Урок русского языка на тему «Определение имени прилагательного» (3 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО»
3 класс
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Туманова Оксана Львовна
Котлас, 2020 г.
Тема: Определение имени прилагательного.
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: расширение понятийной базы об имени прилагательном за счет включения в неё новых элементов.
Задачи:
– Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.
– Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.
Оборудование раздаточный материал для работы в группах.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
Организационный момент. |
Добрый день! Улыбнитесь те, у кого сегодня хорошее настроение. А теперь те, у кого сегодня плохое настроение. Улыбка подняла настроение всем без исключения. На этой положительной ноте мы и начнём наш урок. Словарная работа Вам нужно будет угадать слова по описанию и записать их в столбик. Круглое, сладкое, ароматное (яблоко) Бывает красная, чёрная, белая (смородина) Аккуратный, добрый, внимательный (человек) Жёлтое, лучистое, яркое (солнце) Оранжевый, пахучий, округлый (апельсин) Поставьте ударение, обозначьте орфограмму. Работа в парах. Проверьте работу соседа и оцените её. Поднимите руку, кто успешно справился с заданием. Кому необходимо поработать над написанием этих слов? |
Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. Обобщать и классифицировать их по признакам.
Коммуникативные УУД Умение работать в паре.
Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Формулирование темы и планирование деятельности на уроке. |
-Вспомните, какие слова вам помогли определить предметы, которые мы сейчас записывали. (ответы обучающихся: круглое, добрый, жёлтое…) -Что они обозначают? (признак предмета) -Как вы думаете, о каких словах пойдёт речь на уроке? Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (ответы обучающихся: имя прилагательное) -Скажите, пожалуйста, а что мы уже знаем про имя прилагательное? (ответы обучающихся: это часть речи, которая связана с именем существительным, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?) -Тогда попробуйте поставить задачи на этот урок. (ответы обучающихся : узнать, как изменяются имена прилагательные) |
Регулятивные УУД Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Личностные УУД Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Актуализация знаний. |
-Попробуйте предположить, что означает название части речи- имя прилагательное. ( ответы обучающихся) -Проверим ваши предположения , прочитав текст упражнения 308 с. 77 ( Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление».) -К чему «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные? (ответы обучающихся: имена прилагательные «присоединяются» к именам существительным) |
Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из текстов. Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
|
Открытие новых знаний. |
Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи. Работа в группах. На с. 76 изображены ландыш, роза, солнце, дети. В течение двух минут подберите к этим существительным имена прилагательные. (Ученики в группах подбирают имена прилагательные к существительным, изображённым на рисунках) -Послушаем командиров групп, что у вас получилось. - Какие вопросы мы можем поставить к полученным именам прилагательным? -Как вы думаете, почему мы задавали разные вопросы? Сделайте вывод. (Постановка вопросов зависит от имён существительных, с какими связано имя прилагательное. Если имя существительное ж.р., то вопрос какая?, м.р. вопрос какой?, ср.р. вопрос какое?,) -Приведите свои примеры. -Для чего нужны имена прилагательные в речи? (они связаны с именами существительными, они украшают нашу речь.) -Попробуйте сформулировать правило, что же такое имя прилагательное? 2. Работа с определением на с.77 -Прочитайте определение на с. 77. - Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Они изменяются по родам и числам.) ФИЗМИНУТКА
|
Познавательные УУД Обобщать и классифицировать по признакам Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные УУД Умение работать в группе. Оформлять свои мысли в устной форме.
|
Развитие умений. |
В начале урока мы с вами записали словарные слова. Подберите к ним по два прилагательных и запишите в тетрадь. Определите род и число прилагательных. (проверка) Работа по вариантам. 1 вариант-записать 5 имён прилагательных мужского рода. 2 вариант-записать 5 имён прилагательных женского рода. 3 вариант-записать 5 имён прилагательных среднего рода. (проверка-назвать 1 прилагательное, повторять нельзя) Творческая работа. Упражнение 306 с. 76. Трёх художников попросили нарисовать лес. Вот, что у них получилось. ( на первом рисунке изображён осенний лес, на втором- берёзовая роща, на третьем-еловый лес.) Как ты думаешь, почему все рисунки получились разные? Выбери один рисунок и запиши, какой лес на нём изображён. (Например: Художник изобразил сосновый бор. Все сосны высокие, стройные. Лес густой, тёмный.) -Какие слова вам помогли «нарисовать картинку леса»? |
Познавательные УУД На основе анализа объектов делать выводы. Выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Итог урока . Рефлексия. |
Итак, какие задачи мы ставили на урок? ( Узнать новое по теме «Имя прилагательное») -Что вы узнали? (Имена прилагательные изменяются по родам и числам.) -Что у вас на уроке получилось лучше всего? (ответы обучающихся) -Какие трудности испытали? ( ответы обучающихся) -Поднимите правую руку и с помощью пальцев оцените свою работу на уроке. |
Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Домашнее задание. |
Выучить правило на с. 77, уметь приводит свои примеры. |
|
Использованная литература
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2.Москва «Баласс, 2012
Е.В. Бунеева, М.А.Яковлева. Методические рекомендации для учителя. Москва «Баласс», 2002
5