12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шеметова Ольга Андреевна18

Конспект урока

Дата: 21.09.2018

Школа: МОУ «Зеленовкая СШ» во Фроловском районе

Класс: 4 «Б»

УМК: «Начальная школа XXI века»

Проводящий: Шеметова О.А.

Тема: «Повторяем признаки имени прилагательного»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Совершенствовать умения учащихся в определении рода, падежа у имён прилагательных и в првописании окончаний имен прилагательных.

Задачи:

Обучающие: обобщить знания об имени прилагательном и его связях с именем существительным

Развивающие: формировать умение правильно употреблять существительные и прилагательные в речи, развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник Иванова С.В. стр 39-41, тетрадь, ручка, карандаш.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Ольга Андреевна Урок русского языка сегодня проведу у вас я.

Сегодня мы с вами должны плодотворно поработать, чтобы наша совместная работа была успешной.

Приветствуют, садятся

 Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,

   Регулятивные: 

эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Минутка чистописания

- Откройте тетради, запишите «21 сентября. Классная работа.». Сейчас проведем минутку чистописания.

- Запишем следующее предложение.

(Запись на доске)

Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок (Эрих Мария Ремарк)

Открывают тетради, записывают число, «Классная работа». Записывают.

 

III. Актуализация опорных знаний

Целеполагание

- На доске записан отрывок из стихотворения Э. Мошковской, прочитайте его про себя и найдите в нем прилагательные.

Теперь там дождь косой

Беседует часами

Кленовый жёлтый лист

С березовым сошлись –

Сошлись туда беседовать,

На холода посетовать

- Назовите прилагательные, которые вы нашли.

- Что такое имя прилагательное?

- Как вы нашли имена прилагательные?

Выпишите прилагательные, которые вы назвали.

- Сегодня мы более подробно поговорим об изменении прилагательного по родам, числам и падежам. На уроке мы должны вспомнить признаки имени прилагательного, и вспомнить, как пишутся безударные окончания имен прилагательных.

- Прилагательные: косой (дождь), Кленовый желтый(лист).

- Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

- Мы задавали вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

Выписывают.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Осознание ценности русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

Познавательные:

Овладение разными видами чтения и аудирования;

извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ

Коммуникативные:

Овладение приемами рационального слушания.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий на практике.

Работа с рубрикой «Вспомни изученное»

Работа в парах с карточками.

Работа с рубрикой «Давай подумаем»

Упражнения в определении рода, числа и падежа имен прилагательных

Работа с рубрикой «Вспомни изученное»

- Откройте учебники стр. 39 упражнение 1.

- Прочитайте задание.

- Прочитайте словосочетания.

- Почему же выделенные словосочетания лишние?

-Что называют имена прилагательные?

- Почему в оставшихся сочетаниях слов признак, который назван прилагательным, не является лишним.

- Молодцы. Теперь обратимся к рубрике «Вспомни изученное». Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи?

- Верно. Предлагаю вам взять карточки на партах, прочитать текст и найти в нем и подчеркнуть:

1 ряд найдет все качественные прилагательные,

2 ряд – относительные,

3 ряд - притяжательные.

Лес зимой.

(1) Красив, чудесен лес зимой. (2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы.(3) Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез..

Проверка (устно).

- Молодцы. Ребята, давайте вспомним, какие прилагательные имеют полную и краткую форму?

- Найдите в тексте полные и краткие формы прилагательных.

- Молодцы. Но из ряда признаков у нас некоторые остались.

- К какой части речи относятся признак одушевленности и неодушевленности?

- К какой части речи относятся признак личные?

- К какой части речи относятся признак собственные или нарицательные?

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились.

- Обратимся к рубрике «Давай подумаем». Прочитайте задание.

- Прежде чем ответить на вопрос давайте вспомним постоянные (неизменяемы) и непостоянные (изменяемые) признаки имени прилагательного.

- Назовите постоянные признаки.

- Назовите непостоянные признаки.

- Молодцы. Теперь закончим предложения.

- - Какой же сделаем вывод? Как мы определяем род, число и падеж имен прилагательных?

- Каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное.

- Выполним упр.2. Прочитайте задание.

- Так можем ли мы только по окончанию определить их род число и падеж? Почему?

Как же определить род имен прилагательных?

- Обратимся снова к рубрике «Вспомни изученное» на стр.40.

- Какая форма прилагательного называется начальной формой? Выбери правильный ответ.

 

- Почему в выделенных сочетаниях слов прилагательные лишние?

- Резиновые сапоги, дождливая осень, маленький малыш, летний ветер, яркая звезда, холодный лед, горячий напиток.

- В этих словосочетаниях прилагательные указывают лишний признак.

- Имена прилагательные называют признак предмета.

- Потому что сапоги, например, могут быть резиновыми, а могут быть кожаными. Эти прилагательные уточняют существительное.

- Качественные, относительные, притяжательные, род, число, падеж, полная и краткая форма.

1 ряд. Качественные прилагательные: красив, чудесен, глубокие, чистые, белыми, молодых.

2 ряд. Относительные прилагательные: кружевными (арками)

3 ряд. Притяжательные прилагательные: лесными (тропинками)

- Полную и краткую форму имеют только качественные прилагательные.

- Краткие прилагательные: красив, чудесен (лес), полные: глубокие, чистые, белыми, молодых.

- Одушевленность и неодушевленность – признак имени существительного.

- Личными могут быть местоимения.

- Собственными или нарицательные могут быть существительные.

- Если имя существительное женского рода стоит в родительном падеже единственного числа, то что можно сказать о роде, числе и падеже связанного с ним имени прилагательного? К постоянным или непостоянным признакам следует отнести род имен прилагательных? Закончи предложение, выбирая нужное из скобок.

- Качественное прилагательное, относительное или притяжательное.

- Род (в ед.ч.), число, падеж (у полных форм).

- Имена существительные изменяются по числам и падежам.

- Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

 

1)Имена прилагательные стоят в том же роде, что и существительные, к которым они относятся.

2)Прилагательные изменяются по родам в зависимости от существительного.

- Чаще всего в предложениях прилагательные выступают в роли согласованного определения.

- Прочитай. Обрати внимание на окончания прилагательных. Можно ли только по окончанию определить их род число и падеж?

- Нет, потому что окончание –ой, может быть у прилагательного м.р., ед.ч., И.п. (золотой ключик), а может быть у прилагательного ж.р., ед.ч, Т.п. (золотой медалью).

- Окончание – ого может быть у прилагательного м.р., ед.ч. Р.п. (нет сильного ветра), может быть у прилагательного ср.р., ср.р., Р.п. (нет сильного чувства).

- 2) И.п, ед.ч., м.р.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Познавательные:

Овладение приёмами отбора и систематизации материала;

Анализ, сравнение, группировка;

 

Преобразование информации, действие по алгоритму;

контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Регулятивные:

осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные:

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями;

Овладение монологической и диалогической формами речи;

адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям

конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

VI. Физминутка

- Пора немного отдохнуть. Встаньте. Выйдете из-за парт, сейчас мы немного разомнемся и поиграем.

- Я буду читать слова, а вы…

*если слово м.р. будете хлопать;

*если ж.р прыгать;

*если ср. р. – приседать.

- Проверим кто самый внимательный.

- Чистый (воздух)

- Яркая (лампа)

- Жаркое (Лето)

- Шутливое (поздравление)

- Добрый (мальчик)

- Зеленое (покрывало)

- Скалистое (побережье)

- Гладкий (лед)

- Ловкий (наездник)

Похвалить самых внимательных.

Хлопают

Прыгают

Приседают

Приседают

Хлопают

Приседают

Приседают

Хлопают

Хлопают

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

умение выделить нравственный аспект поведения;

готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

VII. Обобщение и систематизация знаний

Выполним упр.3. Прочитайте задание.

- Как определяется род, число падеж прилагательных?

- Каким членом предложения чаще всего бывают прилагательные?

- Спиши текст. Употреби имена прилагательные в нужной форме. Обозначь их окончания, определи род число и падеж. Определи, каким членом предложения является каждое предложение в тексте.

Записывают предложения, комментируя выбор нужной формы прилагательного и определяя род, число и падеж.

(По) влажной лесной (темноте)- ж.р., ед.ч., Т.п;

Ясное (небо) – ср.р., ед.ч., В.п.;

Далекую (окрестность) - ж.р., ед.ч., В.п.;

Ясные (лучи) - мн.ч., В.п.;

Шаловливый (ветерок) - м.р., ед.ч., В.п.;

(Под) лесной (тенью) - ж.р., ед.ч., Т.п.;

(На) открытую (равнину) - ж.р., ед.ч., В.п.;

(Не) слабым (ручейком) - м.р., ед.ч., Т.п.;

Могучей (рекой) - ж.р., ед.ч., Т.п.;

- По существительному, от которого они зависят.

- Определением.

Регулятивные:

умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном.


 


 

Познавательные:

анализ, классификация;

понимание текстов, извлечение необходимой информации.

VIII. Рефлексия

- Сделаем вывод:

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как определяется род, число падеж прилагательных?

- Каким членом предложения чаще всего бывают прилагательные?

- У каких частей речи род – постоянный признак, а у каких нет?

- Можно ли определить род, число и падеж имени прилагательного во множественном числе?

- Какие признаки предметов могут обозначать имена прилагательные?

Выставление оценок.

 

- Какой? Какая? Какое? Какие?

- По родам, числам и падежам.

- По существительному, от которого они зависят.

- Определением.-

- У имен существительных род – постоянный признак, а у имен прилагательных нет.


 

- Во множественном числе нельзя определить род имени прилагательного, а число и падеж можно.


 

- Температуру, цвет, возраст, продолжительность и т.д.

Личностные:

оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Регулятивные:

саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.  

инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

IX. Домашнее задание

Учебник с.40 упр. 3 доделать, словосочетание «ясное небо» - сделать морфологический разбор.

Записывают в дневник

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.