Конспект урока русского языка в 4 классе «Морфологический разбор имени прилагательного»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Г. БЕЛГОРОДА
Конспект урока русского языка
4 класс
Тема: «Морфологический разбор имени прилагательного»
Разработала
Демченко Ирина Григорьевна,
учитель начальных классов
Белгород, 2016
Тема урока: «Морфологический разбор имени прилагательного»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления знаний и способов деятельности.
Деятельностная цель: создать условия для составления и использования алгоритма морфологического разбора имён прилагательных.
Содержательная цель: обобщить и систематизировать знания об именах прилагательных.
Планируемые результаты:
Предметные:
демонстрировать умение классифицировать слова по заданному основанию, упражняться в нахождении в тексте слов по заданным грамматическим признакам; учиться объяснять значение пословиц и поговорок, демонстрировать умение определять грамматические признаки имени прилагательного.
Метапредметные:
Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия.
Познавательные УУД: формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу, принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль, познавательная и личностная рефлексия; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать; передавать информацию, слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс ч.1 (авт. С.В.Иванов), метки со словарными словами, карточки для работы в парах, группах, маршрутные листы, «Дорожка достижений», аудиозапись мелодии Ф. Шопена.
Здоровьесберегающие аспекты:
увеличение двигательной активности у обучающихся на уроке;
предупреждение нарушений осанки у обучающихся;
снижение напряжения через работу в паре, в группе;
снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на обучающихся через физкультурные минутки, прослушивание музыки;
формирование навыков здорового образа жизни.
Ход урока
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
За конторками стоит группа №1
(напомнить о массажном коврике, обувь красиво стоит у коврика)
- Меня зовут Ирина Григорьевна, и сегодня я буду вашим учителем русского языка.
- Сегодня я вам предлагаю провести не простой урок русского языка.
- А каким бы вы хотели, чтобы получился наш урок? (Ответы детей)
- Что для этого нужно делать? (Ответы детей)
- Я думаю, вам поможет зашифрованная фраза. (На доске деформированная пословица: Добрые слова приятно и говорить, и слушать!)
- Как вы понимаете её тайный смысл? (Дети могут подобрать пословицы-синонимы: «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Словом можно спасти» и другие. Пусть дети подумают, что общего между этими словами и продолжат список).
- А какое отношение это имеет к нашему уроку? (Ответы детей)
- Мы всегда должны помнить и заботиться о своём здоровье. Во время урока русского языка мы не можем активно двигаться, плавать, играть, но зато добрым словом можем поддержать друг друга, улучшить настроение, а ведь хорошее настроение – это составляющая часть нашего здоровья!
- Конечно, с хорошим и радостным настроением на уроке у нас все получится! Давайте разомнём наши пальчики и в добрый путь!
Хлоп! Раз, еще раз
Мы похлопаем сейчас.
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей!
-Запишите дату.
- К какому времени года относится сентябрь?
- Посмотрите за окно.
- Что вы можете сказать о погоде? В нашей речи есть волшебные слова, которые помогают сделать наши высказывания красочными. Как они называются, знаете? (эпитеты – образные определения)
- Используйте эпитеты - для характеристики погоды.
- Если вы затрудняетесь с подбором слов, где можно найти информацию?
(В словаре эпитетов, в справочнике)
Обратимся к нашему экологическому панно.
-Сегодня я предлагаю провести работу под девизом:
«Повторять да учить – ум точить» (чтение хором).
- Как вы понимаете эту пословицу?
-Спишите пословицы (образец в тетради, на доске), соблюдая каллиграфические нормы.
-Оцените свою работу на шкале.
- По каким критериям будем оценивать? (Ответы детей)
II. Этап актуализации ведущих знаний и способов действий
- Помня наш девиз, проверим необходимые для урока знания.
Игра «Да, нет».
На маршрутном листе задание №2. На поставленный вопрос вы обводите «да» или «нет»
Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (Да)
Начальная форма имени прилагательного – это прилагательное в форме И.п., ед.ч., м.р. (Да)
Имена прилагательные обозначают признак предмета (Да)
Имя прилагательное – это член предложения, который отвечает на вопрос какой? (Нет)
В предложении полные имена прилагательные чаще всего являются определениями (Да)
Красивая осанка, прекрасная улыбка, радостный взгляд – в данных словосочетаниях используются качественные прилагательные. (Да)
Можно ли определить род у прилагательного «печальные» (Нет)
- Оцените себя.
- Обменяйтесь листочками.
- В каком высказывании допущена ошибка?
- Оцените работу товарища.
- Где размещена информация? (в учебнике, в справочных материалах)
III. Этап конструирования образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях.
1.Формулировка темы и целей.
- Последнее задание и девиз помогут вам сформулировать тему урока.
- Кто может сформулировать тему урока? (Раскрывается тема на доске)
- Кто может сформулировать учебную задачу урока? Посовещайтесь в парах.
(На доске раскрывается запись)
Восстановить порядок морфологического разбора имени прилагательного.
- Отметьте на «Дорожке достижений», где вы находитесь.
- Что значит алгоритм разбора?
- Какой источник нам поможет точно ответить на вопрос? (Учебник, справочник, другие ответы детей)
Физминутка
Встаньте ровно у столов, потянитесь сладко-сладко!
Чтоб не знать нам докторов, дружно сделаем зарядку!
Посмотрите на …. (Полину), а потом на кончик носа,
На окно, на дверь, на пол, очертите знак вопроса.
Влево – вправо повернитесь, на носочки поднимитесь,
Разомните кисти рук и тихонечко садитесь!
2. Исследование. (Группа № 1 садится)
Для решения поставленных задач проведём исследование.
Тихо звучит мелодия Ф. Шопена
Работа в группах.
(Задание для 1 и 2 группы)
1. Восстанови порядок разбора имени прилагательного.
2. Выполни разбор имени прилагательного: Доброе слово и кошке приятно.
(Задание для 3 и 4 группы)
1.Восстанови порядок разбора имени прилагательного.
2. Выполни разбор имени прилагательного: Правильное питание – залог здоровья.
(Задание для 5-6групп)
1. Восстанови порядок разбора имени прилагательного.
2. Выполни разбор имени прилагательного: Добрый человек здоровее злого.
Заслушиваются выводы групп.
- Оцените свою работу в группе и работу группы.
Вывод.
- Каков же порядок морфологического разбора имени прилагательного.
(На доске; алгоритм продублировать можно на экологическом панно или сенсорных крестах)
Назови часть речи.
Запиши слово в начальной форме.
Назови постоянный признак имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное.
Перечисли непостоянные признаки: число, род, падеж.
Укажи, каким членом предложения является.
- Мы можем проверить правильность выполнения задания? Каким образом? (в учебнике или справочнике)
- Откройте учебник на с.45 и сравните.
IV. Этап самостоятельного применения знаний.
Смена динамических поз
Смена за конторками (группа №2)
(напомнить о массажном коврике, обувь красиво стоит у коврика)
1. Работа с метками.
Метки (здоровье, труд, осень, витамины, разум)
А) Здоровье - богатырское, отменное, прекрасное
Б) Труд - важный, упорный, добросовестный
В) Осень - пышная, первоначальная, золотистая
Г) Витамины – полезные, волшебные, растительные
Д) Разум – философский, чувственный, волевой
Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Осень)
- Что объединяет остальные слова? (здоровье)
- Какое окончание вы напишете в словосочетании крепк… здоровье? Как вы понимаете это выражение?
2. Работа в парах (Упр.3, с.46)
- Прочитайте задание.
- Какая задача стоит перед нами? (Прочитать текст, найти и выписать слово по данной характеристике: имя прил., в полной форме, В.п., ед.ч., ж.р. – за дикую землю).
- Какая учебная задача не сформулирована, но её необходимо выполнить?
- Найдите лишнее слово (перечесть).
- Почему вы не выписали слово «гранитные»? (Ответы детей)
- Выполните морфологический разбор имени прилагательного, пользуясь алгоритмом).
- Оцените свою работу по заданным критериям. Сделайте вывод.
Смена динамических поз
Смена за конторками (группа №3)
(напомнить о массажном коврике, обувь красиво стоит у коврика)
Упражнение для профилактики нарушения зрения у детей - работа с офтальмотренажёром.
VI. Итог урока. Рефлексия
- Обратимся к маршрутному листу и выполним последнее задание.
Детям предлагается текст: «Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была ещё здорова, кричит громко и нетерпеливо… Девочка хитро улыбается и говорит:
- Передайте Томми, что я уже совсем здорова!»
- Необходимо определить, из какого произведения взят отрывок (А.И Куприн «Слон»)
- О чём идёт речь в тексте?
- Что помогло девочке выздороветь?
- Какие слова помогли нам понять, что девочка здорова (эпитеты: бодрая и свежая)
- Добрые дела, как и слова, лечат человека!
- Смогли ли мы решить поставленную в начале урока задачу?
(Восстановить порядок морфологического разбора имени прилагательного). (Ответы детей)
- Отметьте на «Дорожке достижений», где вы теперь находитесь.
(Заслушиваются некоторые ответы детей).
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо работали, «повторяли да учили - ум точили», а самое главное, я надеюсь, поняли, что «Наше здоровье в наших руках!».
VII. Домашнее задание.
Упр.4 (с.46) - по выбору: под №1 или №2
Подобрать пословицы о здоровье (по желанию).
-
-
-
ФИЗМИНУТКА
Если называю сущ. – руки вверх, прил. – руки в стороны, глаг. – руки вниз.
Слова:
бегун, побежал, пробежка, беглый;
похолодало, холодный, холод;
красивый, красота, покрасить, красочный;
побелить, белый, побелка, белизна.
Демченко Ирина Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №49 г. Белгорода