План-конспект урока по русскому языку «Род несклоняемых имён существительных» (5 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов п. Восточный
Омутнинского района Кировской области
Конспект урока русского языка по теме
«Род несклоняемых имён существительных»
(5 класс)
Подготовила Серебрякова Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы высшей категории |
2014 год
Тема урока: «Род несклоняемых имён существительных»
Цели:
углубить знания обучающихся о теории русского языка, о склонении имён существительных,
создать условия для усвоения способа определения рода несклоняемых имён существительных,
способствовать расширению словарного запаса обучающихся,
продолжить знакомство пятиклассников с орфоэпическими нормами русского языка.
Технологическая карта урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Оргмомент. |
Приветствует учащихся, предлагает проверить их готовность к занятию. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
2. Целепола-гание и мотивация. |
Проводит блиц-опрос по теме «Морфологические признаки имени существительного». Предлагает вспомнить, что нового обучающиеся узнали в 5 классе о склонении имен существительных. Проводит словарный диктант по лексическим значениям несклоняемых существительных. |
Каждый обучающий дает ответ на вопрос и после этого садится на место. Пятиклассники выполняют синтаксический разбор простого предложения, морфологический разбор имени существительного, пишут диктант по лексическим значениям, работают с толковыми словарями. |
3. Актуализа-ция. |
Предлагает познакомиться со способом определения рода несклоняемых имен существительных. |
Обучающиеся знакомятся со способом определения рода имен существительных |
4. Первичное усвоение учебного материала. |
Организует самостоятельную работу обучающихся |
Пятиклассники самостоятельно подбирают прилагательные к несклоняемым существительным, согласуя их в форме рода (после выполнения работа проверяется, знания корректируются). |
5. Примене-ние получен-ных знаний. |
Организует проверочную работу. |
Обучающиеся выполняют проверочную работу на карточках |
6. Рефлексия. |
Предлагает обучающимся продолжить предложения: Сегодня на уроке я узнал… Я научился… Мне было интересно… У меня вызвало затруднения….. |
Устно отвечают на предложенные вопросы |
7. Домашнее задание. |
Предлагает написать небольшую творческую работу «Прогулка по зоопарку», включив в нее как можно больше несклоняемых существительных-названий животных и подобрав к ним подходящие по смыслу прилагательные. |
Записывают домашнее задание. |
Конспект урока
Дети стоят у своих мест. Учитель проводит блиц-опрос, предлагая вопрос каждому обучающемуся в классе, после чего ответивший на вопрос садится на место.
Что такое лингвистика!
В каком разделе лингвистики мы работаем?
Что изучает морфология?
На какие группы делятся части речи?
Назовите самостоятельные части речи.
Назовите служебные части речи.
На какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное?
Назовите постоянные признаки имени существительного.
Назовите непостоянные признаки имени существительного.
Сколько у имени существительного форм рода?
Приведите пример существительного общего рода.
Сколько у имени существительного форм склонения?
Приведите пример несклоняемого и разносклоняемого существительного.
В предложении «Весна, приходи!» чем является слово весна?
В предложении «Весна – красавица!» какой знак нужно поставить между подлежащим и сказуемым и т.д.
Начнем урок с работы над предложением, записанным на доске. Нужно вставить знаки препинания, пропущенные буквы, объяснить их написание, произвести синтаксический разбор предложения и морфологический разбор указанного имени существительного.
Ребята (не)допускайте (не)точностей в понимании… бе…ценного смысла слов! (работа проверяется).
Учитель: Итак, мы работаем в разделе «Морфология» и продолжаем изучать последний постоянный признак имени существительного – склонение.
Что мы знали о типах склонения?
Что нового узнали?
Что это такое – несклоняемое существительное?
Какие существительные относятся к несклоняемым?
Диктант по лексическим значениям несклоняемых существительных (учитель читает лексические значения слов, дети самостоятельно записывают известные им слова)
Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены именем существительным в именительном падеже (тире).
Группа людей, решающих вопрос о предоставлении наград на выставках и конкурсах (жюри).
Колёса самолёта, автоматически убирающиеся при взлёте (шасси).
Шейный шарф (кашне).
Танцевальное движение (па).
Шторы из жёстких вертикальных или горизонтальных непрозрачных пластинок (жалюзи).
Птица с розовым оперением (фламинго).
Условие, по которому проигравший в споре должен выполнить какое-либо обязательство (пари).
Самая маленькая птичка в мире (колибри).
Штрафной удар по воротам (пенальти).
Учитель предлагает детям оценить свои знания: кто верно ответил на 10, 9, 8 вопросов – поставить себе отметку 5, на 7, 6, 5 вопросов – отметку 4.
Учитель организует проверку деятельности учащихся.
Учитель: Ребята, для чего мы сейчас это делали? (расширяли свой лексикон). Давайте продолжим расширять свой лексикон. Найдите в толковых словарях несклоняемые существительные кольраби и салями и выпишите их значение.
Учитель: все существительные, с которыми мы сегодня работаем, несклоняемые, т.е. их нельзя изменять. А сейчас давайте на секунду представим, что какой-то не очень грамотный человек не знает, как с ними обращаться. И вот что получилось (пятиклассница читает стихотворение наизусть).
Как-то рано поутру с другом сели мы в метру
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты без кашна и без пальты.
Любит кина детвора, если в кинах кенгура!
Ходит, бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл, занял там свободный стол
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортопьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино, жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать, будут польта выдавать!
Что бы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать при честном народе
Если только не менять ни в числе, ни в роде
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру
.
Учитель: А сейчас запишите тему урока: «Род несклоняемых имён существительных».
К какому же роду относится большинство несклоняемых имён существительных? Давайте попробуем разобраться, обратившись к нашему диктанту по лексическим значениям. К первым пяти существительным давайте подберём имена прилагательные.
Длинное тире, строгое жюри, самолётное шасси, модное кашне, изящное па.
Какой же мы сделаем вывод? (большинство несклоняемых имен существительных относится к среднему роду)
Но есть имена существительные, которые относятся к женскому или мужскому роду, их надо запомнить.
Ж.Р. мадам, миссис, фрау, кольраби, салями, авеню.
М.Р. кофе, пенальти, и все несклоняемые существительные, которые называют животных (дети приводят примеры)
А сейчас, используя полученные знания, самостоятельно подберите прилагательные к оставшимся пяти несклоняемым существительным в диктанте по лексическим значениям, ставя прилагательные в нужную форму.
Учитель: Мы работали с нарицательными несклоняемыми существительными. А если несклоняемые существительные собственные? Как правильно сказать: солнечный Сочи или солнечное Сочи? (дети высказывают предположения, учитель корректирует их высказывания)
Запись на доске:
Красив… Сочи (город)
Бурн…Алазани (река)
Древн…Конго(государство)
Жарк…Гоби (пустыня)
Задание: списать словосочетания, поставив имена прилагательные в нужную форму.
Проверочная работа (индивидуальные карточки).
А сейчас давайте продолжим фразы, написанные на доске.
Сегодня на уроке
Я узнал….
Я научился….
Мне было интересно…
У меня вызвало затруднения….
Домашнее задание: придумать небольшой рассказ «Прогулка по зоопарку», включив в него как можно больше несклоняемых существительных – названий животных и птиц, подобрав к каждому такому слову подходящее по смыслу прилагательное и согласовав его в форме рода.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Список использованной литературы:
Львова С.И. Русский язык. 5 класс. Справочные материалы: приложение к учебнику. В 3 ч. Ч.3/С.И. Львова, В.В. Львов. М.; Мнемозина, 2010.
Зайцев Н.А. Русский для всех. Издательство НОУДО «Методики Н. Зайцева». Санкт-Петербург, 2006.
Малый толковый словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1990.