Урок русского языка в 3 классе «Повторение имени существительного и имени прилагательного»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока русского языка в 3 классе
Тема урока: Повторение имени существительного и имени прилагательного
Целевые установки урока:
Предметные:
1) закрепить знания учащихся об именах существительных и именах прилагательных;
2) определять связь имени прилагательного с именем существительным;
3) закрепить умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное « с орфограммами;
4) закрепить умение работать со словом.
Метапредметные:
1) развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи ;
2) прогнозировать предстоящую работу;
3) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;
4)развивать умение слушать и понимать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение работать в паре, в группе;
Личностные:
1) учить умению проводить самооценку на основе контроля, коррекции оценки партнёра
Оборудование урока: задания на экране проектора
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
— Доброе утро, солнце, доброе утро, небо, доброе утро всем нам!
2. Актуализация знаний. Разминка ума.
На экране: 1) Найдите закономерность:
Театр Библиотекарь
Зритель актёр, книги, читатель, библиотекарь,
любитель
бежать кричать
стоять молчать, ползать, шуметь, звать,
плакать
— Определите, в каких отношениях находятся пары слов:
Окунь – плавник( целое – часть)
Тополь – берёза ( вид-вид)
Засуха – неурожай ( причина – следствие)
Январь – февраль ( последовательность)
Насекомое – божья коровка (род – вид)
Приезд – отъезд ( противоположность)
Корова – пастбище( функциональные отношения)
Победа –радость ( причина – следствие)
3. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. Постановка учебной задачи.
А. — Какие части речи представлены в предыдущем задании?
Докажите.
— Какой части речи нет? (имени прилагательного)
— К какой части речи мы можем добавить имя прилагательное?
— Какую задачу мы можем перед собой поставить?( написать словосочетания (имя прилагательное + имя существительное)
— Как можно усложнить задачу? ( имя прилагательное с орфограммой)
— Как будут связаны между собой имена прилагательные и имена существительные?) (согласованы в роде ,числе и падеже)
— Как можно классифицировать словосочетания? (по родам)
— 1 вариант – первые четыре пары с орфограммами
2 вариант – следующие четыре пары с орфограммами
Работа в парах: - Договоритесь с соседом, как разделите 4 пары слов.
Самостоятельная работа
У доски: 1 ученик – «прилагательное + существительное мужского рода; 2 ученик – женского рода, 3 ученик – среднего рода.
Взаимопроверка и оценивание.
Б. Физкультминутка
В.Работа в группах.
Задание: -Выбрать словосочетания « имя прилагательное + имя существительное» и просклонять: 1 группа- среднего рода;
2 группа – мужского рода, 3 группа – женского рода.
Проверка ( дети в группах договариваются, кто отвечает, остальные группы слушают и замечают ошибки, только после ответа исправляют их)
Г. Игра « Да « или «нет»
Учитель: Я задумала слово. Вы задаёте вопросы, ответы только « да « или « нет». (слово «весна»)
Работа в группах : дети работают со словом «весна» (словосочетания, разборы, родственные слова, предложения и т.д)
Проверка.
4. Самостоятельная работа
— Из придуманных предложений выписывают: 1вариант – имя существительное, 2 вариант- имя прилагательное и делают морфологический разбор на перфокартах.
Проверка учителем
5. Рефлексия
— Что удалось на уроке?
— Какие задания показались трудными?
— Как оцените работу в паре, в группе?
— Что особенно понравилось на уроке? Что не понравилось? И т.д.
6. Домашнее задание.
Написать 10 словосочетаний «имя прилагательное + имя существительное» с орфограммами и в существительном, и в прилагательном.