12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Морщакова Татьяна Николаевна29
1

Урок литературы в 8 классе на тему: «А. Т. Твардовский - поэт-гражданин»

Урок литературы в 8 классе на тему: «А. Т. Твардовский - поэт-гражданин"

учителя  русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Вишневое Тамалинского района Пензенской области имени дважды Героя Советского Союза, маршала Н.И.Крылова Морщаковой Татьяны Николаевны

Цель урока: раскрыть глубину творческой личнос­ти А. Т. Твардовского: его взгляды на при­звание и судьбу поэта,  выяснить гражданскую позицию поэта; познакомить с твор­ческим замыслом поэмы «Василий Тёркин»;  показать актуальность и вневременную ценность  произведений поэта.

Задачи урока:

 создать условия для понимания гражданской позиции Твардовского, пробудить интерес учащихся к поэзии А. Т. Твардовского;

 • развивать речемыслительные умения в процессе аналитической работы на уроке;

 • воспитывать неприятие пассивной, созерцательной жизненной позиции,    формировать  интерес к изучению русской литературы в контексте культуры и исторической эпохи.

Форма урока: урок мудрости.

Тип урока: комбинированный.

Технология развития критического мышления.

 Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа по тексту, выразительное чтение, краткий пересказ,  приемы ТКМЧП(«мозговой штурм», «инсерт», «закончите предложение»), использование мультимедийных средств.

Оборудование: презентация «А.Т.Твардовский – поэт-гражданин», раздаточный материал».

Эпиграф:

Перечитать Александра Твардовского-

значит заново пережить целую эпоху народной жизни.

А.Турков

Он сердцем принял боль времен

И сделал собственною болью.

М.Дубинин

Ход урока

Вступительное слово

...Кому другому, но поэту

Молчать потомки не дадут,

Его к суровому ответу

Особый вытребует суд.

Я не страшусь суда такого

И, может, жду его давно,

Пускай не мне ещё то слово,

Что ёмче всех, сказать дано.

Моё - от сердца - не на ветер,

Оно в готовности любой:

Я жил, я был - за всё на свете

Я отвечаю головой.

      Я прочитала отрывок из поэмы Александра Трифоновича Твардовского «За далью — даль» (глава «Так это было»). Поэт провозглашает своё жизненное и творческое кредо. Такое отношение к жизни и талант Александра Твардовского сделали его одним из великих, поистине народных поэтов XX века. Я думаю, что Твардовский размышляет об ответственности не только поэта, но и любого человека за происходящее, а  это есть гражданская позиция. Хочу обратиться к философскому словарю.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.(Философский словарь)

Вызов

Тема нашего урока « А. Т. Твардовский - поэт-гражданин». К нашему уроку я посчитала правомерным выбрать два эпиграфа. Первый принадлежит критику А.Туркову. Он говорит об эпохе Твардовского, обратите внимание на даты жизни, свидетелем каких событий был поэт?(коллективизация, предвоенные годы со сталинскими репрессиями, Великая Отечественная война, послевоенные годы застоя). А теперь прочитаем второй эпиграф, это слова поэта Михаила Дубинина. Какой новый штрих к оценке творчества Твардовского добавляет Дубинин. (Турков называет главную тему творчества- жизнь народа, а Дубинин говорит о гражданской позиции поэта: он не летописец, не может оставаться равнодушным к происходящему. Боль времен - его боль). Наша сегодняшняя задача –познакомиться с Твардовским-гражданином через его произведения и узнать об истоках его гражданственности.

Осмысление

Для этого откроем следующие страницы его творческой биографии:

Первая страница: 1910-1930- «Начало всех начал»

Вторая страница: 1930-1939-«Знать бы, что жизнь повернется не так»

Третья страница: 1939-1945-«Жизнь одна и смерть одна»

Четвертая страница:1945-1971- «За все на свете я отвечаю головой»

Задание по группам (их соответственно четыре): Прочитать биографическую справку, подчеркнуть факты, которые, на ваш взгляд, выражают гражданскую позицию Твардовского или способствовали формированию ее. Галочкой отметьте факты, которые оказались для вас интересны.  Эта графическая работа поможет  ответить на вопросы, которые даны к этой биографической справке.

Биографическая справка 1

"Началом всех начал" Твардовский называл жизнь на Смоленщине."Родился я в Смоленщине, - пишет он, - в 1910 году, 21 июня, на "хуторе пустоши Столпово", как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом Трифоном Гордеевичем Твардовским… Земля эта - десять с небольшим десятин, вся в мелких болотцах, - была во всех смыслах незавидна. Но для отца земля эта была дорога до святости. И нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле ...Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое мое знакомство с "Полтавой" и "Дубровским" Пушкина, с "Тарасом Бульбой" Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А. В. Толстого было именно таким. Здесь, вероятно, истоки всем известной жажды справедливости Твардовского. И, может быть, нет ничего удивительного в том, что самое первое его стихотворение, сочиненное в таком возрасте, когда автор еще не знал всех букв алфавита, обличало мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд.

Отец Твардовского, мечтавший , чтобы сыновья обязательно «вышли в люди», начал детей к поступлению в гимназию. Учеба Твардовского продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником общественной жизни деревни. Он, «рядовой сельский комсомолец», посылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет, писал о неисправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей». А 19 июля 1924 года было опубликовано его первое стихотворение «Новая изба» в газете «Смоленская деревня». Твардовскому было всего 14 лет. В апреле 1927 года смоленская газета "Юный товарищ" помещает заметку об Александре Твардовском вместе с подборкой его стихов и фотографией - все это объединено общим заголовком "Творческий путь Александра Твардовского". А было Александру 17 лет. Сельская школа - за плечами. Чтобы учиться дальше, надо покидать родные края. Настроения этой поры - в стихотворении-воспоминании «На сеновале»(1967). Это «завет начальных дней»: так они с другом мечтали жить дальше.

Мы жили замыслом заветным

Дорваться вдруг

До всех наук-

Со всем запасом их несметным-

И уж не выпустить из рук…

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать,

Не трусить,

Верным быть народу,

Любить родную землю – мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду,

А если-

                                                 То и жизнь отдать .

_-Какие интересные факты вы отметили в биографии?

-Есть ли у юного Твардовского представления о гражданском долге?

-В чем вы видите истоки гражданской позиции Твардовского?                                     

Биографическая справка 2

       Поставив цель избавиться от «бескультурья», в 1932 году Твардовский  поступает в Смоленский педагогический институт, перечитывает русских классиков. С третьего курса он ушел, так как началась работа над поэмой «Страна Муравия», потребовавшая много сил и времени. Он плодотворно пишет и печатается. В это десятилетие тридцатых годов стало ясно, что в поэзию пришел ярчайший молодой талант, пришел из смоленской деревни, из семьи, пережившей драму раскулачивания и ссылки: семья была раскулачена, отец и брат высланы в северные края на лесоповал. Но молодой поэт решал задачи, поставленные партией: утверждение колхозного строя в деревне и разоблачение кулачества как класса. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма и трагедию своей эпохи. В оптимистической поэме «Страна Муравия» главный герой крестьянин –единоличник Никита Моргунок ищет «старинную муравскую страну», где «Земля в длину и ширину - Кругом своя. Посеешь бубочку одну, И та – твоя». Поиски заканчиваются решением идти в колхоз. Но опять здесь «немая боль». Жуткая картина раскулачивания приравнивается Твардовским к выселению человека из жизни в смерть.

-Что за помин?

— Помин общий.

— Кто гуляет?

— Кулаки!

Поминаем душ усопших,

Что пошли на Соловки.

— Их не били, не вязали,

Не пытали пытками,

Их везли, везли возами

С детьми и пожитками.

А кто сам не шёл из хаты,

Кто кидался в обмороки, —

Милицейские ребята

Выводили под руки...

Да и как не быть боли, ведь не пришлые из города комиссары , а свои односельчане «подписали приговор» соседу-кулаку как своему «врагу».

       «Знать бы, что жизнь повернется не так»- в этих словах Твардовского предчувствие еще больших сомнений и боли. Смоленская партийная организация назвала эту поэму кулацкой, а в Москве ее опубликовали, автора наградили Орденом Ленина. Твардовский переезжает в Москву и в 28 лет становится студентом Московского института истории, философии и литературы, заканчивает его в 1939 году. «Отрываясь от книг и учебы, я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, вникал во все, что составляло собою новый колхозный строй сельской жизни, писал статьи, корреспонденции и вел всякие записи " (из автобиографии Твардовского). Дальнейшие планы поэта нарушила война.

Философский словарь

  _-Какие интересные факты вы отметили в биографии?

 -Отношение Твардовского к своему образованию является ли его гражданской позицией?

       -Как иллюстрируют произведения поэта его гражданскую позицию?

 Биографическая справка 3

Жизнь внесла свои коррективы в твор­ческие планы Твардовского. Началась война с Финляндией(1939-1940), и он стал корреспондентом фронтовой газеты "На страже Родины». « На той войне незнаменитой» он увидел подвиг русского человека, но написал о трагедии его матери:

                                          Зашел я в дом, где жил герой,

А нынче мать его осталась

Да с ней парнишка-сын второй,

Что стал опорою под старость.

Большому горю скоро год,

А мать по-прежнему украдкой

Нет-нет и снова перечтет.

                                         Все те слова бумаги краткой.

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье,  в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия». В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда». Вместе с действующей армией Твардовский проходит всю войну. Все пережитое и увиденное во время войны нашло отражение во «Фронтовых хрониках».  О военных буднях поэта остались воспоминания. Так В. Лакшин рассказал, что  Твардовский чудом три раза выходил из окружения. Писатель Е.Воробьев, три года воевавший  с ним рядом, не мог припомнить случая, когда бы Твардовский невежливо разговаривал с теми, кто был ниже по званию. Но в разговорах с начальством не скрывал недовольства, если имели место несправедливость или бестактность. Во время войны проявилась еще одна характерная черта Твардовского: никогда не щеголял своей храбростью, хотя был очень смел и обладал недюжинной силой: колол дрова для кухни, копал землянки, не упускал случая вытащить застрявшую машину. Как похож он на своего героя Василия Теркина. Поэма «Василий  Теркин»-это главный труд в годы войны. Сам Твардовский так рассказывает об история создания поэмы. «Василий Теркин известен читателю с 1942 года. Но «Вася Теркин» знаком еще с 1939-1940 годов, периода финской кампании.» Когда Твардовский  работал корреспондентом во фронтовой газете «На страже Родины», возникла идея создать образ удачливого неунывающего бойца. Цель была проста - развлечь читателя, вызвать его улыбку. Этого персонажа решили назвать Васей Теркиным, вступление написал Твардовский, в дальнейшем в создании образа участвовали и другие литераторы. Весной 1942 года Твардовский приезжает в Москву и ,заглянув в свои тетради , решает продолжить рассказ о Теркине, но переосмыслив его образ. Сразу было написано вступление  о воде, еде, шутке и правде. Быстро дописались главы, лежавшие в черновиках. Главными темами произведения стали народ и родина, народ на войне. Поэме «Василий Теркин» автор  дал подзаголовок «Книга про бойца». Первые главы «От автора» и «На привале» были напечатаны в сентябре 1942, а окончательный вариант был завершен в 1945.  Эпизоды  в поэме связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны на передовой.  

           -Какие интересные факты вы отметили в биографии?

     -Какие черты характера выражают гражданскую позицию Твардовского?

-Свяжите создание поэмы «Василий Теркин» с гражданской позицией поэта, почему эта работа стала главной в эти годы?(что пишет о замысле ?)  

Послушайте отрывок из первой главы «Василия Теркина» «от автора»,здесь и звучат мысли о замысле   поэта.

-Как отражает этот замысел гражданскую позицию автора?     

Биографическая справка 4

     Пришла мирная жизнь, трудные послевоенные годы, период  восстановления разрушенного- время неоправдавшихся надежд на новую жизнь. После Победы началась гонка вооружений. Все средства были брошены на развитие атомного оружия и овладение космосом. Все расходы легли новым бременем на многострадальный народ.  В это время Твардовский пишет  печальную  поэму «Дом у дороги» о том, как враг разметал счастливую молодую семью: беременную женщину угнал в рабство на Запад, а мужа-солдата заставил отступать от родного дома на Восток. Война закончилась победой этого солдата, но поэма не имеет конца: Твардовский хорошо знал, как трудно  соединить судьбы тем, один из которых победитель, а другой побывал в плену.

И отвести старались взгляд

Соседи в разговоре,

Чтоб не видать, как он солдат,

Давясь глотает горе.

Не мог он душу освежить

Тем трудным. скрытым плачем…

Все так, а надо было жить.

И жить хозяин начал.

В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир»,будучи на этом посту, мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию таких писателей, как Ф.Абрамов, В.Быков, Ч.Айтматов, С.Залыгин, Г.Троепольский, Б.Можаев, А.Солженицын и др. Вокруг него сгруппировались силы, стремящиеся к честному изображению действительности. Ни один журнал не сказал тогда так много о культе личности Сталина, сталинских репрессиях. В 1954 был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 Твардовский снова возглавил «Новый мир». В 1970 Твардовский опять  был смещен с поста главного редактора. Он был бескомпромиссен в своей переоценке прошлого и в борьбе за подлинную свободу творчества. Это обострило тяжелую душевную ситуацию. Несмотря на официальное признание поэмы «За далью даль» (Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского «Теркин на том свете» и «По праву памяти» не были опубликованы. Последняя посвящена памяти отца, репрессированного в годы коллективизации. Это говорит о пересмотре позиции автора по отношению к политике партии. Умер Твардовский 18 декабря 1971. Отлучение от любимого журнала и невозможность печататься ускорило его кончину.

  _-Какие интересные факты вы отметили в биографии?

     -Как выразилась гражданская позиция поэта в выборе тем послевоенных        произведений?

-Как характеризует Твардовского изменение каких-то взглядов?

Анализ отрывка из стихотворения «Я убит подо Ржевом»

В настоящее время произведения Твардовского постоянно переиздаются, это говорит о том, что он является читаемым поэтом. И сборники его стихов открываются стихотворением «Я убит подо Ржевом». Послушайте отрывок из него, читает Михаил Ульянов.

-О какой битве здесь рассказывается?

Ржев находится в 200 км от Москвы. Здесь было самое продолжительное и кровопролитное сражение Великой Отечественной войны. Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. Бойцы называли его ржевской мясорубкой.  После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции. Историки молчали, не рассказывали об этой битве до 1993 года, считая ее боем местного значения, а Твардовский уже заговорил он ней в конце 1945 - начале 1946года, рассказал правду.

-От чьего имени  рассказана эта правда в этом стихотворении?

-Как описывается  битва, в которой погиб  солдат ?(героического, на первый взгляд, ничего нет: убит  под обстрелом, но разве не подвиг защищать свою землю в такой мясорубке).

-Что вас удивило в монологе солдата?( мысль о том, отдали Ржев или нет –погибали, думая  о будущем родине)

-Какова гражданская позиция автора в данном стихотворении?(Война закончилась, а его не покидает чувство ответственности перед погибшими и благодарности им, это чувство передается и нам). 

       Рефлексия

Задание: закончите одно из предложений.

Твардовский  «серд­цем принял боль времен...», потому что…

 Александр  Трифонович  Твардовский  сочетал  в   себе   талант  поэта, темперамент бойца,  долг и   совесть  гражданина, потому что… 

Домашнее задание:

1.                     Прочитайте поэму «Василий Теркин» и сравните свои впечатления от прочитанного с рассуждениями исследователя творчества А.Т.Твардовского литературоведа А.Гришунина (стр.170-171).

2.                     Ответьте на вопрос: «Что дало право А.Твардовскому утверждать, что поэма, традиционно лиро-эпическое произведение, является и лирикой, и публицистикой, и песней?»

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.