, дедешка _____.

Составь по одному предложения с каждым из этих слов.


 

2 вариант

Обозначь род имен существительных.

Бабушка _____, тюлень _____, варенье _____, полотенце _____, простыня _____, рояль _____, свежесть _____, тюль _____, шампунь _____, пианино _____, чудовище _____, сирень _____, туфля _____, тополь ______, фамилия _____, фасоль _____ .

Составь по одному предложения с каждым из этих слов.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.