12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Методические рекомендации «Организация процесса самообразования педагогических работников»

Составитель:

Фомичева С.В.,

Старший методист

...Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование

во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые

вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое

знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".

К. И. Чуковский

Организация процесса самообразования педагогических работников

Методические рекомендации

Алгоритм работы над темой самообразования:

Выбор темы на основе проблемного анализа.

Определение цели и задач.

Проектирование результата работы.

Определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет).

Подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой.

Выбор источников самообразования.

Анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях. Написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Рекомендации по выбору темы по самообразованию:

Тема, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:

актуальность;

учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;

тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

Цели самообразования:

повышение профессиональной компетентности;

расширение педагогических и психологических знаний;

углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития …;

овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

повышение общего культурного уровня.

Для молодых специалистов:

адаптация педагогической деятельности,

осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;

формирование основ педагогического мастерства.

Для педагогов, которые работают больше 5 лет:

усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;

овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности;

формирование умений анализировать научно-методическую литературу;

применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творческих учителей:

актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;

проявление творческого потенциала педагога;

развитие проектной, исследовательской деятельности.

Результат самообразования:

В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок:

повышение качества работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

новые формы, методы и приемы воспитания, развития, коррекции;

доклады, выступления;

дидактические, наглядные материалы, тесты;

методические рекомендации по применению новой информационной технологии;

проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
 

Формы представления результатов самообразования:

Презентация опыта работы.

Презентация рабочей программы.

Доклад.

Защита проекта.

Аналитический отчет, аналитическая справка.

Методическое пособие, методические рекомендации.

Открытое занятие.

Проведение семинара, консультации.

Занятия - практикумы (тренинги).

Лекция.

Статьи, публикации.

Мастер-классы.

Оформление материалов по самообразованию

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Документы по самообразованию:

Программа по самообразованию (на весь период работы над темой).

План по самообразованию (ежегодный).

Банк информационно-методических материалов:

список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);

список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов;

библиотека – печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам);

медиатека - аудио, видео- материалы, компьютерные программы, электронные документы.

Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи...).

Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).

Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности.

Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы…).

Аналитические материалы.

ПРОГРАММА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

Образец титульного листа

 

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное казенное учреждение «_______________»

Программа по самообразованию

Тема:

 

Составитель:

Ф.И.О.,

Должность,

категория

Г. ______

2012

Шрифт – 12,14, Times New Roman

 

Интервал между между учреждений на именованиями учреждений – 1 строка

 

 

Наименование документа – шрифт рекомендуется рекомендуется не более 20

Шрифт – 12,14, Times New Roman

Шрифт – 12,14, Times New Roman



 

Пояснительная записка

Актуальность темы:

Цель:

Задачи:

....

....

....

Этапы и сроки реализации программы самообразования: …

Примерная структура пояснительной записки:

Вводная характеристика выявленной(ых) проблем(ы), степень неразрешенности проблем(ы).

Обоснование актуальности темы самообразования для решения выявленных проблем, возникших затруднений. Обоснование необходимости разработки и освоения содержания темы («Что я хочу сделать и почему?»).

При формулировании цели указать непосредственно результат деятельности, при определении задач указать конкретные шаги для достижения цели.

Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность).

Методика самообразовательной работы («Каким образом я хочу достигнуть результата»).

Теоретический базис программы (основные положения, с помощью которых педагог планирует осуществлять свою самообразовательную деятельность).

Тезаурус (понятийный словарь).

Планирование деятельности по самообразованию

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Продукт деятельности Предполагаемый результат

Способ, форма предъявления результата проделанной работы

1. Диагностический

Анализ затруднений, выявление проблем.

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, выбранной теме.

Выявление противоречий.

Выбор темы.

Знакомство с локальными, областными, федеральными нормативно-правовыми актами.

Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими ресурсами.

Изучение информационных ресурсов (книги, периодические издания, медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по теме.

Изучение опыта работы коллег.

Определение форм организации самообразования.

Разработка календарного плана индивидуальной работы.

1 год работы над темой

Выбор темы для самообразования.

Список литературы, электронных ресурсов.

Банк информационно-методических материалов (книги, конспекты, ксерокопии...).

Педагогические записки.

Аналитическая записка.

План индивидуальной работы по самообразованию.

Собеседование с администрацией.

Обсуждение на МО.

Выступление на педсовете.

2. Прогностический

Обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны.

Определение цели и задач работы.

Формулировка гипотезы.

Прогнозирование результата.

Проектирование собственного педагогического поиска. Выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске).

1 год работы над темой

Программа по самообразованию.

Презентация программы на педсовете, МО.

Собеседование с администрацией.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

3. Практический

Подготовка материальной базы.

Формирование банка методических материалов.

Формирование банка диагностических материалов, документов по мониторингу профессиональной деятельности.

Формирование банка электронных ресурсов.

Изучение литературы, электронных ресурсов, ИКТ.

Апробация, проверка эффективности новых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов.

Разработка программно-методического комплекса обеспечения образовательного процесса (указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности: авторские программы, календарно-тематичес-
кое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактические материалы, тестовые задания).

Отслеживание процесса работы по теме самообразования, промежуточных результатов, ведение мониторинга деятельности, развития детей.

Корректировка темы, содержания работы в связи с изменившимися условиями, обстоятельствами на основе анализа деятельности.

Посещение семинаров, заседаний МО, круглых столов, консультаций, практикумов...

Обучение на курсах повышения квалификации.

Участие в работе творческих групп.

2-3 год работы над темой

Рабочая программа.

Авторская программа.

Календарно-тематичес-
кое планирование.

Конспекты занятий.

Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий.

Список литературы, электронных ресурсов.

Тематические подборки, библиотека, медиатека по теме самообразования.

Мониторинг профессиональной деятельности.

Мониторинг развития детей.

Информационно-аналитические материалы.

Собеседование с администрацией.

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на педсовете, МО.

Презентация опыта работы на конференциях, семинарах городского, областного, российского уровня.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Открытые занятия.


 

4. Обобщающий

Обработка данных

Анализ работы. Подведение итогов.

Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

Оформление и описание результатов по теме.

Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.

Представление результатов работы.

Определение перспективных направлений работы.

4, 5 год работы над темой

Мониторинг профессиональной деятельности, развития детей.

Методические рекомендации, пособия.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитические материалы.

Аналитический отчет.

Портфолио педагога.

Выход на аттестацию.

Статьи, публикации.

Собеседование с администрацией.

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на различных уровнях.

Участие в конференциях, семинарах различного уровня с презентацией опыта работы.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Открытые занятия.

Проведение семинаров, консультаций, круглых столов.

5. Внедренческий

Использование опыта работы в процессе профессиональной деятельности.

Распространение опыта.

В ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

Проектная деятельность.

Методические рекомендации, пособия.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитический отчет.

Статьи, публикации.

Участие в профессиональных конкурсах.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома, в сетевых сообществах, на образовательных порталах.

Мастер-классы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ГОД

 

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное казенное учреждение «_______________»

ПЛАН РАБОТЫ 
Ф.И.О., должность _____________ 
над темой по самообразованию 
________________________ 
на _______ учебный год

Цель:

Задачи:

....

....

....

Этап работы над темой самообразования:

Направление, содержание деятельности

Сроки

Отметка
о выполнении

1

Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов, направлений работы.

 

 

2

Составление плана работы над темой

 

 

3

Составление списка литературы по теме

 

 

4

Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме

 

 

5

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности

 

 

6

Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности

 

 

9

 Мониторинг педагогической деятельности

 

 

10

 Подготовка выступлений на ...

 

 

11

 Участие в ...

 

 

12

 Систематизация материалов по теме

 

 

13

Создание ...

   

14

Формирование банка...

   

15

 Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию

 

 


 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

Ф,ИО, должность ____________________________________ за 20__ - 20__ уч.г.

Литература, изученная по данной проблеме:_______________________________________________

Основные направления в работе:

а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.

б) выступления на методических объединениях, педагогческих совещанях по темам:

______________________________________________________________

в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: ______________________________________________________________

г) другое______________________________________________________

3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования

______________________________________________________________

4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: ______________________________________________________________

а) какие методы, формы использовали? _____________________________________________________________

б) какой результат достигнут? ______________________________________________________________

5. В каком направлении будет продолжена работа по самообразованию:

а) составление списка литературы, ее изучение ______________________________________________________

б) обобщение диагностического материала _____________________________________________________________

в) выступление на МО, педсовете и т.д. ______________________________________________________________

г) обобщение опыта ______________________________________________________________

другое________________________________________________________

Опубликовано в группе «Методическая копилка(транслируем опыт и делимся разработками)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.