12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ольга950
Россия, Карелия респ., Пудож

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО


 

Урок русского языка в 3 классе

« Разбор имени прилагательного по составу».

Урок разработан учителем начальных классов

МКОУ ООШ № 2 г. Пудожа

 Соловьёвой Ольга Анатольевна


 

1. Краткая аннотация.

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 3 классе на тему « Разбор имени прилагательного по составу», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа 2100», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ФГОС НОО и предметное содержание образовательного процесса в начальной школе. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО.

актуальность.

Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению.  В соответствии с новыми ФГОС на степени начального общего образования осуществляется следующее: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

            С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу появляются новые педагогические технологии.

Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания. Современные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё мастерство.

При переходе на интенсивный путь развития общего начального образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные    способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса. Это позволит обучающимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Применение передовых технологий в своей работе  я считаю необходимым.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания. Всё это невозможно выполнить, не владея знаниями родного языка.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и первоэлементом художественной литературы, как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения языку в основной школе.

В связи с этим, новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке, на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.

Данная тема урока « Разбор имени прилагательного по составу» имеет большое значение в содержании учебного предмета русский язык. Умение выполнять морфемный анализ слов показывает обучающимся необходимость знания словообразования имен прилагательных. Важно знать антонимическую и синонимическую специфику имени прилагательного с точки зрения его состава, чтобы слово произносилось правильно. Данная тема представляет особую сложность в содержании образования, она является проблемной, занимает важное место в данной программе, связана с другими темами.

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов. Также учитывались реальные возможности обучающихся 3 класса:

- невысокая работоспособность,

- у многих ребят есть трудности с концентрацией и переключением внимания,

- неустойчивая эмоционально-волевая сфера,

- невысокий уровень развития у большинства аналитико-синтетического мышления,

- у нескольких учеников есть трудности с запоминанием материала.

Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 3 классе на тему: «Разбор имени прилагательного по составу», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.

Задачи проекта:

Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;

Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа 2100» по учебнику «Русский язык» 3 класс под редакцией Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

Разработать дидактический материал для проведения урока.

Целью данного урока является: создание условий для формирования навыка разбора имени прилагательного по составу.                                                 

Были определены задачи педагога:

Развитие умений разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ, по алгоритму.

- способствовать  формированию умения формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения этой проблемы

  - воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, желания отстаивать свою точку зрения, соблюдая при этом коммуникативную культуру.

В целях учтены особенности как всего класса (невысокий уровень развития мыслительных операций), так и отдельных групп детей (с высокой работоспособностью и хорошими показателями умственного развития).

Циклограмма урока

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Этап

Результат

Форма достижения

1. Организационный этап

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. (1-2 мин)

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

самостоятельная работа

2. Минутка чистописания

Цель: отработка графического навыка и навыков каллиграфии (3-4 мин)

Поиск букв, входящих в определенные части слова, для прописывания в тетради.

Самостоятельная работа

2.Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

( 2-4 мин)

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Самостоятельная работа

тест

3. Постановка учебной задачи

 Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.(5-7мин.)

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы   урока

работа в парах

проблемный вопрос

предположение

работа в карточках

4. Открытие «нового» знания

 Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.(10 мин)

 

Сформулированное правило, представленное в

громко-речевой форме и графической.

исследовательская деятельность

целеполагание

предъявление результата 

5.Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний

Цель: Построение нового способа действия.( 5-9 мин.)

Составленный алгоритм

 

 

 

схемы-модели правил

работа в парах, коллективная работа

 

6. Закрепление нового способа действия

Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.( 5-6 мин.)

 

 Выполненное задание.

 дифференцированное задание

работа в группах, взаимопроверка

самопроверка

работа по учебнику, самостоятельная работа

7. Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. (1-3 мин.)

 Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

 

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

словесные (беседа с учащимися);

наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа в тетради, карточках)

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем), наглядно-дедуктивный

Был использован дифференцированный подход (разноуровневое задание- этап первичного закрепления).

Ресурсы

книгопечатная продукция - учебнику «Русский язык» 3 класс под редакцией Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.;

- ИКТ - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку ( приложение1), интерактивная доска;

- электронное приложение к учебнику «Единая коллекция ЦОР» Задание: «Собери слова»( приложение 4);

- дидактический материал: карточки «Разберите по составу имена прилагательные»( приложение2), «Образуйте имена прилагательные от основ имён существительных и прилагательных. Разбери те по составу»( приложение 3).

УУД, формируемые на уроке.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

      выделять в словах имён прилагательных части слова

     разбирать имена прилагательные   по   алгоритму

ученик получит возможность научиться:

     выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученик

   проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

    понимает причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

регулятивные:     ученик

    определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    учиться работать по предложенному учителем и им самим плану;

познавательные:    ученик

       использует знаково-символические средства при оформлении разбора по составу;

 делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

    составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные   ученик

слушает и понимает речь других;

   договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

1.1 Место и роль темы в курсе.

На изучение русского языка отводится 170 часов в год. (34 уч.нед.)

В данной теме «Имя прилагательное» 1 час, урок последний. С предыдущими связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к выделению орфограмм и морфем. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. «Работает» на последующую тему «Часть речи - глагол».

Специфика урока в использовании групповой и парной работы и использовании здоровьесберегающих методик.

Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала. Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.

1.2 Дидактический анализ и содержание материала

Задание 1: Найди зашифрованные буквы.

Формируются УУД - Познавательные:

общеучебные– развивают умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Задание 2.Блиц-опрос « Что мы знаем об имени прилагательном».

Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг - друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Задание 3.Задание на постановку учебной задачи. (разбери слово по составу)

Формируются УУД - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Регулятивные:оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозируют предстоящую работу

Коммуникативные:строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Задание 4: Составление алгоритма.

Формируются УУД - Регулятивные:осуществляют пошаговый контроль своих действий, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют предстоящую работу (составляют алгоритм).

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг - друга, строят понятные речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Задание 5: Образование слова при помощи приставок

Формируются УУД - Регулятивные: развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом, адекватно воспринимают оценку учителя,осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг - друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Задание 6. Разбери по составу имена прилагательные

Формируются УУДРегулятивные: извлекают необходимую информацию на основе полученных знаний

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг - друга, строят понятные речевые высказывания, работают в группе

Личностные:развивают умения выказывать своё отношение к заданию, выражать свои эмоции, оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией,

формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Задание 7. Образуйте имена прилагательные от основ имён существительных и прилагательных. Разберите по составу.

Формируются УУДРегулятивные: извлекают необходимую информацию на основе полученных знаний

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг - друга, строят понятные речевые высказывания, работают в группе

Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к заданию, выражать свои эмоции, оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией,

формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Задание 8. Карточка ЦОР, работа с интерактивной доской. Собери слова.

Формируются УУДРегулятивные: извлекают необходимую информацию на основе полученных знаний

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг - друга, строят понятные речевые высказывания, работают в группе

Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к заданию, выражать свои эмоции, оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией,

формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Задание 9. Работа по учебнику.

Формируются УУДРегулятивные: извлекают необходимую информацию на основе полученных знаний, развивают умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, развивается умение разграничивать синонимы и антонимы, объяснять их смысл, опираясь на структуру слов.

Формируются УУД Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг - друга, строят понятные речевые высказывания, работают самостоятельно

Личностные:развивают умения выказывать своё отношение к заданию, выражать свои эмоции, оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией,

формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Задание 10. Беседа по вопросам.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: уважать мнение собеседника

Задание 11. Проверка и оценка знаний.

Формируются УУДЛичностные- высказывать свою точку зрения; Регулятивные – самооценка.

Тип урока – решение частных задач.

Условные обозначения УУД.

ПредметныеПр.УУД

Метапредметные познавательные - ПУУД;

Метапредметные коммуникативные - КУУД;

Метапредметные регулятивныеРУУД;

Личностные – ЛУУД.

1.3 Технологическая карта урока по теме «Разбор имени прилагательного по составу»

N

п/п

Этап урока

и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

1.

Организационный этап

 

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Презентация слайд 3-4

(приложение 1)

Чтение стихотворения, анализ, формулировка вывода.

Коллективная


 

Самостоятельная

Чтение стихотворения.

-Что значит: « К вершинам знаний держим путь»?

-Как мы будем работать сегодня на уроке.

Вывод: Будем узнавать, что -то новое, интересное.

Сегодня на уроке мы будем работать активно.

-А кто мне скажет, какой сегодня день недели? А число? И так запишем число, классная работа.

( Запись числа в тетради)

- Какие орфограммы вы нашли в записи?

( Объяснение написанного, выделение орфограмм)

ПУУД

ЛУУД

2.

Минутка чистописания

Цель: отработка графического навыка и навыков каллиграфии

Слайд 5.

Наблюдение, анализ, объяснение морфемного значения слов.

Фронтальная

Самостоятельная

Задание 1. Поиск букв, входящих в определенные части слова, для прописывания в тетради.

- Найдите первую букву, она является суффиксом данного слова.

-вторая буква является окончанием

( Вычленение букв из состава слова, запись в тетради).

ПУУД

 

3.

Актуализация знаний, постановка проблемной задачи.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .

Тест «Блиц-опрос»

Слайд 6

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Самостоятельная

Задание 2. Поиск решения, актуализация знаний, для прописывания в тетради.

- Блиц-опрос.

В тетрадях рядом с цифрой задания поставьте «+» (если высказывание правильно) или «–» (если оно неверно) ( один обучающийся выполняет тест у доски)

1) Имя прилагательное –  это часть речи.
2) Имя прилагательное обозначает признак предмета.
3) Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Какое? Какие? Какая?
4) Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, что и существительное, с которым оно согласовано.
5) Безударную гласную в окончании имени прилагательного можно проверить по вопросу, поставленному к нему.
6)
В слове длинный пишется две буквы н, так как корень оканчивается на н и добавляется суффикс –

7) имена прилагательные образуются от основ имён существительных и основ других прилагательных

8) Новое имя прилагательное от прилагательного можно образовать при помощи суффиксов – еньк, - оньк, - овать, - еват.

9) Суффикс прилагательного -оват-, -еват- является ласкательным.

Взаимопроверка (слайд 6)

1 2    3    4   5   6   7 8 9
  +    +    +     +    +    + + + -

Вопросы к ученику, выполнявшему работу:

Что тебе нужно было сделать?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Какую отметку ты бы себе поставил?
Повторное чтение вопросов с объяснениями учеников.

Результаты при помощи карточек.–

Зелёный отлично справились, 5
Жёлтый – испытывали трудности, 4
Красный – были ошибки, 3

( Спросить у 2 человек.)

- Почему ты так оцениваешь ……………. ?

КУУД

 

ПУУД

РУУД

4.

Формулирование проблемы.

Постановка учебной задачи

 Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

 

Слово на доске

Слайд 7

 

 

 

Наблюдение, анализ, объяснение морфемного значения слов

Морфемный разбор слова. Взаимопроверка.

 

Коллективная

проблемный вопрос

предположение

работа в карточках , работа в парах

Задание 3. Разбери слово по составу

- Запишите слово и выделите орфограмму.

- Что вы ещё можете сказать о слове лимонный? (это имя прилагательное, единственного числа, мужского рода).

- Разберите это слово по составу. Работаем в парах.

(карточки)

( Вызвать одного ребёнка к доске, с объяснением, как он работал)

- Все ли согласны с ……………?

- В чём у вас были затруднения? В чём проблема?

ВыводМы ещё не знаем правила разбора имени прилагательного по составу.

РУУД

ПУУД

КУУД

 

5.

6.

7.

Открытие «нового» знания

 Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

 

Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний

Цель: Построение нового способа действия.

Развитие умений

Закрепление нового способа действия

Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий

 

 

Слайд8-9

Слайд 10

Слайд 11

Слайды 12-14

Слайды 15-16

Сформулированное правило, представленное в громко-речевой форме и графической.

Анализ, взаимопроверка.

Обсуждение, анализ, выбор из предложенного нужного, синтез.

Обсуждение, анализ, выбор из предложенного задания нужное, синтез. Выполнение заданий

 

исследовательская деятельность

целеполагание

предъявление результата 

 

 

 

Фронтальная

схемы-модели правил

работа в парах, коллективная работа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

дифференцированное задание

работа в группах, взаимопроверка

самопроверка


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

работа по учебнику, самостоятельная работа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Что это значит – разобрать по составу? (Выделить все части в слове.)

Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу? (Часть речи, словообразующие элементы и порядок разбора.)

- С помощью, каких частей слова можно образовать новые слова имён прилагательных? (приставки и суффикса).

- На основе проделанной работы сформулируйте тему нашего урока.

Вывод-тема урока: «Разбор имени прилагательного по составу».

Давайте составим план сегодняшнего урока.

На доску вывешивается план:

1. Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных

2. Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как разбирать имена прилагательные по составу.

3. Составить эталон разбора имени прилагательного по составу

Задание 4. Составление алгоритма.

Мы наблюдали, как образуются имена прилагательные, а сегодня посмотрим, как правильно их разбирать по составу.

- С учётом проделанной работы и выявления неверного решения, попробуйте составить алгоритм.( подвести, напомнить, где были ошибки)

- С чего начнём разбор. Я бы начала с окончания. Что же делать дальше?

Устанавливаем , какая это часть речи,( прилагательное) от какого слова шло образование(лимон), устанавливаем путём сравнения двух основ,( в слове лимонный 2 буквы н, а в слове лимон 1, делаем вывод, что слово лимонный образовалось при помощи суффикс- н. Эти части сразу выделяем (- Какую часть мы должны выделить?( суффикс н) , а лишь затем обозначаем корень и подбираем однокоренные слова.

Задание 5. Образовать от данного слова имена прилагательные с помощью приставок.

-Попробуйте образовать от слова лимонный новые слова, с помощью приставок. Работайте в парах

- Получились ли у вас новые слова, которые можно встретить речи? ( Нет)

- Какой вывод сделаем. (Слово лимонный образуется только при помощи суффиксов. Есть имена прилагательные, которые могут образоваться только при помощи суффиксов).

ФИЗМИНУТКА.

Работа в группах. (разноуровневые задания)

Задание 6.(приложение 2)

Карточка №1. ГРУППА 1

Разбери по составу имена прилагательные. Объясните при помощи, каких частей слова образованы слова.

Безвкусный, перелётная, заводной

Задание 7.( приложение 3)

Карточка №2. ГРУППА 2

Образовать имена

прилагательные от основ имён существительных и прилагательных. Разбери по составу.

мороз—_______________,.

хороший- _________________,
цвет--- _______________ ,

умный—___________________,
осень ________________

весёлый -__________________.(Будь внимательным со словом осень).

Задание 8. ( приложение 4)
Карточка ЦОР, работа с интерактивной доской. Собери слова. Объясните при помощи, каких частей слова образованы слова. Устно выдели все части слова.

Задание 9. Работа в учебнике.

Упр. 342 – развивается умение разграничивать синонимы и антонимы, объяснять их смысл, опираясь на структуру слов.

- Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?

- Кто знает, что такое синоним?

- Антоним? (работа со словарём)

Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка.

Результат при помощи сигнальных кружков в тетради соседа.

Зелёный отлично справились, 5
Жёлтый – испытывали трудности, 4
Красный – были ошибки, 3

Назовите сложное слово. Как оно образовано?

-Сделаем вывод: чтобы разобрать имя прилагательное по составу, сначала надо назвать окончание, затем назвать словообразующие части (приставку, суффикс), затем определить, от основы какого слова образовано имя прилагательное, и выделить корень.

Пр. УУД

ПУУД

РУУД

КУУД

ЛУУД

ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД

ПУУД

КУУД

РУУД

ЛУУД

КУУД

РУУД

ЛУУД

КУУД

РУУД

ЛУУД

КУУД

РУУД
 

ПУУД

КУУД

РУУД

8.

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия

Оценивание

Слайд 17

Слайд 18

Раздаточный материал

Снежинка –светофор у каждого обучающегося

 

Анализ по содержанию урока, определение заданий на следующий урок.

Самопроверка

 

Коллективная

Фронтальная

Индивид.р.

Индивид.р.

Задание 11. Беседа по вопросам.

- Что узнали сегодня на уроке. ( порядок разбора имени прилагательного по составу)

- Чему научились на уроке? ( разбирать прилагательное по составу, работать в парах, группах, самостоятельно.)

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

-Давайте повторим вывод: чтобы разобрать имя прилагательное по составу, сначала надо назвать окончание, затем назвать словообразующие части (приставку, суффикс), затем определить, от основы какого слова образовано имя прилагательное и выделить корень.

Вывод - на следующем уроке нужно тщательно поработать с составом имен прилагательных, чтобы учиться правильно образовывать однокоренные слова.

Задание 12. Проверка и оценка знаний.

Какую бы вы поставили себе оценку за урок. Поднимите сигнальные карточки.

Зелёный отлично справились, 5
Жёлтый – испытывали трудности, 4
Красный – были ошибки, 3

Почему именно такая оценка? (спросить несколько человек)

Вывод- оценивание снежинками-светофорами работы на уроке, понимания темы.

ЛУУД

РУУД

КУУД

РУУД

ЛУУД

РУУД

ЛУУД


 

1.4. Самоанализ урока.

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 3 класса: невысокая работоспособность, у многих ребят есть трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера, невысокий уровень развития у большинства аналитико-синтетического мышления, у нескольких учеников есть трудности с запоминанием материала. Следует отметить, что  уровень обученности  обучающихся класса по русскому языку: высокий -2 человека; выше среднего-4 человека, средний – 6 человек; ниже среднего -5 человека, низкий -2человека.

Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, минутка чистописания, словарная работа, подводящая к теме и задачам урока, « добывание» знаний путём практических действий, закрепление, рефлексия) была рациональна для решения задач. Правильно было выбрано место для опроса учащихся, закрепления изученных вопросов, самостоятельной работы, работы по учебнику. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны. В целях урока были учтены особенности как всего класса (невысокий уровень развития мыслительных операций), так и отдельных групп детей (с высокой работоспособностью и хорошими показателями умственного развития). Соответствие урока требованиям ФГОС: 1. Ориентация на новые образовательные результаты; 2. Нацеленная деятельность на формирование УУД было выполнено

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок начинается с организационного момента, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. На организационном этапе я использовала стихотворение, направленное на активизацию внимания, памяти, речи. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап – минутка чистописания. Целью данного этапа является отработка графического навыка и навыков каллиграфии. Учащиеся вспомнили согласные и гласные буквы.

Следующий этап – актуализация знаний, постановка проблемной задачи.Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложен «Блиц-опрос». Через систему проблемных вопросов обучающиеся вспомнили ранее изученное об имени прилагательном. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.

Следующий этап урока - формулирование проблемы. Постановка учебной задачи. Задачей данного этапа была мотивация к учебному действию. Через коллективную работу фиксировались затруднения в индивидуальной деятельности каждого.

  На этапах: Открытие «нового» знания. Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний. Через исследовательскую деятельность, была организованна работа коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Через парную работу осуществилась работа по созданию алгоритма по разбору имени прилагательного по составу. При коллективной работе обучающиеся высказывали предположения и делали выводы для решения проблемы. 

Следующий этап урока – развитие умений и закрепление нового способа действия. Здесь использовался метод практической работы, обучающиеся обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы – групповая и самостоятельная. Так же на этом этапе была проведена самая сложная и объемная работа, выполнение которой требовало от учащихся владения определенными знаниями и умениями. Класс делился на 3 группы с разным уровнем развития. Для отработки новых знаний использовались дифференцированные задания, а также проходила работа с интерактивной доской. После работы в группах ребята выполняли самостоятельную работу по учебнику. На каждом этапе проводилась взаимопроверка.

На этапе закрепления знаний использовалось упражнение, позволяющее детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их.

На рефлексивно-оценочный этапе проводилась беседа по вопросам, где обучающиеся высказывали свое мнение и делали вывод о полученных знаниях. С помощью раздаточного материала каждый обучающийся оценивал свои достижения и знания, полученные в ходе урока.

В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения. Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, технические средства обучения- компьютер и медиапроектор, использованы упражнения из «Единой коллекции ЦОР». Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между ребятами и учителем. Задания (6, 7) по группам выполнялись на больших листах и взаимопроверка, проводилась без использования презентации. Также высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка).

На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся.

Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:

через прямое требование;

связывая изученный материал с жизнью школьника;

с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.

На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена «Релаксация» - объективное оценивание самого себя и контроля усвоения знаний организован с помощью опроса, сигнальных карточек (так называемая «обратная связь»). Обучающиеся самостоятельно оценивали себя и одноклассника при помощи сигнальных карточек «Снежинка – светофор».

Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что в классе есть дети, которые имеют диагноз ОВЗ, поэтому задания были подобраны с учетом особенностей и возможностей и таких обучающихся.

Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.

За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие ходы:

если не хватит времени, будут сокращены по длительности упражнения, если время останется обучающимся можно предложить тест ( приложение 5).

Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.

 

Соловьева О.А.


Презентация к уроку
PPT / 1.76 Мб

Приложение к уроку
DOC / 19.5 Кб

Приложение к уроку 2
DOC / 21.5 Кб

Приложение к уроку3
ZIP / 74.27 Кб

Приложение к уроку
DOC / 24.5 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.