Рабочая программа элективного курса в 11 классе «Уравнения и неравенства с параметрами в решении задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №126» Советского района г.Казани
Пологовой Ольги Вячеславовны,
элективного курса в 11 классе
«Уравнения и неравенства с параметрами в решении задач»
Учебно-тематическое планирование
элективного курса по теме
«Уравнения и неравенства с параметрами в решении задач»
Класс 11
Учитель Пологова Ольга Вячеславовна
Количество часов
Всего 34 часа ; в неделю 1 час
Пояснительная записка
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Наиболее трудной и важной частью решения таких задач является исследование процесса в зависимости от параметров.
Появление таких задач на экзамене далеко не случайно, так как с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений (без чего решение задач с параметрами невозможно) и уровень логического мышления учащихся.
Необходимость введения элективного курса «Решение уравнений и неравенств с параметрами» обусловлена тем, что практика вступительных экзаменов далеко оторвалась от школы и достаточно велики «ножницы» между требованиями, которые предъявляет к своему выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к своему поступающему вуз, особенно вуз высокого уровня.
Цель курса – научить учащихся методам решения задач с параметрами, помочь преодолеть психологический барьер, который обусловлен противоречивыми характеристиками параметра. С одной стороны, параметр в уравнении следует считать величиной известной, а с другой – конкретное значение параметра неизвестно. С одной стороны, параметр является величиной постоянной, а с другой – может принимать различные значения. Получается, что параметр – неизвестная известная, переменная постоянная величина.
В данном курсе задачи сгруппированы в системы, для каждой из них указаны алгоритмы решений или дан образец рассуждений. Деление материала на уроки условно, деление на темы тоже иногда весьма условно. При подготовке к занятиям учитель вправе сам распределить материал, учитывая уровень подготовленности учащихся.
.
Цели элективного курса:
углубление и расширение знаний
учащихся о способах и методах решения уравнений и неравенств с параметрами;систематизация полученных знаний, умений и навыков при решении заданий ЕГЭ, содержащих параметры;
развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их математических способностей, формирование интереса к предмету.
Задачи курса:
- систематиз ировать основные приемы и методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
- способствовать формированию у учащихся умения выбирать наиболее рациональные методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
- сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- способствовать формированию навыков исследовательской деятельности школьников при решении задач с параметрами;
- подгото вить учащихся к решению задач с параметрами части С единого государственного экзамена по математике.
Программа курса рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа.
В результате изучения курса учащиеся должны:
усвоить основные методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
осуществлять выбор методов решения уравнений, неравенств, содержащих параметр и проводить их полное обоснование;
повысить уровень логического мышления, овладеть навыками исследовательской деятельности.
Формы проведения
Основными формами проведения элективного курса являются лекции с элементами беседы, групповая работа, практикумы по решению задач, семинары.
Содержание основных разделов.
Тема 1.Свойства функций в задачах с параметрами.
Область определения. Область значений. Экстремальные свойства. Четность. Периодичность. Обратимость.
Тема 2. Графические приемы решения задач с параметрами
Построение графического образа на координатной(х;у), используя преобразование плоскости (параллельный перенос, поворот, подобие, сжатие). Построение графического образа на координатной(х;а).Исследование взаимного расположения двух прямых
Тема 3. Аналитические и геометрические приёмы и методы решения задач с параметрами: Применение производной. Метод поиска необходимых условий.
Касательная к кривой. Критические точки. Монотонность. Наибольшее и наименьшее значение функции. Оценки. Построение графиков. Приемы поиска необходимых условий: использование симметрии аналитического выражения, нахождение «выгодной точки»
Тема 4 . Различные виды уравнений и неравенств с параметрами.
Решение тригонометрических уравнений, неравенств с параметром. Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром. Решение иррациональных уравнений , неравенств с параметром .
В результате изучения данного курса обучающиеся должны:
иметь представление:
1. О функциональном подходе при решении уравнений и неравенств с параметрами;
2. О графических приемах решения уравнений и неравенств с параметрами;
3. О применении производной при решении уравнений и неравенств с параметрами
4. О методе поиска необходимых условий уравнений и неравенств с параметрами
знать:
Аналитические методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
Графические методы решения;
Необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами.
уметь:
Применять графические и аналитические приемы при решении.
Список литературы.
1. Д. Ф. Айвазян «Решение уравнений и неравенств с параметрами» Изд-во «Учитель», 2009г.
2. А. Г. Мордкович «Справочник школьника по математике» М. Оникс , 1999г.
3. «Задачи с параметрами » под редакцией Г. В. Дорофеева М. Илекса, Харьков , 1998г.
4. А. Х. Шахмейстер «Уравнения и неравенства с параметрами » Москва , 2004г.
5. А. Х. Шахмейстер «Задачи с параметрами в ЕГЭ » Москва , 2004г.
6. В. В. Локоть «Тригонометрия: уравнения, неравенства, системы с параметрами» М. АРКТИ , 2004
7. В. В. Локоть «Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы с параметрами»
М. АРКТИ , 2004
8. «Учебно-тренировочные задания по математике для подготовки к ЕГЭ» Изд-во «Учитель»
9. Журналы «Математика в школе» и «Математика для школьников» Изд-во ООО «Школьная Пресса»
10. Учебно-методическая газета «Математика» Издательский дом «Первое сентября»
Тематическое планирование элективного курса (34 часа)
№ |
Раздел курса |
Кол-во часов |
1 |
Свойства функций в задачах с параметрами |
7 |
2 |
Графические приемы. Координатная плоскость (х;у) и (х;а) |
9 |
3 |
Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами. Применение производной. Метод поиска необходимых условий |
14 |
4 |
Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами |
4 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Тип урока |
Харак-ка деят-ти уч-ся или виды учеб. деят-ти |
Виды контроля, измерители |
Планируемые рез-ты освоения материала |
Дом. задание |
Дата провед-я |
|
План |
Факт |
||||||||
1 |
Свойства функций в задачах с параметрами. Область значений функции. |
1 ч. |
Лекция с необходимым минимумом задач. |
Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учит |
Устный опрос |
Знать и понимать определения Уметь проводить простейшие умозаключения |
1 нед |
7;9.09 |
|
2 |
Свойства функций в задачах с параметрами. Экстремальные свойства функций. |
1ч. |
2 нед |
14; 16.09 |
|||||
3 |
Свойства функций в задачах с параметрами. Экстремальные свойства функций. |
1 ч. |
Практикумы с элементами дидактической игры. |
Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учит |
Проверка тетрадей |
Знать и уметь применять на практике |
3 нед |
24;231.09 |
|
4 |
Свойства функций в задачах с параметрами. Экстремальные свойства функций. |
1ч. |
4 нед |
28; 30.09 |
|||||
5 |
Свойства функций в задачах с параметрами. Четность,Периодичность. Обратимость |
1ч. |
Лекция с необходимым минимумом задач. |
Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учит |
Устный опрос |
Знать и понимать определения Уметь проводить простейшие умозаключения |
5 нед |
5;7.10 |
|
6 |
Свойства функций в задачах с параметрами. Четность,Периодичность. Обратимость |
1 ч. |
6 нед |
12;14.10 |
|||||
7 |
Свойства функций в задачах с параметрами. Четность,Периодичность. Обратимость |
1ч. |
7 нед |
19;21.10 |
|||||
8 |
Графические приемы решения задач с параметрами. Параллельный перенос. |
1 ч. |
Групповая работа. Практикум. |
Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учит |
Проверка тетрадей |
Знать и уметь применять на практике |
8 нед |
26;28.10 |
|
9 |
Графические приемы решения задач с параметрами. Параллельный перенос |
1ч. |
9 нед |
||||||
10 |
Графические приемы решения задач с параметрами. Поворот.. |
1ч. |
Лекция с необходимым минимумом задач |
Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учит |
Индивидуальные консультации |
Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. |
10 нед |
|
|
11 |
Графические приемы решения задач с параметрами Подобие. Сжатие к прямой |
1ч. |
Лекция с необходимым минимумом задач. |
Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учит |
Устный опрос |
Знать и понимать определения Уметь проводить простейшие умозаключения |
11 нед |
||
12 |
Графические приемы решения задач с параметрами . Две прямые на плоскости. |
1ч. |
12 нед |
||||||
13 |
Графические приемы решения задач с параметрами . Две прямые на плоскости |
1ч. |
13 нед |
||||||
14 |
Графические приемы решения задач с параметрами. Координатная плоскость(х;а). |
1ч. |
14 нед |
||||||
15 |
Графические приемы решения задач с параметрами. Координатная плоскость(х;а). |
1 ч. |
15 нед |
||||||
16 |
Графические приемы решения задач с параметрами. Координатная плоскость(х;а). |
1 ч. |
16 нед |
||||||
17 |
Применение производной. Касательная к кривой |
1ч. |
Групповая работа. Семинар |
Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учит |
Ответ у доски |
Знать и уметь применять на практике |
17 нед |
||
18 |
Применение производной. Касательная к кривой |
1ч. |
18 нед |
||||||
19 |
Применение производной. Критические точки |
1ч. |
19 нед |
||||||
20 |
Применение производной. Критические точки |
1ч. |
20 нед |
||||||
21 |
Применение производной. Монотонность |
1ч. |
Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учит |
Семинар |
Индивидуальная работа |
Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. |
21 нед |
||
22 |
Применение производной. Монотонность. |
1ч. |
Лекция с необходимым минимумом задач. |
Усвоение новых понятий, выполнение заданий вместе с учит |
Устный опрос |
Знать и понимать определения Уметь проводить простейшие умозаключения |
22 нед |
||
23 |
. Применение производной. Наибольшее и наименьшее значение функции. Оценки |
1ч. |
23 нед |
||||||
24 |
Применение производной. Наибольшее и наименьшее значение функции. Оценки |
1ч. |
24 нед |
||||||
25 |
Применение производной. Наибольшее и наименьшее значение функции. Оценки |
1ч. |
25 нед |
||||||
26 |
Применение производной. Построение графиков функций |
1 ч. |
26 нед |
||||||
27 |
Применение производной. Построение графиков функций |
1ч. |
27 нед |
||||||
28 |
Метод поиска необходимых условий. Использование симметрии аналитических выражений |
1ч. |
28 нед |
||||||
29 |
Метод поиска необходимых условий. Использование симметрии аналитических выражений |
1ч. |
29 нед |
||||||
30 |
Метод поиска необходимых условий Выгодная точка. |
1ч. |
30 нед |
||||||
31 |
Метод поиска необходимых условий Выгодная точка. |
1 ч. |
31 нед |
||||||
32 |
Решение уравнений и неравенств с параметрами |
1ч. |
Семинар |
32 нед |
|||||
33 |
Решение уравнений и неравенств с параметрами |
1ч. |
33 нед |
||||||
34 |
Решение уравнений и неравенств с параметрами |
1ч. |
34 нед |