12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Серебрякова Елена Витальевна269
В 1988 году закончила филологический факультет КГПИ им. В. И. Ленина и работаю в школе. Имею высшую квалификационную категорию. В этом году у меня две 100-балльницы по русскому языку. Замужем. Два взрослых сына.
Россия, Кировская обл., пгт Восточный
11

План-конспект урока по русскому языку «Род несклоняемых имён существительных», 5 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов п. Восточный
Омутнинского района Кировской области

Конспект урока русского языка по теме

«Род несклоняемых имён существительных»

(5 класс)

 

Подготовила Серебрякова Елена Витальевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

2014 год

Тема урока: «Род несклоняемых имён существительных»

Цели:

углубить знания обучающихся о теории русского языка, о склонении имён существительных,

создать условия для усвоения способа определения рода несклоняемых имён существительных,

способствовать расширению словарного запаса обучающихся,

продолжить знакомство пятиклассников с орфоэпическими нормами русского языка.

Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент.

Приветствует учащихся, предлагает проверить их готовность к занятию.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

2. Целепола-гание и мотивация.

Проводит блиц-опрос по теме «Морфологические признаки имени существительного». Предлагает вспомнить, что нового обучающиеся узнали в 5 классе о склонении имен существительных. Проводит словарный диктант по лексическим значениям несклоняемых существительных.

Каждый обучающий дает ответ на вопрос и после этого садится на место. Пятиклассники выполняют синтаксический разбор простого предложения, морфологический разбор имени существительного, пишут диктант по лексическим значениям, работают с толковыми словарями.

3. Актуализа-ция.

Предлагает познакомиться со способом определения рода несклоняемых имен существительных.

Обучающиеся знакомятся со способом определения рода имен существительных

4. Первичное усвоение учебного материала.

Организует самостоятельную работу обучающихся

Пятиклассники самостоятельно подбирают прилагательные к несклоняемым существительным, согласуя их в форме рода (после выполнения работа проверяется, знания корректируются).

5. Примене-ние получен-ных знаний.

Организует проверочную работу.

Обучающиеся выполняют проверочную работу на карточках

6. Рефлексия.

Предлагает обучающимся продолжить предложения: Сегодня на уроке я узнал… Я научился… Мне было интересно… У меня вызвало затруднения…..

Устно отвечают на предложенные вопросы

7. Домашнее задание.

Предлагает написать небольшую творческую работу «Прогулка по зоопарку», включив в нее как можно больше несклоняемых существительных-названий животных и подобрав к ним подходящие по смыслу прилагательные.

Записывают домашнее задание.

 

Конспект урока

Дети стоят у своих мест. Учитель проводит блиц-опрос, предлагая вопрос каждому обучающемуся в классе, после чего ответивший на вопрос садится на место.

Что такое лингвистика!

В каком разделе лингвистики мы работаем?

Что изучает морфология?

На какие группы делятся части речи?

Назовите самостоятельные части речи.

Назовите служебные части речи.

На какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное?

Назовите постоянные признаки имени существительного.

Назовите непостоянные признаки имени существительного.

Сколько у имени существительного форм рода?

Приведите пример существительного общего рода.

Сколько у имени существительного форм склонения?

Приведите пример несклоняемого и разносклоняемого существительного.

В предложении «Весна, приходи!» чем является слово весна?

В предложении «Весна – красавица!» какой знак нужно поставить между подлежащим и сказуемым и т.д.


 

Начнем урок с работы над предложением, записанным на доске. Нужно вставить знаки препинания, пропущенные буквы, объяснить их написание, произвести синтаксический разбор предложения и морфологический разбор указанного имени существительного.

Ребята (не)допускайте (не)точностей в понимании… бе…ценного смысла слов! (работа проверяется).


 

Учитель: Итак, мы работаем в разделе «Морфология» и продолжаем изучать последний постоянный признак имени существительного – склонение.

Что мы знали о типах склонения?

Что нового узнали?

Что это такое – несклоняемое существительное?

Какие существительные относятся к несклоняемым?

 

Диктант по лексическим значениям несклоняемых существительных (учитель читает лексические значения слов, дети самостоятельно записывают известные им слова)

Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены именем существительным в именительном падеже (тире).

Группа людей, решающих вопрос о предоставлении наград на выставках и конкурсах (жюри).

Колёса самолёта, автоматически убирающиеся при взлёте (шасси).

Шейный шарф (кашне).

Танцевальное движение (па).

Шторы из жёстких вертикальных или горизонтальных непрозрачных пластинок (жалюзи).

Птица с розовым оперением (фламинго).

Условие, по которому проигравший в споре должен выполнить какое-либо обязательство (пари).

Самая маленькая птичка в мире (колибри).

Штрафной удар по воротам (пенальти).

Учитель предлагает детям оценить свои знания: кто верно ответил на 10, 9, 8 вопросов – поставить себе отметку 5, на 7, 6, 5 вопросов – отметку 4.

Учитель организует проверку деятельности учащихся.

Учитель: Ребята, для чего мы сейчас это делали? (расширяли свой лексикон). Давайте продолжим расширять свой лексикон. Найдите в толковых словарях несклоняемые существительные кольраби и салями и выпишите их значение.


 

Учитель: все существительные, с которыми мы сегодня работаем, несклоняемые, т.е. их нельзя изменять. А сейчас давайте на секунду представим, что какой-то не очень грамотный человек не знает, как с ними обращаться. И вот что получилось (пятиклассница читает стихотворение наизусть).

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты без кашна и без пальты.

Любит кина детвора, если в кинах кенгура!

Ходит, бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл, занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортопьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино, жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать, будут польта выдавать!


 

Что бы грамотными стать и писать отлично,

Никогда нельзя менять в падежах различных

Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

Можно песню распевать при честном народе

Если только не менять ни в числе, ни в роде

Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру

.

Учитель: А сейчас запишите тему урока: «Род несклоняемых имён существительных».

К какому же роду относится большинство несклоняемых имён существительных? Давайте попробуем разобраться, обратившись к нашему диктанту по лексическим значениям. К первым пяти существительным давайте подберём имена прилагательные.

Длинное тире, строгое жюри, самолётное шасси, модное кашне, изящное па.


 

Какой же мы сделаем вывод? (большинство несклоняемых имен существительных относится к среднему роду)

Но есть имена существительные, которые относятся к женскому или мужскому роду, их надо запомнить.

Ж.Р. мадам, миссис, фрау, кольраби, салями, авеню.

М.Р. кофе, пенальти, и все несклоняемые существительные, которые называют животных (дети приводят примеры)


 

А сейчас, используя полученные знания, самостоятельно подберите прилагательные к оставшимся пяти несклоняемым существительным в диктанте по лексическим значениям, ставя прилагательные в нужную форму.

 

Учитель: Мы работали с нарицательными несклоняемыми существительными. А если несклоняемые существительные собственные? Как правильно сказать: солнечный Сочи или солнечное Сочи? (дети высказывают предположения, учитель корректирует их высказывания)

Запись на доске:

Красив… Сочи (город)

Бурн…Алазани (река)

Древн…Конго(государство)

Жарк…Гоби (пустыня)

Задание: списать словосочетания, поставив имена прилагательные в нужную форму.


 

Проверочная работа (индивидуальные карточки).


 

А сейчас давайте продолжим фразы, написанные на доске.

Сегодня на уроке

Я узнал….

Я научился….

Мне было интересно…

У меня вызвало затруднения….

Домашнее задание: придумать небольшой рассказ «Прогулка по зоопарку», включив в него как можно больше несклоняемых существительных – названий животных и птиц, подобрав к каждому такому слову подходящее по смыслу прилагательное и согласовав его в форме рода.

 

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Список использованной литературы:

Львова С.И. Русский язык. 5 класс. Справочные материалы: приложение к учебнику. В 3 ч. Ч.3/С.И. Львова, В.В. Львов. М.; Мнемозина, 2010.

Зайцев Н.А. Русский для всех. Издательство НОУДО «Методики Н. Зайцева». Санкт-Петербург, 2006.

Малый толковый словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1990.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.