Методические указания и рекомендации на тему«Проектирование многоуровневой системы задач с параметром курса 7-9 классов. Линейные уравнения»
«Проектирование многоуровневой системы задач
с параметром курса 7-9 классов. Линейные уравнения»
Цель работы: формирование у учащихся умений и навыков по решению линейных уравнений с параметром, используя многоуровневую систему задач по данной теме.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД): анализировать и осмысливать текст задачи, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, выбор наиболее эффективного способа решения задач, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, смысловое чтение;
-развивающие (формирован ие регулятивных УУД): целеполагание, планирование своей деятельности в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся;
-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): смыслообразование, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Такие задачи постоянно предлагаются на едином государственном экзамене и на вступительных экзаменах в вузы. Хотя на ЕГЭ встречается всего одна-две задачи с параметрами, но те школьники, которые хотят получить высший балл по ЕГЭ, должны уметь их решать. Поэтому начинать знакомить учащихся с подобными задачами нужно намного раньше – параллельно с соответствующими разделами школьной программы по математике.
По задачам с параметрами уже вышел ряд книг и пособий. Но большинство из них предполагают наличие у школьника высокой математической культуры, а также значительного объема математических фактов, которые в школе изучаются весьма поверхностно или совсем не изучаются. Поэтому школьникам обычных школ зачастую эти книги не доступны для понимания. Разбираться в них могут только школьники продвинутых математических классов.
Спроектируем многоуровневую систему задач с параметрами, для решения линейных уравнений в курсах 7-9 классов.
Многоуровневая система уравнений с параметрами.
Линейные уравнения. 7-9 класс
Базовые задачи
При всех значениях параметра а решить уравнения:
Решение задач
Пример 1. Для всех значений параметра а решите уравнение х – а = 0.
Ответ: х = а при любом а.
Этот пример напоминает, что при решении задач с параметрами нужно находить неизвестную, и указывать, при каких значениях параметра ответ имеет смысл.
Пример 2. Для всех значений параметра а решите уравнение ах = 1.
Решение: При а = 0 данное уравнение решений не имеет, и в ответе это обстоятельство должно быть отражено.
Ответ: при а = 0 решений нет; при а ≠ 0 решение .
Пример 3. Исследовать и решить уравнение с параметром
Решение: Найдём контрольные значения параметра, т.е. такие значения при которых коэффициент при х обращается в 0. Такими значениями являются а = 0 и а = 2.
а) При а =0 уравнение принимает вид 0х = -2. Это уравнение корней не имеет.
б) При а = 2 уравнение принимает вид 0х = 0. Корнем этого уравнения является любое действительное число.
в) При а ≠ 0 и а ≠ 2 из исходного уравнения получаем , откуда .
Ответ: 1) при а =0 корней нет.
2) при а = 2 х – любое действительное число.
3) прито
Пример 5. Исследовать и решить уравнение с параметром а2 (х – 5) = 25 (х – а)
Выполнив ряд преобразований, приведём уравнение к виду, наиболее удобному для исследования: а2х – 5а2 = 25х – 25а;
(а2 – 25)х = 5а2 – 25а.
(а-5)(а+5)х = 5а(а-5).
а) при ед. х ; .
б) Если а = 5, то 0х = 0, следовательно, любое х есть решение.
в) Если а = - 5, то 0х = 250, следовательно, решений нет.
Графическая иллюстрация исследования по параметру а:
-5 5
а
3) 1) 2)
Ответ: 1) при ед. х .
2) при а = 5, любое х есть решение;
3) при а = -5, решений нет.
Модифицированные задачи
Модификация (или видоизменение) задач происходит по следующим направлениям:
увеличение технической сложности и трудности задачи;
варьирование известного алгоритма решения задач (переформулировать условие задачи);
необычная форма представления условия задачи (когда сразу не видно применение известного алгоритма решения).
Примеры:
При каких значениях параметра а уравнение имеет целые корни.
При каких значениях параметра n уравнение
а) имеет единственный корень;
б) имеет бесконечное множество корней;
в) не имеет корней.
Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнения и имеют общий корень
При всех значениях параметра а решить уравнение
|2х + 8| + |2х - 6| = а
Решение задач
Пример1. При каких целых значениях параметра а уравнение имеет целые корни.
Решение: Приведём уравнение к виду , если то . Чтобы х был целым числом, необходимо, чтобы значение выражения было делителем числа 5, то есть может быть равно 1; -1; 5; -5. Перебором находим, что
.
Ответ: при
Пример 2. При каких значениях параметра n уравнение
а) имеет единственный корень;
б) имеет бесконечное множество корней;
в) не имеет корней.
Решение:
1. Выражения имеют смысл при любых значениях n.
2. Если , то .
При значение выражения равно 0. Получаем уравнение вида . Оно имеет бесконечное множество корней, то есть х – любое число.
При значение выражения равно – 12, получается уравнение , которое не имеет корней.
3. При и уравнение имеет единственный корень.
Ответ: а) при и уравнение имеет единственный корень;
б) при - уравнение имеет бесконечное множество корней;
в) при - уравнение не имеет корней.
Пример 3. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнения и имеют общий корень.
Решение: Перепишем первое уравнение в виде . Это уравнение имеет корень лишь при . Этот корень есть число .
Перепишем второе уравнение в виде . Данное уравнение имеет корень лишь при ,. Этот корень есть число
Осталось найти все значения параметра . При каждом из которых первое и второе уравнение имеют общий корень, то есть х1 и х2 есть одно и то же число.
Для этого решим уравнение
Перенесём все слагаемые в одну часть уравнения и упростим разность алгебраических дробей, равносильное уравнение которое имеет единственный корень . При этом значении а условие задачи выполнено.
Ответ: при уравнения имеют общий корень.
Нестандартные задачи
Решение нестандартных (незнакомых) задач сложно как в техническом, так и в логическом плане. Учащийся должен уметь ориентироваться в новой ситуации, выдвигать и опровергать гипотезы, подключать новые идеи решения задач.
Такие задачи часто имеют довольно громоздкие упрощения и вычисления. Кроме этого само понимание условия таких задач требует логического мышления высокого уровня.
Задачи:
При каком значении параметра а уравнение
а) имеет 1 решение;
б) имеет 2 решения;
в) не имеет решений.
Решите уравнение
Исследовать и решить уравнение с параметром
Исследовать и решить уравнение с параметром.
Исследовать уравнение, выяснить, при каких значениях параметра m существует единственное решение, меньше 1.
Исследовать уравнение, выяснить при каких значениях параметра m существует единственное положительное решение
Решение задач
Пример 1. При каком значении параметра а уравнение
а) имеет 1 решение;
б) имеет 2 решения;
в) не имеет решений.
Решение аналитическим способом приводит к достаточно длительным рассуждениям, так как имеет много ветвлений. Графический способ более удобен, он короче и красивее.
Решение. Построим график функций у =| х + 2| и у = ах + 1.
График первой функции получается сдвигом графика функции у =| х| на 2 единицы влево по оси абсцисс.
Графиком второй функции является прямая, проходящая через точку с координатами (0; 1), угловой коэффициент которой равен а.
Рассматривая график функции у = ах + 1 при различных числовых значениях параметра а, получаем пучок прямых, проходящих через точку (0; 1).
Если угловой коэффициент , то есть прямые проходят в области (1), то они пересекает правую ветвь (х > –2) графика функции , и уравнение имеет одно решение.
Если , то прямые проходят в области (2), и графики функций пересекаются в двух точках, то есть уравнение имеет два решения.
При прямые расположены в области (3), в этом случае графики функций не пересекаются, следовательно, уравнение решений не имеет.
При точка пересечения одна, и решение тоже одно.
Таким образом, получаем ответ.
Ответ: а) при уравнение имеет одно решение;
б) при уравнение имеет два решения;
в) при уравнение решений не имеет.
Пример2. Решите уравнение
Решение:
При условии, что исходное уравнение можно упростить:
После преобразований получаем уравнение
2ах =1– а, которое при а = 0 не имеет корней, а при а ≠ 0 .
Проверим, нет ли таких значении параметра а, при которых найденное значение х было бы равно – 3 или 2, для этого решим относительно а уравнения.
Корень первого уравнения – 0,2, корень второго уравнения 0,2, то есть при
а= ± 0, 2 соответствующие значения х не входят в область определения исходного уравнения.
Ответ: при корней нет; при один корень .
Пример 3. Исследовать и решить уравнение с параметром.
Решение: m ≠ 1
x≠-3.
Преобразуем данное уравнение в равносильное с учётом ограничения:
3mx – 5 + (3m – 11)(x + 3) = (2x + 7)(m – 1);
(4m – 9)x = 31 – 2m - линейное уравнение с параметром, удобное для исследования.
а) Если m ≠ 2,25
m ≠ 1 , то существует единственный корень
б) Выясним, при каких значениях параметра m значение x = -3.
следовательно, m = - 0,4, т.е. при m = - 0,4 х.
в) Если m = 2,25, то 0х = 26,5, следовательно, решений нет.
Ответ: 1) при m ≠ 2,25
m ≠ - 0,4 существует единственный корень
m ≠ 1
2) При m = 2,25 решений нет
3) При m = - 0,4 решений нет
4) При m = 1 уравнение не определено или не имеет смысла.
Пример 4. Исследовать уравнение, выяснить, при каких значениях параметра m существует единственное решение, меньше 1.
Решение:
D(y):
Запишем уравнение в виде
I. а) Если то существует единственный корень
б) Выясним, при каком значении параметра m значение х=-2.
т.е.
в) Выясним, при каком значении параметра m значение х=-3
т.е. .
II. Решим неравенство .
Перенесём 1 в левую часть, тогда
Графическая иллюстрация:
0 1
m
Ответ: при существует единственное решение такое, что .