Конспект урока русского языка на тему «Род имён существительных» (5 класс)
Род имен существительных.
Тип урока: Урок совершенствования и углубления знаний.
Цель: расширить представления учащихся о грамматической категории рода - постоянном морфологическом признаке имени существительного (познакомить с существительными общего рода); совершенствовать умение определять род имён существительных и отработать навык согласования с существительным в роде других частей речи; развивать познавательный интерес средствами учебного предмета.
Задачи:
Обучающие: повторить материал о роде имён существительных, известный учащимся из курса начальной школы; продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи; учить учащихся определять род имён существительных; проверить умение относить существительные к роду, познакомиться с существительными, имеющими нетипичные окончания, с существительными общего рода; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода существительных;
Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость; развивать и совершенствовать навыки индивидуальной работы в парах; развивать речь и логику мышления, интерес к русскому языку; формировать у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения.
Воспитательные: воспитывать бережное и сознательное отношение к языку; способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры; способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания, гражданственности и патриотизма.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Методы обучения: поисковый, эвристический метод, словесный, наглядный, практический, работа с учебником.
Оборудование: индивидуальные рефлексивные листы, учебники, тетради, карточки, орфографические словари.
Типы электронных ресурсов:
Презентация
Планируемые результаты обучения:
Проявление познавательных интересов.
Стремление к совершенствованию своих умений.
Извлечение из предметного текста необходимой информации.
Осознанное и произвольное речевое высказывание.
Формирование активной жизненной позиции.
Умение высказывать личные суждения.
Осознание эстетической ценности русского языка.
Уважительное отношение к родному языку и стремление к речевому самосовершенствованию.
Иметь понятие о грамматической категории рода существительного.
Умение определять род имён существительных. Умение распознавать имена существительные разного рода.
Понимание важности употребления в речи имён существительных в нужной форме.
Умение объяснять языковые явления.
Знать орфограмму «Мягкий знак после шипящего на конце существительного».
Регулятивные
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Задавать вопросы, необходимые для организации умственной деятельности
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Владение монологической и диалогической формами речи. Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решения.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап | Приветствие обучающихся. - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё на месте, все в порядке: Книга, ручка и тетрадка? - Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания. -Откройте тетради, запишем число, классная работа | Приветствие учителя. |
Актуализация знаний | Определите, что изображено на картинке. Укажите собственное/ нарицательное и одушевленное/неодушевленное это существительное: | Нарицательное/неодушевленное Нарицательное/одушевленное Нарицательное/неодушевленное Нарицательное/одушевленное Нарицательное/неодушевленное Собственное/неодушевленное Собственное/одушевленное |
Мотивационно-целевой этап | Сколько родов имен существительных есть в русском языке? Почему слова отец, муж, мальчик, сын, ученик, заяц, бык, конь относятся к мужскому роду, а слова мать, женщина, девочка, дочь, ученица, зайчиха, корова, лошадь – к женскому? Какие слова относятся к среднему роду? С помощью каких слов можно прояснить род существительных? Как вы думаете, почему глаголы именно прошедшего времени проясняют род существительных? Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке? | Мужской, женский, средний Смотрим на окончание С окончанием о/е Прилагательные и глаголы в прошедшем времени Потому что только в прошедшем времени глаголы изменяются по родам. Род имен существительных |
Работа по теме урока | Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение: Женский род запомню я И скажу: она моя. И запомню род мужской И опять скажу : он, мой. Средний род: оно, моё. Это правило твоё. Подумайте какого рода следующие слова (записывают в столбик): Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода. Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода. Мозоль, вуаль, бандероль. -женского рода. Перед нами текст: Весной не нужны сани. Снег растаял, светит солнце. Сутки стали длиннее, сумерки наступают позже. Скорее бы весенние каникулы. Определите род имён существительных? У каких существительных это нельзя сделать? Почему? Вывод: В русском языке есть слова , которые не имеют рода, так у них нет единственного числа. Значит, мы ещё помнить должны об одной категории- категории числа. Послушайте текст: Ранним утром проснулись сестрички - сони Саня и Соня. Вышли они на балкон, где грелся на солнышке их рыжий кот-забияка Федя. Во дворе они увидели задиру Федю, который дергал за косичку плаксу Катю. Вдруг из подъезда выбежали умница Надя и тихоня Коля. Они спасли Катю от неряхи и непоседы Феди -Выскочки,- сказали, зевая, Саня и Соня. -Можно ли выделенные слова отнести к какому–нибудь роду (нет). Запишите их. Почему? -Такие слова называются существительными общего рода. Их можно употреблять с разными родами. Во ещё одно открытие урока. Физ. Минутка: Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Закрой глаза, теперь открой… Посмотри перед собой. Руки вверх, на них смотри – Головою не крути. Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. Задание 1. Вставьте пропущенные окончания и определите род: Высок.. тополь, черн.. тушь, сладк.. яблоко, бел.. мышь, военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знамент... фамилия. Задание 2. Составьте с данными словами словосочетания прил.+сущ. и запишите их: Молодежь, золото, ловкость, терпение, прорубь, мощь, юношество, родня. Задание 3. Запишите существительные, вставляя пропущенные буквы, в три столбика: 1)женского рода; 2)среднего рода; 3)мужского рода: К…ртофель, п…л…тенце, рельс, дядя, п…видло, тюль, дедушка. | |
Рефлексия | Повести листочки на дерево: красный цвет - тема осталась непонятой желтый цвет - тема понята, но остались вопросы зелый цвет - все понятно | |
Домашнее задание | §92; «Распределялки», упражнение № 503. | |