12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демченко Ирина Григорьевна30
Россия, Белгородская обл., Белгород
Материал размещён в группе «Курсы повышения квалификации (КПК)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Г. БЕЛГОРОДА

Конспект урока русского языка

4 класс

Тема: «Морфологический разбор имени прилагательного»

Разработала

Демченко Ирина Григорьевна,

учитель начальных классов

Белгород, 2016

Тема урока: «Морфологический разбор имени прилагательного»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления знаний и способов деятельности.

Деятельностная цель: создать условия для составления и использования алгоритма морфологического разбора имён прилагательных.

Содержательная цель: обобщить и систематизировать знания об именах прилагательных.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

демонстрировать умение классифицировать слова по заданному основанию, упражняться в нахождении в тексте слов по заданным грамматическим признакам; учиться объяснять значение пословиц и поговорок, демонстрировать умение определять грамматические признаки имени прилагательного.

Метапредметные:

Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия.

Познавательные УУД: формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу, принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль, познавательная и личностная рефлексия; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать; передавать информацию, слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс ч.1 (авт. С.В.Иванов), метки со словарными словами, карточки для работы в парах, группах, маршрутные листы, «Дорожка достижений», аудиозапись мелодии Ф. Шопена.

Здоровьесберегающие аспекты:

увеличение двигательной активности у обучающихся на уроке;

предупреждение нарушений осанки у обучающихся;

снижение напряжения через работу в паре, в группе;

снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на обучающихся через физкультурные минутки, прослушивание музыки;

формирование навыков здорового образа жизни.

Ход урока

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

За конторками стоит группа №1

(напомнить о массажном коврике, обувь красиво стоит у коврика)

- Меня зовут Ирина Григорьевна, и сегодня я буду вашим учителем русского языка.

- Сегодня я вам предлагаю провести не простой урок русского языка.

- А каким бы вы хотели, чтобы получился наш урок? (Ответы детей)

- Что для этого нужно делать? (Ответы детей)

- Я думаю, вам поможет зашифрованная фраза. (На доске деформированная пословица: Добрые слова приятно и говорить, и слушать!)

- Как вы понимаете её тайный смысл? (Дети могут подобрать пословицы-синонимы: «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Словом можно спасти» и другие. Пусть дети подумают, что общего между этими словами и продолжат список).

- А какое отношение это имеет к нашему уроку? (Ответы детей)

- Мы всегда должны помнить и заботиться о своём здоровье. Во время урока русского языка мы не можем активно двигаться, плавать, играть, но зато добрым словом можем поддержать друг друга, улучшить настроение, а ведь хорошее настроение – это составляющая часть нашего здоровья!

- Конечно, с хорошим и радостным настроением на уроке у нас все получится! Давайте разомнём наши пальчики и в добрый путь!

Хлоп! Раз, еще раз

Мы похлопаем сейчас.

А потом скорей-скорей

Хлопай-хлопай веселей!

-Запишите дату.

- К какому времени года относится сентябрь?

- Посмотрите за окно.

- Что вы можете сказать о погоде? В нашей речи есть волшебные слова, которые помогают сделать наши высказывания красочными. Как они называются, знаете? (эпитеты – образные определения)

- Используйте эпитеты - для характеристики погоды.

- Если вы затрудняетесь с подбором слов, где можно найти информацию?

(В словаре эпитетов, в справочнике)

Обратимся к нашему экологическому панно.

-Сегодня я предлагаю провести работу под девизом:

«Повторять да учить – ум точить» (чтение хором).

- Как вы понимаете эту пословицу?

-Спишите пословицы (образец в тетради, на доске), соблюдая каллиграфические нормы.

-Оцените свою работу на шкале.

- По каким критериям будем оценивать? (Ответы детей)

 

II. Этап актуализации ведущих знаний и способов действий

- Помня наш девиз, проверим необходимые для урока знания.

Игра «Да, нет».

На маршрутном листе задание №2. На поставленный вопрос вы обводите «да» или «нет»

Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (Да)

Начальная форма имени прилагательного – это прилагательное в форме И.п., ед.ч., м.р. (Да)

Имена прилагательные обозначают признак предмета (Да)

Имя прилагательное – это член предложения, который отвечает на вопрос какой? (Нет)

В предложении полные имена прилагательные чаще всего являются определениями (Да)

Красивая осанка, прекрасная улыбка, радостный взгляд – в данных словосочетаниях используются качественные прилагательные. (Да)

Можно ли определить род у прилагательного «печальные» (Нет)

- Оцените себя.

- Обменяйтесь листочками.

- В каком высказывании допущена ошибка?

- Оцените работу товарища.

- Где размещена информация? (в учебнике, в справочных материалах)

 

III. Этап конструирования образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях.

1.Формулировка темы и целей.

- Последнее задание и девиз помогут вам сформулировать тему урока.

- Кто может сформулировать тему урока? (Раскрывается тема на доске)

- Кто может сформулировать учебную задачу урока? Посовещайтесь в парах.

(На доске раскрывается запись)

Восстановить порядок морфологического разбора имени прилагательного.

- Отметьте на «Дорожке достижений», где вы находитесь.

- Что значит алгоритм разбора?

- Какой источник нам поможет точно ответить на вопрос? (Учебник, справочник, другие ответы детей)

Физминутка

Встаньте ровно у столов, потянитесь сладко-сладко!

Чтоб не знать нам докторов, дружно сделаем зарядку!

Посмотрите на …. (Полину), а потом на кончик носа,

На окно, на дверь, на пол, очертите знак вопроса.

Влево – вправо повернитесь, на носочки поднимитесь,

Разомните кисти рук и тихонечко садитесь!

2. Исследование. (Группа № 1 садится)

Для решения поставленных задач проведём исследование.

 

Тихо звучит мелодия Ф. Шопена

Работа в группах.

(Задание для 1 и 2 группы)

1. Восстанови порядок разбора имени прилагательного.

2. Выполни разбор имени прилагательного: Доброе слово и кошке приятно.

(Задание для 3 и 4 группы)

1.Восстанови порядок разбора имени прилагательного.

2. Выполни разбор имени прилагательного: Правильное питание – залог здоровья.

(Задание для 5-6групп)

1. Восстанови порядок разбора имени прилагательного.

2. Выполни разбор имени прилагательного: Добрый человек здоровее злого.

Заслушиваются выводы групп.

- Оцените свою работу в группе и работу группы.

Вывод.

- Каков же порядок морфологического разбора имени прилагательного.

(На доске; алгоритм продублировать можно на экологическом панно или сенсорных крестах)

Назови часть речи.

Запиши слово в начальной форме.

Назови постоянный признак имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное.

Перечисли непостоянные признаки: число, род, падеж.

Укажи, каким членом предложения является.

- Мы можем проверить правильность выполнения задания? Каким образом? (в учебнике или справочнике)

- Откройте учебник на с.45 и сравните.

 

IV. Этап самостоятельного применения знаний.

Смена динамических поз

Смена за конторками (группа №2)

(напомнить о массажном коврике, обувь красиво стоит у коврика)

1. Работа с метками.

Метки (здоровье, труд, осень, витамины, разум)

А) Здоровье - богатырское, отменное, прекрасное

Б) Труд - важный, упорный, добросовестный

В) Осень - пышная, первоначальная, золотистая

Г) Витамины – полезные, волшебные, растительные

Д) Разум – философский, чувственный, волевой

Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Осень)

- Что объединяет остальные слова? (здоровье)

- Какое окончание вы напишете в словосочетании крепк… здоровье? Как вы понимаете это выражение?

2. Работа в парах (Упр.3, с.46)

- Прочитайте задание.

- Какая задача стоит перед нами? (Прочитать текст, найти и выписать слово по данной характеристике: имя прил., в полной форме, В.п., ед.ч., ж.р. – за дикую землю).

- Какая учебная задача не сформулирована, но её необходимо выполнить?

- Найдите лишнее слово (перечесть).

- Почему вы не выписали слово «гранитные»? (Ответы детей)

- Выполните морфологический разбор имени прилагательного, пользуясь алгоритмом).

- Оцените свою работу по заданным критериям. Сделайте вывод.

Смена динамических поз

Смена за конторками (группа №3)

(напомнить о массажном коврике, обувь красиво стоит у коврика)

Упражнение для профилактики нарушения зрения у детей - работа с офтальмотренажёром.

VI. Итог урока. Рефлексия

- Обратимся к маршрутному листу и выполним последнее задание.

Детям предлагается текст: «Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была ещё здорова, кричит громко и нетерпеливо… Девочка хитро улыбается и говорит:

- Передайте Томми, что я уже совсем здорова!»

- Необходимо определить, из какого произведения взят отрывок (А.И Куприн «Слон»)

- О чём идёт речь в тексте?

- Что помогло девочке выздороветь?

- Какие слова помогли нам понять, что девочка здорова (эпитеты: бодрая и свежая)

- Добрые дела, как и слова, лечат человека!

- Смогли ли мы решить поставленную в начале урока задачу?

(Восстановить порядок морфологического разбора имени прилагательного). (Ответы детей)

- Отметьте на «Дорожке достижений», где вы теперь находитесь.

(Заслушиваются некоторые ответы детей).

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо работали, «повторяли да учили - ум точили», а самое главное, я надеюсь, поняли, что «Наше здоровье в наших руках!».

 

VII. Домашнее задание.

Упр.4 (с.46) - по выбору: под №1 или №2

Подобрать пословицы о здоровье (по желанию).

-

-

-

ФИЗМИНУТКА

Если называю сущ. руки вверх, прил. руки в стороны, глаг. руки вниз.

Слова:

бегун, побежал, пробежка, беглый;

похолодало, холодный, холод;

красивый, красота, покрасить, красочный;

побелить, белый, побелка, белизна.

Демченко Ирина Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №49 г. Белгорода

Опубликовано в группе «Курсы повышения квалификации (КПК)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.