Проект «Живопись о космосе как способ взаимосвязи поколений»
Пояснительная записка к презентации
Проект
«Живопись о космосе, как способ взаимосвязи поколений »
Учитель математики:
Абакатова
Динара Жаиковна
Тюмень
2022г.
Аннотация
В процессе работы над проектом по астрономии "Живопись о космосе, как способ взаимосвязи поколении" была поставлена и реализована цель: рассмотреть способ взаимосвязи поколений через живопись о космосе.
Подробнее о работе:
В индивидуальной работе затрагиваются актуальные проблемы современности: связь поколении, патриотическое воспитание, профориентация. Имеются сведения из теоретических источников, а также перечислены имена отечественных художников, которые в своем творчестве прибегли к изображению космоса и просторов Вселенной. В готовом проекте, автором проведен социологический опрос, показывающий необходимость разговоров учащихся со старшими поколениями для знакомства с историей отечественной космонавтики. Так же, приведены рекомендации использования космических мотивов в живописи отечественных художников для налаживания диалога поколений.
Введение 4
Социологическое исследование 6
Живопись о космосе, как способ взаимосвязи поколений 8
Заключение 11
Список литературы и Интернет-ресурсов 12
Введение
Вселенная - извечная загадка бытия, манящая тайна. И как только сделан новый шаг к ее разгадке – открываются новые горизонты, новые тайны космоса. Слово «космос» - синоним астрономического определения Вселенной. [1]
Во все времена, люди мечтали узнать все тайны космоса. Об этом свидетельствуют древнейшие рисунки на пещерах, мифы и легенды, которые передавались из поколения в поколения. Особенно, с того момента, как первый в истории спутник был запущен на орбиту Земли в 1957 году, космос завладел умами миллионов людей. [1] Советские дети мечтали стать героями космоса, но что происходит сейчас? Так ли сильно мечтают о космосе современные ребята? Если нет, то почему? Что они знают о космосе? Вдохновляет ли он их? Кто им рассказывает о героях космоса? Может ли искусство, в конкретном случае живопись, помочь наладить связь поколении?
Актуальность проекта заключается в том, что мы хотим затронуть такую проблему современности как связь поколений, через взаимосвязь искусства и космоса. В наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимость в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи.
Цель исследования рассмотреть живопись о космосе как способ взаимосвязи поколений
Задачи исследования:
Ознакомиться с научной литературой по теме «Связь поколений»
Провести социологический опрос
Проанализировать и представить возможные способы взаимосвязи поколении, через живопись о космосе
Предмет исследования: Взаимосвязь поколений, через живопись о космосе.
Объекты исследования: Учащиеся 5 класса, картины о космосе.
Гипотеза: Изучая живопись о космосе, можно развить связь между поколениями.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, опрос-анкетирование.
Социологическое исследование.
Метод: открытое анкетирование.
Респонденты: учащиеся 5 классов
Вопросы для исследования:
Какую памятную дату будет отмечать весь мир 12 апреля?
Назовите имя первого космонавта в истории нашей планеты?
Ваше мнение о значении первого полета человека в космос?
Мечтали/мечтают ли они стать космонавтами?
Хотят ли в будущем изучать космос?
Разговаривают ли старшие поколения (бабушки, дедушки, родители) с вами о космосе?
Нравится ли вам различные изображения/картины о космосе?
Вам будет интересно изучать космос вместе с вашими родителями по картинам?
В ходе исследования и проведения социологического опроса были поставлены следующие вопросы для изучения:
Есть ли у учащихся основные знания о космосе. От кого они их получают? Видят ли они в своем будущем перспективы, связанные с космосом?
В результате опроса выяснилось, что все участники (100%) опроса знают, какое событие наша страна и весь мир отмечают 12 апреля - День Космонавтики. Знают и имя героя этого события (100%). Практически все респонденты ответили на вопрос, не задумываясь. Отмечая подвиг Юрия Гагарина, 50% ответивших считают, что главное значение этого события заключается в том, что произошло развитие космонавтики; 30% полагают, что «у человечества появился шанс открыть и изучить новые планеты»; 20% - отметили научно – технический прогресс, благодаря которому мы можем пользоваться Интернетом, узнавать прогноз погоды на местности и так далее. К сожалению, о покорении космоса наше подрастающее поколение не мечтает (0%), лишь один учащийся видит перспективы в изучении астрономии (10%). Разговаривают о космосе очень редко, а со старшим поколением еще реже (20%). Их привлекают картины о космосе (100%), но они не уверены, поможет ли им живопись о космосе укрепить связь с родными (50%).
Итоги социологического опроса показывали, что необходимо уделять больше внимания разговорам учащихся для знакомства с историей отечественной космонавтики. Следует стремиться к тому, чтобы в сознании подрастающего поколения полет в космос ассоциировался с героическим поступком, заслуживающим признания и уважения. « В космонавтику надо вернуть мечту! Там, где есть мечта, там будут великие свершения. И надо этой мечтой увлекать молодежь. Я считаю, что в ближайшее время в космонавтику помимо "технарей", людей инженерных профессий, военных летчиков, медиков, ученых-естественников будут приходить и люди художественных профессий » - утверждает российский политический и общественный деятель, космонавт-испытатель Сергей Александрович Жуков. [6]
Живопись о космосе, как способ взаимосвязи поколений
«Одно поколение, словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга» - Фёдор Тютчев.
Проблема поколений неразрывно связана с естественным течением времени. Разница между ними около двадцати лет. Меняются порядки, миром управляют другие люди. В эпоху, когда существует интернет и свободный доступ к информации, развитие будет происходить во много раз быстрее более ранних периодов, а значит и разница между поколениями будет все больше и больше. Вот почему проблема поколений актуальна, а изучая историю с помощью творчества, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений. [3]
Обсуждая картины о космосе, мы можем помочь поколениям лучше понять друг друга. Увидеть и убедиться, что у них есть нечто, что их объединяет. Что они могут прекрасно дополнить сведения друг друга. Например, поговорить о суточном полете двух «четвероногих» - Белки и Стрелки, изображенных художником Л. Аристов. Помочь учащимся понять цель полета, ведь вместе с ними в космосе находились и другие биологические объекты, такие как мыши, насекомые, растения, грибковые культуры. [2]
Восхвалить подвиг Юрия Гагарина, можно с помощью творчества В. Василенко, А. Плотнова, которые написали одни из самых узнаваемых портретов космонавта. Андрей Плотнов, также был лично знаком с первым человеком в космосе, что придает его работе особую значимость. Вспомнить знаменитое «Поехали», которое изобразили А. Леонов, А. Соколов. Увидеть отношение к науке, благодаря работе Н. Бабин, И. Овасапов, И. Якушин. «Слава советской науке».
Можно обсудить будни работы космонавтов, с помощью творчества Михаила Борисова «Мы мирные люди». Художник изобразил рабочие будни космонавтов на станции «Мир», показав, что они герои и важные ученые, но такие же и обычные люди, выполняющие свою работу.
А ведь для космической отрасли важны не только космонавты, но и представители других профессий, таких как инженеры, астрономы, медики, программисты, дизайнеры, электрики, экологи и многие другие. Именно им посвятили свои картины М. Пясковский, А. Дейнека, Е. Корнеев. Советский художник Михаил Пясковский в своей работе «Земля слушает», решил отдать дань незаслуженно остающимся в тени сотрудникам космической отрасли на Земле. Дейнека посвятил картину «Покорители космоса» не космонавтам, а команде, занимающейся строительством и запуском корабля. Картина Евгения Корнеева «В путь. Королев», показывает момент до полета Гагарина - космонавт напоследок жмет руку человеку, благодаря которому полеты в космос стали возможными - советскому инженеру и настоящему гению Сергею Королеву. [4]
Также, можно поговорить и о более простых вещах. Допустим, в иллюстрациях А. Леонова "Выход в открытый космос", Анатолия Плахова «В открытом космосе», где космонавты облачены в жесткий скафандр, явно прослеживается понимание опасности нахождения в безвоздушном пространстве.
Увидеть разницу в том, каким представляют себе следующий шаг в покорении космоса, поможет творчества Андрея Соколова, ставшим первым в мире художником, предрекающим высадку на Марсе, Венере и других планетах. Также, стоит вспомнить художника Шуршина, пофантазировавшем над освоением космического пространства и заселением других планет, подписав свою работу цитатой первого русского космиста Константина Циолковского «Человечество не останется вечно на Земле». [5]
Довольно популярная тема о неизвестных космических объектах и связи человека с внеземными цивилизациями. Так авангардист Николай Вечтомов представил видение «НЛО».
Выход человечества в космическое пространство несоизмеримо обогатил живопись, ведь космические картины имеют уникальную черту — они не надоедают и не утрачивают притягательности. Они могут поспособствовать диалогу поколений, вспомнить историю космонавтики. Показать, что запуск ракеты – это работа группы людей, различного рода деятельности.
Заключение
Казалось бы, поколения настолько рознятся в убеждениях и в образе жизни, что между ними ну никак не может быть какой-либо связи, или любого взаимодействия. Однако, напротив, мы с вами показали, что есть вечная тема «Космоса» в живописи, которая может их сблизить.
Считаем, что достигнута цель исследования. Мы рассмотрели живопись о космосе, как способ взаимосвязи поколений.
Выполнили основные задачи исследования:
1) Ознакомились с научной литературой по теме «Связь поколений»
2) Провели социологический опрос
3) Проанализировали и представили возможные способы взаимосвязи поколений, через живопись о космосе
Проект затрагивает основные вопросы современности. Его перспективы носят реальный результат, который может включать в себя общественные мероприятия по теме диалога поколений, профориентаций, Дня космонавтики. Также, можно углубиться в тему, и создать пособие для детей и родителей, посвященное теме космоса.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Сергей Рязанский. Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике - Бомбора, 2019 г.
Ирина Позднякова. Большой атлас Вселенной - Эксмо, 2017 г.
Касьянов В.В. Социология – Юрайт, 2019.
https://habr.com/ru/post/408281/
ttps://old.sk.ru/news/b/press/archive/2013/04/12/dlya-razvitiya-kosmonavtiki-nuzhno-_2200_zazhech_2200_-molodezh-mechtoy-o-planetah.aspx