Урок русского языка в 5 классе на тему «Род имён существительных»
ТЕМА: «Род имен существительных»
ЦЕЛИ: РАЗВИВАЮЩАЯ: способствовать развитию речи, мышления.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать умение определять род имен существительных, находить существительные определенного рода.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к предмету.
ЗАДАЧИ: Стимулирование познавательного интереса учащихся по данной теме. Продолжение знакомства учащихся с существительными разного рода. Организация работы по дальнейшему развитию знаний и умений через систему письменных и устных заданий.
ТИП УРОКА: урок совершенствования и углубления знаний.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический, работа с книгой, компьютер, телевизор.
СРЕДСТВА: презентация, учебник «Русский язык 5 класс» авторы Т.А.Ладыженская и др., карточки.
ХОД УРОКА.
1. Орг. Момент.
- Здравствуйте! Садитесь. Приведите в порядок свои рабочие места. (СЛАЙД2)
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книга, ручки и тетрадки?
- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.
2.Проверка домашнего задания.
-Какие трудности были при выполнении домашнего задания?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
3.Актуализация опорных знаний.
-На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном. Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои предложения:
-Существительное-это…
-Существительное бывает…
-Существительные изменяются по…
-Существительное в предложении может быть…
-Что мы узнали о существительном на предыдущем уроке?
(ответы детей) (Слайд 3)
3. Повторение и закрепление знаний об именах одушевлённых и неодушевлённы
Река Волга, город Тольятти, Жигулевское море, парк Победы, улица Горького, писатель Алексей Толстой, село Ягодное.
Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (одушевленные и неодушевленные).
(Слайд 4-7)
4.Орфографическая пятиминутка. (СЛАЙД 8).
Спишите с доски слова, вставьте пропущенные орфограммы, подчеркните их
Б..рёза, заря..ка, в..сна, с..рока, со..нце, л..пить, гн..здо, комн..та, сер..це, сне.., лоша..ь, тр..ва, бр..вно.
-Взаимопроверка
-Проверим работу. (СЛАЙД 9).
-Объясняем выбор той или иной орфограммы.
- Кто не согласен с ответом?
- Какие правила необходимо было применить, чтобы правильно написать эту работу?
5. Сообщение темы урока нашего урока.
В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача- раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.
Учитель: Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.
“Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”
- Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)
- Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)
Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема
(Ответы детей).
- Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)
- Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)
Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема нашего урока.
- Запишите тему в тетрадь – «Род имён существительных» (Слайд 10)
- Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Мы должны знать, как определять род имён существительных.
6. Изучение нового материала
1. Новая тема. А чтобы ответить на этот вопрос, разделите эти же слова на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)
Берёза, зарядка, весна, сорока, солнце, лепить, гнездо, праздник, комната, сердце, снег, лошадь, трава, бревно
-К каким из этих слов можно поставить слова он, мой? (царь, писатель ) Это существительные мужского рода.
К каким – слова она, моя? (улица, река) Это существительные женского рода. К каким – оно, моё? (озеро, село)
Это существительные среднего рода.
-Запишите эти слова в тетрадь по образцу на экране.
(Слайды11-14)
-Что узнали сегодня об имени существительном? ( они бывают м.р., ж.р., с.р.) Какая же тема сегодняшнего урока? (род имен существительных). Какой вывод мы можем сделать?
- Как определить род? Можем посмотреть на окончание существительных
Какие слова - помощники применяем, определяя род? (он мой, она моя, оно моё)
Вывод:
Имена существительные имеет род. Но не изменяется по родам. Существительные относятся к одному из трёх родов:
мужскому, женскому и среднему. Категория рода-это постоянный признак.
-Но есть слова в русском языке, в которых мы можем сомневаться при определении рода. Значит, всегда можем обратиться к словарю и запомнить их род.
Правило определения рода имени существительного
Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.
Определяем род имени существительного.
Если сложно, обращаемся к словарю. (Слайд 13)
Запомните: ) 3. Правило определения рода имени существительного
Что нового вы узнали. ( ответы детей) Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.
- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение:
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой.
Средний род: оно, моё.
Это правило твоё.
Запомни Слайд № 15
Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль, лебедь – мужского рода.
Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.
Мозоль, вуаль, бандероль — женский род
Рубрика «Открытие»
Корточка
• Вспомним, сколько мы знаем родов имени существительного? (Три)
Вы в этом уверены?
Ранним весенним утром проснулись сестрички-сони Саня и Соня. Вышли они на балкон, где грелся на солнышке их рыжий кот-забияка Фёдор.
Во дворе девочки увидели задиру Витьку, который дёргал за косичку плаксу Веру. Вдруг из подъезда выбежали умница Ниночка и тихоня Павлик. Они спасли Веру от неряхи и непоседы Витьки.
«Выскочки», - сказали, зевая, Саня и Соня.
Можно ли выделенные курсивом слова отнести к какому-нибудь роду? (Нет) Запишите их. А почему?
Такие слова называют существительными общего рода. Их можно употреблять с разными родами. Вот ещё одно открытие урока.
Казалось бы, все очень просто, однако грамматический род имен существительных – очень сложное явление.
Человек, хорошо владеющий русским языком, безошибочно определяет род большинства имен существительных. Но очень много в русском языке трудных случаев, связанных с определением рода.(Слайд 16-17)
Перед нами ещё один текст
Весной не нужны уже сани. Снег растаял, светит ярко солнце. Надевайте очки. Сутки стали длиннее, сумерки наступают позже. Скорее бы каникулы весенние.
Определите род имён существительных.
У каких существительных это нельзя сделать? Почему?
Вывод: в русском языке есть слова, которые не имеют рода, так у них нет единственного числа. Значит, мы ещё помнить должны об одной категории - категории числа.
Проверка вашей эрудиции. Лексическая разминка
-А как вы будете определять род у существительных во множественном числе? (ставим в единственное число).
- А как же определить род существительных, которые имеют форму только множественного числа? (сутки, ножницы, грабли, очки, сумерки)
Внимание! У существительных, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.
Как называют таких людей? (плакса, грязнуля, неряха, замарашка, забияка, задира, зазнайка, знайка, растяпа) Какого они рода? (ответы детей). Откуда можно понять, какого они рода? (только из предложения) Это существительные общего рода. Могли бы вы сами назвать такие существительные? (молодец, соня и др.)
6.Самостоятельная работа (СЛАЙД 20)
-На столе карточки. Ваша задача - вставить пропущенные окончания. Над существительными обозначить их род. При затруднении обратиться к словарю.
Горяч.. кофе, сладк.. какао, красн.. тюль, прохладн.. тень, болезнен.. мозоль, высок.. тополь, черн.. тушь, сладк.. яблоко, бел.. мышь, военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знаменит.. фамилия.
-Проверим работу.
Стихотворение.
Вот что, братцы, у нас получается,
Если кто-то вдруг попытается
Изменить то, что не изменяется.
Какой вывод вы можете сделать?
Учитель: Правильно! Имена существительные бывают или мужского рода, или женского рода, или среднего рода.
7.Физкультминутка.
-Проведем физминутку. (СЛАЙД 21)
8. Мягкий знак после шипящих на конце существительных).
Врач, грач, ночь, дочь,, из-за туч,,мяч
VI. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику. Работа по группам
Прочитайте стихотворение
Над соседней хатой
Грянул гром раскатом
По стеклу со звоном
Брызнул дождь с разгона.
Старенькие ели
Вдруг позеленели
В лужицах- оконцах
Заиграло солнце.
Выпишите существительные, поставленные в начальную форму
1 ряд мужского рода
2 ряд – женского рода
3 ряд – среднего рода
8. Закрепление материала.
Работа по учебнику.
Упр.502-устно
- проверим выполненное задание.
упр.503 (спишите, ставя глаголы, данные в скобках в прошедшем времени). 2.
Дидактическая игра «Найди лишнее слово» Слайд.
Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока. Самостоятельно выпишите лишнее слово.
Деревня, дядя, воля, земля;
Деревья, перья, стулья, сёла;
Ладонь, огонь, конь, окунь;
Места, стена, вёдра, вёсла
Учитель:
-Какое открытие сделали на уроке?
10.А знаете ли вы?
(Слайд 25-27)
Учитель:
Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют “безродовыми” языками. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, вьетнамский, японский, узбекский и другие.
В армянском языке у существительных тоже не никаких родов – ни мужского, ни женского, ни среднего, поэтому официанту- армянину действительно невозможно объяснить, почему русские верят, что если упала ложка – придёт женщина, а если ножик – мужчина.
Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, итальянский, румынский, молдавский.
Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют “классами”. Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат), класс животных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клён, тополь) и другие классы.
9.Итог урока.
- Подведем итог урока.
- Чему учились на уроке? –
- Какие слова помогали определять род существительных?
-Вы хорошо поработали, я вами довольна. Молодцы.
IX. Рефлексия.
Учитель:
-Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).
-Кто не доволен? Чем? Почему?
-Я доверяю вам выставить себе отметку в дневнике за урок в первой половине клетки, а во второй половине на перемене появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.
10.Домашнее задание: §92, упр.507
Спасибо за работу.(СЛАЙД 30)