Проект урока внеклассного чтения «Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин, человек»

1
0
Материал опубликован 24 November 2015

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Озерская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

Проект урока внеклассного чтения № 1

«Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин, человек».

Авторы программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Авторы учебника: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Урок по ФГОС ООО.

Предмет: литература

Учитель: Измайлова Екатерина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Озерская СОШ»

с. Озёрки 2015 год

Ф.И.О. педагога: Измайлова Екатерина Алексеевна.

Предмет: литература.

Класс: 5.

Тема урока: Урок внеклассного чтения № 1 «Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин, человек».

Характеристика класса: В классе 21 человек. Мальчиков - 12, девочек - 9. Дети успешно планируют работу, определяют тему и цели урока. Условно класс можно разделить на две группы учеников: со средним и высоким уровнем развития. Именно поэтому была использована групповая форма обучения, позволяющая каждому ученику обобщить свои знания по данной теме на посильном уровне. Дети учатся решать учебные задачи в сотрудничестве. Умеют излагать свои мысли и учатся их аргументировать. Владеют логическими действиями анализа, синтеза информации. Принимают активное участие в работе группы, ведут диалог с одноклассниками, анализируют результаты проделанной работы. Умеют проводить самооценку и взаимоконтроль.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

ноутбук;

мультимедийный проектор;

учебник;

раздаточный материал (материал для групповой работы, листы самоанализа);

портрет М.В. Ломоносова.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомить с жизнью и творчеством великого русского ученого-просветителя М.В. Ломоносова

Метапредметные:

Регулятивные: 

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

Познавательные:

формирование умения использовать логические операции, анализа, обобщения, классификации, отнесения к соответствующим пунктам.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий в группе;

Личностные:

способность к самооценке, самоопределению.

Проект урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организационный этап.

Цель: Создать доброжелательную атмосферу для плодотворной работы на занятии, организовать направленное внимание на начало урока.

Учитель проверяет готовность к уроку. Вступительное слово.

- Добрый день, мои друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Я верю в то, что сегодня на уроке у всех все получится, вы все сможете и узнаете много нового.

 

Провер.

Применяем

Т.Ц. как

Д.з что?

чему?

Эмоциональный отклик.

Обеспечение мотивации обучающихся, готовности к активной учебно-познавательной деятельности)

Планирование учебного сотрудничества способствует развитию регулятивных УУД

Схема планирования фиксируется на доске.

2. Целеполагание.

Цель этапа: Создать условия для формулировки темы и постановки цели урока.

Диалог учителя с детьми:

- В одном из произведений Н.А. Некрасова есть такие строки:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и доброй воле

Стал разумен и велик.

-Как вы думаете, кто изображен на портрете и кого же Некрасов мог бы упомянуть в своем стихотворении?

-Вы догадались, какова тема нашего урока?

-Какие учебные задачи мы поставим? Что вы должны узнать и чему научиться сегодня на нашем занятии?

-При каких условиях это получится?

На каком этапе урока мы находимся?

К какому этапу перейдем?


 

Ответы детей.

Дети формулируют тему урока, ставят цели, планируют дальнейшую деятельность.

Записывают тему урока в тетрадь.

Ответы детей.

В процессе ученики оценивают результаты своей деятельности – оценочный лист

Для оформления класса использована репродукция работы неизвестного художника — портрет М. В. Ломоносова.

На данном этапе урока происходит развитие следующих УУД: познавательных (извлечение необходимой информации); регулятивных (принятие и сохранение учебной задачи, планирование своей деятельности, оценивание результата уровня усвоения изучаемого материала); коммуникативных (обмен мнениями, построение понятных речевых высказываний).

3.Изучение нового учебного материала

Цель этапа: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством великого русского ученого-просветителя М.В. Ломоносова.

- М.В. Ломоносов- сподвижник Просвещения, основоположник русской поэзии. Талант Ломоносова раскрылся во многих областях, давайте послушаем, в каких именно.

 


 


 

Напомните цель урока. Что уже выполнили ? Что еще нет?

К какому этапу перейдем?

Выступление заранее подготовленных учеников.

В процессе слушания обучающиеся заполняют кластер (в тетрадях)

В процессе ученики оценивают результаты своей деятельности – оценочный лист

На данном этапе происходит развитие следующих УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из показа презентации, рассказа товарищей; преобразование информации); регулятивные (планирование своей деятельности, оценивание результата уровня усвоения изучаемого материала); личностные.

Кластер-особая графическая организация материала, позволяющая структурировать материал.

Физминутка (см. приложение к уроку).

4. Систематизация и обобщение полученных знаний.

Цель этапа: Организация деятельности обучающихся по переводу отдельных знаний в целостную систему.

  Учитель предлагает групповую форму работы, объясняет дальнейшие действия обучающихся, знакомит с листами-шаблонами страницы ВКонтакте.

Обоснование: для заполнения страницы ВКонтакте необходимо обладать глубоким знанием материала, способностью резюмировать информацию, такой вид деятельности развивает критическое мышление, является инструментом для синтеза и обобщения информации, а также средством творческого самовыражения. Возрастная особенность обучающихся учтена, «виртуальный мир» и «мир ВКонтакте» активно используются современными детьми.

-Повторим правила работы в группе:

Говорим по очереди, не перебивая друг друга

Слушаем друг друга внимательно

Четко высказываем свое мнение

Соблюдаем порядок

Уважаем мнение собеседника

В принятии группового решения участвуют все.


 

Учитель помогает формировать групповую деятельность. Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.


 

-На основе изложенного ранее материала, опираясь на кластер, опираясь на статью, представленную в учебнике, я вам предлагаю составить небольшой групповой проект на основе известной страницы ВКонтакте.

Повторение правил работы в группах, ответы детей.

Дети формируют группы по 4-5 человек.

Применение знаний. Использование раздаточного материала (шаблон страницы ВКонтакте)

На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Формируются коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения), регулятивные (планирование своей деятельности, контроль и оценка своей деятельности, деятельности товарища), познавательные, личностные (самоопределение).

Рефлексия:

Цель этапа: оценить результаты деятельности


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Итак, подведем итог:

Какую тему урока мы изучали?

- Какие цели мы ставили?

- Как мы к ним шли?

(Заполним до конца оценочный лист).

- Достигли ли мы цели урока?

Предлагает фиксировать результаты оценки.

Предлагает формулировать выводы о результатах учебной деятельности

В конце ученики оценивают результаты своей деятельности, происходит взаимооценка работы в группе – оценочный лист.

Выставка работ (проекты оцениваются параллельным классом и учителем).

Отвечают на вопросы, фиксируют результаты оценки, взаимооценки,

На данном этапе формируются следующие УУД: личностные (определение границ своего собственного знания и незнания, понимание значения знаний для человека), регулятивные (оценка результатов уровня усвоения изученного материала).

Список литературы:

1. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература: 5  класс:  -М.: «Просвещение»,

2. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. -М.: «Просвещение»,

3. Н.Некрасов. Полное собрание стихотворений. –М.: «ЛитИздат».

4. Хрестоматия по литературе для средней школы : 5 - 9 кл. / Сост. Э. Аламдарова, Ю. Безрук, Л. Евдокимова - Астрахань : Изд-во Астрахан. пед. ин-та,1994

5. Энциклопедический словарь юного литературоведа : Для среднего школьного возраста / Сост. Новиков В. И. Шкловский Е. А. - М. : Педагогика-Пресс, 1998.

Раздаточный материал:


 

Ф.И.О. Статус:

 


 

ФОТО НЕТ

День рождения:

 

Родной город:

Место работы:

Языки:

Родители:


 

Контактная информация

Город:


 

Образование

Вуз (годы обучения):


 

Жизненная позиция

Мировоззрение:

Главное в жизни:

Главное в людях:

Личная информация

О себе:


 

Научные труды:


 

Круг интересов:


 

Поэтический опыт:


 

Дополнительно:


 

Группы:

 

Карьера

 

Место работы:

 


 

Лист самооценки и взаимооценки обучающегося


 

Ф.И.О.

Взаимооценка работы в группе

Самооценка

Оценка итоговая

 

 

 

 

       
       
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.