Проектирование и реализация учебного занятия в соответствии с ФГОС деятельностного типа

0
0
Материал опубликован 21 January 2016
Проектирование и реализация учебного занятия

в соответствии с ФГОС деятельностного типа

Прошивалко Марина Викторовна

учитель начальных классов

БОУ «Знаменская средняя школа»

Знаменского муниципального района

Омской области

 «МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ –  ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ»

                                                                                                 Антон Семенович Макаренко

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Что же такое современный урок?

Это урок актуальный для настоящего времени, урок действенный , имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?

Начиная проектировать, вспомним дидактические принципы построения урока:

1) Принцип деятельности (заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам)

2) Принцип непрерывности ( это учет возрастных особенностей развития детей)

3) Принцип целостности ( это формирование учащимися обобщенного системного представления о мире(природе, обществе, самом себе..)

4) Принцип психологической комфортности ( создание доброжелательной атмосферы)

5) Принцип вариативности ( предполагает формирование у учащихся умения делать выбор и адекватно принимать решения в ситуации выбора)

6) Принцип творчества ( означает приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности)

Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана.

Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок.

Структура урока деятельностного типа в начальной школе состоит из следующих этапов:

1.Самоопределение к деятельности

2. Актуализация знаний

3.Постановка учебной задачи

4. Решение учебной задачи

5. Первичное закрепление

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

7.Включение в систему знаний, повторение

8. Рефлексия

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога.

В первую очередь отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок, определяем тип урока.

урок открытия нового знания;

урок рефлексии;

урок построения системы знаний;

урок развивающего контроля.

Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях.

При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:

сам себе их поставил

они понятны ему и очевидны

Цель урока в системно-деятельностном подходе заключается в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока. Особенностью содержания современного урока деятельностного типа является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий. При этом необходимо определить:

что учитель расскажет сам;

что ученики изучат самостоятельно;

какие вопросы поставит учитель;

какие задания предложит( при этом необходимо упорядочить задания по принципу «от простого к сложному»;

как будет контролировать процесс усвоения.

Следующий этап проектирования – это выбор методов обучения.

Каждый урок должен содержать что-то , что вызовет удивление , изумление , восторг учеников- одним словом ,то, что они будут помнить , когда всё забудут.

При выборе метода необходимо знать, как методы связаны с задачами урока.

Существует следующая их классификация:

по виду передачи и восприятия учебной информации;

по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя;

по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока;

по логике изложения и усвоения учебного материала;

по характеру учебно-познавательной деятельности.

Если раньше - восприятие новой информации через наблюдение и слушание, то с введением новых стандартов - через разрешение проблемных ситуаций.

Следующий этап при проектировании урока-

отбор средств обучения. дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТи другие

Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока, улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.

Следующий этап – рефлексия деятельности.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Если раньше мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым стандартам - самооценка, рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.

Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Учитель ставит вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

По возможности разработать домашнее задание ,которое должно быть комплексным (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.

Проектируя и реализуя любой урок направленный на формирование УУД, необходимо использовать возможности главного средства обучения- учебника. Учебник был и остается основным источником знаний. В содержании, структуре, в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на развитие каких УУД они направлены .

Если раньше учитель: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик: объект деятельности учителя, то с введением стандартов функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

И закончить свое выступление хочу словами:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Комментарии
Комментариев пока нет.