Проект урока внеклассного чтения «Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин, человек»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Озерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Проект урока внеклассного чтения № 1
«Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин, человек».
Авторы программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
Авторы учебника: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
Урок по ФГОС ООО.
Предмет: литература
Учитель: Измайлова Екатерина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Озерская СОШ»
с. Озёрки 2015 год
Ф.И.О. педагога: Измайлова Екатерина Алексеевна.
Предмет: литература.
Класс: 5.
Тема урока: Урок внеклассного чтения № 1 «Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин, человек».
Характеристика класса: В классе 21 человек. Мальчиков - 12, девочек - 9. Дети успешно планируют работу, определяют тему и цели урока. Условно класс можно разделить на две группы учеников: со средним и высоким уровнем развития. Именно поэтому была использована групповая форма обучения, позволяющая каждому ученику обобщить свои знания по данной теме на посильном уровне. Дети учатся решать учебные задачи в сотрудничестве. Умеют излагать свои мысли и учатся их аргументировать. Владеют логическими действиями анализа, синтеза информации. Принимают активное участие в работе группы, ведут диалог с одноклассниками, анализируют результаты проделанной работы. Умеют проводить самооценку и взаимоконтроль.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
ноутбук;
мультимедийный проектор;
учебник;
раздаточный материал (материал для групповой работы, листы самоанализа);
портрет М.В. Ломоносова.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомить с жизнью и творчеством великого русского ученого-просветителя М.В. Ломоносова
Метапредметные:
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
Познавательные:
формирование умения использовать логические операции, анализа, обобщения, классификации, отнесения к соответствующим пунктам.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий в группе;
Личностные:
способность к самооценке, самоопределению.
Проект урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Организационный этап. Цель: Создать доброжелательную атмосферу для плодотворной работы на занятии, организовать направленное внимание на начало урока. | ||
Учитель проверяет готовность к уроку. Вступительное слово. - Добрый день, мои друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. Я верю в то, что сегодня на уроке у всех все получится, вы все сможете и узнаете много нового.
Провер.
Применяем Т.Ц. как Д.з что? чему? | Эмоциональный отклик. | Обеспечение мотивации обучающихся, готовности к активной учебно-познавательной деятельности) Планирование учебного сотрудничества способствует развитию регулятивных УУД Схема планирования фиксируется на доске. |
2. Целеполагание. Цель этапа: Создать условия для формулировки темы и постановки цели урока. | ||
Диалог учителя с детьми: - В одном из произведений Н.А. Некрасова есть такие строки: Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и доброй воле Стал разумен и велик. -Как вы думаете, кто изображен на портрете и кого же Некрасов мог бы упомянуть в своем стихотворении? -Вы догадались, какова тема нашего урока? -Какие учебные задачи мы поставим? Что вы должны узнать и чему научиться сегодня на нашем занятии? -При каких условиях это получится? На каком этапе урока мы находимся? К какому этапу перейдем? | Ответы детей. Дети формулируют тему урока, ставят цели, планируют дальнейшую деятельность. Записывают тему урока в тетрадь. Ответы детей. В процессе ученики оценивают результаты своей деятельности – оценочный лист | Для оформления класса использована репродукция работы неизвестного художника — портрет М. В. Ломоносова. На данном этапе урока происходит развитие следующих УУД: познавательных (извлечение необходимой информации); регулятивных (принятие и сохранение учебной задачи, планирование своей деятельности, оценивание результата уровня усвоения изучаемого материала); коммуникативных (обмен мнениями, построение понятных речевых высказываний). |
3.Изучение нового учебного материала Цель этапа: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством великого русского ученого-просветителя М.В. Ломоносова. | ||
- М.В. Ломоносов- сподвижник Просвещения, основоположник русской поэзии. Талант Ломоносова раскрылся во многих областях, давайте послушаем, в каких именно.
Напомните цель урока. Что уже выполнили ? Что еще нет? К какому этапу перейдем? | Выступление заранее подготовленных учеников. В процессе слушания обучающиеся заполняют кластер (в тетрадях) В процессе ученики оценивают результаты своей деятельности – оценочный лист | На данном этапе происходит развитие следующих УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из показа презентации, рассказа товарищей; преобразование информации); регулятивные (планирование своей деятельности, оценивание результата уровня усвоения изучаемого материала); личностные. Кластер-особая графическая организация материала, позволяющая структурировать материал. |
Физминутка (см. приложение к уроку). | ||
4. Систематизация и обобщение полученных знаний. Цель этапа: Организация деятельности обучающихся по переводу отдельных знаний в целостную систему. | ||
Учитель предлагает групповую форму работы, объясняет дальнейшие действия обучающихся, знакомит с листами-шаблонами страницы ВКонтакте. Обоснование: для заполнения страницы ВКонтакте необходимо обладать глубоким знанием материала, способностью резюмировать информацию, такой вид деятельности развивает критическое мышление, является инструментом для синтеза и обобщения информации, а также средством творческого самовыражения. Возрастная особенность обучающихся учтена, «виртуальный мир» и «мир ВКонтакте» активно используются современными детьми. -Повторим правила работы в группе: Говорим по очереди, не перебивая друг друга Слушаем друг друга внимательно Четко высказываем свое мнение Соблюдаем порядок Уважаем мнение собеседника В принятии группового решения участвуют все. Учитель помогает формировать групповую деятельность. Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. -На основе изложенного ранее материала, опираясь на кластер, опираясь на статью, представленную в учебнике, я вам предлагаю составить небольшой групповой проект на основе известной страницы ВКонтакте. | Повторение правил работы в группах, ответы детей. Дети формируют группы по 4-5 человек. Применение знаний. Использование раздаточного материала (шаблон страницы ВКонтакте) | На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Формируются коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения), регулятивные (планирование своей деятельности, контроль и оценка своей деятельности, деятельности товарища), познавательные, личностные (самоопределение). |
Рефлексия: Цель этапа: оценить результаты деятельности | ||
Итак, подведем итог: Какую тему урока мы изучали? - Какие цели мы ставили? - Как мы к ним шли? (Заполним до конца оценочный лист). - Достигли ли мы цели урока? Предлагает фиксировать результаты оценки. Предлагает формулировать выводы о результатах учебной деятельности | В конце ученики оценивают результаты своей деятельности, происходит взаимооценка работы в группе – оценочный лист. Выставка работ (проекты оцениваются параллельным классом и учителем). Отвечают на вопросы, фиксируют результаты оценки, взаимооценки, | На данном этапе формируются следующие УУД: личностные (определение границ своего собственного знания и незнания, понимание значения знаний для человека), регулятивные (оценка результатов уровня усвоения изученного материала). |
Список литературы:
1. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература: 5 класс: -М.: «Просвещение»,
2. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. -М.: «Просвещение»,
3. Н.Некрасов. Полное собрание стихотворений. –М.: «ЛитИздат».
4. Хрестоматия по литературе для средней школы : 5 - 9 кл. / Сост. Э. Аламдарова, Ю. Безрук, Л. Евдокимова - Астрахань : Изд-во Астрахан. пед. ин-та,1994
5. Энциклопедический словарь юного литературоведа : Для среднего школьного возраста / Сост. Новиков В. И. Шкловский Е. А. - М. : Педагогика-Пресс, 1998.
Раздаточный материал:
Родной город: Место работы: Языки: Родители: Контактная информация Город: Образование Вуз (годы обучения): Жизненная позиция Мировоззрение: Главное в жизни: Главное в людях: Личная информация О себе: Научные труды: Круг интересов: Поэтический опыт: Дополнительно:
Карьера
Место работы: |
Лист самооценки и взаимооценки обучающегося
Ф.И.О. | Взаимооценка работы в группе | Самооценка | Оценка итоговая |
|
|
|
|