Урок русского языка в 3 классе на тему «Повторяем признаки имени прилагательного»
Конспект урока
Дата: 21.09.2018
Школа: МОУ «Зеленовкая СШ» во Фроловском районе
Класс: 4 «Б»
УМК: «Начальная школа XXI века»
Проводящий: Шеметова О.А.
Тема: «Повторяем признаки имени прилагательного»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Совершенствовать умения учащихся в определении рода, падежа у имён прилагательных и в првописании окончаний имен прилагательных.
Задачи:
Обучающие: обобщить знания об имени прилагательном и его связях с именем существительным
Развивающие: формировать умение правильно употреблять существительные и прилагательные в речи, развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник Иванова С.В. стр 39-41, тетрадь, ручка, карандаш.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности |
- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Ольга Андреевна Урок русского языка сегодня проведу у вас я. Сегодня мы с вами должны плодотворно поработать, чтобы наша совместная работа была успешной. |
Приветствуют, садятся |
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Минутка чистописания |
- Откройте тетради, запишите «21 сентября. Классная работа.». Сейчас проведем минутку чистописания. - Запишем следующее предложение. (Запись на доске) Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок (Эрих Мария Ремарк) |
Открывают тетради, записывают число, «Классная работа». Записывают. |
|
III. Актуализация опорных знаний Целеполагание |
- На доске записан отрывок из стихотворения Э. Мошковской, прочитайте его про себя и найдите в нем прилагательные. Теперь там дождь косой Беседует часами Кленовый жёлтый лист С березовым сошлись – Сошлись туда беседовать, На холода посетовать - Назовите прилагательные, которые вы нашли. - Что такое имя прилагательное? - Как вы нашли имена прилагательные? Выпишите прилагательные, которые вы назвали. - Сегодня мы более подробно поговорим об изменении прилагательного по родам, числам и падежам. На уроке мы должны вспомнить признаки имени прилагательного, и вспомнить, как пишутся безударные окончания имен прилагательных. |
- Прилагательные: косой (дождь), Кленовый желтый(лист). - Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? - Мы задавали вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Выписывают. |
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Осознание ценности русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Познавательные: Овладение разными видами чтения и аудирования; извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ Коммуникативные: Овладение приемами рационального слушания. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий на практике. Работа с рубрикой «Вспомни изученное» Работа в парах с карточками. Работа с рубрикой «Давай подумаем» Упражнения в определении рода, числа и падежа имен прилагательных Работа с рубрикой «Вспомни изученное» |
- Откройте учебники стр. 39 упражнение 1. - Прочитайте задание. - Прочитайте словосочетания. - Почему же выделенные словосочетания лишние? -Что называют имена прилагательные? - Почему в оставшихся сочетаниях слов признак, который назван прилагательным, не является лишним. - Молодцы. Теперь обратимся к рубрике «Вспомни изученное». Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи? - Верно. Предлагаю вам взять карточки на партах, прочитать текст и найти в нем и подчеркнуть: 1 ряд найдет все качественные прилагательные, 2 ряд – относительные, 3 ряд - притяжательные. Лес зимой. (1) Красив, чудесен лес зимой. (2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы.(3) Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.. Проверка (устно). - Молодцы. Ребята, давайте вспомним, какие прилагательные имеют полную и краткую форму? - Найдите в тексте полные и краткие формы прилагательных. - Молодцы. Но из ряда признаков у нас некоторые остались. - К какой части речи относятся признак одушевленности и неодушевленности? - К какой части речи относятся признак личные? - К какой части речи относятся признак собственные или нарицательные? - Молодцы, ребята, вы хорошо справились. - Обратимся к рубрике «Давай подумаем». Прочитайте задание. - Прежде чем ответить на вопрос давайте вспомним постоянные (неизменяемы) и непостоянные (изменяемые) признаки имени прилагательного. - Назовите постоянные признаки. - Назовите непостоянные признаки. - Молодцы. Теперь закончим предложения. - - Какой же сделаем вывод? Как мы определяем род, число и падеж имен прилагательных? - Каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное. - Выполним упр.2. Прочитайте задание. - Так можем ли мы только по окончанию определить их род число и падеж? Почему? Как же определить род имен прилагательных? - Обратимся снова к рубрике «Вспомни изученное» на стр.40. - Какая форма прилагательного называется начальной формой? Выбери правильный ответ. |
- Почему в выделенных сочетаниях слов прилагательные лишние? - Резиновые сапоги, дождливая осень, маленький малыш, летний ветер, яркая звезда, холодный лед, горячий напиток. - В этих словосочетаниях прилагательные указывают лишний признак. - Имена прилагательные называют признак предмета. - Потому что сапоги, например, могут быть резиновыми, а могут быть кожаными. Эти прилагательные уточняют существительное. - Качественные, относительные, притяжательные, род, число, падеж, полная и краткая форма. 1 ряд. Качественные прилагательные: красив, чудесен, глубокие, чистые, белыми, молодых. 2 ряд. Относительные прилагательные: кружевными (арками) 3 ряд. Притяжательные прилагательные: лесными (тропинками) - Полную и краткую форму имеют только качественные прилагательные. - Краткие прилагательные: красив, чудесен (лес), полные: глубокие, чистые, белыми, молодых. - Одушевленность и неодушевленность – признак имени существительного. - Личными могут быть местоимения. - Собственными или нарицательные могут быть существительные. - Если имя существительное женского рода стоит в родительном падеже единственного числа, то что можно сказать о роде, числе и падеже связанного с ним имени прилагательного? К постоянным или непостоянным признакам следует отнести род имен прилагательных? Закончи предложение, выбирая нужное из скобок. - Качественное прилагательное, относительное или притяжательное. - Род (в ед.ч.), число, падеж (у полных форм). - Имена существительные изменяются по числам и падежам. - Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
1)Имена прилагательные стоят в том же роде, что и существительные, к которым они относятся. 2)Прилагательные изменяются по родам в зависимости от существительного. - Чаще всего в предложениях прилагательные выступают в роли согласованного определения. - Прочитай. Обрати внимание на окончания прилагательных. Можно ли только по окончанию определить их род число и падеж? - Нет, потому что окончание –ой, может быть у прилагательного м.р., ед.ч., И.п. (золотой ключик), а может быть у прилагательного ж.р., ед.ч, Т.п. (золотой медалью). - Окончание – ого может быть у прилагательного м.р., ед.ч. Р.п. (нет сильного ветра), может быть у прилагательного ср.р., ср.р., Р.п. (нет сильного чувства). - 2) И.п, ед.ч., м.р. |
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Познавательные: Овладение приёмами отбора и систематизации материала; Анализ, сравнение, группировка;
Преобразование информации, действие по алгоритму; контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Регулятивные: осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями; Овладение монологической и диалогической формами речи; адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; |
VI. Физминутка |
- Пора немного отдохнуть. Встаньте. Выйдете из-за парт, сейчас мы немного разомнемся и поиграем. - Я буду читать слова, а вы… *если слово м.р. будете хлопать; *если ж.р прыгать; *если ср. р. – приседать. - Проверим кто самый внимательный. - Чистый (воздух) - Яркая (лампа) - Жаркое (Лето) - Шутливое (поздравление) - Добрый (мальчик) - Зеленое (покрывало) - Скалистое (побережье) - Гладкий (лед) - Ловкий (наездник) Похвалить самых внимательных. |
Хлопают Прыгают Приседают Приседают Хлопают Приседают Приседают Хлопают Хлопают |
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения; готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
VII. Обобщение и систематизация знаний |
Выполним упр.3. Прочитайте задание. - Как определяется род, число падеж прилагательных? - Каким членом предложения чаще всего бывают прилагательные? |
- Спиши текст. Употреби имена прилагательные в нужной форме. Обозначь их окончания, определи род число и падеж. Определи, каким членом предложения является каждое предложение в тексте. Записывают предложения, комментируя выбор нужной формы прилагательного и определяя род, число и падеж. (По) влажной лесной (темноте)- ж.р., ед.ч., Т.п; Ясное (небо) – ср.р., ед.ч., В.п.; Далекую (окрестность) - ж.р., ед.ч., В.п.; Ясные (лучи) - мн.ч., В.п.; Шаловливый (ветерок) - м.р., ед.ч., В.п.; (Под) лесной (тенью) - ж.р., ед.ч., Т.п.; (На) открытую (равнину) - ж.р., ед.ч., В.п.; (Не) слабым (ручейком) - м.р., ед.ч., Т.п.; Могучей (рекой) - ж.р., ед.ч., Т.п.; - По существительному, от которого они зависят. - Определением. |
Регулятивные: умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном.
Познавательные: анализ, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации. |
VIII. Рефлексия |
- Сделаем вывод: - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? - Как изменяются имена прилагательные? - Как определяется род, число падеж прилагательных? - Каким членом предложения чаще всего бывают прилагательные? - У каких частей речи род – постоянный признак, а у каких нет? - Можно ли определить род, число и падеж имени прилагательного во множественном числе? - Какие признаки предметов могут обозначать имена прилагательные? Выставление оценок. |
- Какой? Какая? Какое? Какие? - По родам, числам и падежам. - По существительному, от которого они зависят. - Определением.- - У имен существительных род – постоянный признак, а у имен прилагательных нет.
- Во множественном числе нельзя определить род имени прилагательного, а число и падеж можно.
- Температуру, цвет, возраст, продолжительность и т.д. |
Личностные: оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности Регулятивные: саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний; Коммуникативные: умение выражать свои мысли. инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации. |
IX. Домашнее задание |
Учебник с.40 упр. 3 доделать, словосочетание «ясное небо» - сделать морфологический разбор. |
Записывают в дневник |