Программа элективного курса «Задачи с модулями и параметрами» (8–9 классы)

8
0
Материал опубликован 22 April 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Заволжский лицей

Элективный курс

«Задачи

с модулями

и параметрами»

для учащихся 8-9 классов

Разработан

учителем математики

высшей квалификационной категории

Петровой Н.В.

г. Заволжск

2016 год

Пояснительная записка.

Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности, её профессиональных интересов.

Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по математике, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов в учебном плане учащегося повышает вероятность того, что выпускник после 9-го класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с математикой.

Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки.

Курс «Задачи с модулями и параметрами» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами и модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.

Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике, позволяет подготовить учащихся к обучению в ВУЗе, тем самым исключая противоречие между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений среднего образования. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.

Изучение спецкурса способствует процессу самоопределения учащихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения знаний.

Цель данного курса перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий. При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.

Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.

Основная цель данного курса – подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли в жесткой атмосфере экзамена успешно справиться с задачами, содержащими модули и параметры.

Воспитательное назначение курса.

Обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

Основные задачи данного курса:

углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;

выявить и развить их математические способности;

расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;

повышение уровня математического и логического мышления учащихся;

развитие навыков исследовательской деятельности,

обеспечить подготовку к обучению в вузе и продолжению образования;

обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Работа элективного курса строится на принципах: - научности;

- доступности;

- опережающей сложности;

- вариативности;

- самоконтроля.

Формы контроля.

Рейтинг – таблица

Уроки самооценки и оценки товарищей

Презентация учебных проектов

О том, что учащийся должен будет представить учебный проект по теме курса, нужно проинформировать его заблаговременно, познакомив с формами такого рода деятельности.

Для того чтобы урок – презентация получился интересным, виды проектов должны соответствовать уровню и интересам учащихся, а также должны быть интересными по форме и содержанию.

Работы могут быть как индивидуальные, так и парные, групповые. Данный урок можно провести в виде конкурса, где победителей определят сами учащиеся.

Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал.

В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.

Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или тестовая работа.

Требования к уровню подготовки учащихся:

должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности;

точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;

правильно пользоваться математической символикой и терминологией;

применять рациональные приемы тождественных преобразований;

использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.

В результате изучения данного курса учащиеся

должны знать:

  • понятие параметра

    прочно усвоить понятие модуль числа;

    алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;

    зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;

    свойства решений уравнений, неравенств и их систем;

    свойства функций в задачах с параметрами.

должны уметь:

  • уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;

    уметь решать линейные, квадратные неравенства с модулем;

    строить графики уравнений, содержащие модули;

    уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;

    уметь решать неравенства с параметром;

    находить корни квадратичной функции;

    строить графики квадратичных функций;

    исследовать квадратный трехчлен;

    знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.

Содержание обучения.

Решение задач с модулем. (12 часов).

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.

Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д| <т, |ах+в|+| сх+д|+ пх> т.

Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

Решение задач с параметрами. (12 часов).

Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.

3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений,

неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (10 часов).

Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.

      

Учебно-тематический план.

 

Тема

Беседа, лекция

Сообщения

учащихся

Практикум

Творческое исследование

Конкурсы

Викторины

Тренажер

Формы

контроля

Решение задач с модулем.

1.

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

1 ч.

         

1 ч.

 

2.

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

   

1 ч.

     

1 ч.

 

3.

Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули.

Графическая интерпретация.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

       

4.

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

   

1 ч.

1 ч.

   

1 ч.

Сам. работа

1 ч.

5.

Конкурсная игра «Счастливый случай»

       

1 ч.

     

Решение задач с параметрами.

1.

Понятие параметра.

1 ч.

             

2.

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в.

   

1 ч.

     

1 ч.

 

3.

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

   

1 ч.

     

1 ч.

 

4.

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

   

1 ч.

     

1 ч.

 

5.

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

1 ч.

   

1 ч.

   

1 ч

 

6.

Количество корней в зависимости от значений параметров.

 

1 ч.

 

1 ч.

     

Сам. работа

7.

Викторина «Кто хочет стать отличником»

         

1 ч.

   

Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры.

1.

Графические и аналитические методы. Классификация задач.

               

2.

Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

               

3.

Свойства функций в задачах с параметрами и модулями.

               
 

 

Список литературы.

Литература для учащихся

Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2011 год.

Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9. Москва. «Просвещение». 2009 год.

Литература для учителя

Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач.

Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами.

Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.

Родионов Е.М. Решение задач с модулями и параметрами. Пособие для поступающих в вузы.

Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».

Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. «Необходимые условия в задачах с параметрами».

Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».

Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».

Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».

Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».


Презентация курса
PPTX / 4.22 Мб

Предварительный просмотр презентации

Элективный курс по математике в системе предпрофильной подготовки

МКОУ Заволжский лицей Отдел образования Заволжского района Ивановской области С Петрова Наталья Викторовна 21.02.1965 года рождения В 1987 году закончила Ивановский государственный университет, математический факультет Стаж педагогической деятельности 29 лет, из них 21 год в МКОУ Заволжском лицее Имеет высшую квалификационную категорию Награждена Почетной грамотой министерства образования Российской федерации в 2005 году Победитель приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году Имеет нагрудный знак «Почетный работник образования Ивановской области», 2016 год

Задачи с модулями и параметрами Название курса: С Автор программы: учитель высшей квалификационной категории Петрова Н.В.

Пояснительная записка Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по математике, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов в учебном плане учащегося повышает вероятность того, что выпускник после 9-го класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с математикой. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры. Изучение спецкурса способствует процессу самоопределения учащихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения знаний.

воспитывать активность, творческую инициатива, умения коллективно-познавательного труда. реализовать интерес к данному предмету активизировать умственные и волевые усилия учащихся, развивать внимание развивать навыки исследовательской работы подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли в жесткой атмосфере экзамена успешно справиться с задачами, содержащими параметры. расширить кругозор учащихся Цели курса

Основные задачи данного курса: углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;  выявить и развить их математические способности; обеспечить подготовку к обучению в вузе и продолжению образования; обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Работа элективного курса Работа элективного курса строится на принципах: научности; доступности; опережающей сложности; вариативности; самоконтроля.

Формы контроля. О том, что учащийся должен будет представить учебный проект по теме курса, нужно проинформировать его заблаговременно, познакомив с формами такого рода деятельности. Для того чтобы  урок – презентация получился интересным, виды проектов должны соответствовать уровню и интересам учащихся, а также должны быть интересными по форме и содержанию. Работы могут быть как индивидуальные, так и парные, групповые. Данный урок можно провести в виде конкурса, где победителей определят сами учащиеся. Рейтинг – таблица Уроки самооценки и оценки товарищей Презентация учебных проектов 

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса. Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или тестовая работа.

Требования к уровню подготовки учащихся: должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности; точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач; правильно пользоваться математической символикой и терминологией; применять рациональные приемы тождественных преобразований; использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать: понятие параметра прочно усвоить понятие модуль числа; алгоритмы решений задач с модулями и параметрами; зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра; свойства решений уравнений, неравенств и их систем; свойства функций в задачах с параметрами. должны уметь: решать линейные, квадратные уравнения с модулем; решать линейные, квадратные неравенства с  модулем; строить графики уравнений, содержащие модули; решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром; решать неравенства с параметром; находить корни квадратичной функции; строить графики квадратичных функций; исследовать квадратный трехчлен; знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.

Основные темы содержания обучения Решение задач с модулем.(12 часов). Решение задач с параметрами.(12 часов). Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (10 часов).

Формы организации учебных и внеурочных занятий Беседа, лекция Творческое исследование Сообщения учащихся Практикум Тренажер Конкурсы Викторины Олимпиады

№ п/п Тема Кол-во часов Виды деятельности учащихся Решение задач с модулями 1 Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. 2 Беседа, лекция 2 График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем. 2 Практикум Тренажер 3 Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули. Графическая интерпретация. 4 Беседа, лекция Сообщения учащихся Творческое исследование 4 Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений. 4 Творческое исследование Практикум Тренажер Самостоятельная работа 5 Конкурс «Счастливый случай» Внеурочное занятие Учебно-тематический план.

№ п/п Тема Кол-во часов Виды деятельности учащихся Решение задач с параметрами 1 Понятие параметра. 1 Беседа, лекция 2 Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. 2 Практикум Тренажер 3 Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в. 2 Практикум Тренажер 4 Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным. 2 Практикум Тренажер 5 Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена. 3 Беседа Творческое исследование Тренажер 6 Количество корней в зависимости от значений параметров. 2 Сообщение учащихся Творческое исследование 7 Викторина «Кто хочет стать отличником» Внеурочное занятие Учебно-тематический план.

№ п/п Тема Кол-во часов Виды деятельности учащихся Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры. 1 Графические и аналитические методы. Классификация задач. 2 Беседа, лекция Сообщения учащихся 2 Свойства решений уравнений, неравенств и их систем. 3 Творческое исследование Практикум Тренажер 3 Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. 3 Творческое исследование Практикум Тренажер 4 Презентация учебных проектов 2 Конкурс Учебно-тематический план.

Фрагменты занятий курса

y = ∣∣x + 2∣ - 3∣ 1) y=x; 2) y=∣x∣; 3) y=∣x+2∣; 4) y=∣x+2∣-3 5) y=∣∣x+2∣-3∣ 2 способ: цепочка функций (последовательное построение с использованием преобразований графиков) 1 способ: Исследуемая функция допускает другую форму записи На каждом промежутке строим график соответствующей функции Графики функций, содержащих переменную под знаком модуля

Утверждение 1. Для того чтобы оба корня квадратного трехчлена были меньше, чем число M (т.е. лежали на числовой оси левее, чем точка M), необходимо и достаточно выполнение следующих условий: или

Пример 1. При каких значениях параметра а корни уравнения (2а + 1)х2 + (а + 3)х + (2 - 3а)=0 меньше -1? . 1 0 ; 2 1 : 0 ; 2 1 2 1 - ÷ ø ö ê ë é - Î ÷ ø ö ç è æ - Î - = меньше уравнения корни а при ответ получим а и а решения найденные объединяя

Число корней квадратного уравнения А(а)х2 + В(а)х + С(а) = 0 Уравнение имеет два различных корня, если Уравнение имеет один корень Уравнение не имеет корней Уравнение имеет бесконечно много корней A(a) = 0; B(a) = 0; C(a) = 0

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.