Урок русского языка в 6 классе «Морфологический разбор имени прилагательного»

2
0
Материал опубликован 28 May 2017

6 класс

18.01.2017

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Цель: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имен прилагательных.

Задачи:

Обеспечить усвоение учащимися порядка морфологического разбора имен прилагательных, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.

Формировать навыки правописания и самоконтроля

Расширять словарный запас учащихся;

Развитие умения обосновывать правильность написания;

Воспитывать активную личность;

Развивать речь, орфографическую зоркость;

Развивать внимание, наблюдательность,

Развивать познавательную активность учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать порядок морфологического разбора имен прилагательных; уметь правильно делать морфологический разбор имен прилагательных.

метапредметные: оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,  осуществлять речевой самоконтроль, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию

Средства обучения:  карточки, учебник : Русский язык. 5 класс. Ладыженская, Баранов, Тростенцова.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока
 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

   

Деятельность учащихся

УУД учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Проверим, готовы ли вы к уроку. Хорошо, начнем урок. Напишите число, классная работа.

Приветствие

Личностные: положительно относятся к учению.

Повторение ранее изученного

Словарный диктант.

Забираешься в лесную глушь, слышишь волчий вой, производит тягостное гнетущее впечатление, видит «лохмотья жалкой нищеты», плавает на белоснежном теплоходе, , смотришь на изнеможенное лицо, тащат тяжелую расшиву, обильным урожаем, с серебряными искорками, ранним зимним утром.

Лексическая минутка.

На доске оформлена таблица, прилагательные разбросаны в хаотичном порядке.

Ваша задача подобрать по одному прилагательному трех разрядов к существительным:

Пение           (радостное, лесное, птичье)

Игра              (веселая, детская, Вовина)

Мяч               (красивый, резиновый, сестрицын)

Воротник     (пушистый, лисий, мамин)

Часы              ( новые, серебряные, отцовы)

Синтаксический разбор.  

Яркое зимнее солнце распускает лучики по тяжелым от снега веткам.

(Повест., невоскл., простое, распр.)

Выполняют письменные задания. Производят взаимопроверку. Работают вместе с классом.

Познавательные: осуществляют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Подготовка к восприятию нового

Фронтальный опрос.

Имя прилагательное – это …..

Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?

Какие разряды имен прилагательных мы знаем?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: желают приобрести новые знания, умения.

Познавательные: принимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Формулировка цели и задач урока

Ребята, давайте еще раз обратим внимание на тему нашего урока и попробуем сформулировать цель, которую сегодня мы должны достигнуть.

Формулируют цель учебной деятельности  в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста и объяснения учителя.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Изучение нового материала

Давайте запишем текст, в нем подчеркните все прилагательные и определите род, число и падеж:

Я шел по узкой тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнатые белые ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю тяжелыми хлопьями. Долго еще дрожала в морозном воздухе снежная пыль (проверка правильности выполнения задания).

Откройте учебник на стр. 22.

Перед Вами порядок морфологического разбора имени прилагательного. Познакомьтесь с порядком разбора имени прилагательного.

Раздаются карточки с порядком разбора(на доске висят карточки с порядком разбора).

Работают с наглядными пособиями, отвечают на вопросы, под руководством педагога. Выполняют предоставленные задания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Познавательная: читают, слушают, извлекая нужную информацию.

Первичное закрепление материала

Теперь, я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательного «мохнатые» из второго предложения самостоятельно. (Вызвать кого-нибудь к доске).

Мохнатые ветки

 ветки (какие?) мохнатые     

Н.ф. – мохнатый.

2)  пост: качеств.     

Непост: мн.ч, И.п.  

ветки (какие?) мохнатые

В морозном воздухе

В воздухе (каком?) морозном   

Н.ф. – морозный

2)  пост: качеств.    

 Непост: ед.ч, м.р, П.п.  

в воздухе (каком?) морозном.

Оставшиеся прилагательные разбирают самостоятельно.

Формулируют собственные мысли.  В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют задачи, отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Динамическая пауза

Давайте немного отдохнем.

Когда я называю имя прилагательное, Вы присаживаетесь.

Калитка, мяч, синий, небо, урок, умный, красивый, снежинка, разминка, добрый, честный, солнце, утро.

Выполняют задание

Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя; умения контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Закрепление нового материала

Тест выдается на отдельных карточках.

Тематический тест.

1. Какое из слов является прилагательным?

а) выбор

б) казаться

в) вкусные

г) ласково

2. Какое из прилагательных является притяжательным?

а) красивый

б) куницын

в) оловянный

г) ветреный

3. Какое из прилагательных является качественным?

а) близки

б) птичьи

в) Васины

г) городской

4.  Какое из прилагательных является относительным?

а) обычный

б) точный

в) резкий

г) местный

5. Какое из прилагательных образовано сложением?

а) золотой

б) древнерусский

в) нужный

г) сложный

6.  Какое из прилагательных образовано суффиксальным способом?

а) морской

б) бездомный

в) бестолковый

г) безрадостный

7. Какое из прилагательных образовано приставочным способом?

а) ненужный

б) лесной

в) городской

г) деревянный

8. Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в следующем предложении: Как хороши и свежи были розы?

а) подлежащее

б) обстоятельство

в) определение

г) сказуемое

9. Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в следующем предложении: Неуклюжий медвежонок пробежал по площадке?

а) определение

б) подлежащее

в) дополнение

г) обстоятельство

10. Какая морфологическая характеристика прилагательного является верной?

а) молодого- прилаг., притяж., ед.ч, м.р., Р.п., определение

б) светлых – прилаг., качеств, в полной форме, мн.ч, Р.п., определение

в) с веселым – прилаг., относит., ед.ч., Т.п., м.р., опредение

 г) по снежному - прилаг., притяж., ед.ч, м.р., Р.п., определение

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5 – б; 6 – а; 7 – а; 8 – г; 9 – а; 10 – б.

Выполнив тест, учащиеся проверяют ответы, которые записаны на доске.

Самостоятельная работа

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Подведение итогов урока

Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, как называлась наша тема? (Морфологический разбор имени прилагательного). Что нового вы сегодня узнали?

Оценивают свои знания, отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации.

Личностные: понимают в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни.

Рефлексия

«Лесенка успеха»

Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. На нижней у человечка руки опущены и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Верхняя ступенька с человечком с поднятыми вверх руками. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют уровень знаний.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Домашнее задание

Порядок разбора имени прилагательного выучить, выполнить упр. 351.

По желанию.

Упр.354

На дополнительную оценку. Придумать четверостишие про имя прилагательное.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации