Конспект урока русского языка на тему «Род имён существительных» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 17 February 2023

Род имен существительных.

Тип урока: Урок совершенствования и углубления знаний.

Цель: расширить представления учащихся о грамматической категории рода - постоянном морфологическом признаке имени существительного (познакомить с существительными общего рода); совершенствовать умение определять род имён существительных и отработать навык согласования с существительным в роде других частей речи; развивать познавательный интерес средствами учебного предмета.

Задачи:

Обучающие: повторить материал о роде имён существительных, известный учащимся из курса начальной школы; продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи; учить учащихся определять род имён существительных; проверить умение относить существительные к роду, познакомиться с существительными, имеющими нетипичные окончания, с существительными общего рода; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода существительных;

Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость; развивать и совершенствовать навыки индивидуальной работы в парах; развивать речь и логику мышления, интерес к русскому языку; формировать у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения.

Воспитательные: воспитывать бережное и сознательное отношение к языку; способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры; способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания, гражданственности и патриотизма.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Методы обучения: поисковый, эвристический метод, словесный, наглядный, практический, работа с учебником.

Оборудование:  индивидуальные рефлексивные листы, учебники, тетради, карточки, орфографические словари.

Типы электронных ресурсов:

Презентация

Планируемые результаты обучения:

Проявление познавательных интересов.

Стремление к совершенствованию своих умений.

Извлечение из предметного текста необходимой информации.

Осознанное и произвольное речевое высказывание.

Формирование активной жизненной позиции.

Умение высказывать личные суждения.

Осознание эстетической ценности русского языка.

Уважительное отношение к родному языку и стремление к речевому самосовершенствованию.

Иметь понятие о грамматической категории рода существительного.

Умение определять род имён существительных. Умение распознавать имена существительные разного рода.

Понимание важности употребления в речи имён существительных в нужной форме.

Умение объяснять языковые явления.

Знать орфограмму «Мягкий знак после шипящего на конце существительного».


Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Задавать вопросы, необходимые для организации умственной деятельности

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Владение монологической и диалогической формами речи. Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решения.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствие обучающихся.

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, все в порядке:

Книга, ручка и тетрадка?

- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

-Откройте тетради, запишем число, классная работа

Приветствие учителя.

Актуализация знаний

Определите, что изображено на картинке. Укажите собственное/ нарицательное и одушевленное/неодушевленное это существительное:

t1676641188aa.jpgt1676641188ab.jpgt1676641188ac.jpgt1676641188ad.jpgt1676641188ae.jpgt1676641188af.jpgt1676641188ag.jpg

Нарицательное/неодушевленное

Нарицательное/одушевленное

Нарицательное/неодушевленное

Нарицательное/одушевленное

Нарицательное/неодушевленное

Собственное/неодушевленное

Собственное/одушевленное

Мотивационно-целевой этап

Сколько родов имен существительных есть в русском языке?

Почему слова отец, муж, мальчик, сын, ученик, заяц, бык, конь относятся к мужскому роду, а слова мать, женщина, девочка, дочь, ученица, зайчиха, корова, лошадь – к женскому?

Какие слова относятся к среднему роду?

С помощью каких слов можно прояснить род существительных?

Как вы думаете, почему глаголы именно прошедшего времени проясняют род существительных?

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?

Мужской, женский, средний


Смотрим на окончание





С окончанием о/е


Прилагательные и глаголы в прошедшем времени

Потому что только в прошедшем времени глаголы изменяются по родам.

Род имен существительных

Работа по теме урока

Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение:

Женский род запомню я

И скажу: она моя.

И запомню род мужской

И опять скажу : он, мой.

Средний род: оно, моё.

Это правило твоё.

Подумайте какого рода следующие слова (записывают в столбик):

Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода.

Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.

Мозоль, вуаль, бандероль. -женского рода.

Перед нами текст:

Весной не нужны сани. Снег растаял, светит солнце. Сутки стали длиннее, сумерки наступают позже. Скорее бы весенние каникулы.

Определите род имён существительных?

У каких существительных это нельзя сделать? Почему?

Вывод: В русском языке есть слова , которые не имеют рода, так у них нет единственного числа. Значит, мы ещё помнить должны об одной категории- категории числа.

Послушайте текст:

Ранним утром проснулись сестрички сони Саня и Соня. Вышли они на балкон, где грелся на солнышке их рыжий кот-забияка Федя. Во дворе они увидели задиру Федю, который дергал за косичку плаксу Катю. Вдруг из подъезда выбежали умница Надя и тихоня Коля. Они спасли Катю от неряхи и непоседы Феди

-Выскочки,- сказали, зевая, Саня и Соня.

-Можно ли выделенные слова отнести к какому–нибудь роду (нет). Запишите их. Почему?

-Такие слова называются существительными общего рода. Их можно употреблять с разными родами. Во ещё одно открытие урока.

Физ. Минутка:

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Задание 1.

Вставьте пропущенные окончания и определите род:

Высок.. тополь, черн.. тушь, сладк.. яблоко, бел.. мышь, военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знамент... фамилия.

Задание 2.

Составьте с данными словами словосочетания прил.+сущ. и запишите их:

Молодежь, золото, ловкость, терпение, прорубь, мощь, юношество, родня.

Задание 3.

Запишите существительные, вставляя пропущенные буквы, в три столбика: 1)женского рода; 2)среднего рода; 3)мужского рода:

К…ртофель, п…л…тенце, рельс, дядя, п…видло, тюль, дедушка.


Рефлексия

Повести листочки на дерево:

красный цвет - тема осталась непонятой

желтый цвет - тема понята, но остались вопросы

​​​​​​​зелый цвет - все понятно


Домашнее задание

§92;

«Распределялки», упражнение № 503.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации