Проектирование учебно-воспитательного занятия по истории России «Формирование государственности у восточных славян. Деятельность первых князей»

2
0
Материал опубликован 17 March 2017

 Проектирование на уровне дисциплины, профессионального модуля

Профессия/специальность: автомеханик (слесарь по ремонту автомобилей, водитель категории «В» и «С», оператор заправочных станций).

Курс обучения: первый.

Учебная дисциплина «История».

Объем учебного времени 90 часов.

Место УД в учебном плане: общеобразовательный цикл.

Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников (ОК, ПК)

ОК:

Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

организовывать собственную деятельность, выбирать типовые способы и методы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий;

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации;

ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности;

исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Цели (ожидаемые результаты освоения УД)

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

Структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

Дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Определять историческое значение явления и событий прошлого;

Устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;

Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

основные исторические даты и термины;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенность исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Критерии (показатели достижения целей): демонстрация познавательного интереса, умение разрешать проблемные ситуации, умение проводить самооценку эффективности выполнения заданий, правильность ответов на поставленные вопросы, самостоятельность при подготовке рефератов, докладов и сообщений, правильные ответы на тестовые вопросы

Основной тип педагогического процесса: репродуктивно-сущностный

Форма итоговой аттестации по УД: дифференцированный зачет

Проектирование на уровне темы

Название темы по программе: «История России с древнейших времен до конца XVII века»

Объем учебного времени: 18 часов

Место темы в УД, межпредметные (внутрипредметные) связи: тема является 4 в УД и вводной по истории России. Межпредметные связи с дисциплинами «Обществознание», «Эффективное поведение на рынке труда», «География», «Биология». Внутрипредметные связи с темами «Восточная Европа: природная среда и человек», «Племена и народы Восточной Европы в древности», «Восточные славяне в VII – VIII вв.» и др.

Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения) с учетом требований ФГОС (ОК, ПК)

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

основные исторические даты и термины.

Уровень освоения: продуктивный

Критерии и показатели достижения целей: демонстрация познавательного интереса, умение разрешать проблемные ситуации, умение проводить самооценку эффективности выполнения заданий, правильность ответов на поставленные вопросы, умение понимать взаимосвязи исторического процесса, самостоятельность при подготовке рефератов, докладов и сообщений, правильные ответы на тестовые вопросы.

Основной тип педагогического процесса: сущностный-репродуктивный

Методы и формы оценки образовательного результата по теме - анализ результатов фронтального опроса, оценка ответов на поставленные вопросы, оценка выступлений с сообщениями, оценка самостоятельно выполненных заданий, оценка выполнения тестов

Используемые учебно-методические материалы (в том числе, что требуется доработать): рабочая программа, конспекты лекций, индивидуальные контрольные задания, презентации по теме, инструкции к практическим занятиям, тестовые задания, наглядный раздаточный материал

Средства обучения (ТСО, МТБ): компьютер, проектор.

Проектирование на уровне конкретного занятия

Название темы УВЗ: «Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси»

Место УВЗ в теме, межпредметные (внутрипредметные) связи: Межпредметные связи с дисциплинами «Обществознание», «Эффективное поведение на рынке труда», «География», «Биология», Внутрипредметные связи с темами «Восточная Европа: природная среда и человек», «Племена и народы Восточной Европы в древности», «Восточные славяне в VII – VIII вв.» и другими.

Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения содержания)

Развивающая цель:

Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи.

Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное и характерное.

Обучающая цель:

Сформировать понятие государства и процесс его складывания у восточных славян.

Охарактеризовать деятельность первых киевских князей.

Воспитательная цель:

Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся.

Воспитать аккуратность через деятельность при заполнении таблиц, схем, оформлении контурной карты.

Воспитывать внимательность при просмотре презентационных материалов.

Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Критерии (показатели) достижения целей: умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы и обосновывать свое мнение, правильность выполнения заданий, умение провести обучающимися самооценку эффективности выполнения заданий, правильность ответов на поставленные вопросы.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы оценки образовательного результата по теме: фронтальный опрос, самостоятельная работа, беседа, объяснение, обобщение.

Учебный материал (основной и дополнительный):

Основная литература:

Дополнительная литература:

Бондаренко Е.Ю. История государственного управления в России Государственное управление в Древней Руси (IX – XI вв.).

Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России с древнейших времен до конца XX века.

Бредихин, В. Е. Б877 Древняя и Московская Русь: учеб. пособие / В. Е. Бредихин, А. А. Слезин, Р. Л. Никулин. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005, 132 с.

Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь. Киевская Русь. Монголы и Русь.

Геллер М. История Российской империи. В 3 томах Издательство "МИК", 1997.

Гиндин Л.А. и др. Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.) Издательство: М.: "Восточная литература" РАН, 1994. – 472 с.

Голубовский П.В. Болгары и хазары, восточные соседы Руси при Владимире Св. (Святославиче) Историко-этнографический очерк. 1888 г. Киев,. Типография Г. Т. Корчае-Новицкого, 44 с.

Гордиенко Н.С. Крещение Руси факты против легенд и мифов Лениздат, 1986г.

Горский А.А. Москва и Орда М.: Наука, 2000. – 214 с. ISBN 5-02-010202-4 Монография посвящена отношениям Московского княжества и Золотой Орды с конца XIII до начала XVI в.


 

Интернет-ресурсы

http://www.km.ru/news

Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» 

http://www.vedu.ru/BigEncDic/ 

Большой энциклопедический словарь 

http://www.rus-sky.com/rc/ 

Энциклопедический словарь русской цивилизации. Первичным источником статей являются исторические, этнографические и археологические материалы, жития русских святых, описания православных святынь, произведения древнерусской литературы и проч.

Форма УВЗ: урок

Форма предъявления учебного материала обучающимся: опорные тексты, вопросы, задания, презентация

МТБ, ТСО, расходные материалы и т.п.: наглядный раздаточный материал, контурные карты, атласы, тексты с историческим источником, глоссарий по теме.


 

Этапы и временные рамки УВЗ

Цель этапа (ожидаемый результат)

Показатели достижения ожидаемого результата

Деятельность студентов (методы учения)

Формы организации деятельности студентов

Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала студентам, формы контроля)

Организационный, (2 мин.)

Настрой обучающихся на усвоение нового материала

Готовность к УВЗ, наличие учебных принадлежностей

Приветствие преподавателя, мотивационный и предметный настрой на учебную деятельность

Фронтальная

Приветствие обучающихся, визуальная проверка рабочих мест и учебных принадлежностей, проверка присутствия обучающихся на занятии.

Мотивация занятия (4 мин.)

Формирование вместе с обучающимися целей и задач урока

Вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач УВЗ

Принимают участие в формулировании целей и задач урока

Фронтальная

Озвучивание темы, постановка проблемы

Актуализация знаний

(12 мин.)

Умение вызвать у обучающихся понимание предпосылок образования государства у восточных славян и появления имущественного и социального неравенства

Правильные ответы на поставленные вопросы, активность обучающихся в обмене мнениями

Заполнение схемы №1 и № 2

Фронтальная, индивидуальная

Активизация мыслительной деятельности обучающихся путем постановки вопросов:

Какие функции у государства вообще присутствуют?

В связи с какими событиями появляется государство у восточных славян?

Что такое имущественное и социальное расслоение?

Какова была структура славянского общества?

Изучение нового материала ч.1 (14 мин.)

Сформировать понимание значения складывания племенных союзов у восточных славян, места их расселения и род занятий

Активность обучающихся в обсуждении значения складывания племенных союзов у восточных славян, места их расселения и рода занятий, умение делать выводы и обосновывать свое мнение, умение устанавливать причинно-следственные связи

Воспринимают информацию, обдумывают, делают выводы, задают вопросы, заполняют контурную карту на основании схем 3, 4 и атласа с учетом межпредметных связей

Фронтальная, индивидуальная

Объяснение нового материала, в процессе отвечает на вопросы обучающихся. Анализирует выполнение заданий. Наблюдает и контролирует деятельность обучающихся в процессе выполнения заданий по теме

Изучение нового материала ч.2 (13 мин.)

Сформировать значение призвания варягов на Русь и в связи с этим начала новой династии Рюриковичей

Активность обучающихся в обсуждении значения призвания варягов на Русь, умение делать выводы и обосновывать свое мнение, устанавливать причинно-следственные связи

Работа по чтению исторического источника из ПВЛ, отвечают на вопросы, делают выводы

Индивидуальная, фронтальная

Активизация мыслительной деятельности обучающихся путем постановки вопросов:

Приведите название документа и имя его автора?

О каком событии идет речь в отрывке? Назовите не менее двух причин.

Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трех последствий?

Изучение нового материала ч.3. (23 мин.)

Сформировать понятие о политике первых русских князей для дальнейшего развития Руси

Активность обучающихся в обсуждении политики первых русских князей, ее основных направлениях и значении для дальнейшего развития Руси

Работа по просмотру презентации и самостоятельным заполнением схемы 5

Индивидуальная, фронтальная

Объяснение задания. Наблюдение, индивидуальная помощь, ответы на вопросы обучающихся, контроль за самостоятельной деятельностью обучающихся. Анализ результата работы обучающихся.

Закрепление

(12 мин.)

Сформировать умения в применении полученных знаний в процессе ответа на вопросы по разделению понятий внутренняя и внешняя политика первых князей и ее значение для дальнейшего развития Руси

Ответы на вопросы презентации. Решение теста

Просмотр презентационных слайдов и ответы на вопросы по ним с аргументацией. Ответы на вопросы теста в тетрадь.

Фронтальная, индивидуальная

Объяснение задания. Наблюдение и контроль деятельности обучающихся в процессе ответа на вопросы теста.

Выдача домашнего задания

(4 мин.)

Закрепление изученного материала и организация самостоятельной работы обучающихся по заполнению контурной карты по походам первых русских князей

Наличие записи домашнего задания

Осмысление, постановка уточняющих вопросов

Фронтальная

Выдача информации о домашнем задании

Итоги УВЗ

(5 мин.)

Рефлексия УВЗ, подведение итогов

Активность и включенность обучающихся в процесс рефлексии, через высказывания, суждения, обмен мнениями

Анализ, оценивание и аргументация собственной деятельности на уроке и деятельности своих сокурсников

Фронтальная

Создание ситуации для анализа и оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Аргументация оценки показ достижений и недоработок. Нацеливание обучающихся на следующее УВЗ


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.