Проекты "Родословная" и "Лента времени"

0
0
Материал опубликован 4 May в группе



                Проекты «Моя родословная» и «Лента времени»

    Работа над проектами начинается в середине  второго года обучения и  продолжается  до окончания начальной школы.  В результате, в классе появляется пособие «Лента времени», с помощью которого мы постепенно  "погружаемся"  в историю.

   С начала второго  класса мы  очень постепенно и подробно выясняем, что такое  "сутки", "неделя",  "месяц", "год". Наблюдаем за солнцем, затем за луной. Выясняем,как изменяется луна в течение месяца,  как изменяются времена года, и что происходит с нашей планетой за год: она совершает полный оборот вокруг солнца. 

     Итак, заканчивается  старый  год и приближается новый. Мы вспоминаем события, связанные с каждым месяцем и говорим о приближении Нового года. 

     

z1746381369.jpg
Фрагмент ленты времени

А давайте, ребята, отметим прошедший год  одним квадратиком, и таким же - следующий. А сколько лет назад вы родились? 

       На полосу белой бумаги (можно взять половину листа ватмана А1, разрезанную вдоль) приклеиваем квадратики цветной или белой  бумаги, обозначающие  годы.  

    Начинаем с себя. На ленту времени приклеиваем свои фотографии, помечая год своего рождения, Выясняется, что почти все ученики родились в одном и том же году, Как ни странно, пока дети это не увидели, как говорится, своими глазами, это не так очевидно. А тут наглядно, все перед нами: и место трудно найти тем, кто опоздал и принес фотографию позже других. Но вот все фотографии или нарисованные от руки «портреты» аккуратно приклеены.

    Создаем  родословные древа. Каждый ученик на листе рисует дерево и  приклеивает свою фотографию на этот раз на самую верхушку древа и пишет рассказ о себе: кто я, как меня зовут, какая у меня фамилия, что я люблю, чем увлекаюсь.

      Далее начинаются рассказы о братьях и сестрах, чьи фотографии размещаются на соседних веточках, потом о родителях. Что означает мое имя, фамилия? Тоже невероятно интересно и поучительно!

      Мы узнаем о детстве своих родителей: как   они ходили в детский сад, как учились в школе, во что играли, какие песни пели и многое другое. Находим  их детские фотографии,   любимые игрушки,  детские коллекции, книги. Рассказываем о профессиях своих родителей.

      Их фотографии тоже размещаются на древе и на ленте времени. Интересно, что годы рождения мам и пап тоже оказываются достаточно близко. Мы можем уже говорить о поколении детей и поколении родителей.

      Затем, примерно так же мы "знакомимся " с бабушками и дедушками, их жизнью. Узнаем о времени, когда наша страна носила другое название: СССР. Погружаемся в то время, насколько это возможно, знакомясь с предметами того времени. Каждый приносит в класс то, что сохранилось в семье: медали и монеты, марки и значки, открытки, статуэтки и т.п. Пионерское детство, другие интересы и нормы жизни. 

      Следующее поколение: прабабушки и прадедушки. Они помнят  время первых полетов в космос!  Их рассказы передают атмосферу  того воодушевления, которое царило тогда  в обществе. Увлечение стихами и музыкой, чтение книг, уважение к людям науки и труда...    

     Рассказы прабабушек и прадедушек об их нелегком  послевоенном детстве возвращают нас к годам Великой Отечественной войны. Так постепенно перед детьми разворачивается история страны через историю каждой семьи.   Ведется интереснейшая работа: поиск информации о событиях  жизни  каждой семьи. Мы узнаем  удивительные истории о том, как дети ходили в школу за 3  километра через лес, спасали  односельчан во время войны, берегли каждую корочку хлеба. Поколения становятся ближе, роднее друг другу! Как это важно для всех нас!

     А лента времени, начавшаяся от текущего года, потянулась к годам рождения сначала детей, потом их родителей и далее, далее – к началу 20 века. Так прошедший уже 20 век становится зримым, близким и более понятным. Так история каждой семьи вплетается в историю нашей страны.

     Всегда находятся семьи, в которых хранится память не только о ближайших поколениях, но и более далеких. Когда дети рассказывают о прапрадедах и далее, это всегда производит неизгладимое впечатление на остальных ребят.

     Когда выясняется, что чей-то прапрапрадед участвовал в Первой мировой войне или просто родился в 1897 году, можно продвигаться дальше. А какой век был тогда? 19 век! Что это было за время? Как тогда жили люди? Какую одежду носили? Чем питались? На чем передвигались? Какие были у них дома?

     Мы знакомимся с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого, его детством.   В учебнике «Литературное чтение» есть  замечательный отрывок из воспоминаний писателя о его семье: матери, братьях и младшей сестренке Машеньке,  дополнительно находим и читаем рассказы Толстого для детей, узнаем о его школе для крестьянских ребятишек.

     А следующей значимой и важной фигурой 19-ого столетия становится Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и творчество, а также события 1812 года, становятся для нас ниточкой, за которую можно тянуть и потихоньку разматывать этот клубок, который ведет нас в прошлое, загадывает загадки одну за другой, и увлекает все дальше и дальше в глубь времен.

     Ведь год рождения А. С. Пушкина – 1899 г. А это уже 18 век! И так от рассказов о своей семье мы продолжаем двигаться вспять и добавляем новые портреты на ленту времени, новые рассказы, новые сведения из самых разных областей знания: писатели, полководцы, правители, путешественники, ученые.

     Лента времени соединяет воедино историю, литературу, математику, физику, астрономию и прочие науки. Удивительно полезное пособие, дающее возможность детям ощутить время как процесс; как нить, связывающую времена и поколения.

      Идея создания ленты времени и постепенного наполнения ее событиями, фактами, лицами, принадлежит Валентине Васильевне Степановой – моему учителю, научному руководителю, психологу и автору педагогической технологии «Школа развития индивидуальности». С огромной благодарностью и любовью к Валентине Васильевне  рассказываю о маленьком  фрагменте  ее  технологии. 





z1746381369.jpg
Фрагмент ленты времени
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.